Безопасный Интернет
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования.Использование Итернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и учащимся, в том числе школьникам.
СКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ УГРОЗЫ ИНТЕРНЕТ
Однако, бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использование информационных научно-образовательных ресурсов. Кроме того, наряду с полезной и небходимой информацией пользователи сталкиваются
ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент.Порнография , терроризм, наркотики, националистицеский зкстремизм , маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое-яркие примеры контента, с которыми могут соприкоснуться дети и подростки.
Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к интернету пожет привести к:
Киберзависимости
Заражению вредоносными программами при скачивании файлов
Нарушению нормального развития ребенка
Неправилному формированию нравственных ценностей
Знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-УГРОЗ
Контентные риски
Контентные риски связаны с потреблении информации, которая публикуется в Интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей(неподобающий)контент.
В зависимости от культуры , законодательства, менталитета и указанного возраста согласие в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент вклячаетв себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропоганду анарексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.
В зависимости от законодательства страны разные материалы могут считаться нелегальными. В большинстве стран запрещены : материалы сексуального характера с участием детей и подростков , порнографический контент ,описания насилия , в том числе сексуального, экстремизм и разжигание расовой ненависти.
Риски , связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя : разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.
Вредоносные программы- это программы , негативно воздействующие на работу компьютера.К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное ПО.
Спам — это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы . Спам дорого обходится для получателя , так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое времяи оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений , вредоносные программы.
Кибермошенничество-это один из видов киберпреступления ,целью которого является обман пользователей . Хищение конфиденциальных данных может привести к тому , что хакер незаконно получает доступ и каким — либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль . Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.
Коммуникационные риски
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и вкючает в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.
Незаконный контакт- это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
Киберпреследование — это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций.
Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное байкотирование.
Способы защиты от Интернет-угроз
Комплексное решение в области использования сети Интернет
Опираясь на мировой опыт и анализируя ситуацию в России можно сказать, что решение вопроса по обеспечению безопасного использования Интернет представляет комплексное решение.
Оно включает в себя:
Административные (нормативно-правовые) меры, которые обеспечивает государство посредством создания (изменения) законопроектов. Воспитание и обучение пользователей эффективной работе с информацией, которым занимаются специальные ресурсы. Обучением работе в Интернете детей должны так же заниматься родители и педагоги. Использование современных технологических решений в области повышения эффективности использования Интернет. Разработкой специального программного обеспечения занимаются частные компании.
Безопасный Интернет
Родителям
Чтобы помочь своим детям, вы должны это знать:
Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Иинтернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которые Вы не использовали ранее.
Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в интернете — номер мобильного телефона, домашний адрес, название и номер школы, а так же показывать свои фотографии и своей семьи, ведь любой человек в Интернете может это увидеть.
Если ваш ребенок получает спам (нежелательную информацию), напомните ему, чтобы он не верилнаписанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото 9видео0 с агрессивным содержанием.
Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.
Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать своему ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
Научите своих детей как реагировать в случае, если их кто-то обидел или они получили агрессивный контект с Интернета. Так же расскажите, куда обращаться в подобном случае.
Убедитесь, что на компьютере установлены и правильно настроены средства фильтрации.
Полезные программы
Программа «Интернет Цензор» устанавливается на ПК и обеспечивает фильтрацию всех интернет-браузеров и программ. Отличительной особенностью полной версии являетс высокий уровень надежности изащиты от взлома.
Net Police Lite. Облегченная версия персонального фильтра, который представляет собой важные функции для ограничения доступа пользователей к негативным, нежелательным и опасным Интернет-ресурсам. Поддерживаются самые необходимые категории и функции для безопасного пользования сетти Интернет.
Детям и подросткам
Школьникам младших классов
Если ты любишь сидеть в Интернете, запомни эти правила безопасности!
Правило 1.
Не указывай настоящее имя и фамилию. Придумай себе НИК.
Правило 2.
Не размещай на сайтах свои фотографии. Пользуйся аватаркой или картинками.
Правило 3.
Не говори никому свой адрес или номер телефона. Общайся только в Интернете.
Правило 4.
Невстречайся с людьми, которых ты знаешьтолько по Интернету. Если кто-то приглашает тебя встретиться или оскорбляет тебя — срочно расскажи об этом родителям.
Школьникам средних классов
Вы должны это знать:
При регистрации на сайтах, не старайтесь указывать личную информацию, так как она может быть доступна незнакомым людям. Так же не рекомендуется размещать свою фотографию, давая тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, так как он может быть записан.
Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы ползуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.
Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.
Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите взрослому.
Школьникам старших классов
Вы должны это знать:
Не желательно размещать персональную информацию в Интернете. Это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас,
Если вы публикуете фото или видео в Интернете — каждый может посмотреть их.
Не отвечайте на спам (нежелательную почту).
Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы — в них могут быть вирусы или фото, видео с агрессивным содержанием.
Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт — лист.
Помните, что виртуальные .люди могут быть не теми, за кого себя выдают.
Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг д ействительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности.
Никогда не поздно рассказать взрослым, если кто-то обидел вас!
Учителям и преподавателям
Чтобы помочь учащимся, вы должны это знать:
Подготовтесь. Изучите технику безопасной работы в Интернете, чтобы знать виды Интернет-угроз, уметь их распознавать и предотвращать. Выясните, какими функциями обладают компьютеры подопечных вам учащихся, а так же, какое программное обеспечение на них установлено.
Прежде чем позволять ребенку работу за компьютером, расскажите ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
Не позволяйте детям самостоятельно исследовать Интернет-пространство, так как они могут столкнуться с агрессивным контектом.
Выберите интересные ресурсы и предложите детям вместе их изучить.
Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации контекта, спама и антивирусные программы.
Использование Интернет является безопасным, если выполняются три основных правила:
Защитите свой компьютер:
Регулярно обновляйте операционную систему.
Используйте антивирусную пограмму.
Применяйте брандмаузер.
Создавайте резервные копии важных файлов.
Будьте осторожны при загрузке содержимого.
Защитите себя в Интернете:
С осторожностью разглашайте личную информацию.
Думайте о том, с кем разговариваете.
Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
Соблюдайте правила:
Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
При работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.
Выводы:
Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использования информационных научно-образовательных ресурсов.
Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Порнография, терроризм, наркотики, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое — яркие примеры контента, с которым могут соприкоснуться дети и подростки.
Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи. Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к скрытым угрозам.