СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация обучающихся с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социализация обучающихся с ОВЗ»


Содержание

Введение_________________________________________стр. 3-10

Глава 1 Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа __________________________________________стр. 11- 16

Глава 2 Организационные основы работы по социализации с детьми с ограниченными возможностями  ______________________стр. 17-23

Заключение ________________________________________стр. 24-26

Список литературы _________________________________стр. 27























Введение

Социализация обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - важнейшая и первостепенная задача коррекционного обучения.

Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Отечественные психологи, П.С. Выготский; С.Я. Рубинштейн; П.Я. Гальперин, в качестве доминирующей стороны в развитие личности называют социальный опыт, выплаченный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности.

В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует в той или иной мере два типа жертв социализации: человек полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять и человек не адаптированный в обществе, противостоящий ему.

Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Социализация — развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
- коммуникативный компонент — овладение языком и речью;

– познавательный компонент — освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;

– поведенческий компонент — усвоение индивидуумом модели поведения;

– ценностный компонент — отношение индивидуума к ценностям общества. Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре.

Период школьного обучения, необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Процесс социализации детей с ОВЗ сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемная и далеко не всегда успешна. Двигательная ограниченность обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Одной из основных задач коррекционной работы с детьми ОВЗ является их социальная адаптация.

Актуальность исследования проблем социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации. Разработка и реализация этого механизма в нашей стране выступает, на наш взгляд, не менее актуальной задачей, чем такие глобальные проблемы, как построение правового государства и формирование гражданского общества.

Недостаточно также изучена как проблема совершенствования системы социальной защиты детей-инвалидов в целом, так и другие аспекты рассматриваемой темы. Очень мало работ, посвященных региональным аспектам социальной защиты детей-инвалидов и оптимизации управления этим процессом.

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения государственной политики.

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями .

Достижение данной цели связано с рядом задач:

1) изучить различные категории детей с ограниченными возможностями;

2) раскрыть основные проблемы детей с ограниченными возможностями;

3) рассмотреть организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями;

Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, медицинской литературы, материалы периодических изданий, методом обобщения и систематизации,

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении. Необходимо формировать у обучающихся жизненные устремления, связанные с выбором будущей профессии, рассказывать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия, учить правильно называть трудовые действия и некоторые орудия труда, инструменты, помочь выбрать доступную, интересную и нужную для общества профессию, в соответствии с их возможностями и склонностями.

В ФГОС для детей с ОВЗ предусмотрено, что каждый ребенок с нарушениями развития должен получать образовательные услуги.

В нашем государстве имеет место «покровительская» позиция людей в отношении детей с какими-либо особенностями развития. Такого рода позиция меняет все нормальные отношения человека и внешней среды, вырабатывает потребительские паттерны поведения у людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день, теория социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, определяет предоставление для каждого индивидуума одинаковых возможностей полноценного участия в абсолютно любых сферах человеческой жизни. Обсуждая проблему «обучаемости – необучаемости» детей с тяжелыми формами умственного недоразвития, следует правильно осмыслить приоритетность формирования «житейского» опыта, не принижая значимости для определенной части детей освоения основ учебной деятельности: письма, чтения, счета, труда и др.

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм их взаимодействия с окружающим миром, как известно, эта работа не ограничивается временными рамками даже для взрослых, ибо многие из них нуждаются в социальном патронировании в течение всей жизни

Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социализации ребенка с ОВЗ. «Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой».

Мы понимаем, что эти дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться.

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социализации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения.

В условиях современного российского образования согласно закону «Об образова­нии в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и Профессиональному стандарту педагога от 18.10.2013 г. №544-н одной из ключевых компетенций педагога является го­товность и способность работать с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограни­ченные возможности здоровья. В связи с этим на сегодняшний день остро встает задача оценки уровня готовности педагогического коллектива к внедрению интегративной прак­тики с целью социализации детей с ОВЗ в общество.

Прежде всего, необходимо понять, из каких составляющих складывается профес­сиональная компетенция педагога, позволяющая работать с детьми, имеющими ОВЗ. Для этого обратимся к тексту Профессионального стандарта педагога. Сложность работы с данным документом заключается в том, что необходимые для работы с детьми с особыми образовательными потребностями знания, умения и трудовые действия обозначены в нем разрозненно. Итак, в деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования для должностей учи­тель и воспитатель в общепедагогической функции обучение читаем:

- «Необходимые знания: основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики»;

- «Необходимые умения: использовать и апробировать специальные подходы к обу­чению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В функции «развивающая деятельность» значится:

  1. «Необходимые знания: основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей».

  2. «Необходимые умения:

  • владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состоя­ния психического и физического здоровья;

  • осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;

  • понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов);

  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, ин­дивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся».

3. «Трудовые действия:

- освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклю­зивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: ода­ренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с

ОВЗ;

  • взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

  • разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с роди­телями программ индивидуального развития ребенка;

  • освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяю­щих проводить коррекционно-развивающую работу».























  1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа

Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным"

Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

К термину "дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка с ограниченными возможностями определяется степень нарушения здоровья.

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.

Л.С. Выготский назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами

Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. В наших руках сделать так, чтобы глухой или слабослышащий ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить и слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом.

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Обучающиеся, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

Во многих ОУ разработаны и адаптированы интегрированные коррекционно-развивающие занятия, связанные между собой темой «Социализация», в которых расширяются представления обучающихся о многих профессиях, специальностях, учебных заведениях, где их можно получить. Цель занятий: способствовать социализации обучающихся; Задачи: – развивать, тренировать и корригировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение); – расширять у обучающихся знания и представления о профессиях, о содержании и результатах работы; – cтимулировать интерес к познавательной и игровой деятельности; – формировать позитивную мотивацию к получению профессии; – обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Для овладения определенной профессией обучающимися с ОВЗ необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности, развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности. На достижение этих задач направлены непосредственно уроки технологии, внеклассные воспитательные занятия, где такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда, сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Pазвитие интереса к трудовой деятельности, предполагает формирование у обучающихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений, по различным профилям (гончарное ремесло, швейное дело, цветоводство, полиграфия, информатика). Важно формировать осознание своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Педагогам, работающим с детьми ОВЗ, следует стимулировать интерес к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии. Поэтому подготовку к самостоятельной активной жизни в обществе надо осуществлять через формирование у обучающихся с ОВЗ разумного выбора.
Процесс социализации детей с интеллектуальной недостаточностью осложняется не только выраженными интеллектуальными нарушениями, но и трудностями в общении. Общение - это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является основой существования и жизнедеятельности

Новый стандарт образования   предполагает развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации.

Основная цель социализации детей с ОВЗ заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь. Социализация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу.

Зачастую в классе находятся обучающиеся с разным уровнем развития, особенно­стями характера, и классный руководитель должен найти особый подход к каждому уча­щемуся. При появлении в классе здоровых детей учащихся с особыми потребностями не­редко возникают проблемы социальной адаптации. К сожалению, в нашем обществе и взрослые не всегда адекватно относятся к людям с ограниченными возможностями здоро­вья. Одна из первых задач классного руководителя - создать такой микроклимат в коллек­тиве, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно. Обычно у учащихся с ОВЗ невысокая скорость письма, слабое зрение, им комфортнее сидеть на среднем ряду за первой партой. Учитывая особенности восприятия информации, детям требуется дополнительное время на выполнение стандартных заданий или их адаптация. Учитель должен учитывать особенности развития детей с особыми потребностями, адап­тируя рабочую программу по учебному предмету. В первое время дети с ограниченными возможностями испытывают большую психо­логическую и эмоциональную нагрузку. Психологическую поддержку должен оказывать педагог-психолог школы. Учащиеся должны быть активно вовлечены в жизнь класса, школы, должны получать дополнительное образование в стенах школы или вне ее.

Результатом усердной правильной работы классного руководителя является спло­ченный классный коллектив. Нередко социально-адаптированные дети с ограниченными возможностями здоровья не требуют поблажек, имеют хорошую успеваемость в учебе, многочисленные награды за успехи в спорте.












  1. Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями  


В настоящее время в МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ обучаются 14 детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными категориями являются учащиеся с ТНР, ЗПР, 1 с РАС. Все они получают психолого-медико-педагогическое сопровождение и имеют равные возможности доступа к большей части ресурсов школы наряду со здоро­выми сверстниками, качественно организован образовательный процесс, он отвечает це­лям и задачам инклюзивного образования.

Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь учебного заведения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. Особенность процесса гуманизации на современ­ном этапе заключается в том, что в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья идет активный поиск путей и средств реализации права на образование, в част­ности, средствами инклюзивного образования. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья всегда возникают трудности при общении, как с учениками, так и с учителями. В каждом регионе Российской Федерации остро стоит проблема дискри­минации, негативного отношения к детям с особыми потребностями со стороны сверстни­ков, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества обра­зования детей с ограниченными возможностями. Это настоящая болезнь нашего общества. В связи с этим, необходимо воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями и пропагандировать философию независимой жизни у самих детей с особыми потребностями, воспитывая их в духе прав человека.

Отклонения в развитии ребенка приводит к его выпадению из социально-культурного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом: задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекват­ное представление об окружающем мире, происходит формирование замкнутости, избега­ние широкого круга общения, маскированная (скрытая) депрессия, снижение уровня жиз­ненных возможностей, заниженная самооценка, сниженный уровень притязаний, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения

К сожалению, изначально не все родители осоз­нают важность сотрудничества с педагогами. Приходя в школу, большинство родителей перекладывают всю полноту ответственности за здоровье, воспитание и образование де­тей на педагогов школы. На формирование личности ребёнка-инвалида огромное влияние оказывает семья. Умение правильно оценить задатки ребёнка-инвалида, особенности его реагирования на ограниченность своих возможностей, на отношение к нему окружающих лежит в основе его социальной адаптации. Главная цель в работе с детьми - это реализа­ция комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального стар­та, выполнению или компенсации социальной ущербности ребёнка, возникшей вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств. Серьёзные затруднения испытывают ро­дители ребёнка-инвалида в связи с собственной правовой неграмотностью.

В школьном сообществе все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и раз­вития важных социальных связей. Выбранные учреждением программа и процесс обуче­ния учитывает потребности каждого ученика, а семьи активно участвуют в жизни школы.

В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ должны созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая по­могает раскрыть у обучающихся природные дарования. Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональ­ный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В нашем образовательном учреждении работа по социализации обучающихся с ОВЗ проводится в трех направлениях:

  • интегрированное обучение;

  • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;

  • работами с семьей.

Свою деятельность мы осуществляем в соответствии со следующими принципами:

  • принцип социального взаимодействия (активного включения всех участников образовательного процесса);

  • принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов, учителя, осуществляющего обучение на дому, классного руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и др.);

  • принцип семейно-ориентированного сопровождения (участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка).

Взаимодействие с семьей реализуется через следующие формы: консультации, занятия, беседы, направленные на:

  • психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка;

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в ОУ.

В классе с детьми с ОВЗ ведется работа по направлениям:

-осуществление индивидуального подхода к детям;-предотвращение наступления утомления; -использование различных методов обучения на уроке;-проявление особого педагогического такта, -поощрение успехов детей, -помощь каж­дому ребенку, -развитие в них веры в собственные силы и возможности; -использование развивающих игр, упражнений с конкретными примерами.

В педагогической теории и в образовательной практике нет однозначного мнения о проблеме совместного обучения нормальных детей и детей с ограниченными возможно­стями здоровья в школе. Но современный опыт экспериментальных школ России показы­вает высокую эффективность интеграции в обычной школе при внедрении специально разработанных программ интеграции для детей с отклонениями в развитии. Поскольку дети, которым рекомендовано обучение по адаптированным программам с ОВЗ, обучают­ся и в моём классе, то передо мной встала задача освоения данных программ, а также умение организовывать совместное обучение нормальных детей и детей с ОВЗ.

При работе с такими детьми и обычный учитель может быть успешен, если он дос­таточно гибок, ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы.

При реализации инклюзивного образования у учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Индивиду­альная помощь, оказываемая ребенку, не отделяет и не изолирует его. Появляются воз­можности для обобщения и передачи знаний, умений и навыков.

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровожде­ния детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы - помочь родите­лям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.

Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помо­гают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ проходит через консультирование. Консультации помогают родителям решить многие вопросы и избе­жать ошибок в воспитании.

Вся работа с родителями, воспитывающими детей с особыми нуждами, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компе­тентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы.

Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоцио­нальную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению пси­холого-педагогической компетентности родителей.

В школе необходимы условия для адаптации образовательного пространства нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса:

  • Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем акту­ального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;

  • Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • Формирование у обучающихся положительного отношения к учению, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);

  • Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

  • Сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образова­тельными потребностями и особенностями в развитии.

Главное, что необходимо изменить в учреждениях системы специального образова­ния — это сместить акценты в сторону большей открытости их функционирования, форми­ровать у педагогического коллектива готовность принять на себя ответственность за тех детей и их семьи, которые проживают на курируемой территории и нуждаются в коррекционно-педагогической помощи, создавать условия, модели и технологии для реализации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в обычных детских.

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в нашей школе включает в себя: работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение ре­комендаций центральной Психолого-Медико-Педагогической Комиссии; оказание психо­логической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. Содержание и формы работы детей с ЗПР и ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в логопедическом и психическом развитии обучаю­щихся, их социальную адаптацию. Психолого- педа­гогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед, классный руководитель, учитель-предметник, социальный педагог. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы и Программу по сопровождению обучающихся. В системе работы следую­щие формы: проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: темати­ческие беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК; проведение малых педагогических советов, ведение карт наблюдений динамики учебных навыков; посещение, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения; разработка мето­дических рекомендаций учителю-предметнику и классному руководителю; анкетирование учащихся, диагностика; обследование школьников по запросу родителей; проведение ин­дивидуальных и групповых консультаций для учителей; проведение семинаров для учите­лей. Содержание и формы работы: наблюдение за учениками во время учебной и вне­урочной деятельности (ежедневно); поддержание постоянной связи с учителями-предмет­никами, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, роди­телями; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ, состав­ление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с учителями- пред­метниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; формирование такого микрокли­мата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувство­вал себя комфортно; организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие; организация обучения на дому по индивидуальным образовательным маршрутам. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий: организация групповых и инди­видуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направле­ны на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ЗПР и ОВЗ.






Заключение


Обобщение результатов исследования теоретических источников позволило выявить основные проблемы социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе, выявить особенности и условия процесса социализации детей-инвалидов, изучить особенности развития детей с проблемами здоровья и средства их успешной социализации.

Главная проблема таких детей заключается в их связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

Отклонения в развитии приводят к "выпадению" (Л.С.Выготский) из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития. [4, 196]

Подобное понимание проблемы подводит к дифференцированию содержания и механизмов социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей - инвалидов – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Процесс социализации личности детей будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности.

Для того чтобы процесс социализации детей с проблемами здоровья происходил наиболее полноценно, необходимо использовать программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности.

Основные характеристики личности ребенка связываются с развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, что способствует формированию его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.

Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.

Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.

Идея «независимой жизни» является ядром концепции программы социализации, которой руководствуются реабилитационные центры. Суть этой идеи можно выразить двумя тезисами:

- человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

- помочь ему реализовать это право призвана система инновационных социальных служб, открывающая доступ детям - инвалидам во все сферы жизнедеятельности.

Система образования в современной России пере­живает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результа­те правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повест­ку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.





























Список используемой литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. завед./ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 363с.

2. Немов, Р.С. Психология : учеб. пособие в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с. 3. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул – 2012

4. Ахметова, Д. Инклюзивному образованию – быть / Д. Ахметова // Высшая школа XXI века: альманах. – 2014. – № 21. – С. 72-73. Об опыте Института экономики, управления и права в научно-методическом обеспечении инклюзивного образования.

5.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Редакция от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

6.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: ВЛАДОС, 2012



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!