Cоциально-экономическое
развитие в 20-50-е гг.
XIX в.
План:
1. Противоречия хозяйственного развития
2. Начало промышленного переворота
3. Развитие транспорта
4. Помещичье и крестьянское хозяйство
5. Итоги
ЦЕЛИ:
- образовательная: формирование понимания учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим;
- развивающая: развивать умения учащихся классифицировать, анализировать источники, рассуждать, отвечать на проблемные вопросы;
- воспитательная: продолжать развивать умения работать в группах.
Основные понятия: “промышленный переворот”, “капитализм”, “феодально-крепостническая система”.
Оборудование: мультимедийный проектор, схемы на доске, исторические источники.
В процессе урока заполняем таблицу:
Новые явления в экономике
Элементы, тормозящие её развитие
Государство с республиканской формой правления
Капитализм
общественный строй, при котором:
святой и неприкосновенной является
частная собственность на средства производства
граждане лично свободны , наделены всеми правами и свободами,
где в жизни людей наиважнейшую роль играют деньги
где основными классами общества являются капиталисты и наемные рабочие
где хорошо развиты промышленность и торговля
Монархия
Феодализм
общественный строй, при котором:
в жизни людей наиважнейшую роль играет собственность на землю.
господствует сословный строй и важную роль в жизни общества играет социальный статус
основными классами общества являются феодалы и крестьяне
существует крепостная зависимость
1. Противоречия хозяйственного развития
Экономические уклады
Феодально-крепостнический
Капиталистический
Противоречие
Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического.
Низкая эффективность крепостнической экономики
Кризис
феодально-крепостнической системы
Тормозящее развитие господствующего строя на развитие хозяйства страны в целом.
Быстрое развитие элементов капитализма в экономике
8
Низкоэффективная
экономика
Разорение мануфактур, основанных на подневольном труде
Ручной труд
Высокая степень эксплуатации крестьян
Господство помещичьего землевладения
Тормозили развитие страны
8
Быстрое развитие элементов капитализма в экономике
Усиление расслоения крестьянства
Увеличение количества капиталистических мануфактур
Рост внутренней торговли
Появление фабрик и заводов
Промышленный переворот
8
Тормозящее развитие существующего политического строя и экономического уклада
Негативные последствия вмешательства государства в экономику
Сдерживание роста численности наемных рабочих
Низкая покупательная способность крестьян
Господство дворянства в политической системе
Прогрессивное развитие общества
8
2. Начало промышленного переворота
В 30-50-х годах XIX века в России начался промышленный переворот.
Начался в условиях крепостничества
Проявлялся в основном в технической стороне
Начался позже, чем в развитых странах Западной Европы
Особенности
Низкими были темпы роста класса предпринимателей
Сдерживался медленными темпами формирования первоначального капитала
8
8
1825 год
415 городов и посадов
В городах проживало 2.3 млн чел.
8% населения
Петербург
438 тыс. жителей
241 тыс. жителей
Москва
Тула
38 тыс.
жителей
Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских городах было развито садоводство.
Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала деревянная застройка. На каждую сотню деревянных домов приходилось по 2— каменных. Пожары, случалось, опустошали целые города.
8
3. Развитие транспорта
Царскосельская (1837)
Железные дороги
Варшавско-Венская (1839-1848),
Петербургско-Московская (1843-1851)
связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы)
Система каналов
Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский канал был связан с западными реками
Первый пароход был испытан на Неве в 1815г., а в 1860 г. по рекам, озерам и морям России плавало более 300 пароходов.
Водный
В предреформенвые годы было построено свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог.
Шоссейный
8
Первой железной дорогой общественного пользования в России стала Царскосельская железная дорога. Ее строительство началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера.
В поезде было 8 вагонов.
Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 30 октября 1837 года.
На следование от Петербурга до Царского Села было затрачено 35 минут, а на обратный путь – 27 минут.
В этот день из четырех паровозов, построенных в 1836 году и уже поступивших на дорогу, поезд вел управляемый Герстерном паровоз «Проворный».
Скорость движения доходила до 64 км/час.
Применять для тяги поездов только паровозы стали с 4 апреля 1838 года.
8
4. Помещичье и крестьянское хозяйство
Использование наемной рабочей силы
Использование новых технологий
Элементы капиталистического уклада в сельском хозяйстве
Товарный характер хозяйства
Использование передовых орудий труда
Те, кто прибегал к капиталистическим приемам быстро поправляли свое положение , но повсеместное использование наемного труда сдерживалось отсутствием рынка свободной рабочей силы.
8
4. Помещичье и крестьянское хозяйство
Барщина и оброк
Отсталая система земледелия
Помещичье хозяйство приходило в упадок
Натуральная форма хозяйствования
Труд крепостных крестьян
Те, кто использовал в хозяйстве прежние методы, переживал процесс упадка.
8
5. Итоги
- В первой половине XIX века наращивала темпы своего развития промышленность, Увеличивалось количество мануфактур, фабрик и заводов. Развивалась транспортная система, росло количество городов и городских жителей. В России начался промышленный переворот.
- Сельское хозяйство отставало в своем развитии от промышленности. Активнее стали развиваться хозяйства, переходившие на использование элементов капиталистического хозяйства.
- Развитие экономики мешали феодально-крепостнические пережитки: самодержавная форма правления, помещичье землевладение, крепостное право.
8