СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная дезадаптация студентов 1 курса.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности.  Студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли.

Просмотр содержимого документа
«Социальная дезадаптация студентов 1 курса.»

Тема выступления: «Социальная дезадаптация студентов 1 курса».



Сегодня я хочу затронуть тему не адаптации студентов 1 курса, а дезадаптацию.

Динамизм современного времени порождает психоэмоциональное напряжение, что приводит к стрессу, неуверенности, чувству «ненужности», одиночеству и опустошению. В настоящее время участились случаи депрессии у молодых людей. Казалось бы, впереди целая жизнь, но не каждый хочет действовать в ней активно, преодолевать трудности.

Для студентов 1 курса больше характера дезадаптация среди сверстников, которые являются для них авторитетными. Студенты последующих курсов уже начинают ориентироваться на мнение преподавателей.

Низкие показатели по шкале социальная адаптированность свидетельствует об испытываемых студентом трудностях в общении с одногруппниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с одногруппниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью.

Низкие показатели по шкале академическая адаптированность свидетельствует о том, что студенты не вовлечены в социальную активность, не могут определить себя в группе, нет ощущения принадлежности к группе, неудовлетворенность социальной среде.

Перейдем к социальной дезадаптации. Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности.  Студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли.

Сегодня подростки предпочитают виртуальное общение, реализовывать в интернете свои потребности в общении. Они уходят из действительности, порой в зависимое поведение. Компьютерные игры и социальные сети отчасти заменяют нормальное человеческое взаимодействие.

Человек, страдающий дезадаптацией, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он либо постоянно избегает всяческих контактов, либо демонстрирует агрессивное поведение. Социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого и принять чужую точку зрения.

Причины.

Из основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся.

Требования общества, которые конкретный индивид никак не может оправдать. Педагогическая запущенность подразумевает, что с детьми мало занимается именно ближайшее окружение, и потому они могут уходить в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. А окружающие, в свою очередь, не будут понимать их. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности. Причину следует искать в окружении.

Иногда происходит так, что человек выпадает из общества по причине длительной болезни.

Случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех. Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности.

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

По каким признакам можно понять, что у человека имеется дезадаптация? Существуют характерные признаки, указывающие на то, что  личность является социально изолированной, переживает некоторое неблагополучие.

Агрессия

Уход в себя

Социофобия: человек перестает строить социальные связи и со временем у него не остается близких людей.

Нежелание подчиняться требованиям общества - протест

КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Социальные контакты

Проработка страхов и сомнений

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Профилактика социальной дезадаптации состоит в систематическом наполнении себя позитивными эмоциями. Следует как можно больше взаимодействовать с другими людьми, чтобы оставаться адекватной и гармоничной личностью.

Если не обращать внимание на эти моменты, то это может привести к аддиктивному поведению со стороны студента.

Студенты, поступившие на 1 курс, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса. Это связано с тем, что дома и в техникуме они находятся под контролем. Сами ребята не привыкли к самоконтролю, самоорганизации, но есть претензия на взрослость. У них слабо развиты навыки учебной деятельности: умение конспектировать, работать с литературой, самостоятельно изучать материал. Отсюда и низкая успеваемость на 1 курсе. У студентов нет положительной мотивации на обучение.

Еще раз напомню. Показатели дезадаптации: отсутствие интереса к делу (заставили родители, хотели в другую сферу, не было возможности поступить на платное обучение на другую специальность и прочее), незнание о трудностях, нежелание прилагать усилия, инфальтильное отношение, несформированность мировоззрения, подростковый негативизм.

Чтобы получить положительную учебную мотивацию, у студентов нужно развивать чувство эмпатии, что является важным в выбранной профессии, проводить наглядные занятия, обучать профессиональным компетенциям.

Склонность к риску в данном возрасте является скрытым комплексом неполноценности. Это связанно с требованиями со стороны общества, с тревожностью. Избыточная тревожность приводит к неуверенности в себе, избеганию социального общения, приводит к рассеянности внимания, спутанности сознания. Патологическая тревога приводит к неконструктивным действиям и дезадаптивным защитам. Студент предвосхищает опасность, боится разочарований, испытывает страх оказаться осмеянным, отвергнутым.

Рекомендации для формирования положительной мотивации в обучении.

Обращение по фамилии и имени к студенту (при возможности).

Комбинировать воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты. Это использование презентаций с объяснением, видеофрагменты. При использовании наглядных пособий для всей аудитории, текст должен быть удобочитаемым (черный шрифт на белом фоне), фон должен быть ярким, рисунки четкими и контрастными. Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.

Универсальный компонент любого научения – заучивание. Восприятие информации без установки на заучивание чаще всего не дает никаких знаний. Для заучивания можно использовать промежуточную аттестацию по пройденной теме в виде тестирования. После каждого занятия по предмету давать домашнее задание. Если Вы понимаете, что студент знает, но стесняется самостоятельно ответить, вызовите его, спросите с места.

Во время разговора со студентами необходимо использовать спокойный доброжелательный тон, избегать осуждения, нравоучений.

Из всего вышесказанного можно сказать, что социальная адаптация, теперь скажем и о ней, – это целостная структура, имеющая свои определённые проблемы, решение которых приведёт студента к возможности развиваться и изменяться. Но без нашей с вами помощью им будет сложно.