Социализирующие и развивающие дидактические игры
« МОЯ СЕМЬЯ»
Цель: формирование представлений о семье, семейных ценностях и традициях семьи.
Перечисленные дидактические игры « МОЯ СЕМЬЯ» предназначены для формирования у детей представления о смене поколений и внутрисемейных отношений. Знания, полученные ребенком, помогут в реальной взрослой жизни. Роль дидактической игры в семье необычайно важна: несовершеннолетний узнает о родственных отношениях, распределении ролей в быту, у него формируются правильные привычки и поведение.
Содержание
1.Лучшие игры на тему « Моя семья»
1.1.Моя семья
1.2.Рассказ о семье
1.3.Имена членов семьи
1.4Ласковые словечки
1.5.Хорошо или плохо
1.6.Угадай, кто это
1.7.Моя семья самая…
1.8.Кто что делает
1.9.Кто что умеет
1.10.Поймай звук
1.11.Волшебный клубок
1.12.Мишка-помощник
1.13.Назови семью
1.14.Подарки для семьи

Лучшие игры на тему « Моя семья»
Цель дидактической игры «Семья» – способствование запоминанию домочадцев и их имен, воспитание любви и уважения к родным людям, формирование представления о себе, как о части ячейки общества.
Задачи:
расширение представления о членах семьи;
формирование представления о профессиях родителей, о трудовых и бытовых обязанностях;
воспитание доброжелательного и уважительного отношения к родственникам;
демонстрация значимости семьи для каждого человека;
воспитание гордости за родных людей, за их вклад в развитие общества;
формирование представления о внутрисемейном распределении функций и обязанностей;
развитие речевых навыков, расширение словарного запаса по теме «Семейные отношения»;
обучение грамотному изъяснению, вежливому общению, умению учитывать интересы окружающих;
воспитание доброжелательности, вежливости, готовности помогать близким;
развитие памяти, мышления, моторики пальцев рук.
Моя семья
Для занятия дети подготавливают «семейное древо», к ветвям которого прикрепляют фото всех домочадцев.
Педагог предлагает воспитанникам перечислить членов семьи, рассказать о занятиях, работе, хобби, интересах каждого. Дети по очереди рассказывают.
Если кому-то рассказ дается с трудом, педагог помогает, показывая иллюстрации, на которых запечатлены взрослые и дети, занимающиеся определенными делами.
Далее играющие говорят, кого из домашних они считают главным, почему. Итогом игры должно стать заключение, что все равны, у каждого свои обязанности.
Имена членов семьи
Дети становятся в круг, поочередно называют имена близких родственников: мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Например: Мою маму зовут Алиса, папу Андрей, брата Максим, бабушек Ольга и Вера, дедушек Петр и Александр.
Ласковые словечки
Для игры нужен мяч. Педагог, бросив мяч ребенку. Просит назвать членов семьи ласковыми словами
Хорошо или плохо
Игра строится в форме общения. Педагог задает вопросы, игроки отвечают. Например: «Помогать маме мыть посуду – это хорошо?» – «Да!» – «Почему?». Или: «Отбирать у младшего братика игрушки – это хорошо?» – «Нет!» – «Почему?».
Угадай, кто это
Игра строится в форме отгадывания по определениям. Педагог перечисляет прилагательные, а дети отгадывают, о ком идет речь:
ласковая, заботливая, красивая, хозяйственная – мама;
добрая, мудрая, милая, внимательная – бабушка;
сильный, строгий, работящий, умный – папа;
добрый, мудрый, серьезный, заботливый – дедушка;
красивая, активная, прилежная, модная – сестра;
веселый, шаловливый, задиристый, смышленый – брат.
Моя семья самая…
Педагог задает вопрос «Какая твоя семья?». Играющие поочередно отвечают прилагательными: дружная, веселая, активная, спортивная, большая, любящая читать, любящая путешествовать и прочее. Объясняют свои определения. Например: «Наша семья большая, потому что в ней 8 человек».
Кто что делает
Педагог задает вопрос, а играющие отвечают глаголами:
что делает мама? – убирает, готовит еду, стирает, ходит в магазин;
что делает папа? – ходит на работу, ремонтирует, ездит на рыбалку, сидит за компьютером;
что делает бабушка? – работает на огороде, вяжет спицами, печет пирожки, сидит на лавочке;
что делает дедушка? – читает газеты, смотрит телевизор, играет в домино, ходит по грибы;
что делаешь ты? – играю с игрушками, рисую, гуляю во дворе, смотрю мультфильмы.
Кто что умеет
Для игры необходимо сделать изображения членов семьи, а также картинки, изображающие семейные занятия (готовку еды, стирку, уборку пылесосом, ремонт, вождение автомобиля и прочие). К изображениям домочадцев нужно прикрепить шторные прищепки.
Задача детей – прицепить к изображениям членов семьи картинки с соответствующими занятиями.
Бывает, что занятие подходит к обоим изображениям, например, и папа, и дедушка водят автомобиль. В этом случае картинку машины положено прикрепить к двум изображениям.
Играющие должны объяснить, почему прицепили картинку именно так.

Поймай звук
Педагог задает определенный гласный звук. Далее называет слова, а дети должны хлопнуть, услышав этот звук:
А – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внучка;
О – дочка, сыночек, отец;
У – дедуля, сынуля, внучка, внук;
Я – тетя, дядя, племянник;
Ё – тётя, ребёнок, крёстный;
Ы – сын, сынок, сынишка.
Волшебный клубок
Многие дидактические игры на тему «Семья» воспитывают вежливое и доброжелательное отношение к родным, учат общаться с окружающими вежливо.
Для игры необходимо подготовить вязальные нитки. Педагог предлагает воспитанникам в процессе наматывания ниток в клубок произносить хорошие слова, которые они должны говорить родным людям.
Мишка-помощник
Игра формирует понимание того, что нужно помогать родным людям. Для занятия необходимо подготовить коробочку и игрушечного медвежонка.
Педагог рассказывает детям, что к ним пришел медвежонок, который поссорился с родителями, потому что не хочет им помогать. А теперь просит помощи, чтобы помириться. Педагог объясняет, что нельзя обижаться на близких, когда они просят помощи, им нужно помогать. Далее открывает коробочку, просит рассказать воспитанников, как они помогают родителям. А все рассказы попадут в коробочку для медвежонка.
Дети рассказывают. Педагог закрывает волшебную коробочку, отдает медвежонку, чтобы он, вернувшись в лес, помирился с родителями, больше не забывал о своих обязанностях.
Назови семью
Игра учит составлять сюжетные повествования по теме «Семья», закрепляет навык согласования глаголов с существительными.
Педагог раскладывает перед воспитанником изображения членов семьи, объясняет, что в жизни каждого поколения происходят определенные события и изменения. Просит: «Назови семью, расскажи, кто что делает».
Воспитанник отвечает:
младенец – растет, кушает из соски, катается в коляске, плачет;
маленький ребенок – играет, балуется, учится читать, делает уроки;
подросток – учится, гуляет с друзьями, взрослеет;
папа и мама – работают, воспитывают ребенка, ходят в магазин, следят за порядком;
дедушка и бабушка – отдыхают, ездят на дачу, читают книги, заботятся о внуке.

Подарки для семьи
Игра учит детей заботиться о родных, проявлять любовь и внимание. Для занятия необходимо подготовить картинки, изображающие возможные подарки.
Задача играющих – выбрать для каждого члена семьи подходящий подарок, объяснить выбор. Например: «Для мамы фен, потому что она делает красивые прически», «Для бабушки посуду, потому что она вкусно готовит».