СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные нормы и социальный контроль

Нажмите, чтобы узнать подробности

По новому ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Социальные нормы и социальный контроль»

Обществознание. 7 класс Социальные нормы и социальный контроль МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Обществознание. 7 класс

Социальные нормы и

социальный контроль

МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Проверочный тест 1. Социальные нормы играют роль регулятора поведения людей гарантируют формирование у индивида совести всегда зафиксированы в законах всегда являются неписанными нормами поведения 2. Моральные нормы, в отличие от правовых, 1) регламентируют поведение людей 2) содержатся только в священных книгах 3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения 4) осваиваются в процессе социализации Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверочный тест

1. Социальные нормы

  • играют роль регулятора поведения людей
  • гарантируют формирование у индивида совести
  • всегда зафиксированы в законах
  • всегда являются неписанными нормами поведения

2. Моральные нормы, в отличие от правовых,

1) регламентируют поведение людей

2) содержатся только в священных книгах

3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Верны ли следующие суждения о социальной норме? А. Социальные нормы регулируют жизнь общества. Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Верны ли следующие суждения о социальной норме?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда. Запишите цифры, под которыми они указаны.  1) конфликты  2) обычаи  3) традиции  4) законы  5) мораль  6) предупреждение Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конфликты 2) обычаи 3) традиции 4) законы 5) мораль 6) предупреждение

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Соотнесите термины и определения Термин Определение А. Социальные нормы 1. Привычная форма поведения Б. Обычай 2. Правила поведения, требуемые в обществе В. Привычки 3. Принятая система правил и поведения в определенных кругах, ситуациях Г. Манеры Д. Этикет 4. Правила поведения, установленные церковью 5. Внешние формы поведения людей Е. Традиции 6. Правила поведения, установленные государством Ж. Религиозные нормы 7. Все, что унаследовано от предыдущих поколений З. Правовые нормы 8. Установившаяся схема поведения в определенных ситуациях Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Соотнесите термины и определения

Термин

Определение

А. Социальные нормы

1. Привычная форма поведения

Б. Обычай

2. Правила поведения, требуемые в обществе

В. Привычки

3. Принятая система правил и поведения в определенных кругах, ситуациях

Г. Манеры

Д. Этикет

4. Правила поведения, установленные церковью

5. Внешние формы поведения людей

Е. Традиции

6. Правила поведения, установленные государством

Ж. Религиозные нормы

7. Все, что унаследовано от предыдущих поколений

З. Правовые нормы

8. Установившаяся схема поведения в определенных ситуациях

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зачем нужен социальный контроль  Признаки существования контроля в социуме можно найти в любом обществе. Это явление было свойственно даже первобытнообщинным племенам.  Первоначально это был запрет нарушения установленных в общине обычаев и традиций. Кроме того, люди старались ограничивать себя и близких, чтобы не разгневать богов.  В качестве санкций за нарушение правил и норм поведения выступали стихийные бедствия, плохой урожай и т.д. – люди верили, что так боги показывают им, что совершенный проступок был неблаговидным.  Общественный контроль необходим для поддержания порядка. Без него люди не смогут чувствовать себя в безопасности, начнутся массовые беспорядки, самосуды.  Такой контроль дисциплинирует индивида , делает возможным установление деловых контактов в бизнесе. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зачем нужен социальный контроль

Признаки существования контроля в социуме можно найти в любом обществе. Это явление было свойственно даже первобытнообщинным племенам.

Первоначально это был запрет нарушения установленных в общине обычаев и традиций. Кроме того, люди старались ограничивать себя и близких, чтобы не разгневать богов.

В качестве санкций за нарушение правил и норм поведения выступали стихийные бедствия, плохой урожай и т.д. – люди верили, что так боги показывают им, что совершенный проступок был неблаговидным.

Общественный контроль необходим для поддержания порядка. Без него люди не смогут чувствовать себя в безопасности, начнутся массовые беспорядки, самосуды.

Такой контроль дисциплинирует индивида , делает возможным установление деловых контактов в бизнесе.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь урока Социальный контроль – это механизм воздействия общества на поведение личности и социальных групп. Социальные санкции – это реакция, мера воздействия общества на поведение индивида или группы лиц Совесть  - это  глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. Стыд   - чувство вины перед другими, например, за неисполненный долг. Воля   — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Словарь урока

Социальный контроль – это механизм воздействия общества на поведение личности и социальных групп.

Социальные санкции – это реакция, мера воздействия общества на поведение индивида или группы лиц

Совесть  - это  глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Стыд   - чувство вины перед другими,

например, за неисполненный долг.

Воля   — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции социального контроля Название функции Её суть Регулятивная обеспечивает регулирование отношений и управление ими на всех этапах развития социума и его уровнях. Охранительная имеет целью защитить все традиционные ценности , принятые в социуме, пресечь все попытки сломать и уничтожить эти традиции. Стабилизирующая принимает меры по удержанию общественного порядка в нормах , принятых законодательно, прогнозирует поведение индивидов и социальных групп, предотвращая действия, направленные на дестабилизацию общественного порядка. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции социального контроля

Название функции

Её суть

Регулятивная

обеспечивает регулирование отношений и управление ими на всех этапах развития социума и его уровнях.

Охранительная

имеет целью защитить все традиционные ценности , принятые в социуме, пресечь все попытки сломать и уничтожить эти традиции.

Стабилизирующая

принимает меры по удержанию общественного порядка в нормах , принятых законодательно, прогнозирует поведение индивидов и социальных групп, предотвращая действия, направленные на дестабилизацию общественного порядка.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальный контроль – это механизм воздействия общества на поведение личности и социальных групп. Элементы социального контроля: Социальные нормы Социальные санкции Самоконтроль Общественное мнение Индивидуальное самосознание Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальный контроль – это механизм воздействия общества на поведение личности и социальных групп.

Элементы социального контроля:

  • Социальные нормы
  • Социальные санкции
  • Самоконтроль
  • Общественное мнение
  • Индивидуальное самосознание

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальный контроль Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей Социальные санкции – реакция, мера воздействия общества на поведение индивида или группы лиц  позитивные негативные Формальные и неформальные Санкции – поощрение или наказание нацеленные на поддержание социальных норм. Приведите примеры Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальный контроль

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей

Социальные санкции

реакция, мера воздействия общества на поведение индивида или группы лиц

позитивные

негативные

Формальные и неформальные

Санкции – поощрение или наказание нацеленные на поддержание социальных норм.

Приведите примеры

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды социального контроля  ВНУТРЕННИЙ (Самоконтроль) Индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Если он совершит поступок против норм – у него возникает чувство вины – муки совести. Совесть – проявление внутреннего контроля. Чем выше внутренний контроль, тем меньше общество прибегает к внешним . Воля. ВНЕШНИЙ Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов Формальный Через общественные институты: суд, СМИ,  образование Общественное мнение Совокупность оценок, суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью Неформальный Одобрение или осуждение со стороны родственников и друзей Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды социального контроля

ВНУТРЕННИЙ (Самоконтроль)

Индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Если он совершит поступок против норм – у него возникает чувство вины – муки совести. Совесть – проявление внутреннего контроля. Чем выше внутренний контроль, тем меньше общество прибегает к внешним .

Воля.

ВНЕШНИЙ

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов

Формальный

Через общественные институты:

суд, СМИ, образование

Общественное мнение

Совокупность оценок, суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью

Неформальный

Одобрение или осуждение со стороны родственников и друзей

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Совесть  - это  глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека. Заранее осуждает человека за неправильный выбор, заставляя отрезаться от него Побуждает человека соблюдать нравственные нормы в ситуациях выбора Контролирует поступки человека. Всегда начеку, её невозможно обмануть  Стыд   - чувство вины перед другими. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Совесть  - это  глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Заранее осуждает человека за неправильный выбор, заставляя отрезаться от него

Побуждает человека

соблюдать нравственные нормы в ситуациях выбора

Контролирует поступки человека. Всегда начеку, её невозможно обмануть

Стыд   - чувство вины перед другими.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Средства и методы социального контроля Средства социального контроля: Социализация Воспитание Групповое давление Принуждение  Методы социального контроля: Изоляция Обособление Реабилитация Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Средства и методы социального контроля

Средства социального контроля:

  • Социализация
  • Воспитание
  • Групповое давление
  • Принуждение

Методы социального контроля:

  • Изоляция
  • Обособление
  • Реабилитация

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задание Что сказал поэт? в, даже, права, имеет, не, детстве, поступков, неправедных, совершать, человек. Александр Блок  Даже в детстве человек не имеет права совершать неправедных поступков. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задание

Что сказал поэт?

в, даже, права, имеет, не, детстве, поступков, неправедных,

совершать, человек.

Александр Блок

Даже в детстве человек не имеет права совершать неправедных поступков.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВЫВОД Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВЫВОД

Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений.

Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Верны ли следующие суждения? А) Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения. Б) Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм. 1) верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения? А) Социальный контроль способствует поддержанию стабильности общества. Б) Социальный контроль позволяет индивидам успешно интегрироваться в общество. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Верны ли следующие суждения?

А) Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения.

Б) Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.

1) верно только А 2)верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения?

А) Социальный контроль способствует поддержанию стабильности общества.

Б) Социальный контроль позволяет индивидам успешно интегрироваться в общество.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Известный предприниматель учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример 1)социального авторитета 2) социальной нормы 3) социальной санкции 4) социализации 4. Найдите в приведенном списке неформальные негативные санкции. Номера запишите в порядке возрастания. Бойкот Аплодисменты Насмешка Выговор Комплименты Улыбка Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Известный предприниматель учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример

1)социального авторитета

2) социальной нормы

3) социальной санкции

4) социализации

4. Найдите в приведенном списке неформальные негативные санкции. Номера запишите в порядке возрастания.

  • Бойкот
  • Аплодисменты
  • Насмешка
  • Выговор
  • Комплименты
  • Улыбка

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Установите соответствие ПРИМЕРЫ САНКЦИЙ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ САНКЦИЙ А) комплименты Б) вручение почетной грамоты Неформальные позитивные Формальные позитивные В) лестный отзыв Г) государственная стипендия Д) присуждение ученой степени 6. Установите соответствие ПРИМЕРЫ А) разоблачительная статья ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ САНКЦИЙ Б) клевета Формальные негативные Неформальные негативные В) увольнение Г) отлучение от церкви Д) замечание Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Установите соответствие

ПРИМЕРЫ САНКЦИЙ

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ САНКЦИЙ

А) комплименты

Б) вручение почетной грамоты

  • Неформальные позитивные
  • Формальные позитивные

В) лестный отзыв

Г) государственная стипендия

Д) присуждение ученой степени

6. Установите соответствие

ПРИМЕРЫ

А) разоблачительная статья

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ САНКЦИЙ

Б) клевета

  • Формальные негативные
  • Неформальные негативные

В) увольнение

Г) отлучение от церкви

Д) замечание

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.   1.Поощрение 2. Санкция 3. Наказание  4. Премирование 5. Увольнение 8. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)  К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ». 2)  Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад. 3)  В. получил на заводе премию за своё изобретение. 4)  Л. присвоена степень доктора физико-математических наук. 5)  Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты. 6)  Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

  1.Поощрение 2. Санкция 3. Наказание

4. Премирование 5. Увольнение

8. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2)  Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.

3)  В. получил на заводе премию за своё изобретение.

4)  Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.

5)  Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.

6)  Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

9. Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкции.   1)  правительственная премия 2)  спонсорский грант 3)  похвала 4)  аплодисменты 5)  дружеское рукопожатие 10. Вставьте пропущенное понятие. Элементы социального контроля Социальные нормы Социальные …… Молодцы! Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

9. Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкции.

  1)  правительственная премия

2)  спонсорский грант

3)  похвала

4)  аплодисменты

5)  дружеское рукопожатие

10. Вставьте пропущенное понятие.

Элементы социального контроля

Социальные нормы

Социальные ……

Молодцы!

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание Записи в тетради, презентация Выучить новые понятия.   Письменно обязательное Используя материал презентации, составьте сложный план по теме: «Социальный контроль». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. По желанию на выбор Составить с инквейн «Совесть» Найти пословицы и поговорки о совести  3. Написать эссе «Моя совесть» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Записи в тетради, презентация

Выучить новые понятия.

Письменно обязательное

Используя материал презентации, составьте сложный план по теме: «Социальный контроль». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

По желанию на выбор

  • Составить с инквейн «Совесть»
  • Найти пословицы и поговорки о совести

3. Написать эссе «Моя совесть»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!