СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социальные институты и их функции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Социальные институты и их функции»»

ГБПОУ Профессиональное училище №5







Методическая разработка на проведение открытого урока по обществознанию на тему: «Социальные институты и их функции»







Автор: Темираева Л.О.

Преподаватель истории и обществознания ПУ№5









































Г.Владикавказ 2020г.



Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  1. Осмысление изменений в обществе

  2. Адаптация и способности поддерживать свою целостность, которая обеспечивает реализацию образовательных задач

  3. Необходимость сохранять свою внутреннюю структуру

Предметные:

  1. Формирование целостного представления об обществе и человеке; сферах и областях общественной жизни, механизмах или регуляторов деятельности людей

  2. Знание ряда понятий об основных социальные объектах (социальных институтах)

  3. Умение находить нужную информацию, работая с учебником, таблицей, дополнительным материалом

Метопредметные:

  1. Умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату, способу действия

  2. Умение самостоятельно видеть главное в изучаемом вопросе

  3. Владением, умением работать с учебной информацией, различными логическими действиями, формулировать выводы

Технологическая карта урока

Содержание

время

Применение инновационных технологий


Тема урока




Социальные институты и их функции


Проблемное обучение

I

I Организационный момент



Дифференцированный опрос


II

II Изучение новой темы


Развивающее обучение


  1. Социальные институты, как элемент социальной структуры общества



  1. Характерные и существенные признаки социальных институтов

Личностно-ориентированное обучение



  1. Типологизация социальных институтов

Информационно-коммуникативные технологии


  1. Функции социальных интитутов и институализация


III

III Подведение итогов урока



Выставление оценок



Домашнее задание




Ход урока

  1. Организационный момент.

На прошлом уроке мы говорили об особенностях социальной системы. Назовите их.

Социальная сфера охватывает взаимодействие наций, народов, классов, сословий и других социальных групп. В этой части общества происходит распределение групп людей по шкале неравенства в зависимости от доходов, власти, престижа, возникают и находят свое разрешение классовые, межнациональные и другие социальные противоречия и конфликты. Социальная сфера охватывает также социальные институты и их функции. Попытаемся разобраться с этим вопросом.

План урока

  1. Социальные институты, как элемент социальной структуры общества

  2. Характерные и существенные признаки социальных институтов

  3. Типологизация социальных институтов

  4. Функции социальных институтов. Институализация.

II.

А) Социальные институты, как элемент социальной структуры общества.

Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главное из которых удовлетворение социальных потребностей.

На столах обучающихся таблицы: «Социальные институты, общественные потребности»



Общественные потребности

Социальные институты

Потребность в воспроизведении рода

Институт семьи и брака

Потребность в безопасности и социальном порядке

Государство и другие политические институты

Потребность в средствах сосуществования

Экономические институты

Потребность в получении знаний

Институты образования

Потребность в решении духовных проблем

Институт религии

Работа с таблицей.

Термин институт несет в себе несколько смысловых нагрузок: социальные организации, как учебные заведения, НИИ, проектные организации и т.д., институт, как совокупность социальных правовых норм (институт права, институт морали); институт, как форма регулирования общественных отношений, система социальных норм и ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для нормального функционирования общества, а также социальные учреждения (полиция, Прокуратура, суд, налоговая, религиозная организации).



Б) Характерные и существенные признаки социальных институтов

Таблица на интерактивной доске

Характерные признаки социальных институтов

Существенные признаки социальных институтов

Наличие определенной цели своей деятельности (например институт образования – цель: обеспечить высокий уровень знания людей) Социальные институты выполняют определенные функции (воспроизводство человеческого рода).

Социальным институтам характерно: распределение социальных позиций и ролей.

Социальные институты имеют определенный тип установлений, предписаний, норм и правил.

Социальные институты формируют систему санкций.

Социальному институту характерно наличие аппарата или механизма принуждения

Кодекс об образовании является механизмом принуждения по выполнению норм и правил в институте образования

Социальным институтам присуща устойчивость и долговременность функционирования

По масштабу ни одна социальная организация не может сравниться с социальным институтом



Вопросы для обучающихся.

Назовите характерные признаки социальных институтов и существенные признаки, сравните и объясните их?



В) Типологизация социальных институтов.

По жесткости и способам регламентации социальные институты подразделяются на формальные и неформальные.

В формальных институтах четко закреплены функции, права и обязанности, статусы и роли в них работающих. Они имеют свои учреждения, управляют социальными действиями и контролируют деятельность.

Неформальные институты не имеют жесткой регламентации, их деятельность регламентирована морально-нравственными нормами.

Работа обучающихся

В зависимости от сферы действий социальных институтов разделите их на формальные и неформальные.

Политические институты, правовые институты, институты законодательных и административных органов.

Институты обеспечения безопасности, экономическая сфера жизни.

Институт здравоохранения, институт социального обеспечения, институт брака и семьи, религия, образование, мораль, искусство.



Г) Функции социальных институтов. Институциализация.

Сообщение, подготовленное обучающимся.

Социальные институты выполняют ряд функций, которые подразделяются на две группы:

- Явные – при которых результат их функционирования заранее определен (институт образования выполняет функции обучения и воспитания. Это его главная задача. Вооруженные силы – выполняют функцию защиты государства).

- Латентные – когда выполняя явные функции решаются не только заранее определенные задачи и достигаются определенные цели, но решаются и другие объективно – возникшие задачи и достигаются побочные цели (например, институт образования формирует навыки межличностного общения. Вооруженные силы, выполняя функцию защиты государства, в то же время, выполняют воспитательную функцию)

Адаптационная функция – функция приспособляемости социальных институтов к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды

Интегративная функция – функция объединения и сплоченности социальных субъектов

Коммуникативная функция – функция распространения информации, как в пределах самого социального, так и на другие институты.

Социализирующая функция – функция формирования и развития личности под воздействием социальной среды.

Регулирующая функция – регулирует отношения между всеми субъектами социальной системы

Институциализация – процесс возникновения, формирования и развития социальных институтов.

Основные этапы институциализации:

- Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности соответствующих им условий

- Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей

- Возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института

- Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (бюро или комитеты политических партий, командные структуры в армии и т.п.)

- Создание характерной для данного института системы социальных статусов и ролей

- Процесс интернализации (усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.

III. Закрепление материала.

  1. Что такое социальный институт?

  2. Назовите функции социальных институтов?

  3. В чем заключается иституализация?

  4. Д/З $2 с объяснением

Используемая литература

  1. Л.Н. Боголюбов, Ю.И, Аверьянов, Н.И. Городецкая Обществознание Издательство Просвещение 2014г.

  2. Е.Н.Салыгин, Ю.Г. Салыгина Обществознание Издательский центр Винтана-Граф 2014г.

  3. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию авторы: П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Щевченко Астрель 2015г.

  4. Обществознание ЕГЭ 2017г. Легион автор О.А. Чернышова

Схема анализа урока по ФГОС профессия мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей



Дата

Группа №2

ФИО преподавателя

ФИО посетившего

11.09.2018


Темираева Лариса Омарбиевна

Малахова Лариса Николаевна



Цель посещения: Изучение, обобщение и распространение опыта работы

Аттестация преподавателя

Тема урока: Социальные институты и их функции

Цели урока:

Личностные:

  1. Осмысление изменений в обществе

  2. Адаптация и способности поддерживать свою целостность, которая обеспечивает реализацию образовательных задач

  3. Необходимость сохранять свою внутреннюю структуру

Предметные:

  1. Формирование целостного представления об обществе и человеке; сферах и областях общественной жизни, механизмах или регуляторов деятельности людей

  2. Знание ряда понятий об основных социальные объектах (социальных институтах)

  3. Умение находить нужную информацию, работая с учебником, таблицей, дополнительным материалом

Метопредметные:

  1. Умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату, способу действия

  2. Умение самостоятельно видеть главное в изучаемом вопросе

  3. Владением, умением работать с учебной информацией, различными логическими действиями, формулировать выводы

№ п/п

Параметры

Критерии

1

Мотивация

Умело организованное начало урока создало доброжелательную обстановку для работы обучающихся по усвоению знаний. Мотивация определяется проблемными заданиями.

2

Целеполагание

Преподаватель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала

3

Характер учебных занятий

Преподаватель использует разнообразные методы преподавания, учит работать с текстом, развивает умение осмыслить прочитанное, выделять главное, осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий.

4

Формы освоения урока

Используется самостоятельная индивидуальная и фронтальная форма работы с обучающимися

5

Управление познавательной деятельностью обучающихся и характеристика деятельности обучающихся на уроке

Обучающийся самостоятельно выявляют и формулируют проблему, ставят цели и определяют задачи и способы ее достижения. Коллективная работа повышает ответственность не только за свои успехи, но и за общие результаты, подчеркивается значимость в достижении каждого решения общей задачи

6

Методы используемые на уроке

Используется объяснительно-иллюстрированный, исследовательский и проблемный методы работы. Они соответствуют содержанию материала, целям и возрастным особенностям обучающихся, способствуют развитию наблюдательности и логического мышления, стимулируют обучающихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания

7

Применение инновационных технологий (эффективность применения)

Применяются технологии ИКТ и проблемно-диалогического урока. Это повышает эффективность учебного труда, расширяет возможность получения дополнительного материала по предмету

8

Коммуникация обучающихся

Преподаватель успешно использует средства письменной коммуникации. По ходу урока обучающиеся делают необходимые записи для обобщения и осмысления учебного материала

9

Формирование УУД

Преподаватель оптимально сочетает объяснение нового материала в диалоге с обучающимися, применяет проблемный метод обучения, учит анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы и отвечать на них

10

Организация обратной связи на уроке

Четко прослеживалась взаимосвязь репродуктивной деятельности обучающихся, шло формирование самоконтроля и взаимоконтроля

11

Система оценивания достижения обучающихся

Вырабатываются умение к самооценке, самоконтролю, самоаналицу деятельности

12

Рефлексия

Обучающиеся объективно анализируют результаты урока и определяют свою роль в совместной деятельности с преподавателем

13

Результативность урока

Результаты урока совпадают со средствами контроля знаний обучающихся

14

Домашнее задание

Задание дифференцированного характера, стимулирующие обучающихся к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания



Выводы и рекомендации.

Урок цели достиг и соответствует целям анализа. Преподаватель в совершенстве владеет материалом, успешно использует технологии развивающего и проблемного обучения, разнообразные методы и формы работы с обучающимися. Урок оснащен наглядными иллюстративными материалами, тестовыми заданиями. Обучающиеся усвоили основные понятия и содержание учебного материала. Рекомендую добиваться более четких и полных ответов обучающихся. Уделять больше внимания рефлексии обучающихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!