СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная справедливость и проблема распределения ресурсов. Презентация для внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и краткое содержание темы можно использовать на классных часах и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по слайдам»

Социальная справедливость

и проблема распределения ресурсов


Слайд 1

Вопрос об общественном устройстве, организованном на справедливых началах, - центральный и для классической (античной) мысли, и для философии модерна, и для современной политической теории.


Слад 2

Классическое определение справедливости принадлежит Аристотелю: «справедливое есть равное, но только для равных». Начало современных дискуссий связано в основном с выходом в свет в 1971 г. известной книги американского философа Джона Ролза «Теория справедливости».

Эта работа содержит достаточно радикальный проект переустройства общества на эгалитарных принципах, в основе которых заложена идея создания общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов.

В основу данной модели, получившей название «Справедливость, как честность», легла традиционная идея общественного договора, модернизированная Ролзом с учётом принципов западной философии, сложившихся за последние три столетия. С 1990-х годов к дискуссии подключились российские социологи, так как после развала Советского Союза проблема справедливого устройства российского общества является наиболее острой.


Слайд 3

Что же понимать под справедливостью в экономическом и общечеловеческом смысле? Прежде всего, «равенство», – говорят сторонники социалистических и коммунистических учений. Недаром лозунг «Свобода, равенство, братство» был помещен на знамена великой французской революции как идеал общественных отношений.

Однако равенство может быть истолковано по-разному. Одно дело – равенство всех перед законом, и совсем другое – равенство людей в доходах, зарплатах, условиях труда и жизни. По большому счету, деление экономики на либерально-рыночную, социально-рыночную и социализм происходит по границам понимания справедливости преобладающей частью политической элиты и населения. Если в качестве критерия справедливости выбирается свободная конкуренция – это либеральный подход, характерный для англо-американской традиции; если упор делается на справедливое и равномерное распределение общественных благ – это социально-рыночный подход, свойственный скандинавским странам. Если же равенство становится основополагающим принципом, в тень которого уходит индивидуальность и различие в способностях членов общества, то мы имеем дело с социализмом в его ортодоксальной (строго придерживающийся определенного учения) интерпретации.

Социальная справедливость всегда выступала и будет выступать как наиболее важный показатель эффективности социального развития общества, являясь одним из фундаментальных оснований цивилизации и прогресса.


Слайд 4

Хозяйственная жизнь современного общества, рассматриваемого как общество потребления, основывается на необходимости удовлетворения потребностей людей в различных экономических благах. Абсолютное большинство этих потребностей удовлетворяется за счет производства благ. В рыночной экономике, где эти блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами.

Закон возвышения потребностей гласит, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит из-за того, что экономические потребности безграничны, а производство экономических благ ограниченно в силу ограниченности экономических ресурсов.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся природные и трудовые ресурсы, капитал (как реальный, так и денежный), предпринимательские способности, знания. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов образуют ось, вокруг которой вращается экономическая жизнь, и стержень экономики как науки.

Требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса – относится к категории справедливости.


Слайд 5

В экономической литературе выделяют четыре взгляда на социальную справедливость:

• эгалитарный. Эгалитарный (от франц. egalite — равенство) означает «уравнительный». Этот взгляд требует равного рас­пределения доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможно­сти, но и более или менее равные результаты;

• ролсианский. Этот принцип связан с именем Джона Ролза, современного американского философа. Ролсианский подход предполагает, что равенству необходимо придавать большое значение, иначе кому-то будет намного хуже, чем другим. В рамках данного подхода считается справедливой такая дифференциация доходов, при которой экономиче­ское неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способ­ствует достижению более высокого уровня жизни бедней­шими членами общества;

• утилитарный. Этот принцип опирается на учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника «тео­рии счастья» — утилитаризма. Утилитарный взгляд иногда может восприниматься как близкий к эгалитарному, но он предполагает наиболее существенное различие между наи­более и наименее обеспеченными членами общества. Если бы все люди были совершенно одинаковы в своих вкусах и предпочтениях, то утилитарный принцип превратился бы в эгалитарный;

• рыночный. Рыночное распределение доходов означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов; спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов.





Слайд 6

Начиная с Аристотеля, принято выделять два вида справедливости:

- уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

- распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере, трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является начальником».

Слайд 7

Таким образом, согласно теории общественного договора, разработанной Джоном Гоббсом и детально представленную Жан-Жаком Руссо как целостную доктрину, распределительная справедливость предполагает существование арбитра, который уполномочен объединившимися гражданами следить за тем, чтобы осуществляемое между ними распределение соответствовало достигнутой договоренности. Если распределение признается всеми людьми как выполнение условий достигнутой между ними договоренности, то оно является справедливым и значимым для всех, обязательным для исполнения.

Следовательно, одобряемый всеми принцип распределения принимает форму закона, претворение в жизнь которого и позволяет осуществить распределение благ согласно достигнутой договоренности, то есть осуществить справедливое распределение.


Слайд 8

С точки зрения Гоббса, функция справедливости состоит в обеспечении достижения цели, ради которой люди объединяются в государство. А объединяются они в государство для того, чтобы сохранить свою собственность. Справедливость же призвана этот процесс распределения «собственного» урегулировать.

В условиях совместной деятельности индивид вынужден считаться с интересами других, то есть принять для себя в качестве обязательного способ получения желаемого, который принят в ассоциации в качестве закона. Считаясь с интересами других, никто не может претендовать на получение большего, чем это предусмотрено законом и установлено принятыми нормами. Поэтому основанием такого порядка выступают ценности равенства и беспристрастности.


Слайд 9

С другой стороны, равенство, как и беспристрастность, должны обеспечивать справедливое применение того или иного правила, то есть каждый должен получать равную долю при выполнении одних и тех же требований, предусмотренных законом. Равенство по отношению к закону предполагает равное ограничение свободы для каждого в целях получения желаемого. Следовательно, договориться могут только те индивиды, которые находятся в равном отношении к распределяемым благам, а договорившись, они в равной мере подпадают под юрисдикцию созданного ими закона.

Именно несправедливое распределение общественных благ нередко приводит к социальным катаклизмам, революциям и войнам. Для любого человеческого общества неравенство доходов и, следовательно, неравенство доступа к ресурсам и благам, является фундаментальным фактом. Характерными чертами такого общества являются, с одной стороны, равные права всех граждан демократического государства, с другой стороны, неравные возможности людей. Действительно, все граждане правового государства равны перед законом, обладают равными политическими правами. Однако существуеют множество факторов, которые формируют индивидуальный облик каждого человека, наделяют его большими или меньшими способностями к обогащению и соответственно разным уровням благосостояния.

Современному типу распределения доходов в развитых странах мира свойственно значительное сокращение удельного веса бедных и столь же значительное повышение удельного веса среднего класса, при практически постоянной доле богатого населения.

Благосостояние человека зависит не только от того, каким богатством он располагает, но и от того, как он оценивает свое материальное положение относительно других людей. Если человек видит, что он живет приблизительно на том же уровне, что и его окружающие, это, как правило, его удовлетворяет. Но если он видит, что большинство людей вокруг живут значительно лучше него, то условиями своей жизни бывает не удовлетворен.

Общество должно заботиться о том, чтобы людей, недовольных жизнью, было как можно меньше. Это значит, что оно должно принимать меры к тому, чтобы блага распределялись между людьми справедливо.

Перед любой экономической системой стоит система выбора: предпочесть ли рыночное распределение доходов, кор­ректируемое государством, или же государственное распределе­ние доходов, корректируемое рынком. Стремление к равенству в распределении доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности. Так как в подобной ситуации незачем эффективно работать ни бедному (все равно общество обеспечит материальную поддержку), ни богатому (все равно общество изымет часть дохода в виде налогов). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но со­провождается социальной несправедливостью в виде значи­тельного неравенства в распределении доходов, имуществен­ной дифференциации населения. Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор ме­жду социальной справедливостью и экономической эффектив­ностью.

Слайд 10

Сейчас в среде экономистов утвердилось определение эффективности, которое дал известный итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Он предложил считать распределение ресурсов экономически эффективным, если ни одно перераспределение не может сделать кого-то из членов общества лучше обеспеченным без того, чтобы кто-то другой ни стал хуже обеспеченным.

Согласно теории Парето, достичь экономической эффективности (экономической оптимальности) распределения возможно при соблюдении трёх условий:

- эффективность в сфере производства;

- эффективность в структуре выпуска благ;

- эффективность в распределении благ между потребителями (эффективность обмена).



Слайд 11

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что современным обществам ещё далеко до справедливого распределения благ. Концепция справедливости принадлежит скорее к нормативной, чем к позитивной экономике. Рассуждения по поводу того, каким образом национальный доход и национальное богатство должны быть поделены между разными членами общества, базируются на субъективных мнениях о существовании некого «социально желательного» распределения. Для того чтобы оценивать благосостояние с позиций справедливости, надо иметь критерии справедливого распределения доходов и богатства.

Казалось бы, что для разрешения конфликта между справедливостью и эффективностью достаточно было бы выбрать такой вариант, отвечающий условиям эффективности по Парето, который представляется наиболее справедливым, и посредством политических решений реализовать этот вариант. Однако, во-первых, без вмешательства государства, достигнуть такого баланса вряд ли удастся, а во-вторых, такой путь возможен, если будут найдены методики измерения полезности, получаемой членами общества, в абсолютных единицах. К сожалению, люди способны делать лишь сравнительные оценки полезностей.


3


Просмотр содержимого документа
«Краткое содержание темы»

Социальная справедливость

и проблема распределения ресурсов

Вопрос об общественном устройстве, организованном на справедливых началах, - центральный и для классической (античной) мысли, и для философии модерна, и для современной политической теории.

Классическое определение справедливости принадлежит Аристотелю: «справедливое есть равное, но только для равных». Начало современных дискуссий связано в основном с выходом в свет в 1971 г. известной книги американского философа Джона Ролза «Теория справедливости».

Эта работа содержит достаточно радикальный проект переустройства общества на эгалитарных принципах, в основе которых заложена идея создания общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов.

В основу данной модели, получившей название «Справедливость, как честность», легла традиционная идея общественного договора, модернизированная Ролзом с учётом принципов западной философии, сложившихся за последние три столетия. С 1990-х годов к дискуссии подключились российские социологи, так как после развала Советского Союза проблема справедливого устройства российского общества является наиболее острой.

Что же понимать под справедливостью в экономическом и общечеловеческом смысле? Прежде всего, «равенство», – говорят сторонники социалистических и коммунистических учений. Недаром лозунг «Свобода, равенство, братство» был помещен на знамена великой французской революции как идеал общественных отношений.

Однако равенство может быть истолковано по-разному. Одно дело – равенство всех перед законом, и совсем другое – равенство людей в доходах, зарплатах, условиях труда и жизни. По большому счету, деление экономики на либерально-рыночную, социально-рыночную и социализм происходит по границам понимания справедливости преобладающей частью политической элиты и населения. Если в качестве критерия справедливости выбирается свободная конкуренция – это либеральный подход, характерный для англо-американской традиции; если упор делается на справедливое и равномерное распределение общественных благ – это социально-рыночный подход, свойственный скандинавским странам. Если же равенство становится основополагающим принципом, в тень которого уходит индивидуальность и различие в способностях членов общества, то мы имеем дело с социализмом в его ортодоксальной (строго придерживающийся определенного учения) интерпретации.

Социальная справедливость всегда выступала и будет выступать как наиболее важный показатель эффективности социального развития общества, являясь одним из фундаментальных оснований цивилизации и прогресса.

Хозяйственная жизнь современного общества, рассматриваемого как общество потребления, основывается на необходимости удовлетворения потребностей людей в различных экономических благах. Абсолютное большинство этих потребностей удовлетворяется за счет производства благ. В рыночной экономике, где эти блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами.

Закон возвышения потребностей гласит, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит из-за того, что экономические потребности безграничны, а производство экономических благ ограниченно в силу ограниченности экономических ресурсов.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся природные и трудовые ресурсы, капитал (как реальный, так и денежный), предпринимательские способности, знания. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов образуют ось, вокруг которой вращается экономическая жизнь, и стержень экономики как науки.

Требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса – относится к категории справедливости.

В экономической литературе выделяют четыре взгляда на социальную справедливость:

• эгалитарный. Эгалитарный (от франц. egalite — равенство) означает «уравнительный». Этот взгляд требует равного рас­пределения доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможно­сти, но и более или менее равные результаты;

• ролсианский. Этот принцип связан с именем Джона Ролза, современного американского философа. Ролсианский подход предполагает, что равенству необходимо придавать большое значение, иначе кому-то будет намного хуже, чем другим. В рамках данного подхода считается справедливой такая дифференциация доходов, при которой экономиче­ское неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способ­ствует достижению более высокого уровня жизни бедней­шими членами общества;

• утилитарный. Этот принцип опирается на учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника «тео­рии счастья» — утилитаризма. Утилитарный взгляд иногда может восприниматься как близкий к эгалитарному, но он предполагает наиболее существенное различие между наи­более и наименее обеспеченными членами общества. Если бы все люди были совершенно одинаковы в своих вкусах и предпочтениях, то утилитарный принцип превратился бы в эгалитарный;

• рыночный. Рыночное распределение доходов означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов; спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов.

Начиная с Аристотеля, принято выделять два вида справедливости:

- уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

- распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере, трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является начальником».

Таким образом, согласно теории общественного договора, разработанной Джоном Гоббсом и детально представленную Жан-Жаком Руссо как целостную доктрину, распределительная справедливость предполагает существование арбитра, который уполномочен объединившимися гражданами следить за тем, чтобы осуществляемое между ними распределение соответствовало достигнутой договоренности. Если распределение признается всеми людьми как выполнение условий достигнутой между ними договоренности, то оно является справедливым и значимым для всех, обязательным для исполнения.

Следовательно, одобряемый всеми принцип распределения принимает форму закона, претворение в жизнь которого и позволяет осуществить распределение благ согласно достигнутой договоренности, то есть осуществить справедливое распределение.

С точки зрения Гоббса, функция справедливости состоит в обеспечении достижения цели, ради которой люди объединяются в государство. А объединяются они в государство для того, чтобы сохранить свою собственность. Справедливость же призвана этот процесс распределения «собственного» урегулировать.

В условиях совместной деятельности индивид вынужден считаться с интересами других, то есть принять для себя в качестве обязательного способ получения желаемого, который принят в ассоциации в качестве закона. Считаясь с интересами других, никто не может претендовать на получение большего, чем это предусмотрено законом и установлено принятыми нормами. Поэтому основанием такого порядка выступают ценности равенства и беспристрастности.

С другой стороны, равенство, как и беспристрастность, должны обеспечивать справедливое применение того или иного правила, то есть каждый должен получать равную долю при выполнении одних и тех же требований, предусмотренных законом. Равенство по отношению к закону предполагает равное ограничение свободы для каждого в целях получения желаемого. Следовательно, договориться могут только те индивиды, которые находятся в равном отношении к распределяемым благам, а договорившись, они в равной мере подпадают под юрисдикцию созданного ими закона.

Именно несправедливое распределение общественных благ нередко приводит к социальным катаклизмам, революциям и войнам. Для любого человеческого общества неравенство доходов и, следовательно, неравенство доступа к ресурсам и благам, является фундаментальным фактом. Характерными чертами такого общества являются, с одной стороны, равные права всех граждан демократического государства, с другой стороны, неравные возможности людей. Действительно, все граждане правового государства равны перед законом, обладают равными политическими правами. Однако существуеют множество факторов, которые формируют индивидуальный облик каждого человека, наделяют его большими или меньшими способностями к обогащению и соответственно разным уровням благосостояния.

Современному типу распределения доходов в развитых странах мира свойственно значительное сокращение удельного веса бедных и столь же значительное повышение удельного веса среднего класса, при практически постоянной доле богатого населения.

Благосостояние человека зависит не только от того, каким богатством он располагает, но и от того, как он оценивает свое материальное положение относительно других людей. Если человек видит, что он живет приблизительно на том же уровне, что и его окружающие, это, как правило, его удовлетворяет. Но если он видит, что большинство людей вокруг живут значительно лучше него, то условиями своей жизни бывает не удовлетворен.

Общество должно заботиться о том, чтобы людей, недовольных жизнью, было как можно меньше. Это значит, что оно должно принимать меры к тому, чтобы блага распределялись между людьми справедливо.

Перед любой экономической системой стоит система выбора: предпочесть ли рыночное распределение доходов, кор­ректируемое государством, или же государственное распределе­ние доходов, корректируемое рынком. Стремление к равенству в распределении доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности. Так как в подобной ситуации незачем эффективно работать ни бедному (все равно общество обеспечит материальную поддержку), ни богатому (все равно общество изымет часть дохода в виде налогов). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но со­провождается социальной несправедливостью в виде значи­тельного неравенства в распределении доходов, имуществен­ной дифференциации населения. Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор ме­жду социальной справедливостью и экономической эффектив­ностью.

Сейчас в среде экономистов утвердилось определение эффективности, которое дал известный итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Он предложил считать распределение ресурсов экономически эффективным, если ни одно перераспределение не может сделать кого-то из членов общества лучше обеспеченным без того, чтобы кто-то другой ни стал хуже обеспеченным.

Согласно теории Парето, достичь экономической эффективности (экономической оптимальности) распределения возможно при соблюдении трёх условий:

- эффективность в сфере производства;

- эффективность в структуре выпуска благ;

- эффективность в распределении благ между потребителями (эффективность обмена).

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что современным обществам ещё далеко до справедливого распределения благ. Концепция справедливости принадлежит скорее к нормативной, чем к позитивной экономике. Рассуждения по поводу того, каким образом национальный доход и национальное богатство должны быть поделены между разными членами общества, базируются на субъективных мнениях о существовании некого «социально желательного» распределения. Для того чтобы оценивать благосостояние с позиций справедливости, надо иметь критерии справедливого распределения доходов и богатства.

Казалось бы, что для разрешения конфликта между справедливостью и эффективностью достаточно было бы выбрать такой вариант, отвечающий условиям эффективности по Парето, который представляется наиболее справедливым, и посредством политических решений реализовать этот вариант. Однако, во-первых, без вмешательства государства, достигнуть такого баланса вряд ли удастся, а во-вторых, такой путь возможен, если будут найдены методики измерения полезности, получаемой членами общества, в абсолютных единицах. К сожалению, люди способны делать лишь сравнительные оценки полезностей.


2


Просмотр содержимого презентации
«Социальная справедливость и распределение ресурсов»

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Центр образования №6 «Перспектива»  « Справедливое есть равное, но только для равных» Аристотель  Социальная справедливость и распределение ресурсов материал для внеурочной деятельности Выполнила Беляева Алина Витальевна, учитель математики г.Белгород. 2018 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №6 «Перспектива»

« Справедливое есть равное, но только для равных» Аристотель

Социальная справедливость

и распределение ресурсов

материал для внеурочной деятельности

Выполнила Беляева Алина Витальевна, учитель математики

г.Белгород. 2018 г.

«Рационально мыслящие и честные люди способны придерживаться принципов справедливости» (Джон Ролз)   Джон Ролз (1921-2002гг.) - американский философ, основоположник либерально-государственной концепции внутреннего и международного права, в значительной степени лежащего в основе современной политики США.

«Рационально мыслящие и честные люди

способны придерживаться принципов

справедливости» (Джон Ролз)

Джон Ролз (1921-2002гг.) - американский философ,

основоположник либерально-государственной концепции

внутреннего и международного права,

в значительной степени лежащего в основе

современной политики США.

Справедливость - Liberte, Egalite, Fratemite – «Свобода, равенство, братство», - лозунг - символ Великой французской революции Критерии справедливости в разных общественно-политических системах: Либеральный подход- свободная конкуренция  Социально-рыночный подход – справедливое и равномерное распределение общественных  благ Социализм-  равенство, как основополагающий принцип    Социальная справедливость – важный показатель эффективности социального развития общества

Справедливость -

Liberte, Egalite, Fratemite

«Свобода, равенство, братство», -

лозунг - символ Великой французской революции

Критерии справедливости

в разных общественно-политических системах:

Либеральный подход-

свободная конкуренция

Социально-рыночный подход –

справедливое и равномерное распределение общественных

благ

Социализм-

равенство, как основополагающий принцип

Социальная справедливость – важный показатель

эффективности социального развития общества

Современное общество - общество потребления Закон возвышения потребностей: потребности растут быстрее производства благ  Рыночная экономика Экономические ресурсы – все виды ресурсов, используемые в процессе производства товаров и услуг: Природные ресурсы Трудовые ресурсы Капитал Знания и предпринимательские способности   Основное противоречие: удовлетворение безграничных потребностей в условиях ограниченности ресурсов Требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса относится к категории справедливости. 4

Современное общество -

общество потребления

Закон возвышения потребностей:

потребности растут быстрее производства благ

Рыночная

экономика

Экономические ресурсы –

все виды ресурсов, используемые в процессе

производства товаров и услуг:

Природные ресурсы

Трудовые ресурсы

Капитал

Знания и предпринимательские способности

Основное

противоречие: удовлетворение безграничных потребностей в условиях ограниченности ресурсов

Требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса относится к категории справедливости.

4

Четыре взгляда на социальную справедливость  Эгалитарный – (от франц. egalite – равенство) – справедливое уравнительное распределение доходов  Ролсианский – согласно теории Джона Ролза справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества  Утилитарный – разработан Иеремией Бентамом, который считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества.   Рыночный - считается справедливым распределение доходов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы производства. 5

Четыре взгляда на социальную справедливость

Эгалитарный – (от франц. egalite – равенство) – справедливое уравнительное распределение доходов

Ролсианский – согласно теории Джона Ролза справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества

Утилитарный – разработан Иеремией Бентамом, который считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества.

Рыночный - считается справедливым распределение доходов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы производства.

5

Два вида справедливости уравнительная распределительная Требует пропорциональности в отношении к людям согласно разработанных критериев : «равное- равным», «неравное – неравным» Требует равенства труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения: «равным – за равное»

Два вида справедливости

уравнительная

распределительная

Требует

пропорциональности

в отношении к людям

согласно разработанных

критериев :

«равное- равным»,

«неравное – неравным»

Требует равенства труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения: «равным – за равное»

Концепция «общественного договора»   Теория общественного договора (ТОД) - философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти результатом соглашения между гражданами Основные периоды и авторы разработки ТОД: 1651 год – Томас Гоббс (к.Англия) , публикация «Левиафана»; 1797 год – Иммануил Кант (Германия), «Метафизические элементы справедливости»; 1754-1762 гг . – Жан-Жак Руссо (Франция) разработал целостную социально-политическую теорию общественного договора в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.) и в историческом очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754 г.). 1679-1690г г. - Джон Локк (К.Англия), «Два трактата о правлении»

Концепция

«общественного договора»

Теория общественного договора (ТОД) - философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти результатом соглашения между гражданами

Основные периоды и авторы разработки ТОД:

1651 годТомас Гоббс (к.Англия) , публикация «Левиафана»;

1797 годИммануил Кант (Германия), «Метафизические элементы справедливости»;

1754-1762 гг . – Жан-Жак Руссо (Франция) разработал целостную социально-политическую теорию общественного договора в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.) и в историческом очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754 г.).

1679-1690г г. - Джон Локк (К.Англия), «Два трактата о правлении»

Томас Гоббс, (1588-1679) –  английский философ , предложил теорию общественного договора, когда граждане добровольно ограничивают свои свободы.  Гоббс не допускал революций и анархии. Естественное состояние людей : «Война всех против всех» Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих  естественных прав и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное пользование оставшимися правами — государство .

Томас Гоббс, (1588-1679) –

английский философ ,

предложил теорию

общественного договора,

когда граждане добровольно

ограничивают свои свободы.

Гоббс не допускал революций и анархии.

Естественное состояние людей : «Война всех против всех»

Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих  естественных прав и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное пользование оставшимися правами — государство .

Трансформация представлений о справедливости в законы общества Управление обществом  или сферами деятельности на основании закона Представление о справедливости и правах человека Поведение субъектов в соответствии с представлениями о справедливости Оформление представлений о справедливости в нормы и законы Культура, традиции, обычаи, правила поведения

Трансформация представлений о справедливости в законы общества

Управление обществом

или сферами деятельности

на основании закона

Представление о

справедливости

и правах человека

Поведение субъектов

в соответствии

с представлениями

о справедливости

Оформление представлений

о справедливости в

нормы и законы

Культура, традиции, обычаи, правила поведения

Эффективность по Парето   Парето Вильфредо  (1848-1923 гг.)  итальянский экономист,  профессор Лозанского университета Парето-эффективность в распределении: неравенство доходов в распределении может быть уменьшено в том случае, если доходы и производство будут возрастать быстрее численности населения Теории Оптимум Парето: благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения улучшает благосостояние хотя бы одного объекта экономической системы

Эффективность по Парето

Парето Вильфредо

(1848-1923 гг.)

итальянский экономист,

профессор Лозанского университета

Парето-эффективность в распределении:

неравенство доходов в распределении может быть уменьшено в том случае, если доходы и производство будут возрастать быстрее численности населения

Теории

Оптимум Парето:

благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения улучшает благосостояние хотя бы одного объекта экономической системы

Справедливость всегда представляет собой лишь идеологизированное, вознесенное до небес выражение существующих экономических отношений  либо с их консервативной, либо с их революционной стороны.   Фридрих Энгельс Проблема справедливости также стара, как и проблема распределения. (Элиас Канетти) Мерилом справедливости не может быть большинство голосов (Фридрих Шиллер)   Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного (Вл.Соловьёв)   «Лжёт непростительно, кто уверяет, что всё в мире справедливо»  Козьма Прутков

Справедливость всегда представляет собой лишь

идеологизированное, вознесенное до небес

выражение существующих экономических отношений

либо с их консервативной,

либо с их революционной стороны. Фридрих Энгельс

Проблема справедливости также стара, как и проблема распределения.

(Элиас Канетти)

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов

(Фридрих Шиллер)

Справедливость не есть простое равенство,

а равенство в исполнении должного

(Вл.Соловьёв)

«Лжёт непростительно, кто уверяет, что всё в мире справедливо»

Козьма Прутков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!