СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная работа с семьями группы риска: понятие, сущность, классификация.

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальная работа с семьями группы риска: понятие, сущность, классификация.»

Социальная работа с семьями группы риска: понятие, сущность, классификация.

Социальная работа с семьями группы риска: понятие, сущность, классификация.

Понятие семьи «группы риска» Семьи группы риска  — это категории семей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Понятие семьи «группы риска»

  • Семьи группы риска  — это категории семей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Семьи группы риска характеризуются следующими чертами:   неспособность к решению значимых вопросов, принятию решений, разрешению конфликтных ситуаций; подверженность развитию алкоголизма, наркомании и иных зависимостей членов семьи; неосознанность текущей социальной и внутрисемейной обстановки;  в основе семейных отношений лежит агрессия и авторитарность.

Семьи группы риска характеризуются следующими чертами:

  • неспособность к решению значимых вопросов, принятию решений, разрешению конфликтных ситуаций;
  • подверженность развитию алкоголизма, наркомании и иных зависимостей членов семьи;
  • неосознанность текущей социальной и внутрисемейной обстановки; 
  • в основе семейных отношений лежит агрессия и авторитарность.
К семьям «группы риска» можно отнести: многодетные и неполные семьи;  семьи, имеющие детей с особенностями психофизического развития; аморальные, вновь образованные и разведенные семьи;  приемные, смешанные семьи; семьи, стесненные жилищными условиями;  семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы; семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии, и ряд других.

К семьям «группы риска» можно отнести:

  • многодетные и неполные семьи;
  • семьи, имеющие детей с особенностями психофизического развития;
  • аморальные, вновь образованные и разведенные семьи;
  • приемные, смешанные семьи;
  • семьи, стесненные жилищными условиями;
  • семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы;
  • семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии, и ряд других.
Фактор риска – психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни.
  • Фактор риска – психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни.
Факторы социального риска 1) социально-экономические : низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия и др.; 2 ) медико-социальные : экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания, вредные условия работы, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами и др.; 3) социально-демографические : неполные или многодетные семьи;

Факторы социального риска

1) социально-экономические : низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия и др.;

2 ) медико-социальные : экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания, вредные условия работы, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами и др.;

3) социально-демографические : неполные или многодетные семьи;

4) семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми и др.; 5) социально-психологические и психолого-педагогические : семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, деформированными ценностными ориентирами и др.; 6) криминальные : алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, проявление жестокости и садизма и др.;

4) семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми и др.;

5) социально-психологические и психолого-педагогические : семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, деформированными ценностными ориентирами и др.;

6) криминальные : алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, проявление жестокости и садизма и др.;

Сущность  социальной работы с такими семьями заключается в реабилитационной, психолого-педагогической, правовой помощи. 
  • Сущность  социальной работы с такими семьями заключается в реабилитационной, психолого-педагогической, правовой помощи. 
Классификация семей группы риска  Конфликтные семьи . Характеризуются сложными взаимоотношениями между родителями. Конфликты преобладают и во взаимодействии родителей с детьми. Семьи с недееспособными родителями . Недееспособность может быть следствием несовершеннолетия родителей, их психического состояния здоровья, полученных травм, перенесённых заболеваний. 

Классификация семей группы риска 

  • Конфликтные семьи . Характеризуются сложными взаимоотношениями между родителями. Конфликты преобладают и во взаимодействии родителей с детьми.
  • Семьи с недееспособными родителями . Недееспособность может быть следствием несовершеннолетия родителей, их психического состояния здоровья, полученных травм, перенесённых заболеваний. 
Семьи прямого десоциализирующего воздействия . В эту группу входят семьи, которым свойственно криминальное и аморальное поведение родителей. Они не заботятся о своих детях, используют методы принуждения и насилия в воспитании, демонстрируют жестокость, безнравственность и пр. 
  • Семьи прямого десоциализирующего воздействия . В эту группу входят семьи, которым свойственно криминальное и аморальное поведение родителей. Они не заботятся о своих детях, используют методы принуждения и насилия в воспитании, демонстрируют жестокость, безнравственность и пр. 
Семьи косвенного десоциализирующего воздействия. Сюда входят семьи, которые испытывают трудности в организации эффективной воспитательной системы. Для них характерно нарушение нормального взаимодействия родителей и родителей с детьми. 
  • Семьи косвенного десоциализирующего воздействия. Сюда входят семьи, которые испытывают трудности в организации эффективной воспитательной системы. Для них характерно нарушение нормального взаимодействия родителей и родителей с детьми. 
Семьи с неблагоприятной психологической обстановкой . Характеризуются равнодушием родителей, попустительским стилем воспитания. Родители не проявляют к ребёнку должной заботы и опеки.
  • Семьи с неблагоприятной психологической обстановкой . Характеризуются равнодушием родителей, попустительским стилем воспитания. Родители не проявляют к ребёнку должной заботы и опеки.
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия . К ним относятся конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные). 
  • Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия . К ним относятся конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные). 
Внешне благополучные семьи . Образ жизни таких семей не вызывает беспокойства и замечаний со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко отличаются с общепринятыми ценностями, что сказывается на нравственном облике детей, воспитывающихся в этих семьях. 
  • Внешне благополучные семьи . Образ жизни таких семей не вызывает беспокойства и замечаний со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко отличаются с общепринятыми ценностями, что сказывается на нравственном облике детей, воспитывающихся в этих семьях. 
Признаки неблагополучия семьи Родители не работают оба, или один из них  Причина потери работы  Употребляют спиртные напитки, наркотики Ведут аморальный образ жизни Находятся в местах лишения свободы Вернулись из мест лишения свободы Находятся под следствием Родители лишены родительских прав Готовятся документы на лишение родительских прав Безвестно отсутствуют Находятся в розыске

Признаки неблагополучия семьи

  • Родители не работают оба, или один из них
  • Причина потери работы
  • Употребляют спиртные напитки, наркотики
  • Ведут аморальный образ жизни
  • Находятся в местах лишения свободы
  • Вернулись из мест лишения свободы
  • Находятся под следствием
  • Родители лишены родительских прав
  • Готовятся документы на лишение родительских прав
  • Безвестно отсутствуют
  • Находятся в розыске
Основные направления профилактики при социальном сопровождении семей группы риска выявление и дифференцированный учёт семей и детей, находящихся в группе риска и нуждающихся в социальной поддержке; создание банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении или группе риска, о безнадзорных и беспризорных детях; осуществление социального патронажа семей и детей, находящихся в группе риска, которые нуждаются в реабилитации и поддержке;

Основные направления профилактики при социальном сопровождении семей группы риска

  • выявление и дифференцированный учёт семей и детей, находящихся в группе риска и нуждающихся в социальной поддержке;
  • создание банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении или группе риска, о безнадзорных и беспризорных детях;
  • осуществление социального патронажа семей и детей, находящихся в группе риска, которые нуждаются в реабилитации и поддержке;
составление и реализация межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей: определение и предоставление конкретных видов и форм социально-педагогических, психологических, социально-медицинских, информационных, юридических, консультативных и других социальных услуг семьям и детям группы риска.
  • составление и реализация межведомственных индивидуальных программ реабилитации семей: определение и предоставление конкретных видов и форм социально-педагогических, психологических, социально-медицинских, информационных, юридических, консультативных и других социальных услуг семьям и детям группы риска.
Виды социального сопровождения социально-бытовые услуги , направленные на поддержание жизнедеятельности детей и семей группы риска; социально-психологические услуги , которые направлены на коррекцию психологического состояния семей и детей для их адаптации в обществе; социально-медицинские услуги , направленные на поддержание и сохранения здоровья детей;

Виды социального сопровождения

  • социально-бытовые услуги , направленные на поддержание жизнедеятельности детей и семей группы риска;
  • социально-психологические услуги , которые направлены на коррекцию психологического состояния семей и детей для их адаптации в обществе;
  • социально-медицинские услуги , направленные на поддержание и сохранения здоровья детей;
социально-педагогические услуги , которые направлены на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития детей, содействие в организации досуга; социально-экономические услуги, направленные на поддержку и улучшение жизненного уровня семей группы риска; социально-правовые услуги, предусматривающие оказание юридической помощи семьям, защиту их законных прав и интересов, а также оздоровление детей и содействие в трудоустройстве родителей и детей семей «группы риска».
  • социально-педагогические услуги , которые направлены на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития детей, содействие в организации досуга;
  • социально-экономические услуги, направленные на поддержку и улучшение жизненного уровня семей группы риска;
  • социально-правовые услуги, предусматривающие оказание юридической помощи семьям, защиту их законных прав и интересов, а также оздоровление детей и содействие в трудоустройстве родителей и детей семей «группы риска».
Содержание работы по профилактике семейного неблагополучия   обследование материальных, жилищно-бытовых, социально-культурных условий по месту жительства, учёбы, работы семей и детей «группы риска»; создание и систематическое пополнение банка данных о семьях социального риска, неблагополучных детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении; своевременное изымание детей из неблагополучных семей и определение их в специализированные учреждения; направление усилий на оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, опекаемым детям, детям «группы риска»;

Содержание работы по профилактике семейного неблагополучия

  • обследование материальных, жилищно-бытовых, социально-культурных условий по месту жительства, учёбы, работы семей и детей «группы риска»;
  • создание и систематическое пополнение банка данных о семьях социального риска, неблагополучных детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении;
  • своевременное изымание детей из неблагополучных семей и определение их в специализированные учреждения;
  • направление усилий на оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, опекаемым детям, детям «группы риска»;
систематический анализ выявления, учёта и устройства безнадзорных детей в муниципальное учреждение для несовершеннолетних; проведение заседаний круглого стола, семинаров, тренингов, лекций и бесед по проблеме семейного неблагополучия; подготовку предложений администрации по организации работы, направленной на выявление фактов насилия в семье;  организацию консультаций, собеседований с родителями и детьми семей «группы риска»; организацию летнего отдыха и отдыха во время зимних каникул для детей из неблагополучных семей.
  • систематический анализ выявления, учёта и устройства безнадзорных детей в муниципальное учреждение для несовершеннолетних;
  • проведение заседаний круглого стола, семинаров, тренингов, лекций и бесед по проблеме семейного неблагополучия;
  • подготовку предложений администрации по организации работы, направленной на выявление фактов насилия в семье;
  • организацию консультаций, собеседований с родителями и детьми семей «группы риска»;
  • организацию летнего отдыха и отдыха во время зимних каникул для детей из неблагополучных семей.
Методы комплексной работы с семьёй и детьми «группы риска» пропаганда семейных ценностей, формирование благоприятного общественного мнения о семейном образе жизни; диагностика семейного неблагополучия на начальных стадиях, внедрение социально-реабилитационных технологий по предупреждению семейного неблагополучия; развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе через патронатное воспитание и семейные воспитательные группы;

Методы комплексной работы с семьёй и детьми «группы риска»

  • пропаганда семейных ценностей, формирование благоприятного общественного мнения о семейном образе жизни;
  • диагностика семейного неблагополучия на начальных стадиях, внедрение социально-реабилитационных технологий по предупреждению семейного неблагополучия;
  • развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе через патронатное воспитание и семейные воспитательные группы;
организация условий для сохранения здоровья воспитанников, использование здоровьесберегающих технологий в работе, в том числе качества социально-медицинского обслуживания, качества питания, организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости, профилактика вредных привычек и т.п.); повышение качества и результативности социального патронажа и социального сопровождения семей и детей группы риска и социально опасном положении.
  • организация условий для сохранения здоровья воспитанников, использование здоровьесберегающих технологий в работе, в том числе качества социально-медицинского обслуживания, качества питания, организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости, профилактика вредных привычек и т.п.);
  • повышение качества и результативности социального патронажа и социального сопровождения семей и детей группы риска и социально опасном положении.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!