Социальная справедливость
и проблема распределения ресурсов
Слайд 1
Вопрос об общественном устройстве, организованном на справедливых началах, - центральный и для классической (античной) мысли, и для философии модерна, и для современной политической теории.
Слад 2
Классическое определение справедливости принадлежит Аристотелю: «справедливое есть равное, но только для равных». Начало современных дискуссий связано в основном с выходом в свет в 1971 г. известной книги американского философа Джона Ролза «Теория справедливости».
Эта работа содержит достаточно радикальный проект переустройства общества на эгалитарных принципах, в основе которых заложена идея создания общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов.
В основу данной модели, получившей название «Справедливость, как честность», легла традиционная идея общественного договора, модернизированная Ролзом с учётом принципов западной философии, сложившихся за последние три столетия. С 1990-х годов к дискуссии подключились российские социологи, так как после развала Советского Союза проблема справедливого устройства российского общества является наиболее острой.
Слайд 3
Что же понимать под справедливостью в экономическом и общечеловеческом смысле? Прежде всего, «равенство», – говорят сторонники социалистических и коммунистических учений. Недаром лозунг «Свобода, равенство, братство» был помещен на знамена великой французской революции как идеал общественных отношений.
Однако равенство может быть истолковано по-разному. Одно дело – равенство всех перед законом, и совсем другое – равенство людей в доходах, зарплатах, условиях труда и жизни. По большому счету, деление экономики на либерально-рыночную, социально-рыночную и социализм происходит по границам понимания справедливости преобладающей частью политической элиты и населения. Если в качестве критерия справедливости выбирается свободная конкуренция – это либеральный подход, характерный для англо-американской традиции; если упор делается на справедливое и равномерное распределение общественных благ – это социально-рыночный подход, свойственный скандинавским странам. Если же равенство становится основополагающим принципом, в тень которого уходит индивидуальность и различие в способностях членов общества, то мы имеем дело с социализмом в его ортодоксальной (строго придерживающийся определенного учения) интерпретации.
Социальная справедливость всегда выступала и будет выступать как наиболее важный показатель эффективности социального развития общества, являясь одним из фундаментальных оснований цивилизации и прогресса.
Слайд 4
Хозяйственная жизнь современного общества, рассматриваемого как общество потребления, основывается на необходимости удовлетворения потребностей людей в различных экономических благах. Абсолютное большинство этих потребностей удовлетворяется за счет производства благ. В рыночной экономике, где эти блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами.
Закон возвышения потребностей гласит, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит из-за того, что экономические потребности безграничны, а производство экономических благ ограниченно в силу ограниченности экономических ресурсов.
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся природные и трудовые ресурсы, капитал (как реальный, так и денежный), предпринимательские способности, знания. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов образуют ось, вокруг которой вращается экономическая жизнь, и стержень экономики как науки.
Требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса – относится к категории справедливости.
Слайд 5
В экономической литературе выделяют четыре взгляда на социальную справедливость:
• эгалитарный. Эгалитарный (от франц. egalite — равенство) означает «уравнительный». Этот взгляд требует равного распределения доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты;
• ролсианский. Этот принцип связан с именем Джона Ролза, современного американского философа. Ролсианский подход предполагает, что равенству необходимо придавать большое значение, иначе кому-то будет намного хуже, чем другим. В рамках данного подхода считается справедливой такая дифференциация доходов, при которой экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого уровня жизни беднейшими членами общества;
• утилитарный. Этот принцип опирается на учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника «теории счастья» — утилитаризма. Утилитарный взгляд иногда может восприниматься как близкий к эгалитарному, но он предполагает наиболее существенное различие между наиболее и наименее обеспеченными членами общества. Если бы все люди были совершенно одинаковы в своих вкусах и предпочтениях, то утилитарный принцип превратился бы в эгалитарный;
• рыночный. Рыночное распределение доходов означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов; спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов.
Слайд 6
Начиная с Аристотеля, принято выделять два вида справедливости:
- уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
- распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере, трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является начальником».
Слайд 7
Таким образом, согласно теории общественного договора, разработанной Джоном Гоббсом и детально представленную Жан-Жаком Руссо как целостную доктрину, распределительная справедливость предполагает существование арбитра, который уполномочен объединившимися гражданами следить за тем, чтобы осуществляемое между ними распределение соответствовало достигнутой договоренности. Если распределение признается всеми людьми как выполнение условий достигнутой между ними договоренности, то оно является справедливым и значимым для всех, обязательным для исполнения.
Следовательно, одобряемый всеми принцип распределения принимает форму закона, претворение в жизнь которого и позволяет осуществить распределение благ согласно достигнутой договоренности, то есть осуществить справедливое распределение.
Слайд 8
С точки зрения Гоббса, функция справедливости состоит в обеспечении достижения цели, ради которой люди объединяются в государство. А объединяются они в государство для того, чтобы сохранить свою собственность. Справедливость же призвана этот процесс распределения «собственного» урегулировать.
В условиях совместной деятельности индивид вынужден считаться с интересами других, то есть принять для себя в качестве обязательного способ получения желаемого, который принят в ассоциации в качестве закона. Считаясь с интересами других, никто не может претендовать на получение большего, чем это предусмотрено законом и установлено принятыми нормами. Поэтому основанием такого порядка выступают ценности равенства и беспристрастности.
Слайд 9
С другой стороны, равенство, как и беспристрастность, должны обеспечивать справедливое применение того или иного правила, то есть каждый должен получать равную долю при выполнении одних и тех же требований, предусмотренных законом. Равенство по отношению к закону предполагает равное ограничение свободы для каждого в целях получения желаемого. Следовательно, договориться могут только те индивиды, которые находятся в равном отношении к распределяемым благам, а договорившись, они в равной мере подпадают под юрисдикцию созданного ими закона.
Именно несправедливое распределение общественных благ нередко приводит к социальным катаклизмам, революциям и войнам. Для любого человеческого общества неравенство доходов и, следовательно, неравенство доступа к ресурсам и благам, является фундаментальным фактом. Характерными чертами такого общества являются, с одной стороны, равные права всех граждан демократического государства, с другой стороны, неравные возможности людей. Действительно, все граждане правового государства равны перед законом, обладают равными политическими правами. Однако существуеют множество факторов, которые формируют индивидуальный облик каждого человека, наделяют его большими или меньшими способностями к обогащению и соответственно разным уровням благосостояния.
Современному типу распределения доходов в развитых странах мира свойственно значительное сокращение удельного веса бедных и столь же значительное повышение удельного веса среднего класса, при практически постоянной доле богатого населения.
Благосостояние человека зависит не только от того, каким богатством он располагает, но и от того, как он оценивает свое материальное положение относительно других людей. Если человек видит, что он живет приблизительно на том же уровне, что и его окружающие, это, как правило, его удовлетворяет. Но если он видит, что большинство людей вокруг живут значительно лучше него, то условиями своей жизни бывает не удовлетворен.
Общество должно заботиться о том, чтобы людей, недовольных жизнью, было как можно меньше. Это значит, что оно должно принимать меры к тому, чтобы блага распределялись между людьми справедливо.
Перед любой экономической системой стоит система выбора: предпочесть ли рыночное распределение доходов, корректируемое государством, или же государственное распределение доходов, корректируемое рынком. Стремление к равенству в распределении доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности. Так как в подобной ситуации незачем эффективно работать ни бедному (все равно общество обеспечит материальную поддержку), ни богатому (все равно общество изымет часть дохода в виде налогов). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительного неравенства в распределении доходов, имущественной дифференциации населения. Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между социальной справедливостью и экономической эффективностью.
Слайд 10
Сейчас в среде экономистов утвердилось определение эффективности, которое дал известный итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Он предложил считать распределение ресурсов экономически эффективным, если ни одно перераспределение не может сделать кого-то из членов общества лучше обеспеченным без того, чтобы кто-то другой ни стал хуже обеспеченным.
Согласно теории Парето, достичь экономической эффективности (экономической оптимальности) распределения возможно при соблюдении трёх условий:
- эффективность в сфере производства;
- эффективность в структуре выпуска благ;
- эффективность в распределении благ между потребителями (эффективность обмена).
Слайд 11
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что современным обществам ещё далеко до справедливого распределения благ. Концепция справедливости принадлежит скорее к нормативной, чем к позитивной экономике. Рассуждения по поводу того, каким образом национальный доход и национальное богатство должны быть поделены между разными членами общества, базируются на субъективных мнениях о существовании некого «социально желательного» распределения. Для того чтобы оценивать благосостояние с позиций справедливости, надо иметь критерии справедливого распределения доходов и богатства.
Казалось бы, что для разрешения конфликта между справедливостью и эффективностью достаточно было бы выбрать такой вариант, отвечающий условиям эффективности по Парето, который представляется наиболее справедливым, и посредством политических решений реализовать этот вариант. Однако, во-первых, без вмешательства государства, достигнуть такого баланса вряд ли удастся, а во-вторых, такой путь возможен, если будут найдены методики измерения полезности, получаемой членами общества, в абсолютных единицах. К сожалению, люди способны делать лишь сравнительные оценки полезностей.
3