РЕФЕРАТ
Тема: «Социальные и биологические предпосылки повышения роли физической культуры в современном обществе».
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..2
Социальные и биологические предпосылки повышения роли физической культуры в современном обществе……………………………5
Заключение……………………………………………………………………..12
Список использованной литературы……………………………………….14
Введение
Физическое упражнение есть произвольное движение, приводящее к непрерывному глубокому дыханию. Умеренно и своевременно занимающийся (физическими упражнениями человек) не нуждается ни в каком лечении. При этом, конечно, и другие элементы жизни человека должны быть соответствующими и правильными...». Проблема двигательной активности и правильного питания была широко отражена в трудах ученых и в литературных произведениях XVIII–XIX вв. Таким образом, многовековой путь развития физической культуры человечества характеризовался стихийным освоением физкультурных ценностей, так как двигательная активность и физический труд были неотъемлемой частью в жизни наших предков. Имеющийся опыт передавался из поколения в поколение путем воспитания навыков и умений к физическому труду, военному делу, играм, танцам, обрядам. Сознательное же понимание важности физической активности для здоровья духа и тела было доступно лишь немногим передовым людям того времени. Вместе с тем теоретическое незнание роли двигательной активности большинством людей не имело в прошлые времена столь существенного практического значения, поскольку сами условия жизни постоянно диктовали необходимость физической активности и совершенствования. С помощью физических упражнений, гигиенических факторов и естественных сил природы физическая культура позволяет раскрывать потенциальные физические возможности человека, повышать его жизнеспособность. Древнейший компонент физической культуры — физическое воспитание, возникшее еще в первобытном обществе как естественная необходимость в борьбе за свое существование. Оно возникло само собой в процессе труда и охоты, которые требовали не только хорошей физической подготовки, но также смелости и смекалки. Надо полагать, что уже в те далекие времена была заложена основа современных физических упражнений для развития силы, ловкости, гибкости, выносливости (бег, прыжки, метание и др.). Условия жизни, предъявляя свои требования, диктовали человеку, какие ему совершенствовать качества, необходимые для выживания. Таким образом, физическую культуру можно рассматривать как естественную потребность человека в двигательной деятельности. Потребность в физической культуре присутствует в каждом человеке, так как для свободы выбора деятельности и отдыха, возможности создания материальных благ, сохранения самой жизни человеку необходим достаточный уровень развития физиологических и психологических функций, физических качеств, двигательных навыков и умений, т.е. здоровье в целом. Слабое здоровье, недостаточная физическая подготовленность существенно снижают деловую активность.
Социальные и биологические предпосылки повышения роли физической культуры в современном обществе
Жизнь в условиях цивилизации, казалось бы щадящая ССС, так как не требует больших затрат физического труда, как ни странно, сопровождается интенсивным ростом ее поражений. Малоразвитые страны с низким уровнем жизни и высоким удельным весом физического труда населения отличаются почти полным отсутствием заболеваний ССС. Очевидно, суровые условия жизни, требующие максимального напряжения организма, являются фактором, способствующим предупреждению болезней ССС. Развитие науки, техники, автоматизации, освобождая современного человека от физического труда и значительно облегчая его жизнь в действительности привело к тому, что на смену массовой гибели людей от инфекционных заболеваний, эпидемий в прошлом веке пришла в результате гиподинамии широкая распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, которая приобрела также характер эпидемий. Совершенствование технологий в сферах производства, развитие бытовой техники, широкое использование транспортных средств, строительство благоустроенного жилья с удобствами практически полностью ликвидировали потребность в движении и физических нагрузках. По расчетам академика А. И. Берга, доля физического труда в течение жизни человека за последние 100 лет снизилась с 95 % до 5–6 %. За очень короткий исторический период (особенно за последние десятилетия) человек оказался в условиях, существенно отличающихся от тех, в которых он находился тысячелетия. И результат в виде резкого снижения жизнеспособности в современных условиях не заставил себя долго ждать. Глубокий анализ состояния здоровья и продолжительности жизни населения нашей страны свидетельствует о том, что ситуация становится критической (глава 1 «Основы медицинских знаний». Р. И. Айзман и соавт. Новосибирск: АРТА, 2011). Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, у трети школьников выявлены различные хронические заболевания. Еще более серьезная ситуация складывается у девушек. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4–5 раз. У более 90 % школьников выявлены различные заболевания и морфофункциональные отклонения в состоянии здоровья. Почти 50 % из них имеют ограничения по выбору профессии и по возможности службы в армии. Где же выход? Ведь прогресс остановить нельзя. Еще в XVIII в. известный французский врач Труссо утверждал, что «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и тканей, является абсолютно необходимым фактором для предотвращения дегенерации организма. К сожалению, приоритет профилактического направления в медицине еще со времен Гиппократа у нас ушел в прошлое. Видимо, оказалось забытым главное — что в течение многих тысячелетий организм животных и человека в процессе приспособления к окружающей среде вырабатывал свойство сопротивляться разнообразным повреждающим факторам среды. Эта способность живого организма, или, по выражению И. П. Павлова, «физиологическая мера защиты против болезни», позволяла им обходиться без медикаментозной помощи при многих опасных ситуациях. Технический прогресс вызвал дисбаланс между требуемой природой человека и реальной, резко сниженной двигательной активностью на фоне все возрастающего психоэмоционального напряжения, привел к последствиям острой недостаточности физической активности большинства населения. Это и обусловливает необходимость повышения роли физической культуры в жизни современного общества. Систематическая физическая тренировка компенсирует двигательную недостаточность, удовлетворяет естественную потребность человека в двигательной активности, способствует укреплению здоровья. Между тем, проблема повышения двигательной активности является не только чрезвычайно важной, но и сложной. И дело не только в отсутствии хорошей материально-технической базы для систематической физкультурной и спортивной деятельности. Социологические исследования немецкого психолога В. Шеленбергера показали причины низкой физической активности населения: 1. Лень — 57 %. 2. Недостаточная осведомленность о пользе занятий — 40 %. 3. Другие причины — 3 %. Многолетняя практика работы с физкультурниками различных возрастных групп, со спортсменами от новичка до олимпийского чемпиона, с педагогами, врачами и специалистами других профессий дает основание считать, что значительно бо́льшая, чем 40 %, часть населения практически вообще не знает о необходимости занятий физической культурой. В лучшем случае имеются некоторые представления о пользе занятий, а у спортсменов вообще полная ориентация на спортивный результат. Это является одной из серьезных причин очень большого отсева из детских спортивных школ и причиной того, что большинство юных спортсменов после этого никогда больше не возобновляют занятий физической культурой. Такая ситуация свидетельствует о низкой грамотности населения (в том числе, к сожалению, многих специалистов-медиков и педагогов) в этом вопросе, что требует проведения широких и качественных образовательных мероприятий. Механизм действия физических нагрузок на организм Одним из самых сложных в возрастной физиологии человека является вопрос о причинах и механизмах, которые обусловливают рост и развитие организма в процессе онтогенеза. Исследования И. А. Аршавского с сотрудниками показали, что неодинаковая продолжительность жизни у разных животных является следствием неодинакового развития скелетной мускулатуры, что в свою очередь связано с соответствующими условиями их жизни. Например, заяц, имеющий более высокую двигательную активность по сравнению с кроликом, характеризуется меньшей величиной основного обмена и большей экономичностью деятельности различных систем организма в состоянии покоя, а продолжительность его жизни в два и более раза больше, чем у кролика. На основе огромного материала возникла теория индивидуального развития, в основе которой лежит энергетическое правило скелетных мышц или еще правильнее — энергетическое правило двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов, особенности функционирования разных органов и систем находятся в прямой зависимости от характера деятельности скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). При этом после каждой физической нагрузки происходит не просто восстановление всего, что затрачено организмом в связи с его деятельностью, а избыточный анаболизм, т.е. процесс роста, развития, усложнения структур всех органов и систем организма. Таким образом, каждый очередной цикл возбуждения (активации) клетки представляет собой не замкнутое кольцо с восстановлением затраченных при деятельности ресурсов лишь до исходного уровня, а дополнительное накопление в ней пластических и энергетических материалов выше исходного, т.е. сопровождается фазой супервосстановления , без чего рост и развитие организма были бы невозможны. Иными словами, речь идет не о постепенной трате наследственно предопределенного для каждого человека энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его. Следовательно, благодаря двигательной активности человек уже с антенатального (внутриутробного) периода сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым физиологически полноценное индивидуальное развитие. Система сама себя заряжает в процессе активной деятельности. Это явление получило название энергетического правила скелетных мышц, или энергетического правила двигательной активности. Фаза суперкомпенсации длится 24–72 ч, уровень запасов энергетических веществ постепенно возвращается к норме, испытывая некоторые колебания возле состояния равновесия. Чем больше был расход энергии при работе, тем интенсивнее идет восстановление и тем значительнее и продолжительнее оказывается превышение исходного уровня в фазе суперкомпенсации. Похожим образом идет восстановление энергетических и пластических ресурсов во всех функциональных системах организма, участвующих в обеспечении мышечной деятельности при выполнении физической нагрузки. Напряжение в ходе физической нагрузки систем, ответственных за реализацию той или иной функции, сначала приводит к снижению функциональных возможностей организма, но затем во время отдыха достигается состояние суперкомпенсации тренируемой функции, которое продолжается определенное время, после чего, при условии отсутствия повторных нагрузок, уровень тренируемой функции вновь снижается до исходной, — т.е. наступает фаза утраченной суперкомпенсации Проведение повторных тренировок в фазе утраченной суперкомпенсации (слишком редкие тренировки) не смогут привести к закреплению тренировочного эффекта, поскольку каждая последующая тренировка проводится после возвращения функциональных возможностей организма к исходному уровню. В свою очередь, слишком частые физические нагрузки, прерывающие стадию восстановления раньше эффекта суперкомпенсации , приводят к отрицательному взаимодействию тренировочных эффектов и к снижению функциональных возможностей организма. И только выполнение повторных нагрузок в фазе суперкомпенсации приводит к положительному взаимодействию тренировочных эффектов, закреплению следов воздействия (срочной адаптации), росту тренируемой функции и формированию долговременной адаптации. Движения сопровождают человека на протяжении всей жизни. Функция движения проявляется задолго до рождения. Шевеление плода не признак беспокойства, а необходимое условие роста и созревания организма. Плод в утробе матери, периодически испытывая недостаток кислорода и питательных веществ, начинает двигаться. В ответ на движение плода усиливается приток артериальной крови к плаценте и через нее к плоду, что в конечном итоге обеспечивает его рост и развитие. Известно, что если через 1,5–2 ч после обеда матери плод совершает 3-4 движения в 1 ч, то после 10-часового перерыва в приеме пищи количество шевелений плода возрастает до 50–90 в течение 1 ч. Таким образом, изобилие питания и малоподвижный образ жизни матери ведут к нарушению формирования организма ребенка еще до его рождения.
Потребность у ребенка в движении активно проявляется и сразу же после его рождения. Считают, что первый стимул к движению новорожденного — это температурный фактор внешней среды, так как разница между внутриутробной и комнатной температурой составляет около 15–18 °С. Движения согревают ребенка и способствуют его росту. Особое значение движение имеет в период роста и развития организма, т.е. в период созревания двигательного анализатора с первых недель внутриутробного развития и до 14–15 лет. Ограничение двигательной активности в детском, особенно в раннем возрасте (например, в связи с пеленанием ребенка) ведет к значительной задержке роста и развития даже при достаточном поступлении питательных веществ. Таким образом, чем активнее скелетные мышцы, тем интенсивнее функционируют другие системы организма. В ходе мышечной деятельности возникает напряжение всех систем организма, что ведет к тренировке, развитию, повышению функциональных возможностей и резервов. И. А. Аршавский отмечает, что двигательная активность необходима как фактор декодирования и реализации программы индивидуального развития. То есть без достаточной двигательной активности ребенок не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования организма в целом, а во взрослом периоде не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности. Наряду с энергетическим правилом скелетных мышц большое значение для понимания необходимости двигательной активности, ее ведущей роли в жизни человека имеют фундаментальные исследования отечественного физиолога М. Р. Могендовича. Им сформулирована концепция кинезофилии, разработана теория моторно-висцеральных рефлексов. Концепция кинезофилии основана на существующей у человека, как у любого животного, врожденной потребности в движении. Уровень двигательной активности является генетически обусловленной величиной с максимальной активностью у новорожденных и в первые годы жизни. Если ребенку искусственно ограничить двигательную активность, то на следующий день потребность в ней возрастает еще больше. Длительные и частые запреты на двигательную активность вначале ведут к возникновению стресс-реакций (организм реагирует уже на действие более слабых стрессоров), а затем и к истощению функций организма. По мере развития организма естественная потребность в движениях снижается. Параллельно с этим нарастают признаки старения организма. Причем отмечено, что чем меньше двигательная активность и чем раньше наблюдается ее снижение, тем значительнее и раньше проявляются процессы инволюции, сужения функциональных возможностей организма. Структурной основой кинезофилии являются подкорковые центры, гипоталамус, ретикулярная формация ствола мозга, деятельность которых контролируется корой больших полушарий. Очень важное проявление кинезофилии заключается в регуляции вегетативных процессов, т.е. в механизме моторно-висцеральных рефлексов.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что физическая активность - это базовый компонент здорового образа жизни. Без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека Для ведения здорового образа жизни, по их мнению, необходимы аэробные упражнения. Аэробными называются такие упражнения, которые заставляют ритмично работать крупные группы мышц. Они не связаны непосредственно с физическими нагрузками, но они должны способствовать снабжению тканей кислородом и большему его потреблению. Любой вид аэробных упражнений будет укреплять сердечно - сосудистую систему, если заниматься при нагрузках умеренной интенсивности по двадцать минут через день или хотя бы три раза в неделю. К числу аэробных упражнений относят ходьбу или походы, бег, бег на месте, плавание, коньки, подъем по ступенькам, греблю, роликовых коньках, танцы, баскетбол.
В процессе своего видового развития человек во многом стал именно человеком благодаря тому, что не пошел, как другие животные, по пути только пассивной адаптации к условиям существования. На определенном этапе своего развития человек стал вначале активно ограждать себя от влияния окружающей среды, а затем и приспосабливать ее к своим нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Однако в настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о губительности такого способа адаптации. Дело в том, что, создавая за счет своего интеллекта оптимальную среду своего существования посредством улучшения комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т. п., человек постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения. Имеются сведения о том, что из всех мутаций, которыми в настоящее время сопровождается эволюционное развитие человека как биологического вида, только 13 % идут со знаком плюс, а остальные 87 % - со знаком минус. К тому же огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и другими следствиями научно-технической революции. Дело в том, что человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную активность. Это обусловлено тем, что на протяжении тысячелетий человек вынужден был напрягать все свои силы для того, чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым.
Следовательно, все более совершенствуя комфортность среды своего существования, человек, образно говоря, роет себе все более глубокую экологическую яму, которая потенциально может стать могилой для человечества.
Положение еще более осложняется тем, что в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограничены возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо. И здесь любые достижения научно-технического прогресса бессильны. Они скорее способны усугубить положение, чем улучшить его. Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его.
На этом довольно мрачном фоне есть лишь одно обнадеживающее обстоятельство, способное предотвратить катастрофу. Это интенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры для удовлетворения природной потребности человеческого организма в движении.
Изложенные представления являются, пожалуй, самым весомым и убедительным аргументом, свидетельствующим о той исключительной роли, которую играет физическая культура в жизни современного человека и общества.
Список литературы
Рубанович В.Б. Основы здорового образа жизни. Н: Арта, 2011-256 с.
Роль физической культуры в жизни общества. Режим доступа: [http://www.lifeinhockey.ru/metodiki/metodicheskie-materialy/teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya/995-rol-fizicheskoj-kultury-v-zhizni-obshchestva].
Газданов А.Н. Физическая культура в современном обществе. Режим доступа: [https://infourok.ru/fizicheskaya_kultura_v_sovremennom_obschestve.-414312.htm].