Инновационный проект
МАОУ СОШ №72, ГО «Город Лесной» Свердловской области
«Социальное партнерство: школа - СПО, ВПО – производство» как условие повышения качества образовательного процесса и предпрофессионального самоопределения школьников».
Человеческая душа остается живой до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперед. Возможно, одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить.
В. Ключевский
Одной из приоритетных задач стратегии модернизации образования является целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов, и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве; умеющей учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда. Решение этой задачи требует выбора в качестве одного из ключевых направлений образовательной деятельности – формирования профессионального самоопределения учащихся. Этого требуют социально-экономические условия, способствующие быстрой и значительной профессиональной переориентировке.
Важнейшая задача школы – создание условий для развития задатков, способностей детей, обеспечение условий для реализации коллективных и индивидуальных образовательных траекторий, и дальнейшей профессиональной самореализации учащихся. Происходит переход от логики «сначала выявляем, потом развиваем тех, кого выявили» (акцент на отбор от природы ярко одаренных детей, и работу с ними в рамках специально ориентированных на это учреждений) к логике «сначала создаем условия для развития и максимального проявления способностей всех учащихся, а потом даем возможности для предъявления максимально разнообразного веера достижений».
Сегодня российское общество нуждается в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. И градообразующее предприятие города Лесного ФГОУЗ «Комбинат «Электрохимприбор» яркое подтверждение. Предприятие также испытывает острую нехватку в квалифицированных рабочих, технологах, инженерах. А главное, чтобы люди, устраивающиеся на столь важное стратегическое предприятие, были высоко мотивированны, заинтересованы, с простроенным личным профессиональным планом.
Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать не только экономические проблемы города, страны, но и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни, и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива, уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Профориентационная работа со школьниками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение социальных вопросов сегодняшнего дня.
В МАОУ СОШ №72 успешно проводится совместная работа с шефами ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор». Много лет проводятся конкурсы профессионального мастерства: «Юный электрик», «Юный химик», «Контролер ОТК», «Слесарных дел мастер». Имея опыт работы, мы считаем необходимо разработать систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной, технической активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной базы (создание «Лаборатории научно-технической инновации»), поэтому школе необходим проект, включающий различного рода мероприятия, цель создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной технической деятельностью, формирования навыков продуктивного интеллектуального труда
Цели проекта:
Стратегическая - создание условий и возможностей для развития научно-технической инновационной деятельности учащихся, способствующих формированию у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития, совершенствования личностных качеств подростков в интересах развития города.
Дидактическая – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с мотивированными детьми.
Задачи:
Совершенствование форм профессионального сотрудничества и социального партнёрства в сфере образования.
Создание «Лаборатории научно-технических инноваций».
Разработка и апробация новых практико-ориентированных форм и инструментов обучения по актуальным направлениям науки, техники и технологий.
Популяризация достижений современной науки и наукоемких технологий, пропаганда инновационной и научно-технической деятельности. Создание целостной системы научно-технического просвещения учащихся.
Разработка и внедрение моделей развития научно-технического творчества.
Разработка и внедрение интегрированной в образовательный процесс программы многоуровневой (школа – СПО, ВУЗ – производство) и многопрофильной технической подготовки обучающихся
Привлечение ведущих специалистов ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» и ТИНЯУ МИФИ для совместной деятельности.
Совершенствование конкурсов профессионального мастерства.
Участие в олимпиадном и конкурсом движении различного уровня.
Развивать кадровый потенциал для овладения передовыми, научными и технологическими достижениями.
Участники реализации проекта:
специалисты «Комбината ЭХП»
администрация школы (директор, заместители);
рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год;
учителя-предметники (физика, химия, технология, информатика);
психолог.
Формы работы
индивидуальный подход на занятиях в «Научно-технической лаборатории», использование элементов дифференцированного обучения;
участие в школьных и областных олимпиадах;
проектная деятельность учащихся;
конкурсы профессионального мастерства «Юный электрик», «Юный химик», «Контролер ОТК», «Слесарных дел мастер», «Техническое моделирование», интеллектуальные игры, викторины;
встречи с представителями перспективных профессий «Комбината ЭХП», экскурсии в цеха градообразующего предприятия.
Ожидаемые конечные результаты проекта:
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития мотивированных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
формирование системы мониторинга качества образования учащихся;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
функционирование «Научно-технической лаборатории»;
увеличение числа детей, активно занимающихся технической, творческой, деятельностью;
готовая к тиражированию модель организации работы образовательной лаборатории научно-технического творчества для учащихся старшей школы.
Этапы | Содержание деятельности | сроки |
Организационно – подготовительный | Изучение и теоретический анализ информационных материалов и опыта образовательных учреждений по заявленной теме (Методологическое обеспечение). Разработка образовательных программ и учебно-методических комплектов. Составление программы инновационной деятельности образовательного учреждения по развитию научно-инновационной деятельности учащихся. Разработка контрольно-измерительных материалов для диагностики образовательных результатов. Подготовка материально технической базы научно-образовательной лаборатории. Подготовка преподавателей, консультантов, экспертов, необходимых для организации деятельности лаборатории; повышения квалификации. | 2023-2024 |
Опытно – экспериментальный | Внедрение программы. Открытие «Научно-технической лаборатории». Промежуточный анализ результатов. | 2024-2025 |
Заключительно – обобщающий | Теоретический анализ. Систематизация и обобщение полученных результатов. Оформление, уточнение выводов, полученных в ходе реализации проекта. Оценка эффективности проекта. | 2025-2026 |