СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогические функции

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-педагогические функции способствуют реализации обра-

зовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей,

в том числе целей социального становления детей.

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогические функции»

Социально-педагогические функции

Социально-педагогические функции способствуют реализации обра-

зовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей,

в том числе целей социального становления детей. К социально-педа-

гогическим функциям можно отнести функции социальной поддержки,

оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую и др. Под

функцией социальной поддержки детей понимается создание целена-

правленной системы практических, социальных, политических, право-

вых, психолого-педагогических, экономических и других социальноза-

щитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического,

умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей,

предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.

Оздоровление детей в условиях дополнительного образования детей

предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение

физического, психологического, физиологического состояния здоровья.

Реализация функции социальной адаптации детей предполагает созда-

ние условий для деятельности ребенка по освоению относительно ста-

бильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем,

возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособле-

нию к условиям социальной среды. При этом, дети приобретают разно-

образный социальный опыт практической, творческой, исследователь-

ской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед,

разочарований, удач и неудач.

Одной из ведущих функций дополнительного образования детей

считается культурно-досуговая функция. Ее реализация предполагает

создание условий для развития личности ребенка в свободное время

через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями,

навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятель-

ности; участие в неформальных общественных процессах и структурах

на основе общего интереса; разрядки индивидуальных и групповых

напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил. Ее

отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива

как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей.

В культурно-досуговой деятельности имеет место широкая интегратив-

ность и вариативность: эта деятельность может протекать как индиви-

дуально, так и коллективно; в ее основе лежит активность личности,

направленная на реализацию целей общения, развлечений, отдыха,

творчества.

Функции в системе дополнительного образования детей реализу-

ются чаще всего не отдельно друг от друга, наблюдается интеграция

содержания, а, следовательно, и функций. Вариантов интеграции функ-

ций может быть много, например, интеграция обучения и воспитания

(патриотическое воспитание детей в процессе обучения народным

ремеслам), интеграция обучения и развития (развитие волевых качеств

личности в процессе обучения восточным единоборствам), интеграция

развития и социальной поддержки (социальная поддержка и развитие

одаренных детей) и др.

В системе дополнительного образования детей реализуется ком-

плекс обеспечивающих функций: методического, психологического,

финансового, хозяйственного обеспечения и др.

Функция методического обеспечения предполагает разработку про-

блем дополнительного образования детей, систематизацию знаний

о сфере дополнительного образования детей и распространение этих

знаний через методическую продукцию, обучение кадров, информаци-

онные услуги. Методическую функцию выполняют не только методи-

сты, но и все педагогические и управленческие кадры в соответствии

со своими должностными обязанностями и квалификацией. Методиче-

ская деятельность сама по себе не имеет смысла, если она не интегриро-

вана с педагогической и образовательной деятельностью и не направ-

лена на всестороннее развитие творческого потенциала педагога.

Функция психологического обеспечения дополнительного образования

детей сегодня может включать в себя такие задачи, как содействие пси-

хическому здоровью, творческому самовыражению и раскрытию инди-

видуальности детей, психологическое обеспечение их социализации

и творческого самоопределения, повышение психологической компе-

тентности, личностного и профессионального роста педагогов и роди-

телей. Варианты организации психологической деятельности также

разнообразны, она может осуществляться психологами или социаль-

ными педагогами. Таким образом, основное предназначение обеспечи-

вающих процессов в системе дополнительного образования — создание

условий для эффективной реализации целей образовательной и соци-

ально-педагогической деятельности учреждения. Оно может осущест-

вляться через создание вариантов интеграции научно-методического,

психологического, финансово-экономического и материально-техниче-

ского видов обеспечения.

Сегодня можно говорить о следующих особенностях организации

Дополнительного образования детей:

— необходимым условием существования сферы дополнительного

образования является свобода выбора ребенком вида деятельности,

педагога, дополнительной общеобразовательной программы, наличие

возможности менять их. Несмотря на предметную ориентацию мно-

гих образовательных объединений, ребенок может выбрать для себя

не обязательно приоритет данного предмета, ему могут быть инте-

ресны другие роли, отношения, в которых он способен достичь успеха,

и которые, возможно, повлияют на его дальнейший жизненный выбор;

— главным организующим началом является не урок, а творчество

в различных его проявлениях. Поэтому занятия характеризуются мно-

гообразием форм, где наряду с теоретическими занятиями большое

место занимают коллективная или индивидуальная творческая дея-

тельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнова-

ния, выставки и другие формы;