ГБПОУ Профессиональное училище №5
Методическая разработка на проведение открытого урока по обществознанию на тему: «Социальные институты и их функции»
Автор: Темираева Л.О.
Преподаватель истории и обществознания ПУ№5
Г.Владикавказ 2020г.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые результаты обучения
Личностные:
Осмысление изменений в обществе
Адаптация и способности поддерживать свою целостность, которая обеспечивает реализацию образовательных задач
Необходимость сохранять свою внутреннюю структуру
Предметные:
Формирование целостного представления об обществе и человеке; сферах и областях общественной жизни, механизмах или регуляторов деятельности людей
Знание ряда понятий об основных социальные объектах (социальных институтах)
Умение находить нужную информацию, работая с учебником, таблицей, дополнительным материалом
Метопредметные:
Умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату, способу действия
Умение самостоятельно видеть главное в изучаемом вопросе
Владением, умением работать с учебной информацией, различными логическими действиями, формулировать выводы
Технологическая карта урока
№ | Содержание | время | Применение инновационных технологий |
| Тема урока | | |
| Социальные институты и их функции | | Проблемное обучение |
I | I Организационный момент | 2м | |
| Дифференцированный опрос | 7м | |
II | II Изучение новой темы | | Развивающее обучение |
| Социальные институты, как элемент социальной структуры общества | 9м | |
| Характерные и существенные признаки социальных институтов | 9м | Личностно-ориентированное обучение |
| Типологизация социальных институтов | 8м | Информационно-коммуникативные технологии |
| Функции социальных интитутов и институализация | 8м | |
III | III Подведение итогов урока | 2м | |
| Выставление оценок | |
| Домашнее задание | |
Ход урока
Организационный момент.
На прошлом уроке мы говорили об особенностях социальной системы. Назовите их.
Социальная сфера охватывает взаимодействие наций, народов, классов, сословий и других социальных групп. В этой части общества происходит распределение групп людей по шкале неравенства в зависимости от доходов, власти, престижа, возникают и находят свое разрешение классовые, межнациональные и другие социальные противоречия и конфликты. Социальная сфера охватывает также социальные институты и их функции. Попытаемся разобраться с этим вопросом.
План урока
Социальные институты, как элемент социальной структуры общества
Характерные и существенные признаки социальных институтов
Типологизация социальных институтов
Функции социальных институтов. Институализация.
II.
А) Социальные институты, как элемент социальной структуры общества.
Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главное из которых удовлетворение социальных потребностей.
На столах обучающихся таблицы: «Социальные институты, общественные потребности»
Общественные потребности | Социальные институты |
Потребность в воспроизведении рода | Институт семьи и брака |
Потребность в безопасности и социальном порядке | Государство и другие политические институты |
Потребность в средствах сосуществования | Экономические институты |
Потребность в получении знаний | Институты образования |
Потребность в решении духовных проблем | Институт религии |
Работа с таблицей.
Термин институт несет в себе несколько смысловых нагрузок: социальные организации, как учебные заведения, НИИ, проектные организации и т.д., институт, как совокупность социальных правовых норм (институт права, институт морали); институт, как форма регулирования общественных отношений, система социальных норм и ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для нормального функционирования общества, а также социальные учреждения (полиция, Прокуратура, суд, налоговая, религиозная организации).
Б) Характерные и существенные признаки социальных институтов
Таблица на интерактивной доске
Характерные признаки социальных институтов | Существенные признаки социальных институтов |
Наличие определенной цели своей деятельности (например институт образования – цель: обеспечить высокий уровень знания людей) Социальные институты выполняют определенные функции (воспроизводство человеческого рода). Социальным институтам характерно: распределение социальных позиций и ролей. Социальные институты имеют определенный тип установлений, предписаний, норм и правил. Социальные институты формируют систему санкций. | Социальному институту характерно наличие аппарата или механизма принуждения Кодекс об образовании является механизмом принуждения по выполнению норм и правил в институте образования Социальным институтам присуща устойчивость и долговременность функционирования По масштабу ни одна социальная организация не может сравниться с социальным институтом |
Вопросы для обучающихся.
Назовите характерные признаки социальных институтов и существенные признаки, сравните и объясните их?
В) Типологизация социальных институтов.
По жесткости и способам регламентации социальные институты подразделяются на формальные и неформальные.
В формальных институтах четко закреплены функции, права и обязанности, статусы и роли в них работающих. Они имеют свои учреждения, управляют социальными действиями и контролируют деятельность.
Неформальные институты не имеют жесткой регламентации, их деятельность регламентирована морально-нравственными нормами.
Работа обучающихся
В зависимости от сферы действий социальных институтов разделите их на формальные и неформальные.
Политические институты, правовые институты, институты законодательных и административных органов.
Институты обеспечения безопасности, экономическая сфера жизни.
Институт здравоохранения, институт социального обеспечения, институт брака и семьи, религия, образование, мораль, искусство.
Г) Функции социальных институтов. Институциализация.
Сообщение, подготовленное обучающимся.
Социальные институты выполняют ряд функций, которые подразделяются на две группы:
- Явные – при которых результат их функционирования заранее определен (институт образования выполняет функции обучения и воспитания. Это его главная задача. Вооруженные силы – выполняют функцию защиты государства).
- Латентные – когда выполняя явные функции решаются не только заранее определенные задачи и достигаются определенные цели, но решаются и другие объективно – возникшие задачи и достигаются побочные цели (например, институт образования формирует навыки межличностного общения. Вооруженные силы, выполняя функцию защиты государства, в то же время, выполняют воспитательную функцию)
Адаптационная функция – функция приспособляемости социальных институтов к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды
Интегративная функция – функция объединения и сплоченности социальных субъектов
Коммуникативная функция – функция распространения информации, как в пределах самого социального, так и на другие институты.
Социализирующая функция – функция формирования и развития личности под воздействием социальной среды.
Регулирующая функция – регулирует отношения между всеми субъектами социальной системы
Институциализация – процесс возникновения, формирования и развития социальных институтов.
Основные этапы институциализации:
- Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности соответствующих им условий
- Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей
- Возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института
- Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (бюро или комитеты политических партий, командные структуры в армии и т.п.)
- Создание характерной для данного института системы социальных статусов и ролей
- Процесс интернализации (усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.
III. Закрепление материала.
Что такое социальный институт?
Назовите функции социальных институтов?
В чем заключается иституализация?
Д/З $2 с объяснением
Используемая литература
Л.Н. Боголюбов, Ю.И, Аверьянов, Н.И. Городецкая Обществознание Издательство Просвещение 2014г.
Е.Н.Салыгин, Ю.Г. Салыгина Обществознание Издательский центр Винтана-Граф 2014г.
Полный справочник для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию авторы: П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Щевченко Астрель 2015г.
Обществознание ЕГЭ 2017г. Легион автор О.А. Чернышова
Схема анализа урока по ФГОС профессия мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Дата | Группа №2 | ФИО преподавателя | ФИО посетившего |
11.09.2018 | | Темираева Лариса Омарбиевна | Малахова Лариса Николаевна |
Цель посещения: Изучение, обобщение и распространение опыта работы
Аттестация преподавателя
Тема урока: Социальные институты и их функции
Цели урока:
Личностные:
Осмысление изменений в обществе
Адаптация и способности поддерживать свою целостность, которая обеспечивает реализацию образовательных задач
Необходимость сохранять свою внутреннюю структуру
Предметные:
Формирование целостного представления об обществе и человеке; сферах и областях общественной жизни, механизмах или регуляторов деятельности людей
Знание ряда понятий об основных социальные объектах (социальных институтах)
Умение находить нужную информацию, работая с учебником, таблицей, дополнительным материалом
Метопредметные:
Умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату, способу действия
Умение самостоятельно видеть главное в изучаемом вопросе
Владением, умением работать с учебной информацией, различными логическими действиями, формулировать выводы
№ п/п | Параметры | Критерии |
1 | Мотивация | Умело организованное начало урока создало доброжелательную обстановку для работы обучающихся по усвоению знаний. Мотивация определяется проблемными заданиями. |
2 | Целеполагание | Преподаватель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала |
3 | Характер учебных занятий | Преподаватель использует разнообразные методы преподавания, учит работать с текстом, развивает умение осмыслить прочитанное, выделять главное, осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий. |
4 | Формы освоения урока | Используется самостоятельная индивидуальная и фронтальная форма работы с обучающимися |
5 | Управление познавательной деятельностью обучающихся и характеристика деятельности обучающихся на уроке | Обучающийся самостоятельно выявляют и формулируют проблему, ставят цели и определяют задачи и способы ее достижения. Коллективная работа повышает ответственность не только за свои успехи, но и за общие результаты, подчеркивается значимость в достижении каждого решения общей задачи |
6 | Методы используемые на уроке | Используется объяснительно-иллюстрированный, исследовательский и проблемный методы работы. Они соответствуют содержанию материала, целям и возрастным особенностям обучающихся, способствуют развитию наблюдательности и логического мышления, стимулируют обучающихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания |
7 | Применение инновационных технологий (эффективность применения) | Применяются технологии ИКТ и проблемно-диалогического урока. Это повышает эффективность учебного труда, расширяет возможность получения дополнительного материала по предмету |
8 | Коммуникация обучающихся | Преподаватель успешно использует средства письменной коммуникации. По ходу урока обучающиеся делают необходимые записи для обобщения и осмысления учебного материала |
9 | Формирование УУД | Преподаватель оптимально сочетает объяснение нового материала в диалоге с обучающимися, применяет проблемный метод обучения, учит анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы и отвечать на них |
10 | Организация обратной связи на уроке | Четко прослеживалась взаимосвязь репродуктивной деятельности обучающихся, шло формирование самоконтроля и взаимоконтроля |
11 | Система оценивания достижения обучающихся | Вырабатываются умение к самооценке, самоконтролю, самоаналицу деятельности |
12 | Рефлексия | Обучающиеся объективно анализируют результаты урока и определяют свою роль в совместной деятельности с преподавателем |
13 | Результативность урока | Результаты урока совпадают со средствами контроля знаний обучающихся |
14 | Домашнее задание | Задание дифференцированного характера, стимулирующие обучающихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания |
Выводы и рекомендации.
Урок цели достиг и соответствует целям анализа. Преподаватель в совершенстве владеет материалом, успешно использует технологии развивающего и проблемного обучения, разнообразные методы и формы работы с обучающимися. Урок оснащен наглядными иллюстративными материалами, тестовыми заданиями. Обучающиеся усвоили основные понятия и содержание учебного материала. Рекомендую добиваться более четких и полных ответов обучающихся. Уделять больше внимания рефлексии обучающихся.