СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная структура

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока позволяет организовать самостоятельную деятельность обучающихся на уроке

Просмотр содержимого документа
«Социальная структура»


Технологическая карта урока


Данные о преподавателе:

Ф.И.О. - Шафир Любовь Рифхатовна,

Категория: высшая категория

Образовательное учреждение: Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Удмуртской Республики«Глазовский аграрно-промышленный техникум»


Предмет: Обществознание

Группа: 21

УМК: рабочий лист, справочные материалы, презентация урока

Тема урока: Социальная структура общества (90 минут)

Тип урока: Урок –изучение новой темы, комбинированный рок, групповая работа

Оборудование: компьютер, видеопроектор, раздаточный материал, презентация


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений студентов группы, для которого проектируется урок:

Студенты владеют

• регулятивными УУД: составлять план действий (2 уровень);

• познавательными УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством преподавателя (2 уровень);

У большинства студентов не сформированы

• коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения;

• личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы



Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • Имеют представление о социальной структуре общества;

  • раскрывают суть социальной стратификации, социальной роли, социального статуса и социальной мобильности;

  • определяют особенности социальной стратификации, социальной роли, социального статуса и социальной мобильности.

2 уровень — понимание, характеристика, анализ

Регулятивные

  • Преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют ответы;

  • Планируют свою деятельность как индивидуально, так и в составе группы.


2 уровень — преобразование практической задачи в познавательную, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий.

Познавательные

    • Проявление интереса к изученному содержанию;

    • Воспроизведение знания в устной и письменной форме;

    • Выделение необходимой информации, подведение под понятия, выведение следствий

2 уровень — реконструкция (преобразование) информации, проявление интереса к изученному содержанию, выведение следствий

Коммуникативные

  • Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей групповой позиции

  • Умение слушать и вступать в диалог.


2 уровень — установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации

Личностные

  • Формирование мотивации учения;

  • Формирование коммуникативных, информационных компетенций;

  • Осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы


2 уровень — сотрудничество в ходе выполнения совместной деятельности, рефлексия своего отношения к содержанию темы



Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

(2 мин)

•обеспечить осознания студентами неполноты имеющихся знаний;

•мотивировать студентов на предстоящую деятельность;

•организовать самостоятельное формулирование проблемы и темы урока



Диалогическое проблемное изложение

Фронтальная

Задает вопросы :



1)на какие сферы делится общество

Демонстрация слайда №1



2)что включает в себя социальная сфера











Демонстрация слайда №2


Отвечают на поставленные вопросы:

1) общество делится на четыре сферы духовная, экономическая, политическая и социальня

2) Социальная сфера жизни общества включает в себя прежде всего отношения1)между общественными группами2)населения и власти3)собственности на средства


Знакомятся с целью урока в рабочем листе

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировоч-ный этап

(2 мин)

совместное планирование деятельности

Познавательное проблемное изложение

Индивидуальная, фронтальная

1) Знакомит с содержанием рабочего листа

2) Знакомит с правилами работы в рабочем листе


1. Знакомятся с содержанием рабочего листа

2) Знакомится с правилами работы в рабочем листе



Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Актуализация знаний. (3 мин)

организовать поиск решения проблемы

Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов)


Индивидуальная, фронтальная




1. разъяснить понятие «социальная структура»


Демонстрация слайда №3


1. Записывают понятие «социальная структура»

Познавательные УУД:

- выделять необходимую информацию;



Практический этап

(5 мин)

• обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Иллюстративный, объяснительный

Индивидуальная, фронтальная

1. Предлагает ответить на поставленные вопросы: Может ли существовать общество абсолютно равных людей?

В соответствии с какими критериями можно разделить людей в сложных обществах?

Демонстрация слайда №4

1. Отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения

Познавательные УУД:

- выведение причин и следствий

- выделение информации

Предметные УД:

- оценивать реальную ситуацию в обществе

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Поисково – исследовательский этап ()

Организовать поиск решения проблемы

Иллюстративный, объяснительный

Индивидуальная, фронтальная

1.просит сделать анализ схемы социальная структура

Демонстрация слайда №5

2. Просит ознакомится в рабочем листе с понятием «социальная стратификация», выделить ключевые слова понятия

Демонстрация слайда №6

3. Знакомит с историческими типами стратификации

Демонстрация слайда №7

4. Просит заполнить таблицу в рабочем листе, «исторические типы стратификации», обозначив характерные черты стратов, опираясь на текст учебника

5. Объясняет особенности современной стратификации

6. Просит проанализировать рисунок на слайде и определить особенности современных классов

Демонстрация слайда №8

7. Знакомит с особенностями социальных групп

Демонстрация слайда №9

8. Дает определение понятиями «социальный статус», «социальные символы», «социальная роль»

Демонстрация слайдов№10,11,12, 13

1.Делают анализ схемы социальная структура



2. Знакомятся в рабочем листе с понятием «социальная стратификация», выделяют ключевые слова понятия




3. Знакомятся с историческими типами стратификации



4. Заполняют таблицу в рабочем листе, «исторические типы стратификации», обозначив характерные черты стратов, опираясь на текст учебника


5. Слушают об особенностях современной стратификации

6. Анализируют рисунок на слайде и определяют особенности современных классов




7. Знакомятся с особенностями социальных групп



8. Знакомятся с понятием «социальный статус», «социальные символы», «социальная роль» в рабочем листе

Познавательные УУД:

- выделять необходимую информацию;

- строить логическую цепь рассуждений, объяснять;

- формулировать ответы;

- делать выводы.



Рефлексивно-оценочный этап

(7 мин)

• осмысление процесса и результата деятельности

самооценка

Индивидуальная, фронтальная











1. Предлагает выполнить тест на закрепление

2. сравнивает ответы

Демонстрация слайдов№14,15,16,17,18

просит поставить самостоятельно оценку как за тест

1.Выполняют тест



2. Сравнивают и оценивают свои ответы


Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании

Актуализация знаний

организовать поиск решения проблемы

Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов)

Групповой

1. Предлагает сравнить понятия «социальные группы» и «социальный статус»

Демонстрация слайдов№19,20

1. Сравнивают понятия «социальные группы» и «социальный статус»


Познавательные УУД:

- выделять необходимую информацию;

- строить логическую цепь рассуждений, объяснять;

- формулировать ответы;

- делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Поисково – исследовательский этап ()

Организовать поиск решения проблемы

Иллюстративный, объяснительный

Групповой

1. Знакомит с понятие «виды социальных статусов»

Демонстрация слайда №21

2. Просит привести примеры видов социальных статусов

Демонстрация слайда №22

3. Объясняет суть социального равенства и неравенства

Демонстрация слайдов№23,24,25,26

4. Знакомит с понятием «социальная мобильность», просит составить схему закрытого и открытого обществ.

Демонстрация слайдов№27,28

5. Знакомит с понятием «социальный лифт», просит привести примеры для каждого социального лифта

Демонстрация слайда №29

2. Знакомятся с с понятие «видами социальных статусов», заполняют рабочие листы

2. Приводят примеры видов социальных статусов



3. Определяют суть социального равенства и неравенства



4. Знакомятся с понятием «социальная мобильность», составляют схему закрытого и открытого обществ в рабочем листе для групповой работы

5. Знакомятся с понятием «социальный лифт», приводят примеры для каждого социального лифта

Познавательные УУД:

- выделять необходимую информацию;

- строить логическую цепь рассуждений, объяснять;

- формулировать ответы;

- делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексивно-оценочный этап

( мин)

• осмысление процесса и результата деятельности

Самооценка, взаимоценивание

Индивидуальная, фронтальная, групповая











1. Задает вопрос:


-Что является основным критерием социальной стратификации

Демонстрация слайда №30

2. Предлагает выполнить задания на закрепление,

3. сравнивает ответы

Демонстрация слайдов №31,32,33,34,35,36,37,38

просит поставить самостоятельно оценку как за тест, так и за урок в тетрадь

3.Предлагает оценить свою работу на уроке по указанным на экране критериям.

Демонстрация слайда №39

4. Задает вопрос, направленный на определение домашнего задания, связанный с изученной темой: перечислите сказки, где речь идет о социальной мобильности

Демонстрация слайда №40

5.Озвучивает домашнее задание

Демонстрация слайда №41

1.Отвечают на вопрос:

(ориентируясь на моральные ценности)





2.Выполняют тест в рабочем листе для групповой работы

3. Сравнивают ответы










3. Оценивают свою работу на уроке





4. Отвечают на поставленный вопрос











5.Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании





Дата: 10.02.2016 Подпись преподавателя:













Самоанализ урока

Аттестуемый преподаватель: Шафир Любовь Рифхатовна

Полное название образовательного учреждения: Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Удмуртской Республики«Глазовский аграрно-промышленный техникум»

Предмет: Обществознание

Группа 27

УМК: презентация урока

Тема урока: Социальная структура общества

Планируемые результаты:


Предметные результаты:

  • Имеют представление о структуре общества;

  • Раскрывают значение социальной стратификации;

  • выделяют особенности социального статуса, социальной роли, социальной мобильности.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют ответы;

  • Планируют свою деятельность в составе группы.

Познавательные УУД:

    • Проявление интереса к новому содержанию;

    • Воспроизведение знания в устной и письменной форме;

    • Выделение необходимой информации, подведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей групповой позиции

  • Умение слушать и вступать в диалог.


Личностные результаты:

  • Формирование мотивации учения;

  • Формирование коммуникативных, информационных компетенций;

  • Осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы





Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

средний

1. Студенты не слушают преподавателя

1. Установить дисциплину

Ориентировочный этап

средний

1. Студенты не могут составить план урока

1.Преподаватель задает наводящие вопросы

Поисково-исследовательский этап

средний

1.Студенты не могут определить этапы составления государственного бюджета и определить составляющие государственного бюджета.

1. Преподаватель задает наводящие вопросы

Практический этап


средний

1. Студенты не понимают суть задания


2. Не все студенты активно работают в группе

3. Студенты ограничиваются краткими ответами, не оформляют свое высказывание в виде развернутого предложения.

4. Студенты не слушают друг друга



1. Преподаватель еще раз поясняет задание

2.Поощрить активных студентов


3. Выбрать студента, который продемонстрирует, как правильно оформить свое высказывание


4. Установить порядок выступлений студентов от лица каждой группы


Рефлексивно-оценочный этап

средний

1. Учащиеся затрудняются ответить на вопросы преподавателя

2. Учащиеся не могут оценить свою деятельность на уроке

1. Преподаватель задает наводящие вопросы

2. Преподаватель оказывает индивидуальную помощь








Приложение 1.

Рабочий лист (для индивидуальной работы)

Тема занятия: Социальная структура общества. Социальные группы.

Цель занятия: понять сущность социальной стратификации. Понять, что влияет на образ жизни людей.


Социальная структураэто совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Социальная стратификация - это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

Исторические типы стратификации (работа с учебником)

Типы стратификации

Характерные черты

Рабство


Касты


Сословия


Классы



Социальный статуссоциальное положение человека в обществе.

  • Территориальный (горожане, беженцы, бомж)

  • Половой (женщина, мужчина)

    доход

    престиж

  • Возрастной

  • Расовый (негроидная, европеоидная, монголоидная)

    Социальный статус

  • Национальный

  • Здоровье

  • Профессиональный

  • Политические взгляды

    образование

    власть

  • Религиозные взгляды



Статусные символыэто знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов.

жильё

одежда


Манеры поведения

жесты

язык








! задание на закрепление:

1. Закончите предложение (подчеркните правильный ответ)

Социальная стратификация проявляется в …

А. разделении общества на различные социальные группы

Б. утрате общественной стабильности

В. Расширении прав и свобод граждан

Г. поддержке государством малообеспеченных слоев населения

2. Выберите верный ответ (подчеркните правильный ответ)

К среднему классу в индустриальном обществе относятся…

А. владельцы крупных предприятий

Б. неквалифицированные работники наемного труда

В. Инженерно-технические работники

Г. все занятые в сфере материального производства

3. Закончите предложение (подчеркните правильный ответ)

К статусной роли ученика относится:

А. помощь родителям по дому

Б. регулярное выполнение домашних заданий

В. Забота о младших в семье

Г. занятия в кружках и секциях

4. Закончите предложение (подчеркните правильный ответ)

К статусной роли родителя относится:

А. повышение своего профессионального уровня

Б. участие в политической жизни страны

В. Внимание к окружающим людям

Г. забота о здоровье собственных детей

5. Найди «Чужаков» в цепочке (подчеркните правильный ответ)

Статус, социальная роль, статусный символ, стратификация, социальные группы, сословия, экономика, социальная структура общества, личность, ресурсы.

Молодец! Так держать!

Критерии выделения социальных групп


Критерий

Примеры социальных групп

Половозрастной (демографический)

Мужчины, женщины, молодежь и др.

Профессиональный

Врачи, учителя.

Этносоциальный

Русские, белорусы, немцы и др.

Территориальный (поселенческий)

Горожане, сельчане и др.

Религиозный (конфессиональный)

Христиане, мусульмане и др.


Виды социальных статусов (подчеркните ключевые слова)

  • Предписанный – дается человеку обществом.

  • Достигаемый – приобретается человеком своими собственными усилиями за определенный промежуток времени.

Социальная роль (подчеркните ключевые слова)

  • Способ поведения человека.

  • Статус включает несколько ролей.

  • Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые зависят от социальных норм.

Социальное неравенство - это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти. (подчеркните ключевые слова)

Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе. (подчеркните ключевые слова)

Социальная мобильность - переход из одной социальной группы в другую. (подчеркните ключевое слово)

Люмпенылюди, опустившиеся на «дно» общественной жизни: бродяги, бомжи, нищие.

Маргиналылюди, занимающие промежуточное положение между устойчивыми социальными слоями: иммигранты, безработные, переселенцы, инвалиды.

Виды мобильности:

  • Вертикальная мобильность – перемещение с одной ступени социальной лестницы на другую.

  • Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, находящуюся на том же уровне, что и прежняя.

Социальные лифты

образование

армия



профессия


брак


доход


церковь




Приложение2.

Рабочий лист. (Групповая работа)

    1. Нарисуйте схему закрытого и открытого общества (3-5 мин.)




    1. Прочитайте высказывание и ответьте на вопросы (3-5 мин.)

«Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия, которые также не знают привычек, мыслей, чувств друг друга, как обыватели разных планет, которые по – разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным маневрам, которые живут по разным законам…- богатые и бедные».

(Б. Дизраэли)

  1. Как Вы понимаете смысл высказывания?

  2. С помощью каких обществоведческих терминов можно объяснить смысл этого высказывания?


2.1. Социальная структура общества – это (подчеркните правильный ответ)

  1. Любая совокупность людей

  2. Любые изменения в социальном положении индивида

  3. Совокупность норм, принятых в обществе

  4. Внутреннее устройство общества

2.2 В приведённом ниже списке указаны черты сходства большой и малой социальных групп и отличия большой социальной группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) Обязательные личные контакты между членами группы

2) Наличие у людей сходных социальных признаков

3) Наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы

4) Количество членов группы

2.3 Для определения социальной структуры общества значимым признаком являются

(-ется) (подчеркните правильный ответ)

  1. Физические данные человека

  2. Особенности темперамента человека

  3. Умственные способности человека

  4. Уровень образования человека

  1. 3.1.Структура общества представлена социальными общностями и группами. Какая социальная группа выделена по экономическому признаку? (подчеркните правильный ответ)

  1. Петербуржцы 2. Преподаватели физики 3. Владельцы акций 4. Девушки.

  1. 3.2. По политическому признаку выделена следующая группа: (подчеркните правильный ответ)

  1. Воронежцы 2. Демократы 3. Офицеры 4. Женщины.

  1. 3.3. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

  2. Социальная группа – любая совокупность людей, имеющих какой – либо значимый для общества признак например: (подчеркните правильный ответ)

  3. А. Профессию. Б. Особенности темперамента.

  4. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

  5. 3. 4.Установите соответствие между группами и критериями

    1. Примеры групп

    2. А) Ростовчане

    3. Б) Горожане

    4. В) Подростки

    5. Г) Итальянцы

    6. Д) Украинцы

    1. Критерии выделения

    1. Этносоциальный

    2. Демографический

    3. Территориальный

    1. А

    1. Б

    1. В

    1. Г

    1. Д

  6. 5. Обществоведы используют понятие «социальная стратификация» для обозначения

  1. Качества отношений между отдельными индивидами

  2. Значимости положения человека в обществе

  3. Деления общества на социальные слои

  4. Изменения места индивида в социальной иерархии.

  1. Приложение 3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!