СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социально-экономическая характеристика региона на примере Японии в курсе географии 11 класса»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу урока положен познавательный практико-ориентированный проект "Путешествие по странам мира", основанный на формировании у обучающихся страноведческих знаний и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием технологии образовательного путешествия.

Просмотр содержимого документа
««Социально-экономическая характеристика региона на примере Японии в курсе географии 11 класса»»

Тема урока:

«Социально-экономическая характеристика региона на примере Японии в курсе географии 11 класса»

Аннотация к уроку

Данный урок в образовательной программе 11 класса входит в раздел « Зарубежная Азия».

В основу урока положен познавательный практико-ориентированный проект «Путешествие по странам мира», основанный на формирование у обучающихся страноведческих знаний и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием технологии образовательного путешествия.

Ключевые слова: Страна восходящего солнца. Иероглифы. Сакура. Фудзияма. Искусство Тамбо.

Цель урока: ознакомление обучающихся с социально-экономическим развитием регионов Азии на примере Японии.

Задачи:

  Обучающие:

- выявить географическую специфику одного из ведущих центров Мирового Хозяйства.


Образовательные:

формирование элементарных представлений о стране;

- ознакомление с особенностями, традициями и некоторыми достопримечательностями страны.

 

Развивающие:

- развить пространственно - географическое мышление;

- развивать стремление заботиться о своём интеллектуальном развитии;

- формирование способности самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет;

формирование духовно развитой личности, обладающей всесторонними познаниями окружающего нас мира;

- с помощью презентации, визитных карточек, составления маршрутного листа повысить эффективность усвоения нового материала;

- помочь обучающимся создать яркие мысленные образы изучаемой территории;

- заинтересовать их дисциплиной «География».


Основная задача:

- узнать о стране, об интересных фактах из жизни граждан страны;

- заполнить маршрутный лист «Путешествие по Японии».


Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Азии, видеофильм о Японии, флаг и герб Японии, фотографии. Обучающимся было дано опережающее задание: используя дополнительную литературу, Интернет подготовить сообщения о Японии.

На доске плакаты с эпиграфом к уроку

1 - «…неинтересных мест на Земле нет и у каждого, даже маленького народа есть чему подивиться и поучиться» В. Песков,

2 - «Всемирное наследие – выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества».

Тип урока: урок-путешествие.

Учебно-наглядный комплекс:

  1. Компьютер, экран, презентация, диск «Столицы Азии».

  2. Географические карты: политическая карта мира, политическая карта Азии и политическая карта Японии, атласы.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. География.  11 класс, Русское слово, 2019 г.

  2. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 -11класс. ФГУП “Новосибирская картографическая фабрика”, 2017 г.

  3. Хрестоматия по географии зарубежных стран.

Ход урока

1-й слайд I. Организационный момент. Приветствие

Учитель: Ребята, по заставке для презентации вы уже догадались, что сегодня мы совершим очередное увлекательное путешествие. На сей раз в одну из стран Азии. Помогут нам в этом обучающиеся, которые подготовили для вас несколько интересных сообщений.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель: Народная мудрость этой страны гласит:

Всматривайтесь в привычное –

И вы увидите неожиданное,

Всматривайтесь в некрасивое –

И вы увидите красивое

Всматривайтесь в простое –

И вы увидите сложное. Нам, европейцам, привыкшим к повседневной суете, трудно понять услышанное.

Но!. Если взглянуть на мир глазами жителя этой загадочной страны – человека, привыкшего видеть великое в малом и малое в великом, замечать красоту в обыденном и любоваться ею: росинкой на цветке, алыми листьями клена, цветением сакуры, причудливым орнаментом либо полетом бабочки, всё встанет на свои места.

2-й слайд. Ребята, разгадав ребус, вы узнаете о жителях какой страны идёт речь. Ответ обучающихся. 



3-й слайд. Учитель: Хорошо, а слышали вы о таких корпорациях и фирмах, как: «Тойота”, “Ниссан”, “Мицубиси”, “Хонда”, “Хитачи”, “Тошиба”, “Сони”, “Мицубиси”, “Шарп”? Назовите страну. Ответ обучающихся: Япония.

4-й слайд. Учитель: Охае годзаима тадаима. По – японски это означает «здравствуйте». Послушаем песню Юкари Ито на японском языке (видео).



5-й слайд. Социально-экономическое развитие страны. Япония – это уникальная страна мира, история которой насчитывает тысячелетия. Эту страну называют часто «страной восходящего солнца», или как ее называют сами японцы «Ниппон или Нихон». А древнее название страны – Ямато.

Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине.

Круглая хризантема – национальный цветок Японии.

Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю. Так как это островное государство, оно не имеет сухопутных границ с другими государствами Земного шара.

Экономика Японии - одна из самых передовых на планете. Характеризуется высоким уровнем развития электроники и робототехники. По объему валового продукта занимает третье место в мире. ВВП Японии на душу населения по итогам 2020г. составил 40,15 тыс. долларов.

IV. Постановка проблемы.

Учитель. Уважаемые ребята, в течение урока вы должны внимательно слушать сообщения, находить в них ответы на вопросы и по ходу урока заполнять маршрутный лист «Путешествие по Японии». (Раздать бланки каждому обучающемуся). (Приложение 1).

V. Реализация построенного проекта.

Учитель. Покажите, пожалуйста, на политической карте мира Японию, какое это государство по географическому положению?

Обучающийся – Япония – островное государство в Восточной Азии.

6-й слайд. Учитель: Каким океаном, морями и проливом омывается это государство?

Обучающийся - Тихим океаном и его морями. На востоке и юге Тихим океаном, на западе - Восточно-Китайским и Японским морями, на Севере - Охотским морем. Для Японии это Северное море и Японцы его называют Хоккай.

Проливы: Лаперузы, Корейский, Кунаширский.

Учитель: Сравним его с государством Восточной Азии - Монголией, экономико-географическую характеристику которого мы составляли.

Обучающийся. Монголия, столица - Улан-Батор, внутриконтинентальное. Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырех тысячах мелких островах в Тихом океане.  

Работа с картой. Названные географические объекты показать на карте.

Учитель: Для заполнения маршрутного листа можете воспользоваться визитными карточками. (Взять на столе с дополнительной информацией о стране). (Приложение 2).

7-й слайд. Учитель. (2-й слайд). Единственная в мире страна, где главой государства остаётся император, - Япония. Император страны – Акихито – символ государства.  

Япония страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции. К числу таких традиций относятся: каллиграфия, икебана, бонсай, почитание старших, и др. И нам об этом расскажут наши ребята.

8-й слайд. Сообщение «Иероглифы»

Японская письменность — иероглифы. Это специальные знаки, которые были заимствованы из Китая. В Японии иероглифы так и называют: «Буквы (династии) Хань», или «китайские знаки» (кандзи).  Также существует список «иероглифов для повседневного пользования» («дзёё-кандзи»), который содержит 2136 знаков. Именно это количество знаков изучается в японских школах, их должен помнить и уметь написать любой выпускник. В повседневной жизни эти иероглифы будут использоваться постоянно.

人 хито — человек; 人々 хитобито — люди, 山 яма — гора; 山々 ямаяма — горы;

До 1958 года в японском языке использовался традиционный китайский способ письма - буквально - вертикальное письмо, символы записываются сверху вниз, столбцы справа налево. И по сей день такой вариант используется в газетах и в художественной литературе. В компьютерной отрасли, а также в научной и технической литературе используют европейский способ записи знаков - буквально - боковое письмо, символы записываются слева направо, строчки - сверху вниз.

9-й слайд. Сообщение « Почитание старших»

У японцев отсутствует рукопожатие, приняты поклоны и улыбки

Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом  45 градусов, коллеги кланяются друг другу под углом 15 градусов, встречают клиентов и покупателей под углом 30 градусов – значит, каждому свой угол. Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, они при поклонах заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

10-й слайд. Сообщение «Бонсай»

Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, по своим размерам, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы, высотой до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях. 

11- й слайд. Сообщение «Икебана»

Слово икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе рождение цветов». И это целое искусство.

В день девочек (3 марта) главное растение в букете – ветка цветущего персика, а вдень мальчиков – (5 мая) – цветы и листья ириса. В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны (символ долголетия и выносливости), бамбук (жизнерадостности, изобилия), цветущая ветка сливы (надежды, вечного обновления).

12-й 13 слайд Сообщение «Праздник любования сакурой»

У многих современников Япония символизируется с анимэ, суши, кимоно, а меж тем, одним из символов этой страны является сакура - декоративная вишня подсемейства сливовых, покрытого облаком бело-розовых лепестков. Цветение сакуры представляет собой жизнь человека, а ее увядание - смерть. Значит, надо дорожить каждым ее мгновением. Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В их школах есть особый предмет – искусство любования. На нём учат всматриваться в некрасивое – и видеть красивое; всматриваться в малое – и видеть великое.

На протяжении столетий цветущая сакура вдохновляла японских художников, которые включали сакуру как украшение пейзажа на изящных гравюрах, традиционных кимоно. Её изображения встречаются в рисунках, украшающих посуду, вееры, традиционные зонтики вагаса, скатерти, канцелярские принадлежности. Согласно старинной японской легенде, обычай ханами, или любование цветущей сакурой, продлевает жизнь до ста лет. Кстати, средняя продолжительность жизни японцев – восемьдесят четыре года, самая высокая в мире. Тема вишневых лепестков обыгрывается и в современных музыке и анимэ, а ещё Сакура - это одно из популярных женских имён в Японии. Время цветения японской вишни короток, поэтому им любуются даже в вечернее время, для этого под деревьями в парках заранее устанавливается специальная подсветка, которая включается ночью.



14 –й и 15-й слайд Учитель: Япония – мировой лидер по производству автомобилей.

Сообщение Японский автопром

Автомобильная промышленность Японии является одной из самых известных отраслей промышленности в мире. Является родиной ряда крупных компаний, производящих автомобили, строительные машины, мотоциклы, квадроциклы, двигатели.  

Ведущими японскими автомобильными компаниями, работающими на международных рынках, являются «Мазда» - город Хиросима, «Хонда» - город Токио - столица Японии, «Тойота» и «Ниссан» - город Йокогама, «Судзуки» и «Мицубиси» - Хамамацу.

Японские мотоциклы пользуются заслуженной популярностью не только на родине, но и по всему миру.


16- слайд Сообщение «Синкансэн» — высокоскоростная сеть железных дорог

Самые современные модели этого поезда с их необычайно длинной заостренной носовой частью, скрытыми колесами и блестящим зеленым или синим корпусом поражают своим видом. Они напоминают механических инопланетных угрей, а их ходовые качества столь же впечатляющи, как и дизайн. Выстреливая со станций, эти поезда-пули способны за три минуты развить скорость в 270 км/час. На некоторых участках дороги они мчатся со скоростью 320 км/час. При этом в салоне тихо и не чувствуется никаких толчков или вибрации. В каждом таком поезде - 1323 комфортабельных пассажирских кресла. Машинисты в белых перчатках.

17-й слайд Священные ворота тории

18-й слайд Сообщение «Фудзияма — визитная карточка Японии»

Большинство национальных символов в мире — рукотворные: статуя Свободы, Эйфелева башня, Кремль, Великая Китайская стена... В Японии же это природное явление, хотя благодаря его почти полной симметрии заснеженный даже летом конус Фудзиямы настолько гармонично сложен, что скорее представляется произведением бесконечно терпеливого ландшафтного дизайнера, а не следствием вулканической деятельности. Величественный одинокий пик возносится к небесам на высоту 3776 м. 

Фудзияма - вулкан, гора, высотой 3776 м в Японии. Примечательна своей удивительно аккуратной для природы формой, заостренной у вершины. Фудзи почитается японцами как священная гора, а ее великолепные виды всегда притягивали художников и жителей, что делает ее одним из несомненных символов Японии.  Расположенная на острове Хонсю в Японии, она имеет форму конуса и входит в систему «Японских Альп». Является знаменитой туристической достопримечательностью из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.



19-й слайд Сообщение «Искусство Тамбо на рисовых полях»

Искусство Тамбо - ландшафтно-садовое искусство воспроизведения изображений на рисовом поле с использованием растущего риса различного сорта и цвета.

Рисовые поля сами по себе очень красивы, но японцы, видимо, считают, что нет предела совершенству, и нарисовали на них прекрасные картины, изображающие национальных героев и мультперсонажей.

В 1993 году жители японского села  с целью привлечения туристов придумали художественное оформление обычных рисовых полей.

Каждый год дизайнеры перед посадкой разрабатывают на компьютере проекты будущего произведения искусства, выращенного на земле. Нужных красок добиваются при помощи использования четырех различных сортов риса. Существуют рисовые кусты с фиолетовыми и желтыми листьями и традиционный сорт с зелеными листьями
Для того чтобы туристы смогли рассмотреть шедевры и оценить гигантские формы лэнд-арта, в деревнях были возведены просторные смотровые вышки. В2006 году эти места посетило более 200 000 человек, это больше, чем самих жителей страны. Поле огромное, работа кропотливая, дни напролет крестьяне проводят по колено в воде – таковы особенности рисосеяния – но выполняется она очень аккуратно художественно засеянные рисовые поля по осени представляют собой настоящие шедевры.




20-й слайд: Сообщение «Сад камней Реандзи в Киото»

Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Он известен всему миру под названием Реандзи. Входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке. Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху.



21-й слайд: Сообщение «Королевская дыня «Юбари" и квадратные арбузы»

В Японии дыня принадлежит к роскошным лакомствам и стоит очень дорого. К фруктам у японцев особое отношение. Они являются универсальным подарком людям, "у которых все есть", неким предметом роскоши.  Считается хорошим тоном принести ее в дар владельцу крупной корпорации или президенту страны.

Одно из совершенно удивительных ноу-хау изобретательных японцев – «кубические» арбузы, которые, впрочем, часто называют «квадратными». Чтобы поднять свои доходы, фермеры решили удивить мир необычной формой своей продукции, и им это удалось. К сожалению, квадратные арбузы не достигают полной зрелости, их вкусовые качества невысоки, но эти диковинки охотно приобретают в качестве украшения на свадьбу или праздничные мероприятия. Что удивительно, квадратный арбуз может храниться гораздо дольше обычного арбуза, до года.

Учитель: Итак, подошло к концу наше путешествие, ответим на несколько вопросов. Внимательно слушаем и активно отвечаем.

  1. Как японцы называют свою страну? (Ниппон)

  2. Как называется самый большой по площади остров Японии? (Хонсю)

  3. “Посетите Японию весной, во время цветения вишен.

Тогда вы поймете ее душу…”

О каком дереве идет речь? Это дерево – символ Японии. (сакура) 4. Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев, но он очень популярен у нас? (рукопожатие)



VII. Домашнее задание. 

 Представьте себе, что вы побывали в Японии, поделитесь своими впечатлениями с родными. Подготовьте отчёт о путешествии.

На контурной карте укажите: названия островов; столицу Японии; моря; проливы; течения.

Составить синквейн по теме «Япония». (Приложение 3)

Учитель:  Благодарю всех, кто принимал активное участие, надеюсь, в интересном путешествии.

22-й слайд Саёнара! До свидания!

Лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь же его познать!






















Приложение 1

Визитная карточка Японии



Япония

Полная официальная форма

Япония, официальное название — Государство Япония.

Самоназвание

Нихон, Ниппон

Дата основания

11 февраля 660 года до н. э.

Официальный язык

японский

Форма правления

конституционная монархия

Государственное устройство

унитарное государство.

Религия

Синтоизм, буддизм

S территории:

377 944 км².

Население:  

126 368 572 чел. (2021 г.)

Плотность населения 

334, 8 чел./км². 

Уровень урбанизации

91.8 %

Денежная единица

йена

Сухопутные границы

-

Морские границы

1. Российская Федерация,

2. Республика Корея,

3. Китай.

Российско-японская граница проходит через проливы: Лаперуза, Кунаширский, Измены и Советский, отделяющие Сахалин и Курильские острова от японского острова Хоккайдо.






Приложение 2

Приложение к маршрутному листу (бланк)

Япония

Полная официальная форма


Самоназвание


Дата основания


Столица


Географическое положение


Официальный язык


Форма правления


Государственное устройство


Религия


S территории:


Население:  


Плотность населения 


Уровень урбанизации


Крупнейшие города


Денежная единица


Сухопутные границы

-

Морские границы

Каким океаном, морями и проливом омывается это государство


Достопримечательности, символы и необычное о Японии

Японская письменность


Ханами


Автопром


Фудзияма 

Искусство Тамбо


Реандзи в Киото


Дыня «Юбари"






Маршрутный лист «Путешествие по Японии » (заполненный)

Япония

Полная официальная форма

Япония, официальное название — Государство Япония. (Страна – архипелаг)

Самоназвание

Нихон, Ниппон

Дата основания

11 февраля 660 года до н. э.

Столица

Токио

Географическое положение

Восточная Азия. На стратовулканическом архипелаге, в ее состав входят 6852 острова.

4 основных острова: 1. Хоккайдо, 2. Хонсю, 3. Сикоку, 4. Кюсю.

Хонсю является крупнейшим и называется материковой частью Японии.

Официальный язык

японский

Форма правления

конституционная монархия

Государственное устройство

унитарное государство.

Религия

Синтоизм, буддизм

S территории:

377 944 км².

Население:  

126 368 572 чел. (2021 г.)

Плотность населения 

334, 8 чел./км². 

Уровень урбанизации

91.8 %

Крупнейшие города

Киото, Осака, Иокогама, Саппоро, Нагоя, Фукуока, Кобе, Сайтама, Кавасаки

Денежная единица

йена

Сухопутные границы

-

Морские границы

Российская Федерация,

Республика Корея,

Китай.

Российско-японская граница проходит через проливы: Лаперуза, Кунаширский, Измены и Советский, отделяющие Сахалин и Курильские острова от японского острова Хоккайдо.

Каким океаном, морями и проливом омывается это государство

Морями Тихого океана.

На севере - водами Охотского моря. (Японцы называют его Хоккай – Северное море)

На Западе – водами Японского моря.

На юго-западе – водами Восточно-Китайского моря.

Достопримечательности, символы и необычное о Японии

Японская письменность

иероглифы

Ханами

праздник любования сакурой»

Автопром

«Мазда», «Хонда», «Тойота», «Ниссан

«Синкансэн»

высокоскоростная сеть железных дорог

Фудзияма 

вулкан, гора, высотой 3776

Искусство Тамбо

ландшафтно-садовое искусство воспроизведения изображений на рисовом поле

Реандзи в Киото

сад камней

Дыня «Юбари"

королевская дыня «Юбари" и квадратные арбузы





Приложение 3. Синквейн по теме «Япония»

1. Япония

2. Островная, высокотехнологичная

3. Удивляет, восхищает, процветает

4. Япония – страна восходящего солнца

5. Государство.



14