СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией»»

Выступление социального педагога Пахомовой Н.В. на семинаре классных руководителей в МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области


«Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией»


Слайд 1 Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией.


Слайд 2 Термин «адаптация» обозначает приспособление к изменяющимся условиям. Дезадаптацию можно определить как затрудненное, осложненное какими-либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.

Слайд 3

Социальная дезадаптация выражается в нарушении норм

морали и права, асоциальных формах поведения, деформации ценностных и социальных установок.

Социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с так называемой школьной дезадаптацией, которая может предшествовать социальной.

Школьная дезадаптация — это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях — невозможным. Как следствие — появление педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

Социально-педагогическая поддержка ребенка, подростка в вопросах организации зоны доверия; поиск полезных интересов, ориентированных на профессиональные намерения; перестройка на эмоционально положительные отношения с учителями и одноклассниками — такие направления деятельности педагога могут сыграть роль ключевого фактора в реабилитации таких ребят.

Социальная дезадаптация — более глубокая степень дезадаптации, которой свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности; трудностям в профессиональном самоопределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права и, как следствие, способность адекватной самооценки. Таким подросткам необходима более серьезная социально-педагогическая и социально-психологическая помощь, которую лучше всего могут оказать специалисты центров социально-педагогической реабилитации или других специализированных учреждений.

Слайд 4

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения являются следующие.

1. Ранняя диагностика детей «группы риска».

2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами.

3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей.

4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб.

5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.


Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения ребенка в школе является психодиагностика, которая позволяет отследить отклонения в поведении и развитии ребенка с 1 класса. Практически любая диагностика позволяет отследить потенциальных дезадаптантов, проблемы, которых могут обостриться на более поздних стадиях обучения. Все дети попавшие в группу риска, вероятно, имели различные отклонения в раннем детстве поэтому так важно вести систематическую диагностику, накапливающую базу данных о социальном и психологическом состоянии ребенка, что невозможно без совместных усилий соц. педагог и психолога.

Показателем социально – психолгического состояния ребенка в школе может служить массовый опрос учащихся по интересующим педагогический коллектив проблемам. Рассмотрим некоторые полученные данные проведенного мониторинга среди классов.


Слайды 5-14 (Диаграммы)


Подобные мониторинги позволяют конкретизировать интересы, склонности ценностные ориентации и социально – общественную рефлексию, что позволяет выявить учащихся дезадаптантов.


Мною проведены мониторинги подростков, состоящими на различных видах учета и «группы риска».

Так, например комплексный мониторинг социально – педагогической запущенности детей показал, что среди обследуемых подростков большая часть имеет легкую степень запущенности, затем – среднюю, и наименьшая – высокую степень.

Слайд 15


Так же классным руководителям, чьи дети, состоят на учете известен мониторинг «Изучение личности социально – дезадаптированного подростка и его окружения». Изучается и общественная активность, степень выраженности аморальных проявлений в семье, эмоциональных отношений, характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками, изучаются также показатели социального развития подростка и др. Результатом этого мониторинга является заполнение «Карточки на педагогически – запущенного несовершеннолетнего», которая находится в личном деле учащегося, состоящего на учете в ПДН, по школе.

Я предлагаю, на следующий год в программу мониторинга деятельности школы внести раздел «Социально – психологический мониторинг детей со школьной дезадаптацией»