СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация личности учащихся – роль школы на каждом этапе развития ребенка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете, в котором рассматриваются возрастные этапы становления социально-профессионального становления.

Просмотр содержимого документа
«Социализация личности учащихся – роль школы на каждом этапе развития ребенка»

Выступление директора школы Емельяновой В.И.

на педсовете от 09.01.2017 г.


«Социализация личности учащихся – роль школы на каждом этапе развития ребенка»


Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений – все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми и создания условий для их нормального социального развития.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена следующая цель образования: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества.

Согласно Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (от 18.12.2006г. № 1760-р) приоритетным направлением государственной молодежной политики является вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России.

Поэтому задачей педагога является объединение разных по уровню развития, интересам, способностям детей в коллектив, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития коллектива. Педагогическим инструментом этого развития является социальное творчество учащихся.

Почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям. Сегодня выпускник должен быть:

- социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющим знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.

В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, сиротство, бродяжничество, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…

Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио является школа.

Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.

Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.


Социальное самоопределение

Социальное самоопределение Профессиональное самоопределение

Это определение себя относительно выработанных в обществе критериев (и принятых данным человеком) становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев

Это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Самоопределение включает осознание ребенком иерархии собственных потребностей (что для меня важнее всего) и осознание собственных возможностей и ограничений.

Условия социально-профессионального самоопределения


Обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, что вызывает возникновение у них личностного отношения к деятельности.

Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, что предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личностного саморазвития; осознанность ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) деятельности.



Возрастные этапы становления

социально-профессионального самоопределения

Уровни

самоопределения

Возраст

детей

Характеристика этапа

социально-профессионального

самоопределения

Уровень

пассивного

самоопределения

6-11 лет

(пропедевтический этап)

1-3(4) классы


Пробуждение любви и добросовестного отношения к труду. Формирование уме­лости и трудолюбия как качеств, благодаря которым происходит приспособление человека к жизни. Возникает понимание роли труда в жизни человека и общества. Проявляется интерес к профессии ближайшего окружения. Формируется нравственная установка выбора профессии, интерес к наиболее распространенным.

Начинается осознание своих социальных возможностей.

Уровень

зависимого

самоопределения

12 –14(15) лет

5-7 классы


Этап носит поисковую направленность: у подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Сознательное планирование и выбор социального и профес­сионального пути.

Уровень

сознательного

самоопределения

15-16 лет

8-10 классы

Период развития профессионального самосознания. У школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотнесения общественных целей со своими идеалами, представлениями о ценностях, происходит познание реальных возможностей.

Уровень

осознанного

самоопределения

старше 16 лет

10-11 классы

Происходит уточнение социально-профессионального статуса. Осуществляется углубленное изучение учебных предметов, к которым проявился устойчивый интерес и способности. Формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов. Уделяется внимание способам оценки результатов, достижений в избранной деятельности. Осущест­вление проб в различных видах трудовой и учебной дея­тельности, определение жизненной перспективы (представление о том, что хотелось бы сделать в жизни).


Умение правильно организовать работу по социально-профессиональному самоопределению школьников с учетом их возрастных и психических особенностей способствует социальной адаптации выпускников в обществе, т.е. их социализации.

Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся. Но прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать

Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, ……. – т.е. социально зрелого.

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, превратив знания, приобретенные в процессе обучения, из теоретических в действенные.

В общеобразовательной школе профориентационная деятельность направлена на выбор вида деятельности и профессиональные пробы для подтверждения правильности этого выбора. Психологическая же причина проявления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободного выбора. Проблема свободы порождает значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свой выбор, но, поскольку не все люди готовы к такой ответственности, то возникает насущная проблема в специальных помощниках-консультантах, облегчающих решение этих сложных жизненных задач.

Жизнь заставляет искать новые пути развития профессиональной подготовки, новые методы социально-трудовой адаптации молодежи к современным рыночным условиям. Эту проблему надо решать на комплексной основе, через выстраивание взаимодействий различных организации и ведомств. Решающую роль в системе профориентации отводится общеобразовательным учреждениям, которые призваны сформировать у обучающегося компетенцию в сфере профессионального самоопределения.

Профориентационная работа реализуется через учебно – воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели:

1. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями.


«Основы выбора профессии»

Что касается профориентационной работы, существует на сегодняшний день ряд проблем:

  1. Со стороны классных руководителей мало проводится тематических классных часов по профориентации. Практически, классные руководители редко приглашают представителей различных профессий на классные часы, сотрудничают с общественными организациями.

  2. Только лишь некоторые классные руководители организуют экскурсии на предприятия, в учебные заведения, выезжают куда-либо с детьми.

Данные проблемы все решаемы, классным руководителям необходимо пересмотреть отношение и проявить активность в профориентационной работе.

Сегодня содержание и методы среднего образования не отвечают требованиям современной социализации:

  • Содержание страдает преобладанием умственного компонента над этическим и эстетическим, низким уровнем физподготовки, содержательной перегрузкой программ и учебников;

  • Среди методов обучения преобладают вербальные, репродуктивные, многие основаны на принуждении – ты должен…

  • Ребенок в такой среде лишен выбора самому планировать свою деятельность.

Многие эти проблемы решаются через демократизацию школы: школьные традиции, нетрадиционные формы проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективную творческую деятельность различных школьных и классных объединений, кружков и секций, общественную жизнь школы и ее сотрудничество с различными районными объединениями и организациями. Это дает возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.

«Внеурочная деятельность учащихся

как важнейший ресурс успешной социализации».

Важнейшими факторами социализации ребенка, являющиеся мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, являются детское общественное движение и ученическое самоуправление.

Основная цель ученического самоуправления - подготовка обучающихся к участию в общественном самоуправлении, обеспечение возможности каждому обучающемуся принимать участие в организаторской деятельности, воспитание организаторов.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся.

Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем

взаимоотношений, складывающихся в педагогическом коллективе. Через свое участие в решении проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.

В школе существует система самоуправления. Она состоит из ученического самоуправления в классах, школьного ученического самоуправления. В каждом классе работают органы ученического самоуправления, что приучает ребят к ответственности и помогает в организации работы коллектива. Самостоятельная деятельность учащихся в классе должна реализоваться через дежурства, выполнение своих обязанностей (командир класса, завуч, журналист и т. д.), через подготовку классных часов и различных мероприятий. Деятельность детей должны корректировать классные руководители. Органы школьного самоуправления формируются из классных активов. В школе работает Совет лидеров, состав которого постоянно обновляется. Каждый год проводится День самоуправления, где координирующая роль предоставлена Совету лидеров. Совместно с зам. по ВР ребята организовывают проведение данного мероприятия. День самоуправления – это возможность для старшеклассников попробовать свои силы в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям взрослой жизни, когда на их плечи ложится ответственность за обеспечение учебно-воспитательного процесса в течение всего дня. Дню самоуправления предшествует подготовка к проведению уроков, распределение обязанностей, выбор «администрации». Таким образом, каждый старшеклассник оказывается вовлеченным в подготовку и проведение мероприятия и может выбрать «роль» соответствующую своим интересам. Завершается день праздничным концертом. Успех Дня самоуправления во многом зависит от предварительной работы, которую должны провести классные руководители 10-11 классов. Очень важно правильно выбрать ребят, которые выполняют функции администрации школы, т.к. от их ответственности и умения правильно спланировать и организовать как собственную работу, так и работу своих «подчиненных» зависит успех всего дела.

Совет лидеров координирует работу различных секторов: культурно-массового, информационного, интеллектуального, спортивного и др. Направления работы органов ученического самоуправления следующие: нравственное, патриотическое, трудовое воспитание. Каждый год в школе проходит множество мероприятий по данным направлениям. Следующие направления: спортивно-оздоровительное (участие наших спортсменов в районных соревнованиях), организация досуга, которым занимается культурно-массовый сектор (проведение мероприятий, праздников)

Необходимо активизировать работу творческого объединения «Пресс-центр», в котором корреспонденты вели бы над выпуск школьной газеты. В статьях бы они выражали свое мнение и отношение к чему-либо, самореализовывались. Но, к сожалению, наблюдается равнодушное отношение некоторых классных руководителей к развитию детско-юношеских средств массовой информации в школе: учителя-предметники и классные руководители не заинтересованы в подаче материала о достижении своих учеников, нередко возникают проблемы с распространением газеты. Сейчас повышается престиж выпуска газеты в школе. Даже в малокомплектных сельских школах выпускаются газеты.

В работе классных и школьных органов самоуправления необходима координирующая помощь взрослых, необходимо создавать условия для участия ребят в делах классного и школьного управления.

Проблемы:

1) Не всегда активное участие детей в каком-либо деле, мероприятии.

2)Недобросовестное выполнение обязанностей и поручений, возложенных на учащихся;

3)Пассивность со стороны классных руководителей в организации классного самоуправления и неактивное участие (нежелание) в школьном.

Я думаю, что все проблемы решаемы, если вместе будете работать вы, классные руководители, организуя самоуправление в классном коллективе, воспитывая в них те качества, которые необходимы для активного участия в любом деле и помогать выводить детей на новый уровень, школьное самоуправление. Не так много детей заняты в школьных делах. Работая вместе в системе, мы добьемся того, чтобы наше самоуправление развивалось и приносило результаты.

Решение:

    1. Признать работу педагогического коллектива школы по социальной адаптации и социализации школьников мало эффективной.

    2. В урочную и внеурочную деятельность учащихся в 2017-2018 учебном году активно внедрять новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что способствует социальному и профессиональному самоопределению выпускников. Провести контроль на ШМС в 4 четверти.

    3. При планировании воспитательной работы на 2017-2018 учебный год классным руководителям учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников образовательного процесса.

    4. Классным руководителям 8-11 классов, учителям-предметникам проводить тематические классные часы с приглашением представителей различных профессий, экскурсии на предприятия села.

    5. Ввести с 2016-2017 учебного года мониторинг по уровню социализации и «социальной зрелости» учащихся 8-11 классов.

    6. Разработать программу по профориентации «Наш выбор» как наиболее отвечающую требованиям сегодняшнего дня и рекомендовать для безусловного внедрения в практику работы классных руководителей и руководителей творческих объединений.

    7. Администрации школы разработать программу по трудовому воспитанию учащихся в срок до 20.03.2017 г.