Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в рамках проведения проекта «Дорожная азбука» (интеграция культурных практик). Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №198 Центрального района Волгограда» Катькалова Татьяна Вячеславовна
Проблема проекта.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых но, к сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей, а это затрудняет процесс обучения и воспитания дошкольников. Так же, необходимо отметить, что не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах и в транспорте, недопонимания значимости личного примера, для формирования устойчивой культурной практики неукоснительного соблюдения Правила дорожного движения.
Цель проекта.
Организация культурных практик дошкольников, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста культурных умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде (на дорогах и улицах).
Задачи:
- формировать у детей устойчивые навыки безопасного
поведения на улице и дорогах и понимание необходимости
соблюдения правил безопасного движения;
- совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах поведения на улицах, дорогах, в транспорте;
- создавать условия, содействующие способности детей ориентироваться в ближайшем пространственном окружении с символическими средствами дорожного движения, умению применять полученные знания в играх и повседневной жизни;
- формировать у ребёнка образ «Я правильный пешеход».
- воспитывать здоровое чувство повышенной опасности на улицах, дорогах; развивать внимание, наблюдательность
и ответственность; закрепить знания о работе светофора; воспитывать дисциплинированность; совершенствовать двигательные навыки; развивать воображение и умение переносить знакомые образы в новую творческую ситуацию.
- организация совместных с родителями культурных
практик безопасного образа жизни в ближайшем предметно
– пространственном и социальном окружении для передачи детям культурного опыта.
Прогнозируемый результат:
Разработка содержания культурных практик для старших дошкольников с целью решения задач проекта, которые позволят:
- совершенствовать у детей самостоятельность и ответственность в действиях на дороге, улице, в транспорте;
- познавательный интерес к играм с ПДД;
- культуру поведения в процессе общения с дорожной средой;
- навык безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- сознательное отношение к своим и чужим поступкам;
- отрицательное отношение к нарушениям ПДД;
- систематизировать знания детей о правилах поведения на улицах, дорогах, в транспорте.
Вовлечению родителей в совместную деятельность по формированию основ безопасности у детей, в дорожно-транспортной среде, повысит их педагогические компетенции по развитию устойчивых культурных практик строгого и неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения.
Структура проектной деятельности:
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Подготовительный этап:
- изучить и проанализировать методическую литературу по теме проекта;
- анкетирование родителей по проблеме;
- ознакомление детей и их родителей с целями и задачами проекта;
- разработка паспорта проекта по теме;
- подбор оборудования, материала для оснащения центров развивающей среды;
- подбор мультфильмов, презентаций для просмотра;
- создание комфортных условий для ознакомления родителей с рекомендуемой информацией.
Основной этап:
- обсуждений проблемных вопросов, решение проблемных ситуаций;
- использование ресурса художественной литературы;
- просмотр мультфильмов;
- организация игр, инсценировок, драматизаций;
- продуктивная деятельность (рисование, ручной труд, лепка);
- организация тематической выставки рисунков «Я и дорога»;
- изготовление альбома «Мы едем, едем, едем …».
Работа с родителями:
- Контактные формы взаимодействия:
- консультирование,
- презентация родителям методического материала в помощь по обучению детей ПДД;
- «контрольные» для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- круглый стол с участием родителей;
- устный журнал для родителей;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- оформление для родителей выставки с наглядным и практическим материалом по особенностям обучения и воспитания дошкольников Правилам дорожного движения.
- Неконтактные формы взаимодействия:
- ресурсы интернета (адрес сайта ДОУ: https://oshkole.ru/orgs/249/ );
- страничка для родителей Вконтакте.
Заключительный этап:
Игра – викторина «Соблюдайте правила дорожного движения».
Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в игровой форме. Уточнить представления детей о назначении дорожных знаков. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Технологическая карта проекта
Технологическая карта проекта
Технологическая карта проекта
- Художественно-эстетическое развитие
Технологическая карта проекта
Технологическая карта проекта
- Взаимодействие с родителями
«Дорожные ловушки»:
Результаты реализации проекта:
Разработанное содержание образования, как продукт интеграции культурных практик, способствовало успешной реализации задач проекта:
- были созданы условия для формирования у детей предпосылок культурных навыков самостоятельности и ответственности в своих действиях на улице и дороге;
- дети более внимательно и осторожно стали вести себя на улице (по рассказам родителей);
- отмечен устойчивый познавательный интерес к ПДД;
- расширились знания детей о правилах поведения на улицах, дорогах, в транспорте;
- у родителей повысился уровень осознания, и оценки значимости личного примера соблюдения правил дорожного движения.
Благодарим за внимание.