СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социально-педагогические технологии взаимодействия в ОО: требования профстандарта»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Социально-педагогические

технологии взаимодействия в ОО:

требования профстандарта»

Просмотр содержимого документа
««Социально-педагогические технологии взаимодействия в ОО: требования профстандарта»»







Выпускная аттестационная работа

Технологии педагогического общения





Выполнила:

Слушатель курсов

«Социально-педагогические

технологии взаимодействия в ОО:

требования профстандарта»

Разина Наталья Владимировна,

Социальный педагог ГБОУ СОШ №372






г. Санкт-Петербург

2020год

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день общение в нашей жизни и в работе ставит задачу повышения и развития языковой культуры общества. В настоящий момент стиль и манера общения несёт огромную роль в развитии общества и языковой культуры. Не традиционные стили общения стремительно заполонили нашу речь неся в себе всё больше, слов паразитов и сленговых выражений. Мы стали слишком эмоциональны в речи, забывая о размеренности и плавности слов и выражений. Образование перестает быть частью культуры, становясь неким подобием неформального общения. С моей точки зрения, педагог владеющий тактиками и стилями культуры речи способен привить свои навыки юному поколению. Сохранить традиции языка и культурного стиля общения.

Подготовка учителя, умеющего пользоваться всеми средствами родного языка в своей речи, обладающего высокой культурой, становится архи важной.

Основным фактором педагогической деятельности является речевое общение, руководить которым должен педагог. Сейчас всё более широко и серьезно заговорили не только о культуре педагогического общения, но и педагогической риторике, которая предполагает следующее: общую культуру речи; владение терминологией преподаваемой области знаний; умение строить монологическую научную речь; организовать профессиональный диалог и управлять им.








СОДЕРЖАНИЕ

  1. Педагогическое общение и его роль

  2. Планирование педагогического общения и подготовка к нему

  3. Технология общения

  4. Техника речи

  5. Средства повышения коммуникативности педагога

  6. Выводы

  7. Рекомендации

  8. Рабочая программа по внеурочной деятельности

  9. Заключение

  10. Список использованной литературы

  11. Глоссарий

  12. Приложения

















Педагогическое общение и его роль

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык требований и команд, а язык доверия.

Речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).

педагогика общение технология коммуникативность



Планирование педагогического общения и подготовка к нему

Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.

Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики, слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов, выражений. Создается впечатление, что учитель публично мыслит, впервые для себя вместе с учениками открывает истину.

Импровизированная речь - понятие неоднозначное. В одних случаях это речь, заранее подготовленная, придуманная, но умело преподнесенная учителем как «сиюминутная». Это не дословный пересказ, а действительно свободное изложение, создаваемое в момент произношения, но с учетом предварительной подготовки.

В других случаях речь учителя - импровизация в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная, рождающаяся, когда условия требуют немедленной реакции учителя. Именно здесь проявляется общая и педагогическая культура учителя, его опыт взаимоотношений с учениками.






Технология общения

Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Не корректное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. Не даром Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно».

Педагог должен формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации

Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:

Педагог открыто выступает как инициатор общения.

Он выступает как скрытый инициатор деятельности, в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.

Ещё одной важной задачей является, удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.

Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.

Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.

Пантомимика- это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе

Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.

Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.

Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.

Учащиеся «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении - восторг.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Педагогу следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.


Техника речи

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.

Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.

Дыхание

В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.

Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работает лишь верхушки легких

Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох недостаточно энергичен.

Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы

Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы

Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой

Голос

Особенностями голоса педагога, прежде всего, является сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса - полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон - объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр - окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.


Дикция

Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Ритмика

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.


Средства повышения коммуникативности педагога

Для учителя важны следующие коммуникативные умения:

  1. Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией).

  2. Понимать личность учащегося, его психическое состояние.

  3. «Подавать себя» в общении с учащимися.

  4. Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.


В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений: самоконтроль и развитие умений выразительной речи; развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют педагогам для развития коммуникативных способностей следующее:

Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.

Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.

Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.

Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.


Выводы

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.


Рекомендации

В работе с обучающимися рекомендую вышеперечисленные приёмы техник общения, это существенно облегчает взаимопонимание и настраивает детей на эффективное восприятие рабочей программы. Также формирует и прививает ребятам правильный стиль общения и культуру речи.



Рабочая программа по внеурочной деятельности

В своей работе связанной с внеурочной деятельностью я использую рабочую программу «Уроки толерантности» и выбранные мной методики общения очень помогают мне во взаимопонимании и ведении урока с ребятами начальной школы.

Паспорт программы

Объем программы:

34 часа

Наполняемость группы

30 человек

Цель

формирование толерантных отношений между детьми с какими–либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становится лучше, самосовершенствоваться.

Задачи

  • воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;

  • формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;

  • воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи.

Предполагаемый результат

У учащихся будут сформированы толерантные отношения.

Ресурсы

Материально – технические, финансовые, кадровые, методические, информационно-организационные, мотивационные

Пояснительная записка

Программа строится опирается на следующие нормативные документы: Закон об образовании РФ, государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020гг», государственная программа Московской области «Образования Подмосковья на 2014 – 2018 гг.», СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"", концепция толерантного воспитания.

Проблема взята исходя из социального паспорта класса из которого следует что для многих ребят русский язык не родной или они являются билингвистами, что осложняет процесс обучения и социализацию. Также ребята исповедуют разную религию (см. приложение 1)

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров.

Перед образованием стоит задача выделения нового типа ценностей гуманизма. Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность» и «анти человечность». Все соответствующие или не противоречащие критерии человечности становятся ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни. Нравственные ценности, а также этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.

Нравственные ценности слагаются из тех реальностей и поступков, которые не просто оцениваются и одобряются, а оцениваются как добрые, благие, хорошие. Сюда входят качества гуманности, которые составляют позицию личности, единственную основу её нравственности, а также моральные принципы и нормы поведения, которые определяются качествами человека. Среди некоторых моральных ценностей гуманизма заметное место принадлежит терпимости, которая в последнее время заменяется термином «толерантность».

Актуальностью программы является:

Современная проблематика терпимости и толерантности среди детей различных культур, вероисповеданий и слоёв населения, направленная на развитие сотрудничества, сотворчества, созидания, ненасильственного взаимодействия на разных уровнях решаемых вопросов.

Целью данной программы является – формирование толерантных отношений между детьми с какими–либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становится лучше, самосовершенствоваться.

Задачи:

  • воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;

  • формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;

  • воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи.

Направление: социальное.

Форма проведения занятий: беседы, классные часы, подвижные игры, праздники, проекты, экскурсия, игры-путешествия, конкурсы.

Режим проведения: занятия проводятся во внеурочное время. Продолжительность – 35 минут.

Место проведения: кабинет, спортивный зал, актовый зал, музей.

Виды деятельности: вне учебная.

Количество учебных часов: 34ч.



Нормативно правовая база

В своей работе социальный педагог руководствуется следующими документами (применительно к Санкт-Петербургу:

- Положение о постановке учащихся и их семей на внутришкольный учет в школе;

- Положение о социально-психолого-педагогической службе;

- Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе;

- ФЗ № 124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- ФЗ от 24.09.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- ФЗ от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности»;

- Постановление Правительства Санкт–Петербурга от 24.03.2009 № 310 и комплексные меры по профилактики правонарушений;

- Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений в Санкт – Петербурге»;

- «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-№-273 от 29.12.2012

- Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года.






Планируемые результаты:

Обучающие должны иметь общее представление о принципах толерантности:

- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой либо идее;

- добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности его убеждений;

- умение принудить себя, не принуждая других;

- подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественным потребностям;

- принятие Другого, который может отличаться по разным признакам: национальным, расовым, культурным, религиозным, и т.п.;

- толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению золотой середины на основе золотого правила нравственности.

Обучающиеся научатся:

- уважать себя, сверстников и старших;

- жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

- соблюдать традиции классного коллектива;;

-терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;

- любить Родину, знать её историю, традиции и обычаи;

- разделять труд при выполнении заданий;

- действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.





Содержание программы


1. «Добро – Вежливо» (4 часа).

Аудиторные часы: диагностика учащихся (социометрия, методика незавершённых предложений), занятие «Добро – Вежливо». Внеаудиторные часы: «Дружно и весело» - часы любимых подвижных игр.

2. «Поговорим о доброте» (4часа).

Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник «Посиделки разных национальностей» (с участием родителей). Занятие «Поговорим о доброте».

3. «В одном счастливом детстве» (4 часа).

Экскурсия в краеведческий музей «История национального костюма». Работа над проектом «Костюм для моего зарубежного друга», защита проекта. Занятие «В одном счастливом детстве».

4. «Дорогой доброты и терпения» (3 час).

Проект «Как встречают Новый год в разных странах?»: подготовка, сбор информации. Защита проекта – игра – путешествие. Занятие «Дорогой доброты и терпения».

5. «Мы – команда одного корабля» (2 часа).

Классный час «Мы – команда одного корабля. Возможно ли никогда не ссориться с другом» игра – тренинг «Потерпевшие кораблекрушение». Конкурс «Дружный экипаж».





6. «Урок толерантности» (4 часа).

Классный час «Я среди людей». Занятие «Урок толерантности». Подготовка и проведение конкурса «Сильный – значит добрый».

7. «Научи своё сердце добру» (5 часов).

Подготовка и проведение читательской конференции по сказкам народов мира: сбор информации, выставка книг, поход в библиотеку, интерьюирование взрослых, конкурс рисунков. Занятие «Научи своё сердце добру».

8. «Стремись делать добро» (5 часов).

Занятие «Стремись делать добро». Работа над проектом «Игры для малышей». Защита проектов в детском саду или у первоклассников.

9. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» (3 часа).

Подготовка и проведение праздника.

Учебно – тематический план

Раздел.

Часов

Умения

1

Добро–Вежливо.

4

Соотношение своих поступков с нравственными ориентирами;

самостоятельное выполнение действий в сотрудничестве;

логические рассуждения при поиске причинно-следственных связей;

аргументирование своей точки зрения

2

Поговорим о доброте.

4

Познание собственного «Я»;

контроль своих действий;

изучение причинно-следственных связей; контроль своего поведения в сотрудничестве

3

В одном счастливом детстве.

4

Осознание «Я» в коллективе;

рефлексия своих поступков;

контроль своего поведения и поведения других в сотрудничестве


4

Дорогой доброты и терпения.

3

Изучение общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

оценка правильности выполнения своих действий;

дифференциация понятий «добро», «зло», «терпение»;

контроль своего поведения в сотрудничестве

5

Мы – команда одного корабля.

2

Осознание себя как субъекта социума;

изучение причинно-следственных связей;

действия при решении учебных задач с учётом позиции другого участника

6

Урок толерантности.

4

Оценка собственных умений и оперативных навыков для оказания помощи людям;

рефлексия своих поступков;

формировать понятия «толерантность», «милосердие», «сопереживание», «доброта»; контроль своего поведения в сотрудничестве


7

Научи своё сердце добру.

5

Осознание себя как человека, живущего в обществе;

оценка правильности выполнения своих действий;

логические рассуждения и отстаивание своей точки зрения;

учебное сотрудничество и осознание своей позиции



8

Стремись делать добро.

5

Осознание собственных нравственных позиций;

самоконтроль производительности познавательных процессов

9

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

3

Групповая коммуникация, рефлексия.


Этапы реализации

1. Организационный этап.

  • период информирования родителей и учащихся с помощью: электронной почты, объявления.

  • изучение готовности детей.

  • диагностики: социометрия, методика незавершенных предложений.

2. Основной этап.

3. Этап рефлексии и анализа.

Механизмы реализации программы

Толерантное поведение начинается, как любое действие, с потребности вести себя именно так – принимать позицию Другого, жить без конфликтов, в согласии с самим собой и окружающим миром. Поэтому воспитание толерантности должно начинаться с воздействия на мотивационную сферу ребёнка.

Один из основных мотивационных методов – стимулирование толерантности.

Учитель, прежде всего, всячески поддерживает доброжелательное взаимодействие школьников, выражает положительное отношение к толерантным поступкам своих учеников, предостерегает от интолерантного поведения школьников, в чём бы оно ни выражалось.

Для формирования толерантной мотивации используют также метод воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую – либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми.

Осознанность толерантного поведения достигается при воздействии на интеллектуальную сферу младших школьников. Это, прежде всего, метод убеждения.

Такие доказательства легко найти в литературных произведениях, изучаемых на уроках литературного чтения, в текстах о живой природе, даже в некоторых математических задачах. Не должно быть нотаций, скучных назиданий и нудных нравоучений. Слушая предложенные доказательства важности толерантного поведения, учащиеся воспринимают, прежде всего, логичность изложения учителем своей позиции. Оценивая полученную информацию, они или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Опираясь на сказанное учителем, автором литературных или художественных произведений, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.

Методом воспитания толерантности является рефлексия, обозначающая процесс размышления ребёнка о происходящем в его собственном сознании

Одним из методов, оказывающих влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение. Данный метод является очень сильным, ведь под влиянием внушения могут возникать представления даже не соответствующие действительности, создаваться немотивированное настроение, складываться определённые суждения о людях и событиях.

Ещё одним методом воздействия на эмоциональную сферу младшего школьника при воспитании толерантности является самовнушение (переживание) – попытка ребёнка внушать себе ту или иную эмоциональную оценку своему поведению.

Очень важно при воспитании толерантного отношения к миру опираться на нравственно-волевые качества личности: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.


Ресурсное обеспечение

Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:

  • материально-технические: кабинет для проведения занятий, спортивный зал, библиотека, компьютер, проектор, канцелярские принадлежности, иллюстрации и карточки.

  • финансовые: бюджетное финансирование.

  • организационные: организационное сопровождение в циклограмме совещаний, заседаний МО, заседания родительского комитета.

  • кадровые: классный руководитель.

  • методические: библиотека, интернет, рекомендации, полученные на методических объединениях, литература, используемая преподавателем.

  • мотивационные: поощрение учащихся устно, на общешкольной линейке, письменно (грамота), выставка работ.



Формы и виды контроля

Выставки, концерты, соревнования, конкурсы, конференции, защиты проектов, тестирование (см. приложение 2,3)

Заключение

Исходя из всего выше следующего мы видим, что настоящий учитель - это всегда коммуникативный лидер, который способен приковать внимание монологом, организовать диалог и вести его в соответствии с нормами речевого этикета. Он способен выслушать учащегося и не остаться равнодушным к его проблемам, делая свои занятия средством их разрешения. Учитель должен уметь выходить из нестандартных ситуаций общения, знать, какие слова ожидают от него, чтобы вступить в творческое взаимодействие на основе проявившейся заинтересованности.

Сам учитель должен быть эталоном поведения, и прежде всего - речевого. Учитель тот, за кем хочется идти, а не тот, кого тащат за собой. Поможет вести за собой риторическая образованность, которая дает право быть творцом и вдохновителем, актером и режиссером. И педагогическая риторика - волшебная палочка: если её нет, чудо подлинного общения не сбудется.

Список использованной литературы

Для аттестационной работы

  1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

  2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

  4. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

  5. Каган М. С. Мир общения, М., 1988.

  6. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

  7. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.

  8. Петровская Л. А. Компетентность в общении.

  9. Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. Л., 1988.

Для рабочей программы

Для учителя:

  1. Романычева Н.В., Печёрина Г.М.. Воспитание толерантности.Традиция,2011

  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под редакцией Е.А. Левановой. – СПб. : Питер, 2007г. – 208с.

  3. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1992г.-224с.

  4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический проект, 2004г.-176с.

  5. Ковинько Л.В. Воспитание младших школьников.М.: 2000г.

  6. Кузнецова В.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Аквариум, ГПГТВ, 1998г.

  7. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно- двигательный тренинг. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.-160с.

  8. Маленкова Л. В одном классе – два разных мира. Народное образование, 2002г., №1

  9. Петрусинский В.В. Исскуство общения в играх. М.: Владос, 2007г. -157 с.

  10. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль: Академия развития, 2001г.

  11. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль: Академия развития, 2003г. – 192с.

  12. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001г.

  13. Степанов П. Как воспитать толерантность? Народное образование, 2001г., №9; 2002г., №9

  14. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. М., 2002г.

  15. Учитель и ученик; возможность диалога и понимания. М.: Бонфи, 2002г

  16. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М.: Ось – 89, 2004г. – 80с.

  17. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, 1990.

  18. Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина. 5-е издание. -М.: ООО «ИнфоЕдинство», Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2001. — 416 с.

  19. Бюкай Морис. Библия, Коран и Наука. Киев: Ансар Фаундейшн, 2001.

  20. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т.VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С.Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003. — 208 с

  21. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. — 340 с.

  22. Воспитание толерантной личности ребенка средствами дополнительного образования. Научно-практическая конференция работников учреждений дополнительного образования 19 февраля 2002 года. Казань, 2002.56,57,58


Для обучающихся:

  1. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб., 2006.

  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 2007.

  3. Игры и развлечения. - М., 2008.

  4. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. - М., 2009.

  5. Энциклопедия российских праздников. - М, 2009.

  6. Тубельский Г.Н. Детские праздники в семье. - М, 2009.







Глоссарий


Коммуникативность- это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Социальная перцепция- это процесс социального восприятия, опирающийся на имеющийся опыт деятельности субъекта, его целевые ориентиры, осознанное отношение к проблеме и важность ситуации.

Билингвист- это явление, при котором ребёнок владеет двумя языками, причём использование языков не мешает друг другу.

Толлерантность- терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции

Интолерантность- это проявление нетерпимости в отношениях и поведении человека при взаимодействии с другими людьми на основании самых разнообразных признаков. 

Рефлексия- это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.











Приложения

Приложение 1

Социальный паспорт класса

Категории

Кол-во

1.

Кол-во учащихся

30

Из них: мальчиков

13

Девочек

17

2.

Всего семей

30

3

Из них: с одним ребенком

11

с двумя детьми

10

с тремя и более детьми

9

4.

Неблагополучные семьи

2

5.

Приёмные семьи

0

6.

Малообеспеченные семьи

9

7.

Многодетные семьи

9

8.

Семьи беженцев и переселенцев

9

9.

Полные семьи

21

10.

Дети, воспитываемые одним родителем (неполные семьи)

9

11.

Матери – одиночки (с удостоверением)

0

12.

Дети-инвалиды

0

13.

Опекаемые семьи

0

14.

Приёмные семьи

0

15.

Дети, чьи родители инвалиды или пенсионеры

0

16.

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении

2

17.

Всего семей, относящихся к льготным категориям

11

18.

Дети, состоящие на учёте ПДН ОВД

0

19.

Дети, состоящие на учёте КНД и ЗП

0

20.

Дети, состоящие на внутришкольном учёте.

0

21.

Дети, склонные к бродяжничеству и правонарушениям

3

22.

Дети девиантного поведения

1

23.

Учащиеся «группы риска», трудные дети

3

24.

Слабоуспевающие дети

6

25.

Дети, для которых русский язык не является родным

9

26.

Дети с ослабленным здоровьем

2

27.

Исповедуют: христанство

21


ислам

9


другое

0












Приложение 2

ОПРОСНИК «ЧУВСТВА К ШКОЛЕ»


Класс___________ Ф.И._________________________________________

Инструкция. Ниже приведены 16 чувств. Выбери и отметь знаком «+» те, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.


Я испытываю в школе

Да

Спокойствие


Усталость


Скуку


Радость


Уверенность в себе


Беспокойство


Неудовлетворенность собой


Раздражение


Сомнение


Обиду


Чувство унижения


Страх


Тревогу за будущее


Благодарность


Симпатию к учителям


Желание приходить сюда




Приложение 3

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

1. Для того чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…

а) насилием;

б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…

а) ты не общаешься с ним;

б) помогаешь ему влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту:

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью!


Тест взят из методички : Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность : игры – тесты для детей / Липецкая ОДБ ; [сост. Л.И. Дегтева]. – Липецк, 2002. – С. 4- 5.