Ж. «Профессиональное образование».
Автор: Колмогорова Ирина Константиновна, аспирант Подольского социально-спортивного института. Социальные организационно-педагогические аспекты адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности.
e-mail: [email protected].
«СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Колмогорова Ирина Константиновна
Аспирант Подольского социально-спортивного института (ПССИ).
Аннотация:
Комплексный подход в расширении взаимодействия Вуза с предприятиями и организациями, формирование организационно-педагогических аспектов адаптации молодых специалистов, выявление и учет индивидуальных особенностей каждого выпускника/специалиста способны обеспечить менее длительную адаптацию к трудовой деятельности, раскрытие его творческого потенциала, сокращение затрат предприятий по отбору кадров. Способность к самонаблюдению, самоанализу, саморефлексии, социального развития личности, а также наличие знаний, умений и навыков в области трудоустройства и адаптации к профессиональной деятельности выпускника/специалиста можно рассматривать в качестве важнейших составляющих психолого-педагогической грамотности и культуры молодого специалиста, сокращая трудный процесс вхождения в новую трудовую сферу. Трудовая адаптация молодых специалистов является комплексным процессом и требует социального организационно-педагогического подхода и объединения нескольких структур с целью наиболее эффективного достижения вхождения работника в профессиональную деятельность.
Ключевые слова: адаптация персонала производства; качество адаптации к труду; профессиональная подготовка и опыт.
The summary:
The complex approach in expansion of interaction of High school with the enterprises and the organizations, formation of organizational-pedagogical aspects of adaptation of young experts, revealing and the account of specific features of each graduate/expert are capable to provide less long adaptation to labor activity, disclosing of its creative potential, reduction of expenses of the enterprises for selection of shots. Ability to introspection, introspection, a self-reflection, social development of the person, and also in the field of employment and adaptation to professional work of the graduate/expert it is possible to consider presence of knowledge, skills as the major components of psihologo-pedagogical literacy and culture of the young expert, reducing difficult process of occurrence in new labor sphere. Labor adaptation of young experts is complex process and demands the organizational-pedagogical approach and association of several structures for the purpose of the most effective achievement of occurrence of the worker in professional work.
Keywords: adaptation of the personnel of manufacture; quality of adaptation to work; vocational training and experience.
Введение
В условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, увеличивается число специалистов, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь молодому специалисту успешно влиться в новую трудовую сферу — важнейшая задача его руководителя, специалистов по кадрам, но прежде, эта задача возлагается на учреждения профессионального образования.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности [4].
Успешность адаптации молодых специалистов зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, тем труднее проходит процесс адаптации.
Адаптация — это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, а так же изменения самого человека.
Немаловажным аспектом является организация эффективного управления адаптацией. Управление процессом адаптации — это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п. [2]. Связь процесса профессиональной адаптации при управлении ее течения (посредством профессиональных самоидентификации и самоопределения) с ценностями человека обусловливает необходимость воздействия на ценностный уровень личности молодых специалистов при их профессиональной адаптации, которая соприкасается с проблемой самореализации выпускников в будущей профессиональной деятельности. Основой управления процессом адаптации являются: наличие смысла, что делает возможным планирование будущего, а также принятие и реализацию намерений в деятельности, формирование педагогически оптимальной системы межличностного взаимодействия в учебной группе и на конец, само предприятие - потребитель образовательных услуг, без участия которого подготовка будущих специалистов к трудовой адаптации не будет иметь смысла
[1],[3].Очерченные составляющие структуры подготовки обучающихся к профессиональной адаптации комплексно связаны между собой [2],[6],[8],[9].
Подготовка молодых специалистов к профессиональной адаптации должна представлять собой не только процесс усвоения каждым выпускником определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в социальной и трудовой сферах жизнедеятельности, но и большее количество практических занятий направленных на выработку адаптации к рабочему мест, навыка эффективного межличностного взаимодействия, умения распознавать и владеть своими эмоциями, а так же знаний своих прав и обязанностей в ТЗ РФ. Данный подход может существенно сократить процесс профессиональной адаптации уже на рабочем месте путем повышения стрессоустойчивости, мотивации и творческой активности за счет практических (тренинговых) занятий при обучении в профессиональных образовательных учреждениях [10].
Цель нашего исследования – изучение и систематизация условий профессиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм» с формированием социальных организационно-педагогических аспектов.
Организация и методы исследования:
Поскольку нашей задачей являлось изучение и систематизация условий профессиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности выпускников вуза по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм» с формированием организационно-педагогических аспектов, то следует отметить, что особенностью адаптации выпускников вузов в сферах физической культуры, спорта и туризма к условиям профессиональной деятельности являются знания о процессах физического воспитания, спортивной подготовки, умений реализовать программы туристско- экскурсионной деятельности, хорошее владение навыками организации и управления в данной сфере услуг [14]. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что наибольшее влияние на процессы профессиональной ориентации и адаптации к профессиональной деятельности студентов вузов оказывает профессиональная мотивация, формируемая системой образования, производственной практикой, социальным окружением, средствами массовой информации и рядом других условий [3],[4],[7]. По данным американских исследователей, правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 – 15% увеличивает производительность труда, в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения специалистов[5].
Проведенный нами анализ состояния профессиональной подготовки студентов выпускных курсов в аспекте выявления состава знаний о будущей профессии и условий, оказывающих наибольшее влияние на процессы профессионального самоопределения и адаптации к профессиональной деятельности показал, что согласно статистическим данным, в сфере физической культуры, спорта и туризма Московской области 50% специалистов не имеют профильного профессионального образования, тогда как около 60% выпускников профильных учебных заведений после окончания вуза не находят работы [4]. Всё это свидетельствует о слабой осведомлённости студентов о выбранной профессии, о личностных особенностях и особенностях трудоустройства, реальной потребности в кадрах по профилю своей специальности.
Получить отклик от работника по многим вопросам оценки адаптации помогают разнообразные вопросники, которые должны быть предъявлены работнику после предполагаемого завершения периода адаптации[6]. Так, нами был проведен анкетный опрос выпускников вуза гуманитарного профиля последних трех лет выпуска, одной из целей которого являлось выяснение степени адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности по специальности. По полученным нами результатам выяснилось, что более половины опрошенных не работают по своей специальности, профессиональный рост отсутствует, снижены эмоциональный фон и социальные контакты, так же опрошенными описывается их низкая работоспособность и успешность деятельности. Выявленные данные и проблемная ситуация, сложившаяся на сегодня в вопросах занятости молодых специалистов привели нас к выводу, что необходим поиск технологий более эффективной профессиональной ориентации и адаптации выпускников вуза и содействия им в вопросах трудоустройства.
В аспекте изучения и систематизации основных составляющих профессиональной адаптации и ориентации в ходе исследования был проведен пилотажный эксперимент, в котором приняли участие студенты выпускных курсов по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Туризм» Подольского социально-спортивного института. По результатам анкетных данных удалось установить, что более половины студентов не имеют представления о практике трудоустройства. Лишь 10% студентов, прошедших тестирование на определение профориентации имели полное представление о выбранной профессии; такое же количество студентов показали полностью сформированную направленность на трудовую деятельность. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты слабо ориентируются в научно-практических основах формирования профессиональной мотивации. Большинству студентов не хватает знаний о психологических свойствах личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера, что отрицательно влияет на профессиональную ориентацию и подготовку студентов. Кроме того, более 60% опрошенных ничего не знали о типовых правах молодых специалистов и обязанностях работодателей, изложенных в трудовом законодательстве Российской Федерации. Лишь 12% студентов, прошедших тестирование на определение профориентации (ознакомление, сравнение, развитие профессионально-важных качеств) по выбранным специальностям (определение статуса профессиональной идентичности Дж. Марсии), а так же, на определение степени сформированности и направленности на профессиональную деятельность (опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой), смогли сопоставить содержание получаемого образования с реальностью будущей профессии [7].
По полученным нами данным двух направлений подготовки гуманитарного профиля – «Физическая культура» и «Туризм» видно, что образовательная среда указанных направлений требует серьезной доработки в области производственной практики, углубленного изучения типовых прав, психологии личности молодых специалистов в вопросах профессиональной адаптации, знаний о регулировании сферы трудовой занятости в России.
Весь собранный, обработанный и проанализированный нами материал о студентах и молодых специалистах привели нас к выводу, что необходим поиск новых технологий адаптации выпускников вуза и содействия им в вопросах трудоустройства. Результаты исследования послужили основанием для систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов для проектирования социальных организационно-педагогических аспектов комплексной модели адаптации к профессиональной деятельности.
В учебный процесс Подольского социально-спортивного института нами были внедрены педагогические технологии адаптации выпускников вуза; разработана методика, способствующая улучшению процесса трудоустройства молодых специалистов. Основой адаптации выпускников вуза к профессиональной деятельности явились элективные спецкурсы и программы учебной практики. При прохождении элективного курса «Технологии трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вуза по направлению гуманитарного профиля» выпускники имели возможность узнать и сопоставить свои реальные способности с профессионально важными качествами в избранной сфере деятельности путем психологического тестирования и получить консультацию по повышению недостающих профессионально-важных качеств, ознакомиться с эффективными практическими приемами трудоустройства, получить знания о трудовом законодательстве РФ, пройти тренинг общения ( межличностное, деловое), обучиться антистрессовым методикам. Анонимные данные пройденного тестирования были предоставлены в ректорат института для дальнейшего анализа и выводов [10].
Реализованный нами элективный курс основан на систематизации условий профессиональной ориентации и адаптации к труду выпускников гуманитарных факультетов для проектирования социальных организационно-педагогических аспектов комплексной модели профессиональной адаптации к профессиональной деятельности молодых специалистов профессиональных сфер «Физическая культура» и «Туризм» с помощью анализа и синтеза литературных источников различных авторов (Асеев В.Г., Белозерова Л.И., Дружилов С.А., Дусь Т.Э., Зеер Э.Ф., Иванченко Г.В., Коханов Е.Ф. и др.), с которой можно ознакомиться в представленной нами табличной форме (см. таблицу 1).
Таблица 1.
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СФЕР «Физическая культура» и «Туризм» К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов на рабочем месте. Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Этап 2. Ориентация — практическое знакомство выпускника-специалиста со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Этап 3. Действенная адаптация - приспособление новичка к своему статусу в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. Этап 4. Функционирование. Завершение процесса адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”, поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у молодого специалиста возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного. На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией. |
Управление процессом адаптации молодых специалистов на рабочем месте. Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации являются: - организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации; - проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; - интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вступающих в должность; - специальные курсы подготовки наставников; - использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий; - выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; - подготовка замены при ротации кадров; - проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников; Функции и направления деятельности подразделений. Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям: А) Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в структуре системы управления персоналом; Б) Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям; В) Развитие наставничества. |
Роль профессионального образования в профессиональной адаптации будущих молодых специалистов. Цели и задачи профессионального образования обусловлены необходимостью обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации в процессе последующего исполнения профессиональных функций. Составляющие структуры подготовки обучающихся к профессиональной адаптации: 1.Формирование у обучающихся разнообразной и позитивной жизненной перспективы и формирование педагогически оптимальной системы межличностного взаимодействия; 2. Воздействия на ценностный уровень личности молодых специалистов при их профессиональной адаптации, соприкасающейся с проблемой самореализации выпускников в будущей профессиональной деятельности; 3. Наличие смысла высшего профессионального образования для формирования у обучающихся позитивного представления о будущем, результатом которого является наличие у обучающихся цепочки жизненных целей, что делает возможным планирование будущего и принятие, реализацию намерений в деятельности; 4. Наличие факультативов с большим количеством практических занятий направленных на выработку адаптации к рабочему месту ,навыка эффективного межличностного взаимодействия, умения распознавать и владеть своими эмоциями, а так же знаний своих прав и обязанностей в ТЗ РФ; Адаптация молодых людей к профессиональным условиям в учреждениях ПО может считаться первой стадией подготовки обучающихся к профессиональной адаптации. Очерченные составляющие структуры подготовки обучающихся к профессиональной адаптации комплексно связаны между собой. |
Способы оценки профессиональной адаптации молодых специалистов. Диагностика: Включенное и не включенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование. 1.Способы субъективной оценки социально-психологических аспектов эффективности адаптации: - (определение адаптации/дезадаптации); - (определение низкого/высокого уровня ситуативной личностной тревожности); – (определение самооценки, уровня притязаний и отношения «Я-реального» и «Я-идеального»); – (определение уровня невротизации и депрессивности); – (определение уровня локуса контроля (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам)); – (определение включенности в коллектив/одиночества). 2. Способы объективной оценки социально-психологических аспектов эффективности адаптации: А)Об успешности адаптации свидетельствуют: - включенность в деятельность группы; -высокий социальный статус и положительная эмоциональная активность; - Самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения; - Наличие глубоких личностных контактов, широкий круг общения; - Умение обеспечить свои основные потребности; - Высокие работоспособность и успешность деятельности, проф. рост; - Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность в поведении; - Соматическое благополучие. Б)О дезадаптации свидетельствуют: - Низкая степень интеграции (составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое ),(вплоть до дезинтеграции – разложение личности) индивида со средой; -Низкий социальный статус и эмоциональная активность; - Зависимость, конформность(я как все); - Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный круг общения; - Неумение обеспечить свои основные потребности; - Социальная пассивность, замкнутость; - Низкие работоспособность и успешность деятельности (иногда — вплоть до дезорганизации), отсутствие профессионального роста; - Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадаптивных способов поведения (конфликтность, агрессивность, необоснованные лидерские устремления, депрессивность); - Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д. |
Предел профессиональной адаптации молодых специалистов. Сроки адаптации оцениваются по: - объективным показателям — уровень и стабильность количественных показателей труда; - субъективным показателям — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др.; Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1—1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. |
Составляющие мотивационной профессиональной структуры личности молодых специалистов. - «Я-концепция»; - социальная зрелость; - осознанность выбора; - осведомленность о профессии; - адекватный уровень притязаний к профессии; - удовлетворенность выбором; - желание работать по профессии; - понимание аспекта требования времени при выборе профессии. |
С помощью данной комплексной модели объединенных аспектов адаптации молодых специалистов можно существенно сократить сроки адаптации к трудовой деятельности, уменьшить текучесть кадров, увеличить производительность труда, существенно уменьшить переучивания специалистов.
Заключение
Трудовая адаптация молодых специалистов является комплексным процессом и требует социального организационно-педагогического подхода и объединения нескольких структур с целью наиболее эффективного достижения вхождения работника в профессиональную среду.
В ходе исследования условий адаптации профессиональной деятельности, а так же социальных организационно-педагогических аспектов адаптации профессиональной деятельности выпускников вуза гуманитарного профиля, по направлению «Физическая культура» и «Туризм», были выявлены многочисленные проблемы профориентации и адаптации, связанные с недостаточным уровнем знаний о процессах самоопределения, психологии личности, различных формах эффективного взаимодействия, трудоустройства , знаний трудового законодательства РФ и т.д. В качестве средств по повышению уровня профессиональной ориентации и адаптации выпускников вышеупомянутых направлений обучения были разработаны и реализованы разделы образования, а так же формы производственной практики, систематизирована и составлена комплексная модель социальных организационно-педагогических аспектов адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности, позволяющие усовершенствовать организационную, а в некоторых сферах и практическую работу по подготовке молодых специалистов к технологиям трудоустройства, которые представлены в примерной программе авторского элективного курса «Технологии трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вуза по направлению гуманитарного профиля», что может существенно сократить процесс адаптации молодых специалистов на трудовом поприще, обеспечивая наиболее эффективное вхождение работника в профессиональную среду и как следствие увеличение производительности труда.
Литература
1.Арестова О.Н. Операциональные аспекты временно'й перспективы личности / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2000. - №4. – С. 61 – 73.
2.Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В.Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. – 317 с.
3.Белозерова Л.И. Управление процессом профессионального становления личности студента / Л.И. Белозерова // Вестник ВГПУ. - 1999. - № 2. - С. 31 - 34.
4.Бестужев-Лада И.В. Социальные проблемы занятости в России / И.В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. – 2002. - №12.
5.Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности–неуспешности /А. С. Готлиб // Социологические исследования. – 2001. - №7.
6.Дружилов С.А. Профессионализм человека и критерии профессиональной адаптации / С.А. Дружилов // Объединенный научный журнал. – М.: Изд-во ТЕЗАРУС, 2003. - № 1. – С.15-16.
7.Дусь Т.Э. Система свойств личности как составляющая информационной базы для осознанного выбора профессии// Журнал «Социальная педагогика и социальная работа в Сибири». - 2002. - № 1. - С. 20 – 29
8. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика. – 2002. - №3. – С. 16 – 21.
9.Иванченко Г.В. Самоопределение личности как открытый проект /Г.В. Иванченко // Человек. - 2005. - N 3.
10.Колмогорова И.К. Технологии трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников вуза по направлению гуманитарного профиля. /Примерная программа элективного курса. Подольск.2011г.
11.Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность.
М., 1996.
12.Материалы программы «Практика кадровых служб Санкт-Петербурга» /
http://www.smesupport.leontief.ru/recruitment.
13.Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М., 1998, стр. 237-242.
14.Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. – М.: Издт-во ТЕИС,1995.162с.