МОУ «Каракокшинская СОШ им. С.В. Тартыкова»
Социально ориентированный проект
«Переменка»
с. Каракокша
2020 год
Визитная карточка проекта.
Название проекта | Переменка. |
Автор проекта | Болотова Мария Ефимовна. |
Участники проекта | Ученики начальной школы. Вожатые (старшеклассники) Классные руководители 1-4 классов |
Длительность проекта | Длительный, рассчитан на 1 год. (1-4 классы) |
Вид проекта | Воспитательный. |
Ресурсное обеспечение. | |
Цель проекта | Создание условий, способствующих сохранению здоровья младших школьников, через организацию школьных перемен с помощью игр. |
Задачи проекта | Формирование навыков здорового образа жизни Увеличение уровня ежедневной двигательной активности, профилактика гиподинамии Снижение уровня травматизма на перемене Развитие речи, ритма и музыкальности в результате использования подвижных игр. Создание условий для приобретения вожатыми-старшеклассниками позитивного социального опыта через участие в проекте «Переменка»; Создание условий для формирования и развития у старшеклассников социальных компетентностей: ответственности, организованности, взаимовыручки. |
Итоговые продукты | Методическая копилка «Подвижные игры для младших школьников на переменах» Дружный коллектив детей. Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью на переменах. |
Введение.
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.
Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно.
Результаты медицинских исследований заболеваемости детей подтверждают подверженность хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. И не зря современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям на уроке. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке.
Но ведь есть перемены, которые дети проводят по-разному.
Чтобы раскрыть особенности поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, а также выявить влияние перемен на работоспособность во время урока, проводилось наблюдение за младшими школьниками на перемене, результаты которого четко фиксировались.
Наблюдение и педагогический опыт показывают, что не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в своих играх создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.
На сегодняшний день в начальной школе стоит проблема: «Как задействовать учащихся начальной школы на перемене?». Многие ученики не знают, как реализовать энергию, начинают бегать по коридорам и лестницам, создавая опасность травмирования и провоцируя конфликтные ситуации.
Исходя из существующей проблемы, можно сделать вывод о необходимости организовать и направить детскую энергию в правильном направлении. Считаю, что в этом могут помочь современные игровые здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать при организации учеников начальной школы на переменах.
Цель проекта: создание условий, способствующих сохранению здоровья младших школьников, через организацию школьных перемен с помощью игр.
Задачи проекта:
Формирование навыков здорового образа жизни
Увеличение уровня ежедневной двигательной активности, профилактика гиподинамии
Снижение уровня травматизма на перемене
Развитие речи, ритма и музыкальности в результате использования подвижных игр.
Создание условий для приобретения вожатыми-старшеклассниками позитивного социального опыта через участие в проекте «Переменка»;
Создание условий для формирования и развития у старшеклассников социальных компетентностей: ответственности, организованности, взаимовыручки.
Предмет исследования: классный коллектив
Объект исследования: процесс организации школьных перемен.
Методы исследования: наблюдение, опрос, изучение дополнительной литературы
Ожидаемые результаты:
1. Отлаженный и эффективный механизм организации внеурочной деятельности младших школьников во время перемен в школе;
2. Создание методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены»;
3. Занятость младших школьников на переменах;
4. Хорошие, товарищеские отношения между классами начальной школы;
5. Взаимодействие в игровой деятельности младшего и старшего звеньев, более эффективная организация шефской помощи в дальнейшем.
Срок реализации проекта: сентябрь 2020-май 2021 года.
Перспективы развития проекта:
Дальнейшее развитие проекта я вижу в реализации его социально–общественной функции:
• пополнение методической копилки «Подвижные игры для младших школьников во время перемены» новыми играми и упражнениями;
• организация и проведение игр на переменах для младших школьников в следующем 2021-2022 уч. году;
• включение в проект учащихся среднего и старшего звена в качестве наставников (6-10 классов, для передачи опыта и обучения).
Основная часть.
Какие же игры интересуют детей? Наблюдения показывают, что это, прежде всего, зависит от ряда факторов:
во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью; во-вторых – особенности пола; в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность. Дети играют постоянно в “вольные игры” - игры “в кого-то”, “во что-то”. Источником этих игр в настоящее время является телевидение, компьютер. Получая наглядные зрительные примеры поступков, дети подражают им, интерпретируют их по-своему, порой не всегда положительно. В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста было выделено 3 группы учащихся:
1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков);
2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек);
3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.
Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит. В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало. В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола. Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время (таких ребят 49 %). В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.
В сентябре 2020 года среди учащихся начальной школы была проведена анкета, включающая в себя следующие вопросы:
Устраивает ли вас продолжительность перемен?
Ответили положительно – 80%. Так же были и отрицательные ответы – 20%. Например, с такой аргументацией: “Нет, потому что нечем заняться”.
В какие игры вы играете на переменах?
Все 100% опрошенных детей ответили – играем. В какие игры играют дети? Самой распространенной игрой была игра “Ручеек” - 28%. Встречаются такие ответы: “Играем в куклы, машины и другие игрушки”. Играют в разные игры – 70% ребят.
Чем бы вы хотели заниматься во время перемен?
Ответили – “хотели бы играть в интересные подвижные игры” - 62%, в настольные игры – 24% опрошенных детей. Были и другие ответы: например такие как: “Сидеть, общаться”, “Читать журналы”, “Слушать музыку”, “Играть в Барби”, “Танцевать”, “Лежать на диване”, “Разгадывать кроссворды, ребусы, загадки”, “Гулять на улице”. Так ответили 14% опрошенных.
Среди родителей учащихся также был проведен опрос (мной было опрошено 10 человек), по итогам которого получились следующие результаты:
Нравилось ли вам играть в детстве? | Нравилось 9 чел. | Не нравилось 1 чел. |
В какие игры вы играли со взрослыми? | В настольные игры: шашки, домино, лото 7 чел. | Не играли 2 чел. |
В какие игры вы играли на переменах в школе? | Активные игры: «Резиночка», «Классики», «Прятки» 7 чел. | Спокойные игры 2 чел. |
Опираясь на результаты наблюдений и опросов, мной были сделаны следующие выводы:
Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит. В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало. В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола. Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время (таких ребят 49 %). В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно выдвинуть гипотезу исследования:
- прогнозировать положительный эффект;
- используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.
План реализации проекта «Переменка»
№ | Деятельность | Сроки |
1 | Набор группы активистов из учащихся школы (среднее и старшее звено). | Сентябрь 2020 |
2 | Разработка игр с элементами танцевальных и ритмических упражнений для переменок, подвижных игр с предметами и без предметов. | Сентябрь-октябрь 2020 |
3 | Обучение группы учащихся (старшеклассников) для работы с младшими школьниками. | Сентябрь-октябрь 2020 |
4. | Формирование методической копилки «Подвижные игры на переменах для младших школьников» | В течение реализации программы |
5 | Проведение подвижных игр, хороводов, развивающих игр и проч. | Октябрь – апрель 2021 |
6 | Подведение итогов по проекту | Май 2021 |
Реализация проекта.
Перед началом реализации проекта мной были проведены опросы и наблюдения, результаты которого отражены в диаграммах и таблицах.
На первом этапе реализации мы с педагогами начальной школы решили привлечь старшеклассников из «Школы вожатых» к организации игровых перемен.
На следующем этапе вожатые изучили основные аспекты и рекомендации по организации игр с детьми младшего школьного возраста.
Следующим этапом в нашем проекте было разучивание и проведение игр на перемене. В течение первых четырех недель мы подбирали игры и разучивали их с ребятами на переменках. Многие игры нам посоветовали наши родители.
С сентября 2020 года начали формировать методическую копилку «Подвижные игры на переменах».
Общие рекомендации при проведении игр.
Игры проводятся на перемене через 3-5 минут после звонка с урока, оканчиваются за 3 минуты до звонка на урок. Таким образом, общее время игр составляет 12-15минут. В играх участвуют все желающие.
При организации подвижных игр важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный комфорт, желание ребят участвовать в игре. Поэтому ведущие в своей деятельности руководствуются следующими принципами:
Сознательности и активности: игру надо начинать с хорошим настроением;
Самим проявлять активное участие, нечаянно ошибаться, поддаваться - это вносит в игру оживление, всеобщий смех, эмоциональность;
Тех, кто не хочет играть, насильно заставлять не надо: дети должны сами захотеть вступить в игру;
Ведущий должен ясно представить себе игру, рассказ его должен быть обязательно в увлекательной форме;
При объяснении игры обязательно обговорить правила игры и поведения.
Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать ее. При этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры - если игра хорошо усвоена, то повышается активность ребят. Игры можно и нужно повторять по желанию играющих!
Виды игр
После того как мы определились с группой активистов из числа старшеклассников перед нами встала задача подобрать игры, в которые мы будем играть на перемене. Оказалось, что игры можно разделить на группы по разным принципам.
В современной литературе предложены разные способы деления игр на группы.
Интеллектуальные игры
Интеллектуальные игры – это логические либо стратегические игры, в которых успех игрока напрямую зависит от умений, навыков и способностей делать верные ходы согласно правилам. Интеллектуальные игры дают возможность проявить лучшие интеллектуальные качества. В некоторых играх шансы игроков изначально равны, но есть игры, где игроки задают себе различные условия, ставя цель выиграть любыми способами.
Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг. Игроки демонстрируют свои способности запоминать, анализировать расклады, ситуации, оперировать фигурами и комбинациями. Некоторые из этих игр – шашки и шахматы, попали в разряд спортивных, включенных в олимпиады и спартакиады. Дети начальной школы с удовольствием осваивают азы игры в шахматы и шашки (дополнительно в школе ведется внеурочная деятельность по шахматам)
К интеллектуальным играм относят и развлечение на тему угадывания чего-либо: игроки пытаются догадаться, образ какого персонажа книги, фильма, картины, любого известного произведения пытается изобразить один из участников.
Викторины заслуживают отдельного внимания. Эти конкурсы с вопросами стали популярным времяпрепровождением в кругах обычных людей и среди интеллектуальной элиты. В любом общеобразовательном учреждении принято организовывать несложные викторины на лучшего знатока какого-либо предмета.
Викторины могут быть математическими, литературными, историческими, связанными с химией, физикой, географией, астрономией и т.д.
Мы проводили в начальной школе викторины по разным тематическим направлениям: Литературные, интеллектуальные, по окружающему миру и т.д.
Например:
«Жили – были» - викторина по русским народным сказкам;
«В мире животных» - викторина по окружающему миру;
«Что? Где? Когда?» и многие другие.
Дети с большим азартом включаются в участие в викторинах.
Музыкальные игры.
С тех пор как человечество открыло для себя музыку, появилось бесчисленное количество игр, в которых она занимает далеко не последнее место. То есть, музыкальные игры также, как и музыка, стали неотъемлемой частью культуры практически всех народов мира. Среди всего этого бесчисленного количества можно выделить основные виды музыкальных игр: народные и современные. На переменах у нас в школе часто организуются музыкальные игры с движениями и караоке конкурсы.
Народные музыкальные игры.
Данный вид музыкальных игр самый древний, но не менее популярный, чем современные игры музыкальных тематик. Свои истоки этот вид берет ещё со времён формирования общественного строя и появления первых народных музыкальных коллективов. В основном такие игры можно встретить на различных народных празднованиях, например Масленица.
Современные музыкальные игры.
Как видно из названия, этот вид музыкальных игр современен и широко используется в наши дни. Появился сравнительно недавно. Детские музыкальные игры, направлены на развитие способностей творческого и музыкального характера. Проводиться могут как в помещениях, так и на свежем воздухе.
Мы играли в следующие игры: «Если нравится тебе…». «Учитель танцев», «Я ракета!», «Танец маленьких утят», «Танцуй как…» и другие. Все вышеперечисленные виды музыкальных игр объединяет одно свойство, которое направлено на получение положительных эмоций, как в самом процессе игры, так и по её результатам.
Народные игры.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Чёткой классификации народных игр нет. Игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. Нами были проведены «Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.
Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Ребята с удовольствием играли в игры «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. Мы разучили и играли «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. Ребята с удовольствием играли: «Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»
Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. В эти игры с нами играли наши родители, когда мы были маленькими «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и др.)
- хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.).
Ребятам на перемене очень понравилось играть в народные игры.
Настольные игры
Настольная игра́, игра в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.
Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим количеством предметов, которые можно разместить на столе. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры столу на несколько человек, хотя есть и исключения, например, пазлы. Мы с ребятами принесли пазлы из дома и на перемене, каждый желающий мог подойти и прособирать Возможны различные способы классификации настольных игр. По количеству игроков можно выделить игры:
Для одного игрока. Например: собирание пазлов. Для фиксированного числа игроков. Существует большое количество различных логических игр, вкоторые играют два игрока, один против другого. Например, шахматы, шашки, нарды, лото. По характеру игры: Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется егоспособностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход. Например, шашки, лото, шахматы и др.
Эстафеты.
Эстафеты, это командные спортивные игры. Они часто проводят на уроке физкультуры и могут играть роль в спортивных состязаниях. Многие дети любят такие спортивные занятия, это и веселое развлечение, и польза.
Эстафеты могут проводиться с различными предметами и без них. Они представляют собой несколько последовательных упражнений проводится обычно детьми по очереди. Сложность и длина эстафеты определяется в зависимости от возраста и подготовленности участников. Количество игроков в командах должно быть одинаковое.
5. Выводы.
Работая над проектом, я сделала несколько выводов, которые помогут другим педагогам организовать перемены в начальной школе.
Подвижные игры дают детям отдых после урока, снижают утомление, повышают работоспособность.
Нежелательно проводить перемены за чтением художественной литературы, играми, требующими умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры).
Подвижные игры лучше устраивать на третьей, четвёртой перемене.
Качество работы учеников на уроке во многом зависит от качества отдыха во время перемены.
Этим играм надо обучить учеников начальной школы.
Приложения
Приложение 1.
Анкета для обучающихся.
Устраивает ли вас продолжительность перемен?
В какие игры вы играете на переменах?
Чем бы вы хотели заниматься во время перемен?
Анкета для родителей обучающихся.
Нравилось ли вам играть в детстве?
В какие игры вы играли со взрослыми?
В какие игры вы играли на переменах в школе?
Приложение 2
Картотека игр на переменах для учащихся начальных классов:
Мяч по кругу
Играющие стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч вправо или влево, но обязательно соседу. Водящий, находится за кругом, старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснулся мяча, становится водящим, а водящий занимает его место.
Выигрывают играющие, которые не были водящими. Можно образовать два-три круга, и назначить соответственно столько же водящих.
Не ошибись
Водящий стоит с детьми в круге и предлагает выполнять за ним различные движения, кроме заранее запрещенных (например: «не поднимать руки вверх», «не приседать»). Сам же водящий периодически включает эти движение в ряд показываемых. Тот, кто ошибается (то есть повторяет запрещенное движение за водящим), получает штрафное очко. Выигрывают дети, не сделавшие ошибок.
Музыкальная палочка.
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Под музыку дети передают за спиной палочку так, чтобы водящий не видел её. Как только музыка остановиться, водящий должен угадать, у кого палочка. Если он угадал, дети меняются местами.
Птицы и клетка.
Играющие образуют два круга: внутренний круг – это клетка, внешний – птицы. Клетка движется влево, а птицы летят вправо. По сигналу клетка останавливается и все, образующие её, поднимают сцепленные руки вверх. Птицы пролетают в клетку и вылетают из неё. По второму сигналу клетка захлопывается; игроки внутреннего круга приседают и опускают руки вниз. Птицы, оказавшиеся в клетке, присоединяются к игрокам внутреннего круга и помогают им ловить оставшихся птиц при повторении игры.
Совушка.
Один ребёнок – «совушка» сидит в гнезде. Все остальные дети – «насекомые». После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети начинают ходить и бегать по площадке, изображая бабочек, жуков и т.д. После слов «Ночь наступает – все замирает» играющие останавливаются и замирают. Вышедшая из гнезда «совушка» уводит тех, кто шевельнется. Они становятся «совушками». Когда «совушек» становится в 2-3 раза больше игра заканчивается и повторяется заново.
Быстро по местам!
Дети стоят в шеренге (колонке, круге). По сигналу водящего «На прогулку!» они расходятся и начинают самостоятельно играть. По сигналу «Быстро по местам!» все занимают свои прежние места. Занявшие свои места последними проигрывают.
Водящий может менять направление, например, повернуть шеренгу в колонну, кругом или предложить встать в круг спиной или в колонну спиной за направляющим и т.д.
Лошадки.
По считалке ребята делятся на "лошадок" и "кучеров". На земле проводят черту, по одну сторону которой становятся "лошадки", по другую – "кучера".
"Лошадки", взявшись за руки, подходят к черте и говорят: Та-ра-ра, та-ра-ра, Ушли кони со двора.
После этого они разбегаются, а "кучера" их ловят и уводят в огороженное место – "двор". Дети, играющие "лошадок", должны все время, пока их не поймают, щелкать языком: "цок-цок-цок", чтобы "кучера" знали, кого ловить. Когда всех "лошадок" переловят, меняются ролями.
Цепи кованые!
Ребята становятся друг против друга в две шеренги на расстоянии десяти – пятнадцати шагов. Они берутся за руки – образуют цепь. По очереди из каждой шеренги бежит игрок, стараясь разорвать цепь "противника". Тот, кому это удается, уводит к себе в команду двух ребят из разорванной цепи, а неудачник остается у "противника".
В эту игру, кроме бега входит ещё и борьба, конечно в самом примитивном её виде. В виде возни.
Играющие разделяются на две равные команды. Игроки каждой команды, взявшись за руки, образуют «цепь». Цепи располагаются одна напротив другой на расстоянии 10-15 шагов, при этом наблюдают, чтобы сильные игроки находились посередине «цепи», а более слабые по краям.
Из команды, которой, по жребию досталось начинать игру, выходит один игрок. Обычно сначала выходят крайние игроки, т.е. слабые. Игрок бежит к «цепи» противника и старается с разбегу разорвать её. Если он разорвёт цепь, то оторванную меньшую часть её ведёт к себе и присоединяет к своей «цепи». Если же ему не удаётся этого сделать, то он сам присоединяется к чужой «цепи».
Затем выходит игрок из другой «цепи» и проделывает то же самое, т.е. бежит к «цепи» своих противников с целью разорвать её.
ПРАВИЛА:
1. Для нападений игроки выходят попеременно, то из одной, то из другой команды. Строго соблюдается установленная очередь.
2. Игроки, присоединённые из чужой команды, в очередь не входят. Они становятся на краю цепи и, когда снова оторвутся, выходят из игры совсем.
3. Команда, которая лишиться всех своих игроков, считается побеждённой.
Второй вариант игры «Разорванную цепь» значительно сложнее и интереснее первого варианта. Для него с успехом может служить школьный спортзал или просторная комната, из которой удалена вся мебель.
Короткие стены зала служат «городами» двух противных лагерей. Между «городами» поперёк зала проводится средняя линия. Она служит границей двух враждебных лагерей и имеет в игре очень важное значение.
Играющие разделяются на команды, и каждая становится «цепью» перед своим «городом» шага на два и защищает его от вторжения неприятеля.
Цель каждого игрока, вышедшего из своего «города» для нападения, прорваться через цепь противника и коснуться рукой стены (их «города»). Достигнуть своей цели он может различными способами. Может разорвать цепь, пролезть под руками и, наконец, оббежать цепь стороной.
Все подобные попытки пробраться к неприятельской стене он делает до тех пор, пока не будет сам замкнут в цепи, т.е. пока не будет со всех сторон окружён защитниками «города», тогда он считается пойманным и становится пленным. Нападающий игрок считается пойманным, когда будет запятнан одновременно обоими игроками, расположенными по краям «цепи».
«Цепь», защищая свой «город», может и сама идти навстречу нападающему игроку, для того чтобы окружить и поймать его. Если игрок, отступая от «цепи», перейдёт за среднюю линию, то он так же считается пойманным и попадает в плен.
ПРАВИЛА:
1. Нападающие игроки выходят попеременно, то из одной, то из другой команды и обязательно по очереди, установленной их «вожаками».
2. Нападающий считается пойманным и становится пленным в следующих случаях: а) когда будет замкнут в «цепь», б) когда его запятнают оба крайние игрока, в) когда он отступит к своему «городу» за среднюю черту.
3. Пленные становятся в ряд за «цепью», у самой стены и не могут сходить со своих мест.
4. Если нападающий игрок разорвёт «цепь», он может взять меньшую часть её себе в плен. Если он достигнет неприятельской стены другим способом, ему предоставляется возможность выручить всех своих пленных товарищей, если такие есть, или взять в плен любого игрока из неприятельского стана.
5. «Цепь» защищая пленных и стену должна на 2-3 шага держаться впереди, иначе нападающий игрок может выручить пленных через «цепь», подав кому-нибудь из них свою руку.
6. «Цепь» не может идти навстречу нападающему раньше, чем тот пересечёт среднюю черту.
Игроки делятся на две команды. Становятся шеренгами, взявшись за руки, друг напротив друга (на расстоянии примерно 10-15 метров).
Одна команда кричит хором:
"Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!"
Команда напротив спрашивает:
"Кто из нас?"
"Закованные" называют имя игрока из команды противников. Выбранный пытался с разбегу разорвать живую цепь (важно выбрать "правильное место", которое кажется "слабым звеном"). Если удается разорвать цепь - игрок возвращается в свою команду, и забирает с собой одного из двух "расцепленных" товарищей. Если же нет - игрок становился в команду как раз между "звеньями", которые пытался разорвать.
Игра «Море волнуется» также способна заинтересовать школьников, количество участников в ней должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становиться в круг, детишки ходят по кругу, взявшись за ручки, меняя направление движения и хором говоря: – Море волнуется раз (идут по часовой стрелке), море волнуется два (идут против часовой стрелки), море волнуется три (по часовой стрелке), морская фигура замри! После этих слов руки расцепляются, и каждый ребенок старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней не шевелясь. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если ребенок начнет двигаться или смеяться, он из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.
«У медведя во бору»
Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! |
Вариант:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру! А медведь не спит, Все на нас глядит. |
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.
Указания к проведению
Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).
Игра «Рыбаки и рыбки»
На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Правила игры «Золотые ворота»
Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
или другой вариант:
Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Существует вариант этой игры, который называется «Солнце и луна»
Правила игры «Солнце и луна»
Выбирают двух игроков, они отходят в сторонку и так, чтобы никто не слышал, договариваются кто из них будет «Солнцем», а кто «Луной».
Солнце и Луна образуют воротца, остальные игроки образуя цепочку, начинают проходить через ворота.
Это можно делать под музыку или петь любимые песни.
В какой-то момент ворота резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними.
Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать — «Солнца» или «Луны». Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади «Солнца» или «Луны».
Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны».
После этого команды начинают перетягивание(можно перетягивать канат или веревку, можно просто взявшись за руки)
«Узнай по голосу»
Цель: Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал: Не требуется.
Проведение: Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
«Если нравится тебе, то делай так»
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп.
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп (Хлопать в ладоши).
Если нравится тебе,
То делай так: шлеп-шлеп.
Если нравится тебе,
То делай так: шлеп-шлеп.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: шлеп-шлеп.(Ладонями шлепать себя по коленям).
Если нравится тебе,
То делай так: тук-тук.
Если нравится тебе,
То делай так: тук-тук.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: тук-тук.(Кулаками стучать по полу (или по столу).
Если нравится тебе,
То делай так: топ-топ.
Если нравится тебе,
То делай так: топ-топ.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: топ-топ.(Топать ногами).
Если нравится тебе,
То делай так: ай-ай.
Если нравится тебе,
То делай так: ай-ай.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: ай-ай.(Качать головой вправо-влево. Руками поддерживать щеки).
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп,
Шлеп-шлеп, тук-тук,
Топ-топ, ай-ай.
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп,
Шлеп-шлеп, тук-тук,
Топ-топ, ай-ай.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп,
Шлеп-шлеп, тук-тук,
Топ-топ, ай-ай.
При соответствующих словах: хлопать в ладоши, ладонями шлепать себя по коленям, кулаками стучать по полу (или по столу), топать ногами, качать головой вправо-влево, руками поддерживая щеки.
Правила игры в Молчанку
В классическом варианте молчанки игроки рассаживаются в кружок так, чтобы видеть друг друга. Но, конечно же, играть можно не только сидя, но и занимаясь своими делами, играя в игрушки. Начинается игра с «аппетитного» стишка:
Ехали цыгане (бояре), кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто слово промолвит, тот ее и съест!
А кто улыбнется — кошкиной крови напьется
Или попроще:
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто промолвит, тот и съест!
Есть ещё более политкорректный «народный» вариант:
Первенчики, червенчики
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок — молчок!
После того, как произнесено последнее слово стиха, все игроки замолкают. Проигравшим считается тот, кто, забывшись, заговорит, засмеётся или даже просто улыбнётся. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех — молодец, он считается победителем.
Вдобавок, особенно вредные игроки пытаются рассмешить своих товарищей. Для этого все средства хороши: они корчат рожи, изображают всякие смешные позы, передразнивают серьёзные лица друзей. Нельзя лишь щекотаться, щипаться, да вообще прикасаться!
Правила игры «Великаны и гномы»
Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.
Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.
Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который не разу не ошибся, становится водящим.
Игра «Контакт!», «Есть контакт!»
Игра на понимание и общительность. В неё можно играть практически везде. После того, как все игроки понимают правила (а они гораздо проще, чем можно подумать по описанию), игра набирает темп и становится очень весёлой, динамичной и напряжённой.
Правила игры «Контакт»
Вначале выбирается водящий. Он загадывает слово (как правило, существительное, имя нарицательное), которое должны угадать остальные игроки. После этого он сообщает игрокам первую букву этого слова.
Теперь все игроки берут эту букву за основу и начинают придумывать свои слова, начинающееся на эту букву. Они задают водящему вопросы, напрямую не называя их при этом. Водящий отвечает им фразой «Нет, это не (задуманное слово)!».
Если водящий не успел ответить или не угадал задуманное слово, остальные игроки также пытаются угадать его. Тот из игроков, кто решил, что угадал (назовём его угадавшим) по описанию слово, загаданное придумавшимигроком, говорит «КОНТАКТ!» и считает: «раз-два-три!» после чегопридумавший и угадавший должны вместе произнести это слово. В случае, если слова совпали («контакт» состоялся), водящий должен сообщить им вторую букву своего задуманного слова. В этом случае попытки игроков продолжаются, но игроки загадывают слова уже на первые две (три и т.д. буквы).
Естественно, что по мере угадывания букв, круг возможных вариантов слов сужается и в конце концов слово всё равно разгадывается. Игра продолжается до тех пор, пока игроки не угадают слово, задуманное водящим или пока они не разгадают его по буквам. Тогда игрок, назвавший слово, становится водящим и начинается следующий кон игры.
Правила игры «У оленя дом большой»
Есть несколько вариантов игры. В одном из них водящий (обычно взрослый) показывает движения и поёт песенку, а все остальные дети повторяют за ним.
У оленя дом большой
Он глядит в своё окошко
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучится:
«Стук-стук, дверь открой
Там в лесу охотник злой!»
«Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай»
На каждую фразу стиха выполняется своё движение:
У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)
После того, как движения разучены, можно устроить соревнование, постепенно ускоряя темп песенки. Побеждает тот, кто дольше всех не собьётся.
Для ребят постарше можно предложить вариант, когда все игроки стоя в кругу, поют песню, водящий (Олень), когда «глядит в своё окошко», выбирает «Зайца» и вытаскивает его в круг. Дальше «Олень» и «Заяц» изображают все действия. В конце «Олень» уходит в круг, а «Заяц» становится новым водящим «Оленем». Постепенно ускоряя темп, можно определить, кто из игроков был самым лучшим водящим, не сбившимся ни разу.
Приложение 3
Вожатые на организационной встрече.
Театрализованные игры
Подвижные игры на переменах.
Старшие учат младших игре в шахматы