Тема: Социальная структура российского общества второй половины 18 века.
Дата:
Класс:8
Цели урока: Сформировать представления о сословиях российского общества второй половины XVIII века. Раскрывать характерные, существенные черты сословий. Познакомится с жизнью и бытом разных сословий. Научится анализировать информацию из различных источников по отечественной истории. Составлять описание положения и образа жизни социальных групп в России.
Планируемые результаты: личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, Грамотно выражать свои мысли, строить предложения, формирование умения слушать и слышать собеседника, изложение своей точки зрения, её аргументация,
предметные: Формулировать свою позицию по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Планировать при поддержке учителя пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
метапредметные: Обобщать факты, составлять таблицы, тезисы, схемы, формулировать и обосновывать выводы, Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её. Логически строить рассуждение, применять начальные исследовательские умения,
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, телевизор.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация (устный опрос по д\з стр. 19)
Изучение нового материала
План.
«Золотой век дворянства»
«Крестьянское житие»
«Среднего рода люди»
1. В первой половине 18 века дворяне большую част времени проводили в походах, на воеводской и канцелярской службе, многие из них не владели грамотой и по 10 лет не бывали дома.
Время Екатерины 2 стало «золотым веком» дворянства:
Манифест о вольности дворянства освободил от обязательной службы и предоставил возможность заниматься хозяйством.
Прошло генеральное межевание земель
Массовые раздачи дворянам населенных земель
Крестьян жаловали в награду за воинские подвиги
Завершилось формирование крепостного права.
Дворяне занимались предпринимательством, создавали мануфактуры, винокуренные заводы.
«верхушка» могла получить образование и вести европейский образ жизни (обладающим более чем 100 душами)
В черноземной зоне дворяне увеличивали барскую запашку, количество дней работы на барщине, увеличивали оброки.
Полученные доходы не вкладывались в производство, а шли на строительство и обустройство усадеб, заграничные путешествия, роскошный образ жизни. Спрос на предметы роскоши со стороны дворянства стимулировал импорт промышленных изделий, но тормозил рост отечественной промышленности и ремесла.
Реформа 1775 года- создала выборные дворянские должности.
Жалованная грамота дворянству 1785 г.:
- избрания губернских и уездных предводителей для подачи жалоб губернатору.
- собирали денежные средства для сословных нужд
- провозглашала права собственности дворян на недра и леса
- освобождала их от телесных наказаний, пыток и платежа личных податей
- запрещали конфискацию наследственных имений
Просмотр видео.
Самостоятельная работа по вариантам:
1 вар.- стр. 22-23:
Опишите положение крестьян
Составьте схему категорий крестьян с описанием
Отношение помещиков к крестьянам
2 вар.- стр. 25:
Раб. С историч. Источником, отвечаем на вопр. К нему.
3 вар.- стр. 23-24:
Положение «среднего рода людей» согласно манифесту.
Составьте схему деления горожан
Какие права гарантирует жалованная грамота
4.Рефлексия.
5. Д\З- пар. 20-чит., стр. 25 вопр. 1-6.