СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные институты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация носит информативный характер. Помогает систематизировать данные по теме "Социальные институты". Можно использовать при подготовке к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Социальные институты»

Социальные институты Задание 11 – 2 балла Выбор позиций из списка Человек и общество

Социальные институты

Задание 11 – 2 балла

Выбор позиций из списка

Человек и общество

Определение Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества

Определение

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества

Признаки и функции  социальных институтов организуют деятельность людей, устанавливают образцы поведения; обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях; включают в систему социального контроля (социальных норм и санкций), осуществляют социализацию, могут выступать каналами социальной мобильности; упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей; придают им организованный и предсказуемый характер; имеют учреждения (снабженные необходимыми материальными условиями для определенной деятельности) и совокупность лиц (занятых этой деятельностью); содержат стандартные формы организации совместной деятельности ; в результате общество становится более устойчивым;

Признаки и функции социальных институтов

  • организуют деятельность людей, устанавливают образцы поведения;
  • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях;
  • включают в систему социального контроля (социальных норм и санкций), осуществляют социализацию, могут выступать каналами социальной мобильности;
  • упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей;
  • придают им организованный и предсказуемый характер;
  • имеют учреждения (снабженные необходимыми материальными условиями для определенной деятельности) и совокупность лиц (занятых этой деятельностью);
  • содержат стандартные формы организации совместной деятельности ;
  • в результате общество становится более устойчивым;
потребность в материальных условиях существования производство, собственность, бизнес, рынок Экономическая сфера потребность в достижении истины, созидании добра и красоты, художественном творчестве, религиозной вере  образование, наука, религия, искусство потребность в общении, объединении с другими людьми семья, детство, материнство, отцовство Социальные институты Социальная сфера Духовная сфера потребность в стабильности, безопасности и социальном порядке власть, государство, право, суд, политические партии Политическая сфера

потребность в материальных условиях существования производство, собственность, бизнес, рынок

Экономическая сфера

потребность в достижении истины, созидании добра и красоты, художественном творчестве, религиозной вере

образование, наука, религия, искусство

потребность в общении, объединении с другими людьми семья, детство, материнство, отцовство

Социальные институты

Социальная сфера

Духовная сфера

потребность в стабильности, безопасности и социальном порядке власть, государство, право, суд, политические партии

Политическая сфера

Основные социальные институты семьи и брака потребность в воспроизводстве рода государство государство потребность в безопасности и социальном порядке производство производство потребность в средствах существования наука наука потребность в получении и систематизации новых знаний образование образование потребность в обучении нового поколения, подготовке кадров религия религия потребность в решении духовных проблем смысла жизни

Основные социальные институты

семьи и брака

потребность в воспроизводстве рода государство

государство

потребность в безопасности и социальном порядке производство

производство

потребность в средствах существования наука

наука

потребность в получении и систематизации новых знаний образование

образование

потребность в обучении нового поколения, подготовке кадров религия

религия

потребность в решении духовных проблем смысла жизни

Задание 21

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, то есть присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт - очень сложное учреждение, и самое главное - реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьёй, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И всё же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно- исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или элитных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатур, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьёй, образованием. Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак, сделаем четвёртый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества.

(А. И. Кравченко)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!