Социально – трудовая
реабилитация детей и подростков,
как условие их социального
включения в жизнь
Важную роль в социально-психологической реабилитации воспитанников играет включение их в различные виды трудовой деятельности.
Значимость организации труда подростков обусловлена многими причинами.
Прежде всего, у воспитанников Центра искажено нравственное сознание, недостаточно сформированы потребности в основных видах деятельности (познание, труде, общении), а следовательно, мало развиты учебные и трудовые навыки и умения. Они зачастую отчуждены от учения и какого-либо труда.
У них отмечается дефицит социальных связей и навыков общения со сверстниками и взрослыми, организованность, нередко искажённость социального опыта. Их эмоциональное состояние и поведение определяются главным образом текущими событиями, стремлением жить сегодняшним днём. У многих подростков отсутствуют отдалённые во времени перспективы, связанные с освоением профессии и будущей работой, им присущ социальный инфантилизм, легко трансформирующийся в социальное иждивенчество.
Общественно полезный и производительный труд, как показывает исторический опыт, является эффективным средством социально-психологической реабилитации детей, выбитых из жизненной колеи, их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое участие в труде вместе со сверстниками и взрослыми помогает подростку наладить тесные контакты с другими участниками трудового процесса, формирует у него навыки делового общения, отношения товарищеской взаимопомощи и ответственности.
Нужно отметить, что трудные дети с интересом и желанием включаются именно в трудовую деятельность, нежели, например, в учение, по отношению к которому у многих из них сложился негативный стереотип ещё в прошлом опыте. Они быстрее осваивают навыки ручного труда, чем навыки интеллектуальной работы и познавательные умения. Производительный труд более привлекателен для подростка и потому, что даёт наглядные, ощутимые результаты, приносящие пользу и ему, и окружающим.
Поэтому с психолога - педагогической точки зрения очень важно поддерживать и всячески стимулировать достижения детей в труде, их успехи в освоении навыков и умений, что помогает им осознать свою самооценку, поверить в свои силы.
Систематическое участие подростков в труде вместе со сверстниками и взрослыми позволяет быстрее ликвидировать их отставание в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном и физическом развитии. Постепенно освоение всё более сложных трудовых операций и умений стимулирует их познавательную и творческую активность. В процессе труда они узнают много нового, пополняя багаж своих знаний, осваивают общетрудовые навыки и умения, столь необходимые в жизни каждому человеку. У них формируются такие важные качества, как наблюдательность и внимательность, организованность и самостоятельность, прилежность и добросовестность, последовательно развиваются и укрепляются волевые черты личности (выдержка, настойчивость, способность к длительному волевому усилию, умению стойко переносить неудачи и трудности и др.)
Совместный труд в группе воспитывает подростка и нравственно, формируя у него.
Всякий труд, в котором участвуют дети, имеет свою эмоциональную окраску, которая зависит от содержания и характера труда, его организации. Вовлекая в работу воспитанников Центра, нужно стараться так организовать их труд, чтобы он вызывал как можно больше положительных эмоций и переживаний, способствовал снятию психического напряжения благодаря спокойному ритму работы, чтобы результаты труда и психический эффект законченного действия стимулировали проявление чувства удовлетворения. В противном случае труд может оказаться нейтральным процессом и малоэффективным средством воспитания и реабилитации подростков.
Учитывая огромные воспитательные и реабилитационные возможности труда, работа в Центре должна быть нацелена на более активное включение детей в разнообразную трудовую деятельность, на педагогически целесообразную её организацию.
Главная цель этих усилий – формирование у воспитанников психологической и практической готовности к труду, т.е формирование у них такого устойчивого психического состояния, которое характеризуется положительным отношением к труду, положительной мотивацией труда наличием системы определённых знаний, общетрудовых навыков и умений.
Процесс формирования готовности к труду является длительным и многоэтапным.
Основополагающим, фундаментальным принципом системы труда воспитанников является принцип его реабилитационной и педагогической целесообразности. Прежде всего, труд должен быть разнообразным по своему содержанию и организационным формам, что даёт детям выбирать тот или иной вид труда в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Это и труд по самообслуживанию (уборка помещений, дежурство по столовой, содержание в порядке своего гардероба), что особенно важно для данного контингента детей, как правило, не имеющих навыков и привычек выполнять повседневные обязанности, это и работы на нужды учреждения (изготовление игрушек, помощь в уходе за маленькими, благоустройство прилегающего участка и т.д.), это и различные виды производительного труда (изготовление различных поделок, сельскохозяйственные работы). Как показывает опыт, воспитанники с большим желанием и интересом включаются в ремесленные виды труда (шитьё, вышивка, изготовление сувениров и т.д.). И этому есть серьёзные основания. Эти виды труда содержательны, с элементами творчества, достаточно эстетически и эмоционально привлекательны, подростки участвуют во всех трудовых операциях, т.е. они проходят через все этапы трудового процесса – от его начала до изготовления продукта.
Отмечая труд содержательный, с элементами творчества, не следует пренебрегать и простыми физическим трудом, пусть примитивным, однообразным, но без которого просто нельзя обойтись. У воспитанников центра вырабатывается привычка выполнять пусть малопривлекательную, но нужную работу, здесь укрепляется воля, развивается сила, выносливость, воспитывается чувство долга.
Другими важными требованием к организации труда является обеспечение его посильности и доступности. Слишком трудные задачи приводят к быстрому физическому утомлению подростков, снижен интерес к работе. Большинство воспитанников ослаблены физически, у них отсутствуют элементарные трудовые навыки и умения, они не привыкли к упорядоченному труду, многим из нас незнакомо чувство долга и ответственности. Они быстрее, чем обычные дети утомляются, резко снижается их работоспособность, и как следствие теряется интерес к труду. Поэтому необходимо решать эту проблему строго индивидуально, учитывая возрастные и индивидуальные особенности готовности к труду. Начинать необходимо с самого простого: с формирования привычки убирать постель и содержать в чистоте комнату, с умения пришить пуговицу, в дальнейшем всё более усложняя трудовые задания.
Воспитательная и реабилитационная эффективность труда подростков во многом зависит от его целенаправленности и результативности.
Психологические исследования показывают, что для подростков в отличие от детей младшего возраста характерна ориентация не на процессуальную сторону труда, а на результативную.
Поэтому, определяя трудовые задания, необходимо чётко сформулировать конечную цель труда, его результат, объяснить детям, для чего он нужен. Труд воспитанников Центра должен быть достаточно длительным и систематическим. Лишь тогда, когда подростки систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, труд превращается в привычку, успешно решаются задачи их социальной реабилитации.
Вновь поступившие воспитанники знакомятся с теми трудовыми обязанностями, которые они должны выполнять, находясь в Центре. На этом этапе подростки приобщаются к элементарным видам общественно полезного труда (уборке постели, помещений и территории, дежурству по столовой и по комнате), обучаются навыкам самообслуживанию и соблюдения установленного порядка. Постепенно у них формируется привычка к такого рода труду. Практика показывает, что по прошествии небольшого времени некоторые подростки уже проявляют интерес и склонность к определённым видам труда, которые необходимо стимулировать и развивать.
На втором этапе – обучающем – воспитанники систематически выполняют различные трудовые задания, что постепенно входит у них в привычку. Между ними уже не возникает споров по поводу очереди уборки помещений, дежурства по столовой и т.д. Они становятся более организованными и исполнительными.
Определяются предпочтения подростков к тем или иным видам труда. Одним больше нравится работать на приусадебном участке, другим шить, вышивать. На этом этапе организуются теоретические занятия по той или иной профессии.