Технологическая карта урока
Данные о преподавателе:
Ф.И.О. - Шафир Любовь Рифхатовна,
Категория: высшая категория
Образовательное учреждение: Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Удмуртской Республики«Глазовский аграрно-промышленный техникум»
Предмет: Обществознание
Группа: 21
УМК: рабочий лист, справочные материалы, презентация урока
Тема урока: Социальная структура общества (90 минут)
Тип урока: Урок –изучение новой темы, комбинированный рок, групповая работа
Оборудование: компьютер, видеопроектор, раздаточный материал, презентация
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений студентов группы, для которого проектируется урок:
Студенты владеют
• регулятивными УУД: составлять план действий (2 уровень);
• познавательными УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством преподавателя (2 уровень);
У большинства студентов не сформированы
• коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения;
• личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Имеют представление о социальной структуре общества; раскрывают суть социальной стратификации, социальной роли, социального статуса и социальной мобильности; определяют особенности социальной стратификации, социальной роли, социального статуса и социальной мобильности. | 2 уровень — понимание, характеристика, анализ |
Регулятивные | Преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют ответы; Планируют свою деятельность как индивидуально, так и в составе группы. | 2 уровень — преобразование практической задачи в познавательную, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий. |
Познавательные | Проявление интереса к изученному содержанию; Воспроизведение знания в устной и письменной форме; Выделение необходимой информации, подведение под понятия, выведение следствий | 2 уровень — реконструкция (преобразование) информации, проявление интереса к изученному содержанию, выведение следствий |
Коммуникативные | | 2 уровень — установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации |
Личностные | Формирование мотивации учения; Формирование коммуникативных, информационных компетенций; Осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — сотрудничество в ходе выполнения совместной деятельности, рефлексия своего отношения к содержанию темы |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап (2 мин) | •обеспечить осознания студентами неполноты имеющихся знаний; •мотивировать студентов на предстоящую деятельность; •организовать самостоятельное формулирование проблемы и темы урока | Диалогическое проблемное изложение | Фронтальная | Задает вопросы : 1)на какие сферы делится общество Демонстрация слайда №1 2)что включает в себя социальная сфера Демонстрация слайда №2 | Отвечают на поставленные вопросы: 1) общество делится на четыре сферы духовная, экономическая, политическая и социальня 2) Социальная сфера жизни общества включает в себя прежде всего отношения1)между общественными группами2)населения и власти3)собственности на средства Знакомятся с целью урока в рабочем листе | Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной форме Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировоч-ный этап (2 мин) | совместное планирование деятельности | Познавательное проблемное изложение | Индивидуальная, фронтальная | 1) Знакомит с содержанием рабочего листа 2) Знакомит с правилами работы в рабочем листе | 1. Знакомятся с содержанием рабочего листа 2) Знакомится с правилами работы в рабочем листе | Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. |
Актуализация знаний. (3 мин) | организовать поиск решения проблемы | Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов) | Индивидуальная, фронтальная | 1. разъяснить понятие «социальная структура» Демонстрация слайда №3 | 1. Записывают понятие «социальная структура» | Познавательные УУД: - выделять необходимую информацию; |
Практический этап (5 мин) | • обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения | Иллюстративный, объяснительный | Индивидуальная, фронтальная | 1. Предлагает ответить на поставленные вопросы: Может ли существовать общество абсолютно равных людей? В соответствии с какими критериями можно разделить людей в сложных обществах? Демонстрация слайда №4 | 1. Отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения | Познавательные УУД: - выведение причин и следствий - выделение информации Предметные УД: - оценивать реальную ситуацию в обществе Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Поисково – исследовательский этап () | Организовать поиск решения проблемы | Иллюстративный, объяснительный | Индивидуальная, фронтальная | 1.просит сделать анализ схемы социальная структура Демонстрация слайда №5 2. Просит ознакомится в рабочем листе с понятием «социальная стратификация», выделить ключевые слова понятия Демонстрация слайда №6 3. Знакомит с историческими типами стратификации Демонстрация слайда №7 4. Просит заполнить таблицу в рабочем листе, «исторические типы стратификации», обозначив характерные черты стратов, опираясь на текст учебника 5. Объясняет особенности современной стратификации 6. Просит проанализировать рисунок на слайде и определить особенности современных классов Демонстрация слайда №8 7. Знакомит с особенностями социальных групп Демонстрация слайда №9 8. Дает определение понятиями «социальный статус», «социальные символы», «социальная роль» Демонстрация слайдов№10,11,12, 13 | 1.Делают анализ схемы социальная структура 2. Знакомятся в рабочем листе с понятием «социальная стратификация», выделяют ключевые слова понятия 3. Знакомятся с историческими типами стратификации 4. Заполняют таблицу в рабочем листе, «исторические типы стратификации», обозначив характерные черты стратов, опираясь на текст учебника 5. Слушают об особенностях современной стратификации 6. Анализируют рисунок на слайде и определяют особенности современных классов 7. Знакомятся с особенностями социальных групп 8. Знакомятся с понятием «социальный статус», «социальные символы», «социальная роль» в рабочем листе | Познавательные УУД: - выделять необходимую информацию; - строить логическую цепь рассуждений, объяснять; - формулировать ответы; - делать выводы. |
Рефлексивно-оценочный этап (7 мин) | • осмысление процесса и результата деятельности | самооценка | Индивидуальная, фронтальная | 1. Предлагает выполнить тест на закрепление 2. сравнивает ответы Демонстрация слайдов№14,15,16,17,18 просит поставить самостоятельно оценку как за тест | 1.Выполняют тест 2. Сравнивают и оценивают свои ответы | Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании |
Актуализация знаний | организовать поиск решения проблемы | Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов) | Групповой | 1. Предлагает сравнить понятия «социальные группы» и «социальный статус» Демонстрация слайдов№19,20 | 1. Сравнивают понятия «социальные группы» и «социальный статус» | Познавательные УУД: - выделять необходимую информацию; - строить логическую цепь рассуждений, объяснять; - формулировать ответы; - делать выводы. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Поисково – исследовательский этап () | Организовать поиск решения проблемы | Иллюстративный, объяснительный | Групповой | 1. Знакомит с понятие «виды социальных статусов» Демонстрация слайда №21 2. Просит привести примеры видов социальных статусов Демонстрация слайда №22 3. Объясняет суть социального равенства и неравенства Демонстрация слайдов№23,24,25,26 4. Знакомит с понятием «социальная мобильность», просит составить схему закрытого и открытого обществ. Демонстрация слайдов№27,28 5. Знакомит с понятием «социальный лифт», просит привести примеры для каждого социального лифта Демонстрация слайда №29 | 2. Знакомятся с с понятие «видами социальных статусов», заполняют рабочие листы 2. Приводят примеры видов социальных статусов 3. Определяют суть социального равенства и неравенства 4. Знакомятся с понятием «социальная мобильность», составляют схему закрытого и открытого обществ в рабочем листе для групповой работы 5. Знакомятся с понятием «социальный лифт», приводят примеры для каждого социального лифта | Познавательные УУД: - выделять необходимую информацию; - строить логическую цепь рассуждений, объяснять; - формулировать ответы; - делать выводы. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Рефлексивно-оценочный этап ( мин) | • осмысление процесса и результата деятельности | Самооценка, взаимоценивание | Индивидуальная, фронтальная, групповая | 1. Задает вопрос: -Что является основным критерием социальной стратификации Демонстрация слайда №30 2. Предлагает выполнить задания на закрепление, 3. сравнивает ответы Демонстрация слайдов №31,32,33,34,35,36,37,38 просит поставить самостоятельно оценку как за тест, так и за урок в тетрадь 3.Предлагает оценить свою работу на уроке по указанным на экране критериям. Демонстрация слайда №39 4. Задает вопрос, направленный на определение домашнего задания, связанный с изученной темой: перечислите сказки, где речь идет о социальной мобильности Демонстрация слайда №40 5.Озвучивает домашнее задание Демонстрация слайда №41 | 1.Отвечают на вопрос: (ориентируясь на моральные ценности) 2.Выполняют тест в рабочем листе для групповой работы 3. Сравнивают ответы 3. Оценивают свою работу на уроке 4. Отвечают на поставленный вопрос 5.Записывают домашнее задание | Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании |
Дата: 10.02.2016 Подпись преподавателя:
Самоанализ урока
Аттестуемый преподаватель: Шафир Любовь Рифхатовна
Полное название образовательного учреждения: Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение Удмуртской Республики«Глазовский аграрно-промышленный техникум»
Предмет: Обществознание
Группа 27
УМК: презентация урока
Тема урока: Социальная структура общества
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Имеют представление о структуре общества;
Раскрывают значение социальной стратификации;
выделяют особенности социального статуса, социальной роли, социальной мобильности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют ответы;
Планируют свою деятельность в составе группы.
Познавательные УУД:
Проявление интереса к новому содержанию;
Воспроизведение знания в устной и письменной форме;
Выделение необходимой информации, подведение под понятия, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
Личностные результаты:
Формирование мотивации учения;
Формирование коммуникативных, информационных компетенций;
Осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап | средний | 1. Студенты не слушают преподавателя | 1. Установить дисциплину |
Ориентировочный этап | средний | 1. Студенты не могут составить план урока | 1.Преподаватель задает наводящие вопросы |
Поисково-исследовательский этап | средний | 1.Студенты не могут определить этапы составления государственного бюджета и определить составляющие государственного бюджета. | 1. Преподаватель задает наводящие вопросы |
Практический этап | средний | 1. Студенты не понимают суть задания 2. Не все студенты активно работают в группе 3. Студенты ограничиваются краткими ответами, не оформляют свое высказывание в виде развернутого предложения. 4. Студенты не слушают друг друга | 1. Преподаватель еще раз поясняет задание 2.Поощрить активных студентов 3. Выбрать студента, который продемонстрирует, как правильно оформить свое высказывание 4. Установить порядок выступлений студентов от лица каждой группы |
Рефлексивно-оценочный этап | средний | 1. Учащиеся затрудняются ответить на вопросы преподавателя 2. Учащиеся не могут оценить свою деятельность на уроке | 1. Преподаватель задает наводящие вопросы 2. Преподаватель оказывает индивидуальную помощь |
Приложение 1.
Рабочий лист (для индивидуальной работы)
Тема занятия: Социальная структура общества. Социальные группы.
Цель занятия: понять сущность социальной стратификации. Понять, что влияет на образ жизни людей.
Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Социальная стратификация - это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).
Исторические типы стратификации (работа с учебником)
Типы стратификации | Характерные черты |
Рабство | |
Касты | |
Сословия | |
Классы | |
Социальный статус – социальное положение человека в обществе.
Территориальный (горожане, беженцы, бомж)
Половой (женщина, мужчина)
доход
престиж
Возрастной
Расовый (негроидная, европеоидная, монголоидная)
Социальный статус
Национальный
Здоровье
Профессиональный
Политические взгляды
образование
власть
Религиозные взгляды
Статусные символы – это знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов.
жильё
одежда
Манеры поведения
жесты
язык
! задание на закрепление:
1. Закончите предложение (подчеркните правильный ответ)
Социальная стратификация проявляется в …
А. разделении общества на различные социальные группы
Б. утрате общественной стабильности
В. Расширении прав и свобод граждан
Г. поддержке государством малообеспеченных слоев населения
2. Выберите верный ответ (подчеркните правильный ответ)
К среднему классу в индустриальном обществе относятся…
А. владельцы крупных предприятий
Б. неквалифицированные работники наемного труда
В. Инженерно-технические работники
Г. все занятые в сфере материального производства
3. Закончите предложение (подчеркните правильный ответ)
К статусной роли ученика относится:
А. помощь родителям по дому
Б. регулярное выполнение домашних заданий
В. Забота о младших в семье
Г. занятия в кружках и секциях
4. Закончите предложение (подчеркните правильный ответ)
К статусной роли родителя относится:
А. повышение своего профессионального уровня
Б. участие в политической жизни страны
В. Внимание к окружающим людям
Г. забота о здоровье собственных детей
5. Найди «Чужаков» в цепочке (подчеркните правильный ответ)
Статус, социальная роль, статусный символ, стратификация, социальные группы, сословия, экономика, социальная структура общества, личность, ресурсы.
Молодец! Так держать!
Критерии выделения социальных групп
Критерий | Примеры социальных групп |
Половозрастной (демографический) | Мужчины, женщины, молодежь и др. |
Профессиональный | Врачи, учителя. |
Этносоциальный | Русские, белорусы, немцы и др. |
Территориальный (поселенческий) | Горожане, сельчане и др. |
Религиозный (конфессиональный) | Христиане, мусульмане и др. |
Виды социальных статусов (подчеркните ключевые слова)
Социальная роль (подчеркните ключевые слова)
Способ поведения человека.
Статус включает несколько ролей.
Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые зависят от социальных норм.
Социальное неравенство - это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти. (подчеркните ключевые слова)
Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе. (подчеркните ключевые слова)
Социальная мобильность - переход из одной социальной группы в другую. (подчеркните ключевое слово)
Люмпены – люди, опустившиеся на «дно» общественной жизни: бродяги, бомжи, нищие.
Маргиналы – люди, занимающие промежуточное положение между устойчивыми социальными слоями: иммигранты, безработные, переселенцы, инвалиды.
Виды мобильности:
Вертикальная мобильность – перемещение с одной ступени социальной лестницы на другую.
Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, находящуюся на том же уровне, что и прежняя.
Социальные лифты
образование
армия
профессия
брак
доход
церковь
Приложение2.
Рабочий лист. (Групповая работа)
Нарисуйте схему закрытого и открытого общества (3-5 мин.)
Прочитайте высказывание и ответьте на вопросы (3-5 мин.)
«Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия, которые также не знают привычек, мыслей, чувств друг друга, как обыватели разных планет, которые по – разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным маневрам, которые живут по разным законам…- богатые и бедные».
(Б. Дизраэли)
Как Вы понимаете смысл высказывания?
С помощью каких обществоведческих терминов можно объяснить смысл этого высказывания?
2.1. Социальная структура общества – это (подчеркните правильный ответ)
Любая совокупность людей
Любые изменения в социальном положении индивида
Совокупность норм, принятых в обществе
Внутреннее устройство общества
2.2 В приведённом ниже списке указаны черты сходства большой и малой социальных групп и отличия большой социальной группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) Обязательные личные контакты между членами группы
2) Наличие у людей сходных социальных признаков
3) Наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы
4) Количество членов группы
2.3 Для определения социальной структуры общества значимым признаком являются
(-ется) (подчеркните правильный ответ)
Физические данные человека
Особенности темперамента человека
Умственные способности человека
Уровень образования человека
3.1.Структура общества представлена социальными общностями и группами. Какая социальная группа выделена по экономическому признаку? (подчеркните правильный ответ)
Петербуржцы 2. Преподаватели физики 3. Владельцы акций 4. Девушки.
3.2. По политическому признаку выделена следующая группа: (подчеркните правильный ответ)
Воронежцы 2. Демократы 3. Офицеры 4. Женщины.
3.3. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
Социальная группа – любая совокупность людей, имеющих какой – либо значимый для общества признак например: (подчеркните правильный ответ)
А. Профессию. Б. Особенности темперамента.
1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
3. 4.Установите соответствие между группами и критериями
Примеры групп А) Ростовчане Б) Горожане В) Подростки Г) Итальянцы Д) Украинцы | Критерии выделения Этносоциальный Демографический Территориальный -
|
А | Б | В | Г | Д |
-
| -
| -
| -
| -
|
5. Обществоведы используют понятие «социальная стратификация» для обозначения
Качества отношений между отдельными индивидами
Значимости положения человека в обществе
Деления общества на социальные слои
Изменения места индивида в социальной иерархии.
Приложение 3.