Социально-психологический тренинг для подростков «Жить в мире с собой и другими»
Цель тренинга: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи тренинга:
Обучающие:
познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
раскрыть характеристики толерантного и не толерантного человека;
сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
Воспитательные:
Воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам
Развивающие:
развивать навыки рефлексии;
развивать способность осознавать свои чувства;
развивать навыки саморегуляции;
развивать коммуникативные навыки.
Целевая аудитория: подростки в возрасте 11-13 лет
Продолжительность: 40 минут
Необходимые материалы: карточки с переводами определения слова толерантность с разных языков, ватман, бумага, карточки с перечисленными чертами толерантной и не толерантной личности, напольная узкая дорожка, бумажные обручи с надписями различных социальных ролей ,вырезанные из цветной бумаги лепестки и серединка цветка, клей.
Форма проведения: групповая форма
План проведения тренинга:
1.Приветствие. Обозначение темы встречи. Поиск определения понятия «толерантность», рассмотрение переводов этого слова с разных языков
2. Упражнение «Что значит «быть толерантным?»». Лист ватмана делится на две части. Заголовок левой части -«толерантная личность», правой– «нетолерантная личность». Необходимо распределить заранее подготовленные карточки с написанными чертами личности между двумя частями и приклеить их под соответствующим заголовком
3. Упражнение "Мостик". На пол кладется узкая дорожка – "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Представляется, что внизу под мостиком течет река. Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, – участники не должны друг с другом заранее договариваться.
Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?
4. Упражнение «Примерка социальных ролей». Участникам группы одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей так, чтобы они не видели ,что написано у них самих (например, роли могут быть такие: президент, банкир, бездомный, директор школы, алкоголик, «неформал», , пенсионер, "гастарбайтер", олигарх и др.).Участникам необходимо подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек. Задача упражнения-угадать написанную на своём обруче роль по вопросам и поведению участников.
Затем следует обсуждение следующих вопросов: комфортно ли чувствовали себя ребята во время упражнения? Догадывались ли о социальной роли своего героя? Если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям? Влияет ли принадлежность человека к определенной группе на наше отношение к нему?
5.Упражнение «Цветок толерантности». Каждый участник получает цветной лепесток, на котором необходимо написать одну из составляющих понятия «толерантность» (за основу берутся обсуждаемые ранее определения и выводы, сделанные во время упражнений), затем все лепестки на листе бумаги приклеиваются к серединке цветка.
6.Рефлексия и подведение итогов тренинга: участники делятся тем, что им понравилось и не понравилось на занятии, что нового они узнали, что им удалось, а что не удалось сделать во время упражнений и почему.
Литература:
1. Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков». [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2000.
2.Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.– №20 – 46-47 с.
5. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева – М.: Генезис, 2001.