Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
г. о.г. Арзамас Нижегородской области
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Летняя математическая школа»
Целевая аудитория проекта –
учащиеся 7-8 классов лицея, заинтересованные в расширении знаний в области математики
и педагоги лицея - организаторы Летней математической школы
Характеристика проекта:
Автор: Путанова С.В
учитель математики
высшей категории
МБОУ «Лицей»
Анализ исходной ситуации
Лицей ориентирует свою деятельность на физико-математическое образование, обеспечивая при этом высокий уровень образовательных услуг по всем образовательным областям.
Углубленное изучение математической науки гарантирует успешное развитие логических навыков, которые, в свою очередь, дают возможность продуктивно познавать и демонстрировать высокий уровень знаний по всем школьным предметам. Лицей, таким образом, максимально заинтересован в сохранении качественной и системной подготовки по математике.
Математические знания – необходимая часть общей культуры, средство всестороннего развития личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в лицее приводят к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, обеспечивает условия для самореализации личности.
Проблема
Одной из форм подготовки ученика к современной жизни, в которой без острой конкуренции не обойтись, является участие в олимпиадах,
а также практическое разнонаправленное применение полученных математических знаний.
В математических олимпиадах основой успеха является не только сумма конкретных знаний учащегося, но и его способность логически нестандартно мыслить, знание классических олимпиадных задач и общих приёмов решения таких задач.
Не всегда, даже учащиеся, имеющие достаточно высокий уровень знаний, могут решать олимпиадные задачи, в которых требуется проявлять математическую интуицию, находчивость, изобретательность, сообразительность, гибкость мышления и некоторые навыки исследовательской работы.
Иногда не все дети в классе готовы и способны воспринять подобный, достаточно сложный материал.
Одной из проблем в сохранении навыков решения олимпиадных заданий является завершение учебного года и регулярных занятий.
Таким образом, для решения обозначенных проблем предлагается создание ежегодно действующей Летней математической школы из числа лицеистов, проявляющих интерес к математической подготовке и участию в олимпиадах.
Цель
Создание Летней математической школы для формирования олимпиадной базы лицея с помощью системы занятий, мероприятий, математических игр в летнее время.
Задачи:
Применять исследовательские навыки при выполнении работ творческого характера.
Создать условия для самореализации личностного потенциала лицеистов, творчества и сотрудничества. Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность.
Объекты проектирования
- новая среда математического образования для самореализации и самовыражения одарённых лицеистов в летний период
- изменение роли учителя и учащегося в новой среде (учитель организатор; ученик-аналитик-консультант)
- педагогические технологии развития и поддержки одарённых лицеистов
Концептуальная идея проекта заключается в создании системы занятий, исследовательской деятельности, которая позволяет познакомить учащихся с некоторыми математическими методами, применяемыми при решении нестандартных задач; развивает исследовательские умения и навыки.
Создание среды, помогающей одарённым детям общаться друг с другом, благоприятных условий для разностороннего развития личности каждого ребенка и летнего отдыха детей. Выход проекта за стены лицея придает ему характер социального и затрагивает интересы всех участников проекта.
Субъекты проекта:
1.Учащиеся лицея с высоким уровнем знаний, интересующиеся математикой, интерес – приобретение опыта решения нестандартных задач, получение опыта использования исследовательских навыков при решении задач и оценки знаний других учащихся, анализ математических решений, отбор критериев сравнительного анализа ролевого поведения других лицеистов.
2. Родители учащихся интерес – развитие ребёнка , повышение конкурентно способности в математической сфере своих детей, летний отдых и занятость детей.
3. Педагоги лицея интерес – заинтересованность в развитии личностного потенциала лицеистов, в обновлении содержания математического образования ,в повышение своей значимости в глазах лицеистов и их родителей, в формировании банка заданий и игр.
4. Социальные партнёры (ученики других школ, преподаватели ВУЗов, представители предприятий г. Арзамаса, принимающие учащихся на экскурсии) интерес – повышение своего статуса в глазах лицеистов, родителей и педагогов, повышение интереса к продолжению математического образования.
Этапы реализации проекта
Проект реализуется в течение одного года в пространстве учащихся лицея интересующихся математикой, принимающих участие в олимпиадах, различных конкурсах и фестивалях.
Программные мероприятия
№ п/п | Этап (период) реализации | Программные мероприятия | Целевая аудитория | Организатор | Привлеченные партнеры |
| сентябрь -октябрь | Занятия по подготовке к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников. Проведение олимпиады. Выявление детей, интересующихся математикой с высоким уровнем знаний . | Учащиеся лицея | Учитель | Методическое объединение лицея, преподаватели ВУЗов |
Обучение исследовательским методам решения задач, основные этапы исследования | Учащиеся 7-8-х классов | Учитель | Учащиеся 10-11кл. лицея, преподаватели ВУЗов |
Вузовская и лицейская практика математического образования: грани взаимодействия | Учителя математики | Преподаватели ВУЗов | Преподаватели ВУЗов |
Обучение стратегии математических игр по заданным условиям: «Домино», «Два капитана», «Математический бой», «Пенальти», «Спринт» | Учащиеся 7-8-х классов | Учитель | Учащиеся 10-11кл. лицея, студенты–практиканты |
| ноябрь | Работа с победителями и призёрами по подготовке к муниципальному этапу олимпиады. Муниципальный этап олимпиады | Учащиеся 7-11-х классов | Учитель | Учащиеся 10-11кл. лицея, студенты–практиканты |
| ноябрь- январь | Отработка приемов решения логических задач и комбинаторно – конструктивных в процессе проведения различных математических игр «Домино», «Два капитана», «Математический бой», «Пенальти», «Спринт | Учащиеся 7-8-х классов | Учитель | Учащиеся 10-11 кл. лицея, выпускники предыдущих лет - студенты математических и технических факультетов |
Проведение межшкольной игры | Учащиеся школ города 8-10 классов | Методическое объединение лицея и города Арзамаса | Преподаватели ВУЗов |
4 | март-апрель | Участие в региональных играх: Открытый кубок Н.Новгорода | Учащиеся 6- 11-х классов | Учитель | Администрация лицея, учащиеся других школ города, области, России |
Участие во Всероссийских играх: «Кенгуру» | Учащиеся 6- 11-х классов | Учитель |
5 | май-июль | Отбор учащихся в Летнюю математическую школу, разработка программы школы, поиск партнёров, подбор материала для занятий, отбор кадров | Учащиеся 7-8кл. | Учитель, Учащиеся 10-х классов | Учреждения дополнительного образования, предприятия города |
Работа летней площадки «Летняя математическая школа» | Учащиеся 7-8-х классов | Учителя, учащиеся 10-х классов | АдминистрацияФОКа «Звёздный»,ОАО «Арзамасский хлеб» и др. |
6 | сентябрь | Конференция по летнему отдыху | Учащиеся лицея | Учитель | Старшеклассники |
Ожидаемые результаты
Учащиеся лицея – получение объективной оценки своих знаний, практики исследовательской деятельности, приобретение опыта публичного выступления и защиты своего решения, получение опыта оценки знаний других учащихся, анализ математических решений, выбор стратегии игрового и ролевого поведения, отличный отдых и оздоровление в кругу единомышленников.
Родители учащихся – получение объективной оценки знаний своих детей, формирование общих идей, объединение в общей деятельности, летняя занятость и оздоровление детей.
Старшеклассники – повышение своей значимости в глазах учителей и лицеистов.
Преподаватели ВУЗов – повышение статуса института в глазах лицеистов, родителей и педагогов; повышение интереса к продолжению математического образования.
В целом, количество лицеистов, уверенно чувствующих себя в ситуации выбора решения, должно возрасти. Конкурентоспособность лицеистов в математических олимпиадах, конкурсах, фестивалях, играх городского и регионального уровня должна возрасти. В конечном результате надеемся на успешность лицеистов при поступлении в математические и технические ВУЗы.
Критерии оценки
- успешность лицеистов в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и играх различного уровня;
- количество выпускников, продолживших своё образование по математическим и техническим специальностям.
Возможные риски и способы их преодоления
Таблица «Оценка рисков проекта «Летняя математическая школа»
Преимущества проекта | Риски (возможные проблемы) проекта |
Объективная самооценка собственных знаний учащимися | Большое количество времени, затраченное на подготовку и проведение занятий |
Опыт публичного выступления учащихся, самореализация личностного потенциала лицеистов | Страх публичного выступления |
Формирование информационных, социально-трудовых , коммуникативных компетенций и компетенций личностного совершенствования | Инертность детей |
Формирование связей лицея с ВУЗами по математическому образованию | Трудности с привлечением преподавателей ВУЗов |
Активное участие родителей в жизни лицея | |
Обновление математического образования в лицее | Желающих заниматься в летней школе больше, чем…………… |
Ресурсная база проекта
Смета на реализацию проекта
№ п/п | Содержание затрат | Стоимость затрат | Источник финансирования |
| Труд учителя | | Бюджет МБОУ «Лицей» |
| Питание детей | 190р в день | Бюджет города |
| Приобретение канцтоваров на реализацию проекта -пачка бумаги -цветная бумага -ватман | 150р 150р | Бюджет МБОУ «Лицей |
| Приобретение канцтоваров для награждения участников - благодарности - сувениры | 100р 500р | Родительские средства, бюджет лицея |
| Выход в кино | 200 руб каждому | Родительские средства |
| Транспортные расходы – перемещение по городу | 30 руб каждому | Родительские средства |
| Приобретение грамот для поощрения лучших участников проекта | 10х15=150руб | Бюджет МБОУ «Лицей» |
Необходимая поддержка
Аналитическая часть реализации проекта
По данным критериям оценки результатов проекта приведены сравнительные данные, показывающие положительную динамику
▪ успешность лицеистов в математических олимпиадах, конкурсах, играх, фестивалях различного рода подтверждается наличием грамот разного уровня, протоколами
▪ наличие значимости проекта и успешности социального партнёрства подтверждается наличие отзывов (см. приложение)
▪ растёт количество учащихся, желающих заниматься в летней математической школе
▪ Отношение участников к результату и своей роли в социальном проекте показано на диаграмме
По данным аналитической части педагогический проект запущенный в сентябре и завершившийся в июле 2013 года может считаться социальным. т.к. к его воплощению широко привлекалась общественность.
Проект, на наш взгляд, достиг предполагаемых результатов. Интерес к нему последовательно увеличивается не только у лицеистов. Но и со стороны учащихся других школ, взрослых. Участники проектной группы намерены продолжать проектную деятельность в этой сфере.