Трудный ребенок. Какой он?
Мы много и часто говорим о трудных детях. Пытаемся определить критерии и степени «трудности».
Чтобы понять всю глубину проблемы обратимся к ее первоисточникам.
Очень часто в последнее время запросы на работу с детьми поступают в психологическую службу не от классных руководителей, а от самих родителей.
Зачастую мама в отчаянии приходит к психологу и говорит, что НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ С РЕБЕНКОМ.
Характеристики среднестатистической мамы:
1) Занятость-полный рабочий день
2) Свободное время: приготовление завтрака, обеда, ужина, стирка, уборка, приведение себя в порядок.
3) Личное время: занято бесконечными гостями
4) Время, отведенное на детей:
2минуты-позвонить в обед, задать вопрос Как дела? Что ел? Сделал ли уроки? - не дождавшись полного отчета, коротко проинструктировать, чтобы не опаздывал, хорошо учился, слушал учителя и т.д.- завершить разговор
Вечером - спросить сделал ли уроки, получит ответ. Спросить о существовании дневника и оценок в нем. Вопрос нередко остается открытым, потому что мама может отвлечься и не дождаться ответа, особенно если ребенку нечем хвастать и он просто не напоминает маме о плохом. И так,про дневник все забывают.
Дать характеристику среднестатистическому ученику сложнее, т.к. все зависит от возраста, степени обеспеченности гаджетами, от количества детей в семье и от того, какой он по счету из детей.
В последнее время, наиболее часто встречаются дети-младшие, имеющие старших братьев и сестер и большую разницу с ними. Такие дети не соблюдают субординацию, не уважают старших и не видят разницы в возрасте. Предпочитают общение с детьми старше себя. Агрессивно относятся к сверстникам, испытывая удовольствие от вербальной и физической агрессии, проявляемой в отношении к одноклассникам. Часто и жестоко дерутся, при этом абсолютно не умеют общаться, решать конфликты дипломатическим путем и искренне не понимают в чем их вина. С учителями ведут себя дерзко, нагло, хамовито, открыто и с одержимостью, не соблюдая субординации, отстаивают свое мнение. Из бесед с ними и публичных отчитываний урока не извлекают.
Следующая категория трудных детей. Это старшие или средние дети в семье, имеющие после себя младшего братика или сестренку. Это «сверженный король». Ситуация усугубляется если рождение младшего совпало с 1 или 2 классом. В это время ребенок еще очень нуждается в близких контактах с матерью, остро ощущает недостаток внимания с ее стороны. Изначально старается учиться хорошо, рассчитывая на похвалу и на внимание самого дорогого человека, но не получив этого теряет интерес к учебе. При этом снижение успеваемости неожиданно дает тот результат, на который ребенок рассчитывал, стараясь учиться хорошо. Т.е чем хуже он учится, тем больше мама занимается его воспитанием. Ну и что, что ругает, зато ведь уделяет внимание.
3 тип современного трудного ребенка: воспитывается этот тип практически с рождения, когда впервые, чтобы занять его во время посещения поликлиники или когда дома гости, родители впервые дают ему в руки телефон или планшет. Дальше развивается интернет или гаджетозависимость. Ребенок растет циничным, агрессивным, эгоистичным, общению в реальной жизни предпочитает виртуальное. Все сферы жизни готов заменить виртуальным, спорт, учебу, развлечения, общение. Отсюда нетерпимость к живым людям, ему скучно с ними. Смещается жизненные ценности, приоритеты, атрофируется чувство реальности. Кажется, что все в жизни можно начать заново. Падает ценность человеческой жизни.
Так где же кроется причина? Откуда берутся трудные дети? Трудными их делают сами родители, наше общество. Трудные дети-это наш продукт!
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Многопрофильная гимназия №38»
Утверждаю______________
Директор МБОУ гимназии №38
Шабановой Д.Р.
Доклад
на МО классных руководителей
на тему:
«Социально-психологический портрет
«трудного» ребенка.
Трудный ребенок. Какой он?»
Подготовила:
Социальный педагог
Изергина М.Н.
г.Махачкала, 2018