СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема»

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема


Беличенко Е.А., воспитатель

МБ ДОУ ЦРР-детский сад №68, г. Орел


На сегодняшний день социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является актуальной проблемой для педагогов по причине того, что дошкольный возраст – это сензитивный период формирования коммуникативной деятельности ребенка через общение со взрослыми и сверстниками, в игре под руководством взрослого, затем самостоятельно выбирая партнеров по общению.

Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, выражении своих чувств и эмоций, что связано с возрастающей зависимостью от телевизора и компьютера. Кроме этого, на сегодняшний день встречается большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают различные сложные ситуации, когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с дошкольными учреждениями, ссылаясь на занятость.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; и др. и его содержание рассмотрены в работах таких ученых как: О.П. Гаврилушкиной, С.В. Гавриш, Л.Н. Галигузовой, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др., так и во ФГОС дошкольного образования [11].

Одной из актуальных проблем является проблема налаживания общения в среде сверстников и со взрослыми. Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра.

Игра, по мнению Ф.Фребеля, порождает у ребенка чувство свободы, радость, довольство, «покой в себе и около себя». Игра позволяет ребенку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни. Игра – первая деятельность, которой принадлежит значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Именно в процессе игры, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приучается осознавать свои собственные действия, поступки, соотносить собственное поведение с поведением окружающих [2].

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, так по словам Д.Б.Эльконина, она рассматривается как специфический способ освоения социальной действительности. Ролевая игра имеет социальный характер и по содержанию, и по происхождению [12]. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

В современном мире произошли значительные изменения в играх дошкольников. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их внутреннего мира, их интересов, ценностей, представлений и пр. Выявление влияния раннего обучения на игровую деятельность дошкольников и на особенности их личностного развития является крайне актуальной задачей. Появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менджер, дизайнер, стилист). Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре. Мир взрослых стал более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых. В связи с этим утрачивается возможность представленности идеального образа взрослости. Совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка. В современных условиях, сокращается также реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью. Все это затрудняет естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения детей к другому. С другой стороны в современное детство активно внедряют новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Постепенно игра подменяется просмотром телевизора. Активное внедрение информационных технологий в повседневную жизнь детей и взрослых ведет к повышению ценности интеллекта, начиная с раннего возраста. Родители хотят, чтобы дети учились с самого раннего возраста. Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а следовательно и на особенностях развития детей. Можно полагать, что обозначенные выше общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия игровой деятельности и, следовательно, ведут к снижению уровня развития сюжетно-ролевой игры. Это в свою очередь неизбежно отражается на особенностях развития детей. Поскольку сюжетно-ролевая игра способствует становлению потребностно-мотивационной сферы и произвольности, можно полагать, что редукция этой деятельности ведет к отклонениям в развитии этих важнейших сторон личности ребенка [10].

Наблюдения за играми детей побуждают поставить вопрос о формировании более серьёзного и ответственного отношения к игре дошкольников — как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения. Лишившись игры, дети не приобретают осознанности своего поведения, независимости, ответственности, самоконтроля, внутренней свободы. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Стратегия деятельности воспитателя в дошкольном воспитании должна быть направлена, прежде всего, на полноценное развитие сюжетно-ролевой игры, поскольку именно в ней зарождаются и первоначально развиваются главные личностные образования. На наш взгляд, рациональным решением этой проблемы является использование программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Ступеньки к школе» [1]. Программа разработана на основе многолетних фундаментальных исследований Института возрастной физиологии РАО в области психофизиологии, нейрофизиологии, педагогики и психологии развития детей и соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, примерной основной образовательной программы дошкольного образования и выстроена с учётом актуальных задач развития современных детей 3-7 лет. В программе раздел социально-коммуникативного развития включает в первую очередь, задачи развития игровой деятельности. Авторы отмечают, что в старшем дошкольном возрасте очень эффективны речевые игры (игры «в слова», «в звуки», «рифмование» и др.). Сложно-ролевые игры не только развивают коммуникативные навыки, но и позволяют имитировать поведение людей, вносят элемент фантазии и творчества. В такой игре дети осваивают социальные нормы поведения и общения. В этом возрасте дети уже проводят со сверстниками больше времени, чем со взрослыми, но взрослые организуют игры по правилам. Такие игры ещё сложны, так как требуют не только определённых навыков коммуникации, но и умения сдерживать свои желания и эмоции, помнить правила и пр. В 5—6 лет начинает формироваться просоциальное поведение — участие, эмпатия. Однако эти качества не формируются сами по себе, необходимо включение детей в особые игровые ситуации, вовлекающие детей в действия, но решающее значение в формировании этих качеств имеет социальное окружение ребёнка. Именно игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые.

Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для дошкольников — любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Проанализировав роль игры как основного и ведущего вида деятельности в развитии социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста можно сказать, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом. Игра развивает произвольное поведение ребенка [9].

Таким образом, проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества, на современном этапе развития общества остается одной из ведущих [6]. Обращаясь к сюжетно-ролевой игре, воспитатель в детском саду развивает речевые, игровые, творческие, коммуникативные умения ребенка, реализуя тем самым задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.


Список литературы:

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе»https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/stupenki_k_shkole.pdf

  2. Выготский Л.С. Психология./Л.С. Выготский. –М.: Апрель пресс. ЭКСМО-пресс, 2000. -106с.

  3. Клименкова О. Игра как азбука общения//Дошкольное воспитание, -2002. №4. -224с.

  4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. –М.; 2004. -65-66с.

  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./М.И. Лисина –М.; Воронеж, 1997. -145с.

  6. Сластенин В.А. Педагогика –М.;2002. -59с.

  7. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками// Вопросы психологии №2, 1988 -127-129с.

  8. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб.-СПб.: Питер, 2009.

  9. Сорокина И.В. Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников//Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар.науч.конф. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С.106-108.  

  10. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет./Н.И. Непомнящая, -М.; 1992. -79-80с.

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_Frame =1 129503

  12. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.. 1978.