Социализация школьников на уроках второго иностранного языка (немецкого языка)
Автор проекта:Учитель немецкого языка
Катунина Татьяна Ивановна
Самое первое и важное условие успеха – постараться, чтобы занятия не превратились в общепринятые уроки, чтобы усвоение чужого языка происходило непроизвольно, в игре, и основным мотивом этих занятий было бы не нужно, а интересно и весело.
- Предмет исследования: система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе.
- Цель исследования: социальное становление личности школьника на уроках немецкого языка, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.
Задачи: 1. сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.
Формирование следующих социальных качеств:
ормирование следующих социальных качеств:
Гипотеза: заключается в том, что если развивать социально значимые качества и определять уровень их развития, это поможет определить уровень социального развития школьника и способствовать его успешной социализации-развитию таких качеств, как:
Товарищество, партнерство, умение работать в группе.
Уважение к старшим.
Доброта.
Честность.
Трудолюбие.
Бережливость.
Дисциплинированность, соблюдение порядка.
Любознательность.
Любовь к прекрасному.
Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.
- Предполагаемый результат:
- Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);
- Воспитание любви к родному и иностранному языку;
- Вызвать интерес и толерантное отношение к культуре иностранного языка;
- Воспитание трудолюбия и творчества
Развитие таких качеств, как: товарищество, партнерство, умение работать в группе, уважение к старшим, доброта, честность,
Трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному;
Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.
- Этапы работы над проектом:
1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
2. Этап реализации.
3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.
Предпосылки реализации проекта (актуальность)
… . Морально-нравственная дезинтеграция общества
Низкий уровень доверия и социальной солидарности.
Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения.
Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций.
Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
Усиление миграционных процессов
Недостаточный уровень воспроизводства населения
Снижение физического, социального и психического здоровья населения
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
Организация воспитания и социализации учащихся на уроках немецкого языка осуществляется по следующим направлениям:
1.Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание толерантного отношения к другой культуре, языку.
Ценности: любовь к родине, к своему народу, свобода и ответственность, толерантное отношение к языку и культуре Германии.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: любовь к семье, забота о старших и младших.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь, бережное отношение к природе, к животным, растениям
Методы и приемы, используемые при обучении второму иностранному языку
1. Одним из эффективных средств развития интереса к изучению иностранного языка является использование игр на уроке (ролевых, сюжетных, языковых, дидактических). Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений
2 Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль в обучении иностранному языку. Их применение на уроке вносит разнообразие в учебный процесс, даёт учащимся возможность визуально представить то, о чём говорится в той или иной ситуации.
3. Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию ребёнка, развитию его музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения.
Методы и приемы
Чтобы учащиеся с удовольствием занимались иностранным языком, занятия должны быть интересными. И это задача учителя, а родители со своей стороны, должны поддерживать этот интерес – поощрять участие ребенка в соответствующих мероприятиях, проводимых внутри школы: концерты на иностранном языке, школьные обмены, издание школьной газеты на разных языках Очень важно, чтобы ребенок видел, что этот язык – средство общения многих людей, а не только предмет в школе. Кроме того, для подростков (а именно в этом возрасте обычно начинается изучение второго иностранного) важно выделиться, и редкий язык может быть одним из поводов для этого.
- Проект формирует компетентности:
• в сфере самостоятельной деятельности;
• основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
• в бытовой сфере;
• в сфере коммуникативной деятельности;
• в сфере социально – трудовой деятельности.
Связь с государственными программами Российской Федерации
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
План реализации проекта :
Направления
Мероприятия
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к другой иноязычной культуре
- Направление. «Родная и иноязычная культура. Зачем мне нужно изучать иностранный язык?»
Организация работы учащихся индивидуально и в группах для развития коммуникативной компетенции, а также для формирования толерантного отношения к иноязычной культуре.
Использование ИКТ для успешной социализации школьников
Воспитание трудолюбия,
творческой активности,
сознательного отношения к учёбе
- Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»
Организация участия детей в всероссийских, районных конкурсах, олимпиадах и проектах на немецком языке
Дифференцированный подход, работа с одаренными детьми, мотивация к изучению иностранного языка.
Проведение викторин и конкурсов «Путешествие по Берлину», «Германия».
Воспитание нравственных чувств,
достойного отношения к семье
- Направление «Человек и его семья»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Моя семья – проект «Расскажи о своей семье»
Семейные праздники» (рассказы и рисунки)
- Направление «Ученик и окружающий мир»
Формирование
ценностного отношения к здоровью
и здоровому образу жизни
Работа в группах и индивидуально «Домашние любимцы»
Дискуссия «Любите ли вы цирк?»
- Направление «Ученик и его здоровье»
Формирование правильного отношения к здоровью как ценности
Работа над темами «Режим дня» и «День здоровья»
Формы проведения мероприятий
- урочная деятельность
- викторины
- праздники
- конкурсы стихов
- исследовательская деятельность
- диагностические исследования
.
«Перевёрнутый класс»
Развитие личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность)
Метапредметные навыки (самоорганизация)
Настольные игры, подвижные игры
- Игровые фигурки
- Кубик
- Карточки
- пустые
- с глаголами в Infinitiv
- выделить ошибкоопасные
места
Wechselspie l
Игры с кубиком
« Meine Menschen » . Imperativ
Глаголы на карточках (Infinitiv) разложить на полу
Wlad, spring!
Lisa, mache Sport!
Базовыми условиями успешности социализации ребёнка являются:
- состояние психического здоровья детей;
- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Спасибо за внимание
Срок начала и окончания проекта
Краткосрочный проект
04-03.2019 по 04.04.2019гг.
Куратор проекта
Давыдова Е.А. старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования, Кандидат педагогических наук
Руководитель проекта
Давыдова Е.А. старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования, Кандидат педагогических наук
Список разработчиков
Проекта (регион, должность, место работы)
Пристенский район; учитель немецкого языка Катунина Татьяна Ивановна
(МКОУ «Пристенсая СОШ»
Учителя второго иностранного языка (немецкого языка) Киреева Галина Викторовна
Уразовская Татьяна Валерьевна
Шамина Инна Алексеевна