Свидер Александр Николаевич
Преподаватель-организатор
ОБЖ ОБПОУ»Рыльский
аграрный техникум
Социальные основы организации процесса адаптации студентов к условиям обучения в ССУЗе
В настоящее время, время компьютеризации и информатизации, когда главным объектом управления становятся не материальные объекты, а символы, идеи, знания, когда большинство людей заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, XXI век можно назвать как «век образования».
Но сегодняшняя система образования не удовлетворяет в полной мере требованиям сохранения и развития интеллектуального и нравственного потенциала студентов. Рыночная экономика требует, чтобы каждый человек выступал как субъект с широкими возможностями выбора. Поэтому образованность не многознание и профессиональная компетенция, а высокий уровень теоретической общеобразовательной, общепрофессиональной подготовки для того, чтобы создать собственную картину мира, сформировать разностороннее развитие личности с высоким уровнем способностей к социализации и адаптации.
Таким образом, образование тесно связано с социализацией, которое определяется как процесс усвоения студентами определённой системы знаний, позволяющий им функционировать как полноправным членам общества.
Социализация личности – явление разностороннее, но общим является приспособленность личности к среде и раскрывается через понятие «адаптация». Проблема адаптации студентов является одной из ключевых в современной жизни и является единой для всех систем образования.
Адаптация студента в новом учебном заведении – постоянный разносторонний процесс перестройки организма в соответствии с новыми требованиями, задачами, целями, в ходе чего происходит его личное профессиональное развитие и самореализация. Начало обучения в ССУЗе хронологически совпадает с новой стадией психологического развития студента, формированием его социальной зрелости, выработкой оценочного отношения к условиям собственной жизнедеятельности.
Целенаправленный, спланированный и организованный процесс адаптации имеет особое первоочередное значение. Поэтому необходима глубоко продуманная социально-педагогическая работа по введению студентов в новые условия их жизнедеятельности. На начальном этапе важно дать правильную ориентацию в системе поведения, так как начальные знания надолго определяют характер студента и его развитие. Так же формируется новый коллектив, то есть наиболее значимое и влиятельное окружение студента на протяжении всего периода обучения. Ещё необходимо учитывать изменение условий обучения при поступлении в ССУЗ в противовес школьным условиям, ставшими привычными и неизменными.
Известно, что студент не только объект целенаправленного воздействия, то есть обучения и воспитания, но и активный субъект социальной жизни, обладающий своими личностными качествами: темпераментом, характером, интеллектом, способностью. Необходимо понимать и принимать студента, его проблемы и трудности в период адаптации к новым условиям.
В качестве основных трудностей, препятствующих процессу адаптации личности студента к новым условиям СУЗа можно выделить следующие:
- трудности, связанные с новой организацией учебного процесса, особенностями содержания обучения в нём, традициям, новым обязанностям;
- трудности общения, то есть когда обучаются иногородние студенты и местные, имеющие свои жизненные принципы;
- дидактические трудности, то есть изучение новых форм занятий, необходимых навыков, способов, отличных от школьных;
- трудности, обусловленные психологическими и психическими особенностями личности.
С целью преодоления трудностей процесса адаптации в ССУЗах специально планируются мероприятия, для адаптации студентов нового набора. Здесь можно выделить следующие мероприятия: знакомство с историей учебного заведения, посвящения в студенты, проведение спортивных праздников, проведение родительских собраний не менее двух раз в семестр, ведение ежемесячной аттестации по успеваемости и посещаемости, что позволяет контролировать процесс обучения и вовремя оказать помощь.
В последние годы резко обострилось состояние здоровья молодёжи. Число нездоровых людей превышает 90%. Резко снизились готовность призывников к службе в армии. Например, в нашем районе только 10% молодежи призывного возраста имеют категорию годности А1 (готовность к службе в любых войсках). Материальное положение молодых людей мало зависит от их уровня образования, квалификации. В молодёжной среде заметно расслоение по социально-экономическим показателям. Классному руководителю и преподавателям необходимо учитывать все моменты жизнеобеспечения студентов.
Для оптимальной организации и протекания процесса адаптации необходимы усилия всех участников этого процесса, разработка новых форм и методов работы, соответствующих новым тенденциям времени и потребностям студентов.
В целом, процесс адаптации студентов обеспечивается всем организационными структурами, например:
- администрация определяет приоритеты отбора содержания образования и организационных форм с тем, чтобы максимально учитывать индивидуальные особенности студентов;
- преподаватели занимаются модернизацией содержания образования непосредственно в своих предметных областях;
- психолог оказывает консультирования в сфере своей компетенции;
- воспитатели общежития помогают обустроиться в общежитии, следят за наведением порядка и выполнением самоподготовки;
- классные руководители должны знать психологические особенности каждого студента в отдельности, чтобы помочь ему быстрее адаптироваться.
Специфика современного образования состоит в том, что она должна не только вооружить студента прочными знаниями, но и сформировать у него потребность в самостоятельном непрерывном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможность для отработки умений и навыков.
Но как показывает практика, противоречия между школами и ССУЗами не позволяют успешно организовать процесс непрерывного образования по ряду причин:
- отсутствие преемственности в образовательных программах и технологиях, методов обучения;
- длительный адаптационный период студентов нового набора;
- большое переутомление, от неумения распределения своего времени;
- неумение пользоваться литературой;
- отсутствие навыков конспектирования лекций.
Исходя из этого, возникает проблема: как работать с группой студентов, имеющих разный уровень подготовки?
Студенты должны адаптироваться к новым социально-психологическим нормам. Необходимо создать психологические, организационные, методические условия для успешного включения студентов в работу.
Это может осуществляться по следующим направлениям:
- педагогическое: перестройки системы обучения в части формы проведения занятий (внесение элементов дискуссий, размышлений на данную тему);
- дидактическое: использование наглядных пособий, личных примеров;
- психологическое: использование психотерапевтических приёмов при работе со студентами, указывая на традиции и ценности учебного заведения, культуру поведения и поддержания здорового образа жизни.
Процесс адаптации будет протекать эффективнее, если студент усвоит своё предназначение в жизни, научится понимать разницу между школой и специальным учебным заведением, познавать окружающий мир и себя, то есть превратить себя в предмет изменения и весь коллектив учебного заведения должен помочь ему в этом.