СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ
АУТИСТИЧЕСКОГО И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Педагог-психолог МБОУ СШ №27
Спринч Марина Юрьевна
В настоящее время в группе детских заболеваний, сопровождающихся нарушением развития, возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра.
По данным ВОЗ, количество детей с расстройством аутистического спектра увеличивается на 13 % в год. Насчитывается достаточно большое количество причин, способствующих развитию данного нарушения, ведущее место отдаётся генетическим, к которым относят мутации либо наследственность.
Говоря об аутизме, следует заметить, что вылечить полностью ребёнка с таким диагнозом нельзя, а вот помочь ему адаптироваться к условиям внешней среды, помочь окружающим людям научиться принимать такого ребёнка в той или иной степени представляется возможным. Для этого необходимо знать особенности ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) и направлять свою работу на коррекцию, компенсацию его особенностей. Чем раньше удаётся выявить интересующий нас диагноз, тем больше шансов на то, что коррекция пройдёт максимально успешно и будет представлена реальная помощь для ребёнка с РАС. На раннем этапе формирования той или иной функции при РАС сложность задач, стоящих перед специалистами, родителями и педагогами, резко возрастает, так как стереотипию, которая уже сформировалась у ребёнка, довольно сложно преодолеть, перспективы социальной адаптации значительно усложняются. [2]
Ребёнок данной категории имеет свои особенности поведения, которые выражаются в нарушении коммуникации, речевой сферы, стереотипных действий, имеет нарушения социальной и бытовой сфер деятельности.
На данный момент появилось достаточное количество методов реабилитации детей представленной категории, но всего лишь малая часть из них имеет научное подтверждение и обоснованность. Программа сопровождения должна быть составлена и разработана для каждого ребенка индивидуально, с учётом всех его возможностей и путей дальнейшего развития.
Многие из предлагаемых сегодня программ развития, обучения и адаптации аутичных детей развиваются и корректируются. Можно говорить о том, что научный поиск продолжается в разных странах мира.
Российские учёные предлагают направить усилия на коррекцию поведения аутичного ребенка, его обучение и социализацию. Прилагаются все усилия к тому, чтобы путём специального обучения и воспитания можно было максимально скорректировать нарушенное развитие ребёнка, а главной целью такой коррекции является получение ребёнком возможности выйти в большой мир людей. Иногда этого удаётся достичь, и, хотя у такого человека на всю жизнь сохраняются поведенческие особенности и странности характера, в целом он живет самостоятельно и полноценно. Однако пока общество не готово понять проблемы «не таких» людей, отнестись к ним с сочувствием и пониманием, желанием пойти навстречу, помочь, что обусловливает ограниченность интеграции детей и взрослых людей с аутизмом в общество.
В нашей стране активно развиваются новые организации, помогающие детям с проблемами в развитии. Эти организации часто ведут свой поиск новых путей в оказании помощи таким детям, используя в работе различные подходы, в том числе и опыт зарубежных специалистов.
В развитых странах Запада также есть разные подходы к проблеме обучения, воспитания и адаптации людей с аутизмом. Часто подход зарубежных специалистов основывается на признании несомненной уникальности для мира любого человека, в связи с чем предлагается в качестве отправной точки для осуществления коррекционной работы не исправление «недостатков», а создание для особых людей условий, в которых они смогут жить и оставаться самими собой. Такой подход объясняется ещё и тем, что в мире здоровых людей человек с нарушениями всегда будет оказываться в ситуации неуспеха, т.к. его особенности делают его неконкурентоспособным.
Но у этого подхода есть минусы. Во-первых, создание адекватных специальных условий для жизни людей с нарушениями развития могут позволить себе только развитые капиталистические страны. Во-вторых, организация таких специальных условий напоминает порой создание некой «резервации» с достаточной степенью автономности (т. е. изолированности) от мира.
Стоит сказать, что этот подход к проблеме не единственный. На Западе аутичным детям помогает множество организаций, они ищут (и находят) новые пути и методы в оказании необходимой помощи детям с РАС со стороны разных специалистов.
Работа с аутичным ребёнком не должна стать непрерывным экспериментом и обязательно должна строиться на доброжелательном к нему отношении, учёте его индивидуальности, гибкости программы обучения и применении мягких, щадящих методов обучения и воспитания [3].
Одной из весомых проблем для аутичного ребёнка является развитие навыков самообслуживания и поведения в быту. Нарушение контакта, трудность произвольного внимания и страхи являются основными проблемными механизмами при обучении ребёнка социально-бытовым навыкам. Если дети в норме приобретают навыки самостоятельно методом проб и ошибок, то для аутичного ребёнка это будет являться сложным и зачастую непосильным трудом.
Вполне обыденный семейный быт зачастую провоцирует необъяснимое поведение у ребёнка с РАС, для которого даже поход в туалет может стать причиной страха, тревоги в связи с тем, что бачок с водой сильно шумит, или же смена повседневной одежды, которую он привык носить несколько дней и которая стала привычной и удобной, но сменяется на новую, приносящую ему дискомфорт. Вызывает нежелание сменять одежду, либо отказ от нее может быть вызван сверхчувствительностью к прикосновениям, теплу и множеству других тактильных раздражителей. Нередко со стороны родителей по отношению к их аутичному ребёнку существует опасность гиперопеки. Такая ситуация возникает, когда родители, боясь за своё чадо, стараются делать всё за него, экономят своё время, лишая ребёнка самостоятельности.
Для успешного овладения бытовыми навыками, для их самостоятельного использования необходимо, чтобы конкретная повседневная ситуация приобретала для ребёнка наибольшую значимость. Важно построить его день, опираясь на привычные, любимые им дела, так, чтобы обучение ребёнка какому-либо навыку или самостоятельное выполнение им тех или иных действий стали закономерной и необходимой «ступенькой» к получению удовольствия. Например, если ребёнок любит гулять, то при обучении одеваться, можно заранее помечтать, «куда мы с тобой пойдём, после того, как ты так ловко и красиво оденешься». Потом посмотреть в зеркало: «Как ты хорошо оделся, теперь мы с тобой можем в наш парк пойти, сможем долго по всем нашим любимым местам гулять, всех навестить» и т.п. Уборка со стола после обеда может стать необходимым условием для того, чтобы «мы вместе с мамой смогли сесть почитать любимую книжку» и т.д. Важно выстроить контакт с ребёнком, ведь именно через быт, через познание инструкций социально-бытовой ориентировки мы можем наладить и выстроить предпосылки коммуникации.
Важным моментом для аутичного ребёнка является временной режим, традиции, которые присутствуют в семье. Научение социально-бытовым навыкам целесообразно использовать, применяя отработанную схему, чтобы повторялись одни и те же действия, и чтобы действия взрослых не носили разрозненный характер.
Одной из особенностей аутичного ребёнка и проблемой его родителей является его пищевая избирательность. Почему же ребёнок отказывается от довольно вкусного лакомства, можем задаться вопросом мы. Проблема отказа может крыться в том, что ребёнка просто напугала упаковка, или же в том, что он не желает пробовать новый, доныне неизведанный для него продукт. Проблема, связанная с едой непроста и требует от родителей большого терпения, но со временем рацион ребёнка удаётся сделать более разнообразным, включающим постепенно всё большее количество продуктов. Развиваясь и начиная активнее исследовать окружающий мир, ребёнок постепенно начинает пробовать и новую пищу.
Важно отметить, что независимо от уровня интеллектуального развития аутичные дети дошкольного возраста имеют значительные трудности в быту, примеры которых указаны выше. Родителям и близким такого ребёнка важно указывать возможные, наиболее эффективные линии поведения относительно ребёнка, учить создавать ситуацию успеха, но не оказывать при этом «медвежью» услугу в приобретении ребёнком социально-бытовых навыков.
Построение наглядных действий позволит ребёнку видеть, чем он будет заниматься сейчас, через какое время пойдёт гулять и т.д. Необходимо также соблюдать безопасность, например, при прогулках брать ребёнка за руку, потому что аутичный ребёнок, как правило, не чувствует опасности и не склонен подчиняться инструкциям взрослого.
Отношения ребёнка с окружающими всегда индивидуальны, и невозможно предложить для родителей универсальную программу действий. Можно только сказать, что попытки отругиваться и переходить в ответное наступление чаще всего приводят к обострению конфликта. Легче бывает найти понимание у людей, если, опередив конфликт, успеть сказать окружающим несколько слов, извинившись за возможные осложнения. Конечно, раздраженный, озлобленный чем-то человек может встретиться в любой ситуации, но в этом случае есть большая вероятность, что большинство людей отнесутся к вам с пониманием [1].
Овладение социально-бытовыми навыками как для аутичного ребенка, так и для его окружения является процессом достаточно кропотливым и индивидуальным. Чуткость родителей и наблюдательность являются неотъемлемой составляющей в процессе адаптации особенного ребёнка к окружающей среде. Аутичный ребёнок неизменно нуждается в помощи со стороны, чтобы приобрести социальные навыки. Общество должно с пониманием относиться к ребёнку с данным диагнозом и стараться всячески содействовать его адаптации и приспосабливанию. Дошкольник с РАС практически не направлен на освоение навыков самообслуживания, поэтому просто заставлять его что-либо сделать отнюдь не является эффективным и продуктивным занятием, здесь важен особый подход. Самый верный способ формирования социально-бытовых навыков осуществляется через осмысление действий. Последовательные и согласованные действия родителей и воспитателей детского сада являются залогом того, что овладение навыками пройдёт успешно.
Библиографический список
1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 6-е, стер. М.: Теревинф, 2010.
2. Общество помощи аутичным детям «Добро». Аутичный ребенок – проблемы в быту: метод. рекомендации по обучению
социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков.
М., 1998.
3. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.