СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальное проектирование как форма социализации личности школьника

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект для учащихся – это средство активизации его познавательной деятельности, развития креативности и формирования личных качеств, позволяющее формировать умение работать с информацией, исследовательский стиль мышления.

Просмотр содержимого документа
«Социальное проектирование как форма социализации личности школьника»

Капсанова

Гульнара Кенжельбековна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средней общеобразовательной школы № 9»



Социальное проектирование как форма социализации личности школьника

Современные педагогические технологии направлены на активизацию и интенсификацию деятельности школьников. ФГОС второго поколения подчеркивает важность «перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, всемерного развития личности обучаемого, использования в школьной практике информационных и коммуникативных технологий».

Одной из таких технологий является метод проектирования.

Организация проектной деятельности призвана решать целый ряд задач, провозглашенных ФГОС:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;

владеть основами самоконтроля и самооценки;

умение организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность с другими учащимися, с учителем;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

формирование и развитие ИКТ–компетенций.

Проект для учащихся – это средство активизации его познавательной деятельности, развития креативности и формирования личных качеств, позволяющее формировать умение работать с информацией, исследовательский стиль мышления.


В свою очередь социальное проектирование формирует гражданские компетенции школьника:

  • социальное проектирование ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума, является хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику

  • помогает сформировать локальную микромодель гражданского общества

  • соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями общества и помогает школьникам становиться активными и ответственными гражданами.

Критериями и показателями сформированности социальной активности личности воспитанника выступают:

  • сформированность таких качеств личности, как коммуникабельность, настойчивость, инициативность, ответственность, требовательность, самостоятельность

  • сформированность умений, необходимых социально активной личности

  • сформированность всестороннего представления о социальных ценностях (общечеловеческих, нравственных, познавательных).

Результатами социального проектирования становятся:

  • Повышеная социальная активность учащихся, готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном обществе;

  • Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры;

  • Наличие сформированности навыков коллективной работы по подготовке и реализации социально полезного дела.

Несколько лет я работаю с использованием метода социального проектирования в урочной и внеурочной деятельности. Первый наш с учениками проект назывался «Семья как основа модели жизни ученика».

Давно известно, что процесс социализации личности начинается с первых минут жизни, прежде всего, в семье. Роль семьи в развитии ребёнка трудно переоценить. Через внутрисемейное общение ребёнок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности и идеалы. В семье начинается общественное воспитание человека. Чем богаче внутренний мир и культура всех членов семьи, тем успешнее семья может сформировать гармонически развитую личность. Жизнь в семье готовит входящую в мир молодёжь к общению в других коллективах, к жизни в обществе.

Когда рождается ребёнок, мы говорим: «Родился человек». Появился на свет индивид, представитель человеческого рода, которому ещё только предстоит научиться строить свою жизнь. А чтобы определиться с выбором жизненного пути, ему предстоит решить множество вопросов:

– Умеешь ли ты самостоятельно ставить перед собой жизненные цели и достигать их?

– Всегда ли ты имеешь собственные взгляды, твёрдые жизненные убеждения, или твоё мнение во многом определяется мнением окружающих тебя людей?

– Способен ли ты отстаивать свои убеждения и твёрдо следовать своим нравственным принципам?

– Какова твоя жизненная позиция, какую роль тебе приходится чаще играть в нынешней твоей жизни: пассивного потребителя или созидателя?

Проект начался с написания школьного сочинения об истории своей семьи. Для того чтобы выполнить эту работу, каждый из ребят пересмотрел семейные фотоальбомы, расспросил родителей об истории семьи. Сочинения были написаны, получены четвёрки и пятёрки, но что–то всё же не давало покоя.

Оказалось, что семьи благополучны, родители состоялись в жизни, многого достигли. И тут возник вопрос: «Почему же появляются люди, которые становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками? Из каких семей они выходят?» Или семья не главный фактор, который препятствует формированию негативных качеств?

С этого и началось наше с ребятами стремление разобраться: является ли семья основой модели жизни молодого человека? Для нас – да. Мы стали рассматривать, какой же образец являют нам наши родители?

Вот выдержки из сочинений учащихся:

«Мои родители уже 25 лет живут на Севере. Им через многое пришлось пройти. Всё, чего они добились, результат тяжёлого труда. А приехали они, как и многие, совсем ещё молодыми в незнакомый город, в даль от родного дома».

«Мои родители гордятся своей комсомольской молодостью и всегда вспоминают её с ностальгией. Мы с братьями даже завидуем им. Мои родители из первых комсомольцев, которые дали будущее моему родному городу».

«Мой отец стал почётным работником нефтяной и газовой промышленности. Он ветеран труда. Его фотография висит на Доске почёта объединения. Я понимаю, что без той титанической работы, которую моим родителям приходилось совершать, у меня не было бы возможности сегодня жить и учиться здесь».

В наши дни для укрепления и сохранения семьи в нашем обществе делается очень много: увеличилось пособие по рождению ребёнка; увеличилось ежемесячное пособие; до 2 лет мама бесплатно пользуется продуктами молочной кухни; пользуется бесплатными лекарствами для ребёнка; предоставляются путёвки, если ребёнок нуждается в лечении

Но тем не менее появляются распадающиеся семьи и семьи, альтернативные нормальным: неполные, однополые, многожёнство и др.

Возникает проблема: Как в таком мире сохранить семью как основу нашей модели жизни?

Сочинения, написанные о своих семьях, заставили ребят задуматься над тем, что помогло их родителям состояться в жизни, что являлось основой их жизни.

Средством решения этих вопросов стал для нас проект по теме: «Семья как основа модели жизни ученика».

Целью проекта стал: Ученик, создающий свою модель жизни, соотнося её с ценностями своей семьи.

Основным этапом работы над проектом стал этап, требующий анализа исследуемой ситуации. Исследование заключалось в изучении местных СМИ, данных КДН и Центра семьи. Кроме того, мы провели анкетирование среди родителей и людей старшего возраста.

Анкеты показали, что у каждого из родителей были в жизни ситуации выбора,

требующие от них определения своей жизненной позиции. Для каждого из них нравственной опорой стали такие жизненные установки:

  • быть ответственным за свои поступки,

  • не допускать лжи, жить по совести,

  • не перекладывать ответственность на других,

  • уважать другого человека и его мнение.

В то же время в трудные минуты каждый из них находил опору в своей семье, строя её на основе любви, уважения, на доверии и взаимопонимании, на ответственности и честности.

На основании анкет мы вычленили такие семейные ценности:

  • Любовь

  • Доверие

  • Взаимопонимание

  • Уважение чувств и достоинства каждого

  • Общение на равных

  • Честность

  • Ответственность

  • Искренность в общении

На основе этих семейных ценностей мы попытались построить свою модель жизни. Наша модель жизни включает в себя жизненные установки, которые даны и привиты нам нашими родителями. Именно семейные ценности составляют главную основу, базу, опираясь на которую мы будем выстраивать свою модель жизни, своё жизненное пространство.

Начав реализовывать свою модель жизни, мы начали активно взаимодействовать с окружающим миром, изменяя его к лучшему и меняясь вместе с ним. Взаимодействие: Я – моя семья – жители подъезда – мой дом –мой микрорайон – город открыло огромное поле деятельности. Оказалось, что мы можем многое. Рядом есть люди, которые нуждаются помощи. Выстраивая отношения «Я и мои родители», «Я и неполная семья», «Я и пожилые люди», «Я и другие ребята, которых я могу вовлечь в свою деятельность»,

мы формируем и изменяем своё собственное жизненное пространство. Мы становимся людьми, способными самостоятельно поставить цель, подобрать задачи, найти средства достижения цели.

В течение двух лет мы организовали и провели акции, призванные помочь пожилым людям, ветеранам, одиноким матерям, а также привлечь внимание окружающих к проблемам нашего дома, микрорайона, города. Школьники взяли под опеку ветеранов своего микрорайона, покупали продукты пожилым пенсионерам. Помогали делать уроки детям в многодетных семьях, дарили им подарки, организовывали игры. Облагораживали свои подъезды и территорию возле домов. Об этом по местному телевидению был показан сюжет.

Вот так обычное сочинение на уроке литературы вылилось в социальный проект, который изменил ребят. Они изменились сами, меняя окружающий мир к лучшему.

Сейчас выпускники ушли из школы в большую жизнь. Смею надеяться, что они сумеют создать крепкие надежные семьи, которые станут основой нашего общества и сумеют воспитать будущее поколение неравнодушных, талантливых, целеустремленных патриотов своей страны.

С их уходом работа над проектами не закончилась. Пришли юные пытливые исследователи, которые так же хотят познавать себя, свой город, свой регион, окружающий мир с помощью проектной деятельности.

Вот только некоторые проекты:

«Образ мужчины (главы рода, хранителя национальных обычаев и традиций) в фольклоре малочисленных народов Севера - ханты и манси»;

«Лингвистический анализ названий улиц города Нефтеюганска»;

«Мы в зеркале пословиц»;

«Колыбельная как один из малых жанров фольклора».

Результатами приминения метода социального проектирования является повышение социальной активности учащихся, их готовность принять личное участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе, их реальный вклад в происходящие изменения.

Какими бы ни были темы проектов, все они воспитывают в учащихся такие качества, как: нравственность, патриотизм, любовь к своему городу, краю, стране, уважение национальных традиций, обычаев, культуры. Социальное проектирование помогает ребенку стать социально значимой личностью. Метод проектов выступает как средство нравственного воспитания, приобщения к культуре родного города, края, уважительного отношения к семье, обществу, государству.