Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Луга
Социально – экологический проект
«Сдай батарейку – спаси планету»
Авторы:
3а класс
МОУ СОШ №3 г. Луга
Руководитель:
Гончарова В.А.
г. Луга
2018
Пояснительная записка.
«Если не можешь сделать много,
лучше начать с малого, чем не делать ничего!»
В наши дни широкое распространение получили щелочные батарейки. В доме их можно встретить повсюду: в игрушках, в часах, в звонке, в пульте, в фотоаппарате. Но отработав положенный срок, чаще они оказываются в мусорном ведре. А ведь батарейки являются отходами 2-го класса опасности и выбрасывать их с остальным бытовым мусором нельзя. Батарейки составляют менее 0,25% от объёма отходов, производимых человечеством, однако, на их долю приходится почти 50% всех токсичных металлов. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества в виде различных металлов и химических соединений, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду. Всего лишь одна выброшенная пальчиковая батарейка создаёт опасное для жизни загрязнение земли площадью 20 квадратных метров и отравляет 400 литров воды! Известно, что одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей.
Ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, содержащиеся в батарейках, имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью, вызывая хроническое отравление, раковые заболевания или генетические мутации, поэтому пора прекратить выбрасывать их вместе с остальным мусором.
Проблема. Куда же девать севшие батарейки? Сегодня приобрести батарейку легче, чем потом избавиться от неё. Многие люди не знают, как правильно утилизировать отработанные батарейки, есть ли в городе специальные пункты их приёма и где они находятся.
Цель проекта: привлечь внимание школьного сообщества к экологической проблеме использованных батареек и необходимости их правильной утилизации.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• Выявить степень экологической опасности использованных батареек для человека и окружающей среды;
• Провести социологический опрос среди учащихся начальной школы по теме проекта;
• Установить контейнер для сбора использованных батареек;
• Организовать в МОУ СОШ №3 экологическую акцию по сбору отработанных батареек;
• Провести агитационную и пропагандистскую работу с учащимися начальной школы об экологической значимости проводимого мероприятия;
• Оценить результативность проекта.
Разработчики проекта:
Общественное волонтёрское движение «Чистая Луга» и 3а класс МОУ СОШ №3
Участники проекта:
Общественное волонтёрское движение «Чистая Луга»
Учащиеся начальных классов МОУ СОШ №3
Родительская общественность.
Сроки реализации проекта — март - май 2018 г.
Конкретные ожидаемые результаты:
• Участие в проекте позволит изменить отношение учащихся школы к опасным отходам, раздельному сбору мусора и экологии в целом;
• Поможет организации активного сбора и сдачи использованных батареек в пункт их приема;
• Окажет содействие в утилизации батареек (если пункты сбора использованных батареек будут находиться в шаговой доступности, то батарейки будут сдавать многие).
Этапы реализации нашего проекта:
Этап | Название | Цель | Срок реализации |
I этап | Подготовительный | Сбор и анализ информации по теме проекта. | Март-апрель |
II этап | Основной | Организация пункта сбора батареек | Апрель - май |
III этап | Заключительный | Оценка результативности проекта | Май |
План-график работ.
ДАТА | ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
март | Провести опрос среди ребят начальной школы и знакомых о том, как они используют батарейки. |
апрель | Проинформировать о правилах использования батареек, а также рассказать о вредных веществах, из которых они состоят ученикам начальной школы, друзьям, родителям, знакомым. Написать статью в школьную газету о вреде батареек. |
май | Организовать сбор батареек в классе (чтобы ребята приносили использованные батарейки, а не выкидывали их в мусор). |
май | Изготовить ящики для сбора батареек в начальной школе. |
май | Разработать и изготовить совместно с педагогами, родителями брошюры о вреде и использовании пальчиковых батареек с указанием пункта сбора батареек и распространить их по школе, раздать друзьям, соседям. |
май | Организовать сбор батареек в начальной школе «Батарейку сдай - планету сохраняй!» |
май | Передать собранные батарейки на утилизацию Общественному волонтёрскому движению «Чистая Луга» |
I этап – подготовительный. Сбор и анализ информации по теме проекта.
Во – первых, изучение информации о вредном воздействии использованных элементов питания и необходимости их утилизации.
Батарейка – автономный источник электричества для питания устройств. Элементы питания могут быть разных размеров и типов. При этом они могут быть одноразовыми и перезаряжаемыми.
Первый тип - солевые батарейки. Они имеют небольшой срок действия, так как быстро теряют свой заряд.
Второй тип - батарейки алкалиновые или щелочные. Эти батарейки служат дольше и имеют лучшее качество по сравнению с солевыми.
Третий тип - ртутные батарейки, заправлены ртутью. Эти батарейки имеют большие размеры и более длительный срок своей службы. Но из-за вредности ртути особой популярности не имеют.
Четвертый тип - батарейки литиевые, они имеют маленькие размеры и сохраняют долго хорошее напряжение. Такие батарейки служат намного дольше других, обладают повышенной стойкостью к перепадам температур и более качественны в отличие от других. Но они очень редкие, применяются в крайних особых случаях и достаточно дорогие, как для среднего покупателя. Поэтому в бытовом применении не используются.
Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, мы увидим на ней знак: перечеркнутый мусорный бак. Это означает: «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации». И этот знак на батарейке стоит неспроста! Потому, что батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека.
Ртуть – опаснейший химикат, который вызывает поражение нервной системы и мозга.
Кадмий – очень опасен для легких и почек.
Щелочи – при случайном попадании в глаза повреждают слизистую оболочку и даже кожу.
Цинк и никель – могут вызвать дерматит или другие заболевания кожи.
Свинец – переизбыток в организме может спровоцировать поражение почек и нервной системы.
При сжигании мусора (как это часто происходит) из использованных элементов питания выделяются диоксины, действующие в 67 000 раз сильнее цианида. Даже минимальных количеств этого ядовитого соединения достаточно для замедления развития детей и ослабления их здоровья или развития онкологических и репродукционных заболеваний у взрослых.
Во- вторых, изучение вопроса утилизации использованных батареек в стране и мире:
Хранить дома не рекомендуется, так как происходит выделение опасных веществ в воздух. По правилам, их необходимо утилизировать на специальных предприятиях.
Это, не дешевое удовольствие, в развитых странах процесс сбора использованных батарей от населения и последующей грамотной утилизации хорошо налажен. Так, во многих странах Евросоюза, в Канаде и США пункты по приему батареек есть повсюду.
В Нью-Йорке, например, выбрасывать батарейки в мусор запрещено законом. А производители и крупные магазины, продающие элементы питания, обязаны обеспечивать сбор использованных батарей — иначе может последовать штраф размером до $5000.
В Японии, батарейки собирают и хранят до тех времен, пока не изобретена оптимальная технология переработок
А что у нас?
Подавляющая часть россиян, не задумываясь, кидает батарейки в мусорный бак, а наиболее ответственные – заполняют ими пластиковые бутылки в надежде разыскать когда-нибудь пункт их приема.
По закону в России производители батареек не несут за отслуживший свой срок товары никакой ответственности.
Выбросить в мусорное ведро вместе с остальным домашним мусором? Это неправильно!
На корпусе батарейки практически всегда присутствует знак в виде перечеркнутого мусорного контейнера, сообщающий о том, что ее нельзя выбрасывать вместе с остальными бытовыми отходами.
Что нужно делать?
Первое и самое простое – это по возможности перейти на использование аккумуляторов. По неофициальной статистике один использованный аккумулятор предотвращает выброс до 400 обычных батареек.
Электрический аккумулятор – источник тока, многоразового использования. Обратимость внутренних химических процессов, обеспечивает многократное циклическое использование (через заряд-разряд) для накопления энергии и автономного электропитания различных электротехнических устройств и оборудования.
Второй вариант – это сдавать батарейки в редкие, но существующие пункты приема.
Также периодически проводятся акции, в ходе которых активисты собирают у населения батарейки, после чего сами сдают их.
В- третьих, изучение общественного мнения по теме проекта:
Среди учащихся нашей школы был проведен экспресс-опрос с целью выяснить, знают ли ученики, как правильно утилизировать использованные батарейки.
Вопрос, который мы задавали ученикам: «Как вы утилизируете использованные батарейки в вашей семье?»
Предлагались следующие варианты ответов:
А). Выбрасываем в мусорное ведро;
В). Ничего, оставляем дома;
С). Сдаем в специальные пункты приема использованных батареек.
Результаты опроса:
73% опрошенных выбрали вариант «А»
23,4% опрошенных выбрали вариант «B»
3,6% опрошенных выбрали вариант «С»
Анализ результатов опроса говорит о том, что большинство учеников совершенно не знают ни о правильных методах утилизации использованных батареек, ни о вреде и опасности, которые они несут.
II этап – основной. Организация пункта сбора батареек.
1) В рамках экологической акции по сбору использованных батареек в школе нами организован пункт приема. Был подготовлен контейнер для утилизации отработанных батареек, куда в течение месяца собирались батарейки.
2) С учащимися начальной школы проведены встречи и беседы, о нашей инициативе. Учащиеся с интересом прослушали подготовленные сообщения о вреде батареек, необходимости их специальной утилизации и активно включились в экологическое мероприятие. Нашу инициативу активно поддержали родители, преподаватели и сотрудники школы.
3) Для освещения значимости проводимой экологической акции в школе были размещены плакаты, розданы буклеты, чтобы и дети, и взрослые не забывали о проходящей акции. Была разработана экологическая памятка по рациональному использованию батареек.
III этап – заключительный. Оценка результативности проекта
На этом этапе мы оценили результативность нашего проекта, выявив качественные и количественные показатели.
В ходе реализации нашего проекта по организации пункта по сбору отработанных батареек под названием: «Батарейку сдай, планету спасай!» было собрано использованных батареек в количестве 339 шт. В акции приняли участие ученики 1 - 4 класс, родители школьников, преподаватели и сотрудники нашей школы.
Таким образом, благодаря активной жизненной позиции коллектива МОУ СОШ №3, нам удалось уберечь от загрязнения тяжелыми металлами 6780 кв. м почвы и 135600 л воды, сохранить пригодные условия для жизни 678 деревьев, 678 кротов, 339 ежикам, 339000 дождевых червей.
Список использованной литературы
Акленова М.Д. «Энциклопедия для детей том 14 », М6Аванта+, 2001г
Володин В.А. «Энциклопедия для детей том 17», М6Аванта+, 2000г
Зубков. Б. В «Энциклопедический словарь юного техника», М: Педагогика,1988г.
Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», - ТЦ Сфера, 2006.
«Большая энциклопедия природы для детей», Н.Н.Малофеева, - Межкнига, 1994.
Энциклопедия дошкольника, Москва: Росмэн, 2008.
Материалы интернет-ресурсов:
1.crazymama.ru/childfaq_answer_list.php…
2.www.greenpatrol.ru/biblio/bibliounit/…
3.http://www.greenconsumerism.org/articles/43/c6/i8.html