Социально-значимый проект
«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь.
Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».
Януш Корчак.
2020 г.
Социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям ребенка. Человек, который делает выбор, несет и личную ответственность за его последствия.
Социальное проектирование – это возможность реального участия в решении проблем школы, города, общества. Именно эта мысль – «я могу сделать сам и не только для себя» – больше всего воодушевляет ребят. Этот период становления детской личности характеризуется ярко выраженной потребностью быть нужным, полезным другим, желанием проверить свои способности в реальном деле. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает школьников. Это своеобразный тест на взрослость. И каждый из учащихся хотел бы достойно выдержать его.
Социальное проектирование – это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.д. Школьник сегодня стоит перед серьезным выбором – жить только для себя или помнить о других и помогать им по мере своих сил и возможностей. Разумеется, обе эти позиции можно и нужно сочетать, переключаясь с сугубо личных интересов на групповые, коллективные, социальные.
Социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. Это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы.
Таким образом, решается одна из целей воспитательной системы школы: формирование человека гуманного, творческого, толерантного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества; использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Эта цель достигается через проведение благотворительных акций, в которых активно участвуют учащиеся, родители и педагоги.
Как научить делать добро бескорыстно?
Только своим примером!
Актуальность проекта.
В современном обществе на наш взгляд не хватает доброго отношения к друг другу, часто Происходящие в нашем обществе перемены и новшества требуют таких личностных качеств, как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность. Отсутствие этих качеств делает личность ущербной, не способной сопереживать и помогать ближнему.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он существует.
Наш социальный проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств, формирование у детей культуры социальной активности как важного фактора развития современного общества.
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными и, что, безусловно, заставляет двигаться общество дальше.
Цель проекта:
Формирование милосердия, эмпатии, толерантности, сострадания.
Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций.
Координация деятельности социума и школы по развитию детей: кооперирование со специалистами-профессионалами города; расширение пространства взаимодействия с окружающим миром.
Задачами проекта являются:
Вовлечение учащихся и родителей в социальный проект, создание условий для реализации творческих инициатив.
Оказание моральной и материальной помощи детям, оказавшимся в трудных социальных условиях.
Развитие навыков социально-продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Сбор информации: интервью и опросы, тестирование, анкетирование;
Обсуждение на общем собрании класса (еженедельное);
Координация совместных классных и индивидуальных усилий.
Мероприятия и сроки реализации планов работ по направлениям.
Обратная связь (видеоотчеты, публикации в школьной газете, радиопередачах).
Чем привлекает проект?
Широтой и системностью.
Длительностью реализации.
Непрерывностью коммуникации.
Информационным обменом.
Воспитательной задачей является формирование человека гуманного, способного сострадать. Отсюда возникла потребность в разнонаправленных акциях, касающихся тех, кому необходимы любовь и милосердие: дети, солдаты, ветераны и животные.
Основные направления работы по добровольчеству.
1. Дети, нуждающиеся в поддержке: Учащиеся класса взяли шефство над учениками школы, которые остались без матери, Маллакурбановыми Саидом и Самиром. Хотя они и имеют кров над головой, обеспечены пищей и одеждой,лишен материнской ласки, заботы, внимания. Друзья-одноклассникимогут подарить радость, надежду и радостное общение.
В классе проводится акция «Открытка надежды». Ребята собирают книги, игрушки, канцелярские товары и материалы для рукоделия и творчества, изготавливают своими руками вместе с Саидом и Самиромпоздравительные открытки и поделки.
Ребята организуют и проводят викторины, конкурсы, танцевальные вечера и футбольные матчи.Мальчики является активным участником этих мероприятий.
2. Шефство над воспитанниками МДОУ :учащиеся 3 «Б» класса осуществляют шефство над воспитанниками детских дошкольных учреждений, расположенных на территории района. Большинство из этих ребят становятся учениками нашей школы, поэтому знания традиций школы, ее культурного наследия – важный аспект воспитания будущих первоклассников.
Для ребят традиционно проводятся праздники: «Скоро в школу», «Зимние Забавы»,«Неделя сказок», «Наша школа и её традиции», «Веселые старты».
Волонтеры школы в рамках игры «Дорогою добра» весной запланировали работу по благоустройству детских площадок, покраске малышей.
3. «Школа - мой любимый дом»: - это девиз одного из направлений волонтерской работы, когда сами учащиеся являются инициаторами проведения, организаторами и исполнителями акций по озеленению территории школы и пришкольного участка, проведению экологических десантов по уборке мусора и опавшей листвы, покраске забора и малых архитектурных форм на пришкольном участке.
По инициативе добровольного общественного движения «Доброе сердце», осенью, проводится акция «Посади дерево». Ребята разбили себе клумбу, на которую сами учащиеся высаживали тюльпаны, нарциссы, бархатцы и другие многолетние цветы, сами за ними ухаживали, поливали и пропалывали сорняки, чтобы наш пришкольный участок и летом, и осенью, был похож на сказочный оазис, которому все радуются и любуются.
Кроме этого, круглый год ухаживают за цветами в классе, создать свой зимний сад, который даже в самую лютую стужу, будет приносить нам радость и напоминать о лете, о самых долгожданных летних каникулах.
Девиз нашей работы «Нельзя быть равнодушным!»
Существенно важным аспектом этого проекта является то, что он не требует никаких финансовых затрат (что не мало важно в период экономического кризиса), а нашей душевной теплоты и щедрости хватит многим…..
Мероприятия социального проекта «Доброе сердце»
№ п/п | Срок реализации | Наименование мероприятия | Кому оказана помощь |
1 | Сентябрь | Открытие социального проекта «Доброе сердце» Уроки добра. Я рисую добро! | Знакомство с программой. Беседы. Конкурс рисунков |
3 | Октябрь | Акция “Чистые улицы”. Образцовый школьный двор. Посадим дерево добра. | Уборка территории школьного двора (пришкольного участка) Посадка деревьев и кустарников, посев семян цветов (микрорайон) |
2 | Ноябрь | Акция “Олимп Добра и Милосердия”. Поделись игрушкой. Ярмарка поделок “Очумелые ручки” | Сбор игрушек, канц.товаров, книг для детей. Все собранные средства будут направлены на оказание адресной помощи. |
5 | Январь | “День подарков просто так”. Подвижные перемены. Акция “Неделя добрых слов и добрых пожеланий” | Обмен сувенирами, игрушками, сюрпризами для создания хорошего настроения (изготовление поделок с ребятами МДОУ «Ласточка»). Организация игр на переменах с детьми 1-х классов Выпуск газет, молний, развешивание их в микрорайоне |
6 | Февраль | Закрытие социального проекта «Доброе сердце» | Подведение итогов, линейки, награждение активных участников. |
Ожидаемые результаты.
Личностные изменения участников проекта.
Пополнится фонд библиотеки, будут выпущеныгазеты и молнии, будет оказана адресная помощь.
Учащиеся научатся оценивать свои возможности.
Проект жизнеспособен, в дальнейшем может быть дополнен и использован общеобразовательными учреждениями.
Полученный результат.
В результате данной работы дети привлечены к полезной общественной деятельности, происходит оздоровление социума повышение моральных и нравственных качеств детей.