СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально - экологический проект «Уголок России - Соленое озеро Орловского района»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект включает в себя вопросы связанные непосредственно с проблемами окружающей среды и зоны отдыха города Орлова. Проект призван через проведение исследований, наблюдений, агитационных мероприятий, практической деятельности подвести к пониманию, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.

Просмотр содержимого документа
«Социально - экологический проект «Уголок России - Соленое озеро Орловского района»»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»


Номинация «Экология – дело каждого»

Социально - экологический проект

«Уголок России - Соленое озеро Орловского района»







Над проектом работали учащиеся:

Нестеров Иван Степанович 17 лет.

Бабинок Никита Александрович 15 лет.

Бабин Артем Александрович 15 лет.

Чернядьев Роман Рамисович 15 лет.

Руководители:

Александр Николаевич Шалагинов

руководитель физ. воспитания

Елена Николаевна Ивлева

руководитель кружка

«Люби и знай свой край»

Орлов, 2021



Содержание

1.

Аннотация проекта

3

2.

Паспорт проекта

4

3.

Описание проекта

6

4.

План работы

7

5.






6.



Практическая значимость проекта

1.1.Характеристика исследуемого объекта

1.2.Современное использование водоема

1.3. Определение солености воды

 Практическая реализация проекта.

Литература

8

9

10

10

11

12











Аннотация проекта

Проект включает в себя вопросы связанные непосредственно с проблемами окружающей среды и зоны отдыха города Орлова. Проект призван через проведение исследований, наблюдений, агитационных мероприятий, практической деятельности подвести к пониманию, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Наш мир сложен и уязвим, его легко поранить, и оставить после себя огромные незаживающие раны и рубцы. Растения, животные, почва, вода все сносят, молча, они не могут кричать, молить о помощи. Кто заступиться за природу только сам человек, который так же населяет эту планету.

Охрана окружающей среды – «экология» - наука о среде обитания человека, животных растений, о закономерностях животной природы во взаимодействии с человеческой деятельностью. Это наука о доме, в котором живет человек. И мы все знаем пословицу – «Не там чисто, где прибираются, а где не мусорят».

Забота об экологии начинается не с борьбы с глобальным потеплением, а с заботы о своей малой родине, где мы живем, трудимся и отдыхаем. Нам кажется, что каждый из нас хоть раз должен задуматься об окружающей среде, в которой он живет.

Социально - экологический проект

«Уголок России - Соленое озеро Орловского района»

Паспорт проекта

Цель проекта

Создание на территории озера и его береговой зоны места культурного отдыха.

Практическая значимость проекта

  • Проект ориентирован на оздоровление, восстановление прибрежной зоны Соленого озера.

  • Очищение прибрежной зоны водоема от скопившегося мусора, устройство постоянных кострищ в зоне отдыха для предотвращения пожаров и выжигания прибрежной растительности.

  • Привлечение внимания отдыхающих и рыбаков к экологической проблеме озера и его особенностях.

  • Получение теоретических и практических знаний, умений и навыков в области экологии и туризма.

Методы:


Исследовательские: наблюдение, описание, сравнение, фотофиксация.

Эколого-просветительские: экскурсии, изготовление и распространение буклетов и листовок.

Практические природоохранные: экологические акции по очистке и благоустройству прибрежной зоны озера.

Участники проекта

Учащиеся Орловского СУВУ, члены краеведческого кружка «Люби и знай свой край».

Продукты проекта

  1. Результаты исследования солености воды, флоры и фауны Соленого озера.

  2. Осенняя и весенняя акции «Чистый берег».

  3. Заседание кружка, на котором мы познакомили учащихся с результатами нашего исследования.

  4. Экологическая акция «Обустройство постоянных кострищ», в ходе которой учащиеся оборудовали зону отдыха для предотвращения пожаров и выжигания прибрежной растительности.

  5. Агитация местного населения через средства массовой информации;

  6. Презентация проекта  в интернет-сети, в средствах  массовой информации.

Перспективы

дальнейшего развития

проекта

Полученные результаты дают возможность продолжать мониторинг исследуемой территории и создать учебную экологическую тропу на Соленом озере.





Актуальность. На нашей планете огромное количество великолепных озер, созданных природой. Но некоторые ее творения не только красивы, но и весьма необычны. Не случайно, они входят в список самых красивых мест нашей планеты и стали достопримечательностями тех стран, в которых они находятся.

Орловский район не является исключением, он таит много прекрасных уголков природы. В Орловском районе неподалеку от деревни Боярское, есть чудо-озеро, вода в нем соленая. Местные жители приходят к озеру за соленой водой, объясняя тем, что они используют ее для лечения некоторых заболеваний (гайморит, псориаз). Во время экскурсии мы обратили внимание, что озеро постепенно заболачивается, берега зарастают и людям, пришедших за водой, нет комфортных условий для отдыха. Вызывает огорчение, что очень часто на этой территории скапливается много мусора. Мы считаем, что это проявление низкой экологической и общечеловеческой культуры некоторых жителей города Орлова. Озёра представляют собой уникальные природные объекты. Они отличаются замедленным водообменом, свободным термическим режимом, химическим составом, значительными изменениями уровня воды. Для них характерен свой микроклимат, который оказывает заметное влияние на приозерные ландшафты. Озера представляют собой зону аккумуляции минерального и органического вещества, где образуются типично озерные полезные ископаемые (сапропель). В этой работе мы предлагаем несколько вариантов решения выявленных проблем, например: очищение прибрежной зоны водоема от скопившегося мусора, устройство постоянных кострищ в зоне отдыха для предотвращения пожаров и выжигания прибрежной растительности, проведение общественно-поучительных мероприятий по информированию населения о состоянии водных объектов. Наша работа ориентирована на оздоровление, восстановление прибрежной зоны Соленого озера.

Цель: Создание на территории озера и его береговой зоны места культурного отдыха.

Задачи проекта:

1. Изучить литературные источники.

2. Провести комплексное исследование озера.

3. Дать характеристику воды, сделать её химический анализ для определения солености воды.

4. Изучить прибрежную зону, береговую и водную флору.

3. Провести работы по очистке и благоустройству береговой зоны озера силами воспитанников училища.

4. Привлечь внимание отдыхающих и рыбаков к проблеме экологического состояния береговой линии озера.

Гипотеза: Мы предполагаем, что можем заинтересовать данной работой не только своих товарищей и педагогов, но и местных жителей и гостей города Орлова.

Объект исследования: Соленое озеро Орловского района.

Предмет исследования: экологическое состояние, флора и фауна прибрежной зоны и самого озера.

Участники проекта: учащиеся экологического кружка «Люби и знай свой край»

Методы:

исследовательские: наблюдение, описание, сравнение, фотофиксация.

эколого-просветительские: экскурсии, изготовление и распространение буклетов и листовок.

практические природоохранные: экологические акции по очистке и благоустройству прибрежной зоны озера.

Сроки проведения исследования: сентябрь 2020 г. – сентябрь 2021 г.

План работы:

Название этапа

Мероприятия

Ответственные

Срок реализации

Подготовительный

  1. Определение актуальности темы, формулировка проблемы;

  2. Определение цели, задач, основного замысла и формы продукта;

  3. Обзор и анализ литературы, составление плана работы.

члены кружка «Люби и знай свой край»

сентябрь 2020 г.

Практический

1. Предварительный осмотр территории Соленого озера.



2. Сбор материала о флоре и фауне озера;

3.Очистка побережья от бытового мусора;



4. Написать статью по реализации проекта;

5. Оборудование зоны отдыха;

учащиеся 9 класса: Мякутин Данил, Сальников Виталий.



Нестеров Иван

Бабинок Никита

Бабин Артем

Дмитриев Егор

Нестеров Иван





Нестеров Иван



учащиеся СУВУ,

члены кружка «Люби и знай свой край»

октябрь




январь


май- июнь

Агитационный

1. Разработка и выпуск буклетов, об охране озера.

Нестеров Иван

Бабинок Никита

май - август

Заключительный

  1. Анализ результатов выполненной работы, выводы.


  1. Презентация проекта  в интернет-сети, в средствах  массовой информации.

члены кружка «Люби и знай свой край»



Нестеров Иван

Бабинок Никита

сентябрь




Практическая значимость проекта:

  • Очищение прибрежной зоны водоема от скопившегося мусора, устройство постоянных кострищ в зоне отдыха для предотвращения пожаров и выжигания прибрежной растительности.

  • Привлечение внимания отдыхающих и рыбаков к экологической проблеме озера и его особенностях.

  • Разработка и выпуск буклетов, об охране озера, среди жителей.

  • Пополнение знаний по экологии водных объектов.

  • Применение полученных знаний на уроках биологии, географии, ОБЖ;

  • Создание учебной экологической тропы на территории Соленого озера.


1.1.Характеристика исследуемого объекта

На правом берегу реки Вятки, в юго – западном направлении в четырех километрах от города Орлова находится Соленое озеро. Издали озеро выглядит большим и глубоким. Озеро имеет овальную форму, длина озера 300 метров, ширина четыре метра средняя глубина озера 1,5 метра. Часть озера заболочена. Водный грунт темно - коричневого цвета, в некоторых местах имеет темно-серый оттенок, ил - пластичный и жирный на ощупь, с сильным запахом сероводорода.

Со всех сторон озера расположен луг. Изучаемая территория является естественным резерватом для многих видов луговых растений и животных. Травостой довольно разнообразен - герань луговая, клевер луговой, лютик ползучий, пырей, люцерна, зверобой, ромашка, тысячелистник, подорожник и др. Озерная растительность: рогоз широколиственный, осока.

В биологическом разнообразии преобладают беспозвоночные: моллюски (улитки, слизень), паукообразные (паук - крестовик, сенокосцы). Самую многочисленную группу составляют насекомые: саранчовые, стрекозы, бабочки, двукрылые (мухи, комары, мошки, оводы, слепни), перепончатокрылые (пчелы, шмели, муравьи и др.). Из земноводных преобладают лягушка. В озере встречаются такие виды рыб: щука, окунь. Результаты исследования водоема показали: берега зарастают травой, воявляются кочки на которых произрастает осока, но озеро по-прежнему красиво и привлекательно для отдыхающих.

1.2.Современное использование водоема

В хозяйстве озеро никак не используется. В озере достаточно рыбы. Отдыхающие и местные жители занимаются рыбалкой. Зимой рыбаки приходят на озеро для подледного лова рыбы.

Из рассказа одного из местных жителей, мы выяснили, что на территории Соленого озера есть плита, на которой написаны ионы каких металлов, входят в состав воды. Плита уже поросла травой, ее нигде не было видно, но местные жители считают воду целебной и набирают ее в различные емкости для питья в лечебных целях.

1.3. Определение солености воды

Для лабораторного исследования в конце октября была отработана проба воды из озера и родника, расположенного поблизости. Воду для изучения набирали в чистую посуду.

Свою работу начали с определения прозрачности и цветности воды с помощью чтения текста через стакан с водой.

Через стакан наполненный водой из озера буквы расплывались, а лист бумаги дал желтоватый оттенок. Наибольшую прозрачность наблюдали в стакане с водой из родника.

Затем добавили в воду сильный раствор марганцовки. В воде из источника мы наблюдали наибольшее обесцвечивание раствора марганцовки, а это значит, что в ней содержиться более высокая концентрация соли.

Следующий этап исследования - это выпаривание соли из проб воды. Действительно мы увидели наличие соли при выпаривании, наибольшее количество выпареннной соли оказалось в родниковой воде.

В наших исследованиях мы пошли дальше. Хотя еще не совсем знакомы с химическими реактивами, но проверили наличие хлорид - иона в воде при помощи нитрата серебра. Сомнения развеялись, в воде находится обычная пищевая соль, т.к. вода в пробирке помутнела. Данным проектом заинтересовались преподаватели кафедры географии ВятГУ города Кирова и предложили свою помощь.

2. Практическая реализация проекта.

    • Параллельно с исследованием нами уже выполнена следующая природоохранная работа:

    • Проведены осенняя и весенняя акции «Чистый берег», которые будут повторяться ежегодно.

    • Проведено заседание туристско - краеведческого кружка «Люби и знай свой край», на котором познакомили учащихся с результатами исследований.

    • Проведена экологическая акция «Обустройство постоянных кострищ», в ходе которой учащиеся училища оборудовали зону отдыха для предотвращения пожаров и выжигания прибрежной растительности.

    • Напечатана заметка в училищную газету «Необычное озеро Орловского района»

    • Разработаны и изготавливаются предупреждающие таблички, которые будут установлены в прибрежной зоне озера.

    • Разрабатываются буклеты: «Сохраним озеро», «Правила поведения на природе»

    • Планируется создание учебной ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТОРОПЫ на территории Соленого озера.

По данному проекту мы будем продолжать свою исследовательскую и пропагандистскую деятельность, нам хочется найти плиту, про которую рассказывал местный житель. Хочется узнать, почему вода в озере соленая. Все, что мы узнаем, мы поделимся своими находками, и может быть, кто-то еще заинтересуется нашей деятельностью. Если в своей повседневной жизни мы будем бережно относиться к родной природе, понимать, что мы в долгу перед ней, то все вместе мы сохраним этот Мир для себя и будущих поколений. Наше маленькое дело позволит сохранить Соленое озеро еще на много лет.

Литература:

  1. Животный мир Кировской области (беспозвоночные животные): Сб. ст. Т.5: Дополнение / Вятский гос. пед. ун-т; Отв. ред. Н.М. Алалыкина; Редкол.: А.Б. Каратаев, А.Н. Чарушина, Н.Н. Ходырев, Н.П. Ходырева. - Киров: ВГПУ, 2001

  2. Красная книга Кировской области: животные, растения, грибы. Изд. 2-е / под ред. О. Г. Барановой, Е. П. Лачохи, В. М. Рябова, В. Н. Сотникова, Е. М. Тарасовой, Л. Г. Целищевой. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014

  3. Определитель растений Кировской области Редакционная коллегия: доценты И. А. Шабалина,(отв. редактор), В. П. Клиросова, Т. С. Носкова. Составители: Ф. А. Александров, Л. А. Зубарева,Научный консультант — доктор биологических наук, профессор А. И. Толмачев.киров, 1974

  4. Соловьев, Альберт Николаевич. Сокровища вятской природы / Соловьев, Альберт Николаевич. - Киров: Волго-Вят. кн. изд-во. Киров. отд-ние, 1986 

  5. https://www.sites.google.com/site/rasteniakirovskojoblasti/


10