Социально-педагогические функции
Социально-педагогические функции способствуют реализации обра-
зовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей,
в том числе целей социального становления детей. К социально-педа-
гогическим функциям можно отнести функции социальной поддержки,
оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую и др. Под
функцией социальной поддержки детей понимается создание целена-
правленной системы практических, социальных, политических, право-
вых, психолого-педагогических, экономических и других социальноза-
щитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического,
умственного и духовно-нравственного формирования и развития детей,
предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.
Оздоровление детей в условиях дополнительного образования детей
предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение
физического, психологического, физиологического состояния здоровья.
Реализация функции социальной адаптации детей предполагает созда-
ние условий для деятельности ребенка по освоению относительно ста-
бильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем,
возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособле-
нию к условиям социальной среды. При этом, дети приобретают разно-
образный социальный опыт практической, творческой, исследователь-
ской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед,
разочарований, удач и неудач.
Одной из ведущих функций дополнительного образования детей
считается культурно-досуговая функция. Ее реализация предполагает
создание условий для развития личности ребенка в свободное время
через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями,
навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятель-
ности; участие в неформальных общественных процессах и структурах
на основе общего интереса; разрядки индивидуальных и групповых
напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил. Ее
отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива
как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей.
В культурно-досуговой деятельности имеет место широкая интегратив-
ность и вариативность: эта деятельность может протекать как индиви-
дуально, так и коллективно; в ее основе лежит активность личности,
направленная на реализацию целей общения, развлечений, отдыха,
творчества.
Функции в системе дополнительного образования детей реализу-
ются чаще всего не отдельно друг от друга, наблюдается интеграция
содержания, а, следовательно, и функций. Вариантов интеграции функ-
ций может быть много, например, интеграция обучения и воспитания
(патриотическое воспитание детей в процессе обучения народным
ремеслам), интеграция обучения и развития (развитие волевых качеств
личности в процессе обучения восточным единоборствам), интеграция
развития и социальной поддержки (социальная поддержка и развитие
одаренных детей) и др.
В системе дополнительного образования детей реализуется ком-
плекс обеспечивающих функций: методического, психологического,
финансового, хозяйственного обеспечения и др.
Функция методического обеспечения предполагает разработку про-
блем дополнительного образования детей, систематизацию знаний
о сфере дополнительного образования детей и распространение этих
знаний через методическую продукцию, обучение кадров, информаци-
онные услуги. Методическую функцию выполняют не только методи-
сты, но и все педагогические и управленческие кадры в соответствии
со своими должностными обязанностями и квалификацией. Методиче-
ская деятельность сама по себе не имеет смысла, если она не интегриро-
вана с педагогической и образовательной деятельностью и не направ-
лена на всестороннее развитие творческого потенциала педагога.
Функция психологического обеспечения дополнительного образования
детей сегодня может включать в себя такие задачи, как содействие пси-
хическому здоровью, творческому самовыражению и раскрытию инди-
видуальности детей, психологическое обеспечение их социализации
и творческого самоопределения, повышение психологической компе-
тентности, личностного и профессионального роста педагогов и роди-
телей. Варианты организации психологической деятельности также
разнообразны, она может осуществляться психологами или социаль-
ными педагогами. Таким образом, основное предназначение обеспечи-
вающих процессов в системе дополнительного образования — создание
условий для эффективной реализации целей образовательной и соци-
ально-педагогической деятельности учреждения. Оно может осущест-
вляться через создание вариантов интеграции научно-методического,
психологического, финансово-экономического и материально-техниче-
ского видов обеспечения.
Сегодня можно говорить о следующих особенностях организации
Дополнительного образования детей:
— необходимым условием существования сферы дополнительного
образования является свобода выбора ребенком вида деятельности,
педагога, дополнительной общеобразовательной программы, наличие
возможности менять их. Несмотря на предметную ориентацию мно-
гих образовательных объединений, ребенок может выбрать для себя
не обязательно приоритет данного предмета, ему могут быть инте-
ресны другие роли, отношения, в которых он способен достичь успеха,
и которые, возможно, повлияют на его дальнейший жизненный выбор;
— главным организующим началом является не урок, а творчество
в различных его проявлениях. Поэтому занятия характеризуются мно-
гообразием форм, где наряду с теоретическими занятиями большое
место занимают коллективная или индивидуальная творческая дея-
тельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнова-
ния, выставки и другие формы;