СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Теория Раскольникова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены материалы к уроку по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Просмотр содержимого документа
«Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Теория Раскольникова»



Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Теория Раскольникова

В романе автор представляет теорию Раскольникова о «делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».

«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Живут в послушании.

Переступают закон во имя лучшего.

Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».

Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».

«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи.

Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходи­мости насилия и пролития крови.

 Основная формула теории Раскольникова

За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.

Одна смерть и сто жизней взамен.

«Да ведь тут арифметика!»

  

Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

 


Причины преступления

Социальные

Нравственные

Крайняя степень нищеты героя.

Желание проверить теорию.

Болезненное и раздраженное со­стояние героя.

Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).

Всеобщая несправедливость жизни.

Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.

Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.

 

Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни.

 

Встреча на бульваре с обманутой девушкой.

 

  Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

1

...ну да, чтоб ограбить...

2

...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!

3

Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...

4

Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...

5

И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...

6

И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

 Хроника преступления

Было задумано

Произошло на самом деле

Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.

Чуть не пропустил назначенный срок.

Поменять шляпу на картуз.

Забыл, пошел в шляпе.

Взять топор в кухне.

В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.

Должен был быть осторожным и преду­смотрительным.

Забывает проверить, закрыта ли на крючок вход­ная дверь в квартире старухи-процентщицы.

Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.

Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.

На вырученные деньги собирался изме­нить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.

Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

 



Домашнее задание. Прочитать 1 часть романа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!