Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста.
Игры на сплочение коллектива для учащихся 1-4 классов.
Когда в одном месте собирается коллектив маленьких индивидуальностей, перед взрослым встает вопрос их объединения. Любую проблему общения между детьми 6-10 лет можно решить с помощью игр на сплочение. Учащимся младшего школьного возраста свойственна эмоциональность, любознательность, развитое воображение, стремление испытать себя на смелость и ловкость. Они активнее других отзываются на предложения заняться чем-то необычным, интересным. Дети этого возраста с готовностью откликаются на предложение поиграть, даже не подозревая, что в процессе игры учатся чему-то новому. Известно, что любая игра несёт в себе не только стремление развлечь детей, но и помогает решать более важные задачи. Например, помогает объединению коллектива, учит взаимодействию, умению уступать, радоваться успехам другого.
Поэтому основная цель сплачивающих игр-снять эмоциональное напряжение каждого ребёнка и создать благоприятную атмосферу для общения. Специалисты утверждают: там, где собирается группа детей, просто необходимо начать игру для сплочения.
Чему же научатся дети благодаря такой игре:
-сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;
-дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
-объективной самооценке, правильному анализу поступков других;
-самоконтролю;
-планированию своего поведения;
-терпимости к действиям окружающих;
-взаимопониманию, поддержке;
-внимательности к эмоциональному состоянию других детей.
Игры на сплочение способствуют избавлению от страхов и стеснения, разрешению конфликтных ситуаций, предотвращают их возникновение. Так называемые «изгои» становятся полноценными членами коллектива, а лидеры начинают учитывать не только собственные интересы, но и потребности остальных ребят. Поэтому не только в школьном коллективе, но и в домашней обстановке желательно проводить такие виды игр, когда собирается вместе несколько детей, например, при организации детских праздников.
Факторы групповой сплоченности и причины её снижения.
Дети быстрее находят общий язык между собой, когда у них появляются общие интересы, единая цель для достижения. Игра должна проходить в доброжелательной атмосфере под руководством педагога или привлекательного для участников ведущего. Важную роль играет соревновательный момент. С этой целью полезно будет разделить ребят на команды. Для младших школьников очень важно одержать победу над соперниками, к которой каждый будет причастен.
Планируя работу по сплочению, педагог должен учитывать и анализировать возможные причины его снижения:
-объединение ребят в мелкие группы,
-дружба между некоторыми детьми, возникшая задолго до попадания в коллектив,
-неумелые действия организатора,
-отсутствие общей цели или нечеткая ее формулировка.
Зная причины, можно избежать их последствий, грамотно подобрать виды игр, правильно распределить роли и сделать работу по сплочению максимально эффективной. Особенно остро стоит вопрос сплочения в случаях, когда изначально не знакомые друг с другом дети вынуждены проводить вместе длительное время:
-школьный класс;
-загородный или пришкольный лагерь;
-кружок по интересам;
-коллектив художественной самодеятельности.
Общение не будет продуктивным без взаимопонимания, доверия. Совместная деятельность не принесет должного результата, если каждый ребёнок будет отвечать лишь за собственные поступки. Поэтому задача взрослых - через игру научить своих подопечных сотрудничеству. Знание игр на сплочение, умение их организовать необходимо каждому учителю, вожатому, педагогу дополнительного образования, руководителю детских творческих объединений, аниматору и даже родителям.
Советы по организации игр для объединения детей.
Планируя игру, нужно обязательно заинтересовать детей, вызвать желание принять участие в предлагаемом развлечении. Взрослый (педагог) должен объяснить правила доступным для младших школьников языком, показать на примере порядок действий, помочь распределить роли, сформировать команды. Игра никогда не проводится спонтанно и требует определенной подготовки: заранее продумывается место, заготавливается необходимый инвентарь, оборудование.
Работая с младшими школьниками, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
-активные игры ограничиваются по времени, сопровождаются перерывами, сменой вида деятельности;
-недопустимы задания, требующие прикладывания серьезных физических усилий, долгого пребывания в неподвижном состоянии, сидении за столом;
-дети с ограничением по здоровью не должны оставаться в стороне, им отводят роль судей или помощников ведущего;
-приветствуются игры с «замиранием»;
-не рекомендуется отводить роль водящего всегда одним и тем же ребятам, каждый раз выбор нужно обосновывать (Саша ещё не водил, Света ни разу не нарушила правила);
-покидать игру можно только по необходимости и на короткий срок;
-правила должны строго соблюдаться каждым участником без каких-либо поблажек;
-все действия осуществляются по команде или условному сигналу ведущего;
-закончив конкурс, обязательно разобрать ошибки, похвалить ребят, дать совет, как действовать в следующий раз, подбодрить.
Необходимо помнить, что игра не должна содержать элементы, унижающие человеческое достоинство.
Дети младшего школьного возраста чувствуют себя комфортнее, когда взрослый играет вместе с ними. От организатора (педагога) зависит, насколько успешным будет мероприятие. Поэтому стоит взять на вооружение несколько правил хорошего ведущего.
*Больше улыбайтесь. Даже если настроение плохое, его нельзя показывать детям.
*Чётко, ёмко, громким голосом произносите требования к игре.
*Находитесь там, где все будут Вас видеть.
*Заранее позаботьтесь о помощниках.
*Имейте в запасе несколько игр на случай неудачи с первой.
*Не выбирайте любимчиков, каждый ребёнок должен чувствовать вашу поддержку.
*Чаще хвалите, подбадривайте ребят.
*Не забудьте поблагодарить за весело проведенное время.
Важно помнить, что грамотно подобранная игра - это эффективный способ ненавязчиво подтолкнуть детей к общению. Результатом игровой деятельности по сплочению коллектива станет снижение уровня тревожности, рост детской самооценки, ощущение собственной значимости, нужности в коллективе.
В школьном коллективе педагог должен отводить время сплачивающим играм в ходе проведения классных часов и внеклассных мероприятий как можно чаще. В первую очередь лучше отдать предпочтение играм, благодаря которым дети быстрее познакомятся и ближе узнают друг друга.
Данные игры проводятся с целью привития детям правил взаимоотношений человека с обществом, с коллективом и самим собой. С их помощью можно научить детей оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия; замечать эмоциональное состояние людей и в соответствии с ним строить общение; научить контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои поступки, свою работу.
Игр и заданий по сплочению коллектива для детей младшего школьного возраста существует очень много. Я предлагаю несколько примеров сплачивающих игр, которые использую в своей практике.
Молекулы.
Ребята хаотично бродят, изображая молекулы. Далее ведущий каждые 1-2 минуты называет любую цифру от 1 до 10. Например, «три», это значит, что все участники должны образовать группы из трёх человек. Те, кто остались (2 или 1 человек) выбывают. Игра закачивается тогда, когда больше нет вариантов цифр.
Слепой паровозик.
Участники разбиваются на команды по 3-4 человека и образуют своеобразный «поезд», цепляясь за талию впереди стоящего «вагончика». Видит путь только ребёнок, изображающий последний вагон, у остальных завязаны глаза. Задача «паровозика» - под руководством зрячего дойти до нужного места, не сбившись с дороги.
Прогулка слепых.
Участники встают друг за другом, держась за талию или плечи впереди стоящего игрока. У всех, кроме первого, завязаны глаза. Его задача – провести «слепых» по местности, чтобы ни один из игроков не коснулся расставленных заранее препятствий.
Импульс.
Дети становятся кругом, держась за руки. Водящий пожимает соседу руку, эту же манипуляцию проделывают все участники. Засекается время, за которое импульс вернется к тому, кто его посылал. Цель - достичь максимальной скорости передачи рукопожатия.
Посиделки.
Ведущий дает сигнал - участники быстро должны разделиться попарно. Один человек приседает, другой присаживается к нему на колени. Двое, не успевшие найти напарника или присесть, выбывают. Игра длится, до последней оставшейся пары.
Всем построиться!
Участники делятся на 2 команды. По сигналу за короткое время игроки должны построиться в соответствии с каким-либо признаком: по количеству пуговиц, карманов, цвету волос или глаз, по росту, размеру обуви.
Путаница.
Игроки берутся за руки и перепутываются, стараясь образовать клубок из собственных тел. Водящему предстоит распутать эту конструкцию, не рассоединяя рук участников.
Крокодил.
Выслушав задание ведущего, команда сообща что-либо изображает. Это может быть сороконожка, футбольные болельщики, очередь у магазина, зрители на премьере комедии.
Клубок.
Ведущий берет длинный клубок ниток, наматывает вокруг кисти его конец, а остальное бросает любому ребенку со словами: « Мне нравится, что ты…» (фразу можно изменить). Поймавший обматывает часть нити вокруг своей руки и перебрасывает клубок дальше, произнося такие же слова. Игра продолжается, пока каждый не получат комплимент.
Что в нём нового?
Игра проводится через несколько дней после знакомства. Нескольких минут участники внимательно вглядываются друг в друга. Затем одному человеку дается мяч. Его он будет бросать другим игрокам, оглашая, что нового заметил в облике или эмоциональном состоянии товарищей.
Зеркало.
Разбившись парами, игроки решают, кто будет зеркалом. Дальше «зеркало» повторяет все движения партнера. Через время роли меняются.
Цвет эмоций.
Выбирается водящий. Втайне от него ребята задумывают цвет, который показывают с помощью мимики и жестов, предавая настроение выбранного цвета. Цель - угадать задуманное.
Светофор.
К спинам участников прикрепляются жетоны разных цветов. Звучит условный сигнал - игроки одного цвета быстро собираются вместе.
Гусеница.
Команда превращается в одну длинную гусеницу, сцепляясь между собой. Дальше «гусенице» предстоит показать, как она спит, бегает или другое действие, предложенное ведущим.
Паутина.
Между двумя опорами натягиваются веревки, создавая образ паутины с множеством ячеек. Игроки должны перебраться на противоположную сторону, не касаясь веревки.
Биг-Мак
Пары являются половинками одного устойчивого словосочетания. Например, один человек – «Биг», другой – «мак». Варианты: скатерть-самобранка, красная шапочка, меч-кладенец, «Чупа-чупс». Далее игрокам завязывают глаза и перемешивают их. Партнеры должны как можно быстрее найти свою половинку только по выкрикам.
Мигалки
Для этого группового развлечения понадобится много участников. Ведь надо сформировать два круга. Первый внутренний чуть поменьше, второй- побольше. Но количество детей и в том круге и в другом должно быть одинаковым.
Участники из внутреннего круга смотрят на ведущего (педагога), который находится в центре. А дети из внешнего круга смотрят на ноги впереди стоящих участников. При этом руки им надо отвести назад - за спину. Ведущий (педагог) подмигивает одному из участников внутреннего круга, тот старается убежать со своего места и не быть пойманным своим товарищем, что стоит за спиной. Если ему удается это сделать, то он становится сзади напарника. Если не удается, то ведущий (педагог) подмигивает другому игроку. В течение игры в роле ведущего могут побывать все игроки.
Тихая почта.
Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера. Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д..) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.
Рисунки групповых картинок.
Материал: бумага, фломастеры/карандаши. Ведущий игры раздает всем по одному листу бумаги. Каждый записывает свое имя. Все участники начинают рисовать, делая по одному, двум штрихам на листе. Потом лист бумаги передается соседу слева. Начатая картинка дополняется соседом слева и передается дальше. Так происходит до тех пор, пока картинка не возвращается хозяину.
Усложнённые игры - задания на объединение коллектива.
Верёвочный курс.
Сплочению детского коллектива будет способствовать проведение игры- задания «Веревочный курс». Это серия упражнений, следующих одно за другим. Свое название методика получила потому, что преодолевать трудности ребятам предстоит всем вместе, будто связанным одной веревкой. В ходе выполнения заданий дети научатся принимать решение сообща, помогать друг другу, нести ответственность полностью за всю команду. В подобных мероприятиях принимают участие группы, численность которых не превышает 12 человек. Если детей значительно больше, есть смысл разделить их на несколько команд, устроив своего рода соревнование. Распределяя участников по командам, нужно следить, чтобы в каждой из них были сильные, энергичные ребята и игроки, не отличающиеся особой физической выносливостью, более тихие, скромные. Чтобы деление происходило «по-честному», лучше провести жеребьевку.
Для организации «Веревочного курса» можно использовать задания, приведенные выше. Если команд несколько, нужно предложить каждой придумать название, девиз, выбрать капитана. Здесь пригодятся «Маршрутные листы», где будут отмечаться баллы команд, полученные на каждом этапе соревнования. За ошибки, нарушение правил при выполнении заданий присваиваются штрафные очки.
Выбор способов деления игроков на команды - это очень важные этап в данных играх.
Здесь взрослый должен проявить внимательность, чуткость, тактичность. Важно никого не обидеть либо невольно проявить симпатию к кому-либо из детей. Честная жеребьевка -залог хорошего настроения детей. Самый простой, эффективный метод - вытягивание жребия из закрытой емкости: коробки с вырезом для руки, мешочка. В качестве содержимого используются разноцветные жетоны, вырезанные геометрические фигуры, карточки с определенными рисунками и т.п.
Собери пазлы.
Заранее заготавливаются разрезанные на крупные части простые картинки. Пазлы складываются в специальный мешочек или коробку. Ребята вытягивают часть изображения, затем собирают рисунок, объединяясь, таким образом, в группы.
Зоопарк.
На ушко подопечным взрослый сообщает название животного. Видов обитателей зоопарка будет столько, сколько команд должно сформироваться по итогам распределения. В коллективе появляется несколько кошек, телят или слонят. Дети ищут сородичей, ориентируясь на движения и издаваемые звуки.