Социально-психологический тренинг старшеклассников по проблемам химических и интернет- зависимостей
«Истинная свобода»
Целевая аудитория: подростки в возрасте 13-16 лет.
Цели тренинга: формирование убеждения, что употребление психоактивных веществ(далее ПАВ) является ложным способом решения жизненных проблем; повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ПАВ и интернет-зависимостью; выработка навыков, предотвращающих употребление ПАВ и зависимость от интернета.
Задачи тренинга:
Выяснение уровня информированности учащихся по проблеме ПАВ и интернет-зависимости
Предоставление достоверной информации о причинах и последствиях интернет-зависимости, а также употребления ПАВ, возможных стратегиях поведения.
Формирование мотивации к сохранению здоровья
Продолжительность: 60 минут.
План проведения тренинга:
Первый блок: Интернет-зависимость.
Принятие правил работы тренинговой группы.
Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы: (1) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища; (2) желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий; (3) критикуя - предлагай; (4) не давать оценок другим участникам; (5) вся личная информация, сообщённая на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.
Ознакомление с 12 правилами «позитивной виртуальности»:
1. Используйте виртуальную реальность только тогда, когда нужно расширить ваш кругозор (выбор).
2. Определите своё место в реальном, а не в виртуальном мире. Виртуальная реальность – это всего лишь инструмент. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке.
3. Не заполняйте виртуальной реальностью «дыры» в своей жизни. Используйте её для усиления, а не для заплаток.
4. Воспринимайте и используйте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий продвижение к целям реального мира. Никогда не допускайте, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира. Относитесь к компьютеру как творец, а не как потребитель.
5. Развивайте свои реальные навыки и способности. Не ограничивайтесь пределами виртуальной реальности. Откажитесь от использования компьютера, если это не ведёт к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности. Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для вас значения в обычной жизни.
6. Всегда проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и действительностью. Не позволяйте им слиться в одно целое. Не одушевляйте компьютер. Проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и жизнью:
между собой и компьютером;
между тем, с кем вы взаимодействуете за компьютером и своими представлениями.
Учитывайте, что восприятие других людей в гиперпространстве не всегда объективно. Другие люди – это другие люди, а не продолжение ваших убеждений или призраки в компьютере.
7. Используйте виртуальные отношения для обогащения реальных отношений, а не для их замещения. Стремитесь перевести виртуальные отношения в реальные, а не наоборот. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию, и не развивает никаких действительных навыков общения. Решите проблему с чувством одиночества. Определитесь с пониманием со стороны людей.
8. Ищите причины возникающей зависимости от компьютера не в виртуальной реальности, а в своей жизни.
9. Избегайте виртуальной реальности, в которой вас привлекают такие вещи, как:
доступность достижения цели, отсутствие препятствий к её удовлетворению;
возможность контролировать взаимодействие за счёт анонимности и лживости;
возможность получить комфортное состояние, не предпринимая действий в реальном мире, подмена реальных поступков виртуальными;
желание уходить от того, что есть сейчас, в фантазии или воспоминания.
Учитесь находить в реальной жизни приятные моменты и удовлетворяющие вас взаимодействия. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и «прикрытия».
Находите возможность играть в реальности обычной жизни. Ищите независимость в реальном мире, а не за компьютером. Помните, что иллюзия самостоятельности за компьютером на самом деле уводит от самостоятельности в жизни.
Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни при каких условиях. Не используйте компьютер тогда, когда вы вынуждены это использование скрывать от людей. Сократите время за компьютером, если вы страдаете от него (несделанные дела в реальной жизни и физический дискомфорт – головные боли).
2. Диагностика интернет –зависимости (приложение)
Второй блок: химические зависимости.
1. Упражнение «Мозговой штурм».
Обсуждение причин, почему подростки начинают употреблять ПАВ?
Возможные ответы:
- из любопытства;
- солидарность, чтобы не быть «белой вороной»;
- назло;
- не хватает понимания близких;
- неблагополучная семья;
- желание соответствовать определенному образу жизни;
- желание, чтобы тебя считали взрослым;
- желание ослабить самоконтроль;
- желание расслабиться;
- для кайфа, смелости;
- снять боль и т.д.
Как вы думаете, причины, по которым подростки употребляют ПАВ, являются внешними или внутренними (психологическими)?
Вывод: причины внутренние, т.е. психологические.
Что можно сделать, чтобы решить проблемы и достичь этих же состояний, не употребляя ПАВ?
2. Игра «Спорные утверждения».
Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Для проведения игры необходимо три листа бумаги с написанными на них утверждениями:
«Согласен».
«Не согласен».
«Не знаю, не уверен»
Эти листы прикрепляются по трем сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Выслушав мнения участников ведущий, в виде краткой лекции, излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут поменять свое мнение.
Примеры спорных утверждений:
Легкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания - это болезнь.
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
7 Многие подростки начинают употребление наркотиков компанию.
8.Зависимость от наркотиков формируется только после многократного употребления.
9Наркоман может умереть от передозировки.
10.Продажа наркотиков преследуется законом.
3.Игра "Марионетки".
Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.
После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
Хотелось ли что-либо сделать самому?
4. Игра "Отказ".
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.
Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
5. Ознакомление с моделью принятия решения «Остановись и подумай!»
Шаги | Вопросы-действия |
Остановись. Определи проблему. | 1.Чего это касается? В чём заключается проблема? (попытайтесь встать на позитивную точку зрения и определить позитивные стороны) |
2.Подумай. Определи основную цель. | 2. Чего я хочу? (желаемые и возможные решения) |
3.-4. Подумай о последствиях. | 3.-4.Определи доводы «за» и «против». Что может произойти? (рассмотри обе стороны последствий-позитивную и негативную) |
5.Решай, что делать? | 5.Принятие решения. Каково моё решение? (взвесь все последствия, сделай наилучший выбор) |
6.Оцени исход. | 6.Был ли предшествующий процесс решения трудной для тебя работой? Подумай. |
6.Рефлексия участников и завершение тренинга.
Литература:
Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Ось-89,2000
Коваль, И. Учимся мыслить. / И.Коваль – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 286 с.
Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с.
Приложение.
Тест на интернет-зависимость
Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:
«очень редко» - 1 балл
«иногда» - 2 балла
«часто» - 3 балла
«очень часто» - 4 балла
«всегда» - 5 баллов
1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в Сети дольше, чем планировали?
2. Как часто вы забрасывали свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в Сети?
3. Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению со своими сверстниками?
4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по Сети?
5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в Сети?
6. Как часто из-за времени, проведённого в Сети, страдает ваша учёба?
7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой-либо деятельности из-за использования Интернета?
9. Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делали в Сети?
10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их мыслями об Интернете?
11. Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в Сеть?
12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в Сети?
14. Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в Сети?
15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в Сети, или воображаете, что вы там?
16. Как часто вы говорите, что проведёте в Сети «ещё пару минут….»?
17. Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в Сети?
18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в Сети?
19. Как часто вы предпочитаете находиться в Сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в Сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?
Если набрано 50-79 баллов, стоит учитывать серьёзное влияние Интернета на жизнь испытуемого.
Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать Интернет-зависимость с необходимостью помощи специалиста.