Социальное проектирование
как метод работы детских организаций
Актуальность. Одна из важнейших проблем, связанных с будущим поколением России, является нравственное воспитание молодежи. Современное общество понимает необходимость создания детских общественных организаций, имеющие целью и сущностью своей деятельности обеспечения свободного творчества детей одновременно с передачей им опыта взрослых.
Создание детских организаций в школе позволяет воспитать личность, неравнодушную к проблеме других людей, к проблемам общества, с которыми необходимо бороться, потому что будущее нашей республики, нашей страны зависит от этого. При работе детской организации в нашей школе, мы предлагаем метод проекта, конечным результатом которого представляем социальный проект.
В этом году мы применили метод проекта на базе школьного лагеря дневного пребывания. Воспитанники социального отряда реализовывали социальные проекты, инициаторами и организаторами которых были сами дети. В развитии умений и навыков создания проекта конкретной группой учащихся мы видим новизну нашей работы.
Таким образом, объект нашего исследования - метод проекта, а предмет – внедрение метода социального проектирования в работу детских организаций.
Детская общественная организация – это добровольное самодеятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов.
Цель работы – доказать эффективность социального проектирования как метода работы детских организаций. Для достижения этой цели выдвинуты ряд задач:
Изучить метод проекта;
На базе метода проектов разработать собственную систему действий при планировании и реализации социального проекта;
Применить разработанную систему на практике;
Реализовать мини социальные проекты;
Обсудить результаты проекта;
Презентовать реализованные проекты в школе.
Предполагаем, что основным методом работы детской организации в нашей школе должно стать проектирование, которое является самым оптимальным, так как проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.
Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс: воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.
Задачи данного метода:
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.
предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.
Изучив метод проекта и его технологии, мы создали свой план разработки социальных проектов, который был бы нам удобен. Итак, представляем вам наш план:
Поставить проблему.
Назвать варианты по устранению проблемы
Выдвижение гипотез.
Определение цели и задач исследования.
Разработка плана исследования.
Реализация проекта.
Определение результатов исследования. Формирование вывода.
Презентация продукта проекта.
Самооценка и самоанализ.
По такому плану работали воспитанники социального отряда в летнем лагере. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.Всего участников проектирования было 9. И каждый внес свою лепту в нашей работе. Нами было реализовано всего 7 проектов. Давайте проследим ход организации и реализации одного из проектов. Например, акция «Красная шапочка». Кроме этого мы реализовали следующие проекты:
1. «Пластиковые пуфики» - отходы в пользу
2. Квест-игра «В поисках сокровищ»
3.Тимуровское движение
4.Проект создания информационных стенгазет «Кто знает , тот вооружен»
5.Таблички «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»
6. Изготовление разделочных досок для бабушек и дедушек
После реализации проекта, были проанализировали результаты нашей работы и выявили положительные и отрицательные стороны социального проектирования. Положительные стороны:
Помогли нуждающимся
Сплачивает коллектив
Занятость детей полезными делами
Получили новые знания, умения и навыки
Стали более самостоятельными
Развитие организаторских способностей, творческого мышления
Воспитание таких качеств, как отзывчивость, доброта, милосердие
Отрицательные стороны:
Недостаточная подготовленность детей
Отсутствие опыта
Отсутствие финансовой поддержки
На этапе самоанализа также проведен опрос, который должен был выявить знания учащихся о проектной деятельности, их опыт участия при создании проектов, а также выяснить желание учащихся стать членом детской организации в нашей школе. По результатам опроса также выяснены желания учащихся стать членом детской организации в нашей школе.
Метод проекта позволяет самостоятельно справляться с задачами детской организации и систематизировать действия учащихся;
2. Чем легче система действий, тем легче ее воспринимают и понимают дети;
3. Метод проекта может быть усвоен детьми только на практике;
4. Реализация социальных проектов воспитывает в детях чувства доброты и сострадания, самостоятельность и стремление быть полезным обществу;
5. Обсуждение результатов реализованных проектов позволяет сделать работу над ошибками и осознать пользу проекта.