СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально – экологический проект «Сдай батарейку – спаси планету»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема. Куда же девать севшие батарейки? Сегодня приобрести батарейку легче, чем потом избавиться от неё. Многие люди не знают, как правильно утилизировать отработанные батарейки, есть ли в городе специальные пункты их приёма и где они находятся.

 

Цель проекта: привлечь внимание школьного сообщества к экологической проблеме использованных батареек и необходимости их правильной утилизации.

Просмотр содержимого документа
«Социально – экологический проект «Сдай батарейку – спаси планету»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Луга









Социально – экологический проект

«Сдай батарейку – спаси планету»



Авторы:

3а класс

МОУ СОШ №3 г. Луга

Руководитель:

Гончарова В.А.


















г. Луга

2018






  1. Пояснительная записка.

«Если не можешь сделать много,

лучше начать с малого, чем не делать ничего!»


В наши дни широкое распространение получили щелочные батарейки. В доме их можно встретить повсюду: в игрушках, в часах, в звонке, в пульте, в фотоаппарате. Но отработав положенный срок, чаще они оказываются в мусорном ведре. А ведь батарейки являются отходами 2-го класса опасности и выбрасывать их с остальным бытовым мусором нельзя. Батарейки составляют менее 0,25% от объёма отходов, производимых человечеством, однако, на их долю приходится почти 50% всех токсичных металлов. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химических соединений, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду. Всего лишь одна выброшенная пальчиковая батарейка создаёт опасное для жизни загрязнение земли площадью 20 квадратных метров и отравляет 400 литров воды! Известно, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей.

Ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, содержащиеся в батарейках, имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью, вызывая хроническое отравление, раковые заболевания или генетические мутации, поэтому пора прекратить выбрасывать их вместе с остальным мусором.


Проблема. Куда же девать севшие батарейки? Сегодня приобрести батарейку легче, чем потом избавиться от неё. Многие люди не знают, как правильно утилизировать отработанные батарейки, есть ли в городе специальные пункты их приёма и где они находятся.


Цель проекта: привлечь внимание школьного сообщества к экологической проблеме использованных батареек и необходимости их правильной утилизации.


Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

• Выявить степень экологической опасности использованных батареек для человека и окружающей среды;

• Провести социологический опрос среди учащихся начальной школы по теме проекта;

• Установить контейнер для сбора использованных батареек;

• Организовать в МОУ СОШ №3 экологическую акцию по сбору отработанных батареек;

• Провести агитационную и пропагандистскую работу с учащимися начальной школы об экологической значимости проводимого мероприятия;

• Оценить результативность проекта.

Разработчики проекта:

Общественное волонтёрское движение «Чистая Луга» и 3а класс МОУ СОШ №3


Участники проекта:

  • Общественное волонтёрское движение «Чистая Луга»

  • Учащиеся начальных классов МОУ СОШ №3

  • Родительская общественность.


Сроки реализации проекта — март - май 2018 г.


  1. Конкретные ожидаемые результаты:


• Участие в проекте позволит изменить отношение учащихся школы к опасным отходам, раздельному сбору мусора и экологии в целом;

• Поможет организации активного сбора и сдачи использованных батареек в пункт их приема;

• Окажет содействие в утилизации батареек (если пункты сбора использованных батареек будут находиться в шаговой доступности, то батарейки будут сдавать многие).

  1. Этапы реализации нашего проекта:


Этап

Название

Цель

Срок реализации

I этап

Подготовительный

Сбор и анализ информации по теме проекта.

Март-апрель

II этап

Основной

Организация пункта сбора батареек

Апрель - май

III этап

Заключительный

Оценка результативности проекта

Май


    1. План-график работ.

ДАТА

ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

март

Провести опрос среди ребят начальной школы и знакомых о том, как они используют батарейки.

апрель

Проинформировать о правилах использования батареек, а также рассказать о вредных веществах, из которых они состоят ученикам начальной школы, друзьям, родителям, знакомым. Написать статью в школьную газету о вреде батареек.

май

Организовать сбор батареек в классе (чтобы ребята приносили использованные батарейки, а не выкидывали их в мусор).

май

Изготовить ящики для сбора батареек в начальной школе.

май

Разработать и изготовить совместно с педагогами, родителями брошюры о вреде и использовании пальчиковых батареек с указанием пункта сбора батареек и распространить их по школе, раздать друзьям, соседям.

май

Организовать сбор батареек в начальной школе

«Батарейку сдай - планету сохраняй!»

май

Передать собранные батарейки на утилизацию Общественному волонтёрскому движению «Чистая Луга»



I этап – подготовительный. Сбор и анализ информации по теме проекта.


Во – первых, изучение информации о вредном воздействии использованных элементов питания и необходимости их утилизации.

Батарейка – автономный источник электричества для питания устройств. Элементы питания могут быть разных размеров и типов. При этом они могут быть одноразовыми и перезаряжаемыми.

Первый тип - солевые батарейки. Они имеют небольшой срок действия, так как быстро теряют свой заряд.

Второй тип - батарейки алкалиновые или щелочные. Эти батарейки служат дольше и имеют лучшее качество по сравнению с солевыми.

Третий тип - ртутные батарейки, заправлены ртутью. Эти батарейки имеют большие размеры и более длительный срок своей службы. Но из-за вредности ртути особой популярности не имеют.

Четвертый тип - батарейки литиевые, они имеют маленькие размеры и сохраняют долго хорошее напряжение. Такие батарейки служат намного дольше других, обладают повышенной стойкостью к перепадам температур и более качественны в отличие от других. Но они очень редкие, применяются в крайних особых случаях и достаточно дорогие, как для среднего покупателя. Поэтому в бытовом применении не используются.

Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, мы увидим на ней знак: перечеркнутый мусорный бак. Это означает: «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации». И этот знак на батарейке стоит неспроста! Потому, что батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека.

Ртуть – опаснейший химикат, который вызывает поражение нервной системы и мозга.

Кадмий – очень опасен для легких и почек.

Щелочи – при случайном попадании в глаза повреждают слизистую оболочку и даже кожу.

Цинк и никель – могут вызвать дерматит или другие заболевания кожи.

Свинец – переизбыток в организме может спровоцировать поражение почек и нервной системы.

При сжигании мусора (как это часто происходит) из использованных элементов питания выделяются диоксины, действующие в 67 000 раз сильнее цианида. Даже минимальных количеств этого ядовитого соединения достаточно для замедления развития детей и ослабления их здоровья или развития онкологических и репродукционных заболеваний у взрослых.


Во- вторых, изучение вопроса утилизации использованных батареек в стране и мире:

Хранить дома не рекомендуется, так как происходит выделение опасных веществ в воздух. По правилам, их необходимо утилизировать на специальных предприятиях.

Это, не дешевое удовольствие, в развитых странах процесс сбора использованных батарей от населения и последующей грамотной утилизации хорошо налажен. Так, во многих странах Евросоюза, в Канаде и США пункты по приему батареек есть повсюду.

В Нью-Йорке, например, выбрасывать батарейки в мусор запрещено законом. А производители и крупные магазины, продающие элементы питания, обязаны обеспечивать сбор использованных батарей — иначе может последовать штраф размером до $5000. 

В Японии, батарейки собирают и хранят до тех времен, пока не изобретена оптимальная технология переработок

А что у нас?

Подавляющая часть россиян, не задумываясь, кидает батарейки в мусорный бак, а наиболее ответственные – заполняют ими пластиковые бутылки в надежде разыскать когда-нибудь пункт их приема.

По закону в России производители батареек не несут за отслуживший свой срок товары никакой ответственности.

Выбросить в мусорное ведро вместе с остальным домашним мусором? Это неправильно!

На корпусе батарейки практически всегда присутствует знак в виде перечеркнутого мусорного контейнера, сообщающий о том, что ее нельзя выбрасывать вместе с остальными бытовыми отходами.

Что нужно делать?

Первое и самое простое – это по возможности перейти на использование аккумуляторов. По неофициальной статистике один использованный аккумулятор предотвращает выброс до 400 обычных батареек.

Электрический аккумулятор – источник тока, многоразового использования.  Обратимость внутренних химических процессов, обеспечивает многократное циклическое использование (через заряд-разряд) для накопления энергии и автономного электропитания различных электротехнических устройств и оборудования.

Второй вариант – это сдавать батарейки в редкие, но существующие пункты приема.

Также периодически проводятся акции, в ходе которых активисты собирают у населения батарейки, после чего сами сдают их.


В- третьих, изучение общественного мнения по теме проекта:

Среди учащихся нашей школы был проведен экспресс-опрос с целью выяснить, знают ли ученики, как правильно утилизировать использованные батарейки.

Вопрос, который мы задавали ученикам: «Как вы утилизируете использованные батарейки в вашей семье?»

Предлагались следующие варианты ответов:

А). Выбрасываем в мусорное ведро;

В). Ничего, оставляем дома;

С). Сдаем в специальные пункты приема использованных батареек.

Результаты опроса:

73% опрошенных выбрали вариант «А»

23,4% опрошенных выбрали вариант «B»

3,6% опрошенных выбрали вариант «С»

Анализ результатов опроса говорит о том, что большинство учеников совершенно не знают ни о правильных методах утилизации использованных батареек, ни о вреде и опасности, которые они несут.


II этап – основной. Организация пункта сбора батареек.

1) В рамках экологической акции по сбору использованных батареек в школе нами организован пункт приема. Был подготовлен контейнер для утилизации отработанных батареек, куда в течение месяца собирались батарейки.

2) С учащимися начальной школы проведены встречи и беседы, о нашей инициативе. Учащиеся с интересом прослушали подготовленные сообщения о вреде батареек, необходимости их специальной утилизации и активно включились в экологическое мероприятие. Нашу инициативу активно поддержали родители, преподаватели и сотрудники школы.

3) Для освещения значимости проводимой экологической акции в школе были размещены плакаты, розданы буклеты, чтобы и дети, и взрослые не забывали о проходящей акции. Была разработана экологическая памятка по рациональному использованию батареек.


III этап – заключительный. Оценка результативности проекта

На этом этапе мы оценили результативность нашего проекта, выявив качественные и количественные показатели.

В ходе реализации нашего проекта по организации пункта по сбору отработанных батареек под названием: «Батарейку сдай, планету спасай!» было собрано использованных батареек в количестве 339 шт. В акции приняли участие ученики 1 - 4 класс, родители школьников, преподаватели и сотрудники нашей школы.

Таким образом, благодаря активной жизненной позиции коллектива МОУ СОШ №3, нам удалось уберечь от загрязнения тяжелыми металлами 6780 кв. м почвы и 135600 л воды, сохранить пригодные условия для жизни 678 деревьев, 678 кротов, 339 ежикам, 339000 дождевых червей.



Список использованной литературы


  1. Акленова М.Д. «Энциклопедия для детей том 14 », М6Аванта+, 2001г

  2. Володин В.А. «Энциклопедия для детей том 17», М6Аванта+, 2000г

  3. Зубков. Б. В «Энциклопедический словарь юного техника», М: Педагогика,1988г.

  4. Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», - ТЦ Сфера, 2006.
    «Большая энциклопедия природы для детей», Н.Н.Малофеева, - Межкнига, 1994.

  5. Энциклопедия дошкольника, Москва: Росмэн, 2008.


Материалы интернет-ресурсов:

1.crazymama.ru/childfaq_answer_list.php…

2.www.greenpatrol.ru/biblio/bibliounit/…

3.http://www.greenconsumerism.org/articles/43/c6/i8.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!