СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные отношения. Гендерные отношения, роли и стереотипы. Социально-психологические теории личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальные отношения. Гендерные отношения, роли и стереотипы. Социально-психологические теории личности. Лекция.

Просмотр содержимого документа
«Социальные отношения. Гендерные отношения, роли и стереотипы. Социально-психологические теории личности»

Лекция «Социальные отношения. Гендерные отношения, роли и стереотипы. Социально-психологические теории личности».


Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает содержание и характер отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Зиммеля и особенно Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии. Как писал Сорокин: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления». «Предметом социологии, — говорится в одном из американских учебных пособий по социологии, — является непосредственное вербальное и невербальное взаимодействие. Основная задача социологии — достижение систематического знания социальной риторики. Интервью как форма риторики является не просто социологическим инструментом, а частью своего предмета изучения».

Однако само по себе социальное взаимодействие еше ровно ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих сил, а эти свойства не могут найти объяснения в факте взаимодействий, как бы ни изменялись они благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон. Именно поэтому главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. В современной западно-европейской и американской социологии эта сторона социального взаимодействия рассматривается главным образом с позиций символического интеракционизма и этномстодологии. В первом случае любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т. д.; вследствие этого объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию». Во втором случае социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного опыта».

Повседневный опыт, значения и символы, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию, а иначе и быть не может, известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия — те реальные социальные явления и процессы, которые выступают для людей в виде значений, символов, повседневного опыта.

В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на «интерпретирующей роли» индивида по «определению ситуации» или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь, все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис.

Способ взаимодействия

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) передачу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на полученную информацию; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Социальные отношения

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Социальные общности

Для социальных общностей характерны: наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального положения, профессиональной подготовки и образования, интересов и потребностей и т. д.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальные категории); способ взаимодействия данной совокупности индивидов (нации, социальные классы, социально-профессиональные группы и др.), т. е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т. е. территориальные общности; степень ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. п.).

Формирование социальных отношений

Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, что отношения с другими складываются по-разному, что этот мир отношений вмещает пеструю палитру чувств — от любви и непреодолимой симпатии до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература как хороший помощник социолога отражает в своих произведениях неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.

Классифицируя социальные отношения, их в первую очередь подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга.

Односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому чувство любви и предполагает, что подобное чувство испытывает и его партнер, и ориентирует свое поведение на это ожидание. Однако, когда, например, молодой человек сватается к девушке, он неожиданно для себя может получить отказ. Классическим примером односторонних социальных отношений являются отношения Христа и апостола Иуды, предавшего учителя. Мировая и отечественная художественная литература даст нам немало примеров трагических ситуаций, связанных с односторонними отношениями: Отелло — Яго, Моцарт — Сальери и т.д.

Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями именно благодаря ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Таким образом, ценности выступают необходимым условием социальных отношений.

Для определения отношений индивидов используются два показателя:

ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;

ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.

Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.

Условно все ценности подразделяют следующим образом:

ценности благосостояния, включающие в себя материальные и духовные блага, без которых невозможно поддержание нормальной жизнедеятельности индивидов, — богатство, здоровье, безопасность, профессиональное мастерство;

все прочие — власть как наиболее универсальная ценность, поскольку обладание ею позволяет приобретать другие ценности (уважение, статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (справедливость, доброта, порядочность и др.); любовь и дружба; выделяют также национальные ценности, идеологические и т.д.

Среди социальных отношений выделяются отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S1, (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d1 если социальная система S2 не совершит действий d2. При этом система S2 называется доминирующей, а система S1 — зависимой.

Предположим, что мэр города Лос-Анджелес не может выплатить заработную плату коммунальщикам, пока ему не выделит деньги губернатор Калифорнии, который распоряжается этими средствами. В этом случае мэрия является зависимой системой, а губернаторская администрация рассматривается как доминирующая система. На практике часто возни кают двойственные взаимозависимые отношения. Так, население американского города зависит от руководителя в части распределения средств, но и мэр зависит от избирателей, которые могут его не избрать на новый срок. Линия поведения зависимой системы должна быть предсказуема для доминирующей системы в области, которая касается отношений зависимости.

Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные, т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

Часто в организации руководитель во всем полагается на мнение работающего здесь же родственника, в угоду ему нередко принимаются ошибочные сточки зрения интересов организации решения, за которые потом расплачивается весь коллектив. В старинном водевиле «Лев Гурыч Синичкин» вопрос о том, кто будет играть главную роль в премьерном спектакле вместо заболевшей актрисы, может решить только главный «меценат» театра (граф Зефиров). Кардинал Ришелье фактически правил Францией вместо короля. Иногда социологу, чтобы разобраться в конфликтной ситуации в коллективе, куда его пригласили в качестве эксперта, надо начинать с поиска «серого кардинала» — неформального лидера, который фактически обладает реальным влиянием в организации.

Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.

В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.

В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство. Непреодолимое влечение к азартным играм может лишить человека средств к существованию, но он вновь и вновь возвращается к рулетке или картам.

Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении — это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.


Гендерные отношения в современном обществе

Гендер — это модель женских и мужских ролей, их взаимоотношения в данном обществе, социопсихологические и социокультурные особенности. 
Аспекты гендера - биологический пол, тендерная идентичность, конфликтные стереотипы М и Ж, гендерные роли (разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полами) - самое важное для соц. работы.
Для обоснования подходов соц. результата признает необходимость проведения диагностики гендерного факта.
Гендерные исследования: 
1 .С учетом женщин   
2.Противопоставление муж. и жен.
3.Особых   гендерных   явлений   (материнство,   отцовство,   домашний   труд   как   сфера   микро эк-ки).
Множество исследований позволили выявить проблемы: гендерные отношения в системе прав чел., равноправие на рынке труда, насилие в отношении женщин и девочек, гендерные отношения в семье.
Все население разделяется на категории. Социальные проблемы имеют различные категории населения; проблемы  определены их возрастом, социальным, семейным положением, состоянием здоровья. В последнее время, внимание уделяется гендерному аспекту  социальных проблем, т.е. анализу проблем клиента и определению технологий оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Такое внимание объясняется изменением положения женщин в обществе.
Социальная работа с мужчинами заслуживает выделения в отдельную отрасль. Однако, в России и во всем мире соц работа с мужчинами только развивается. Социальная работа с женщинами признается наиболее важной из всех сфер соц работы.
Причины выделения женщин в специфическую категорию клиентов соц работы:
    1.Выполнение женщинами генеративной ( деторождение )
    2.Подчиненная роль женщин в разделении труда
     3.» Двойная занятость» женщин дома и на производстве и т. д.
Социальное положение мужчин и женщин в РФ и зарубежом:
1.все женщины которые хотят работать- работают
2.во власти преобладание мужчин
3.женщины сравнялись по образованности с мужчинами, а в некоторых странах превзошли.
Это определяет фундаментальное равноправие женщин. Однако, провозглашение равенства мужчин и женщин в международных документах , конституции РФ расходится с действительностью , т.к. в условиях соц напряженности  решается  соц проблемы за счет более слабых слоев – детей и женщин.       

Создано немало социально-психологических теорий личности, которые позволяют говорить о ней как о индивидуальности и вместе с тем социально-психологическом явлении.

К наиболее известным можно отнести:

психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);

поведенческую школу (бихевиоризм);

понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);

изучение личности в контексте экзистенциальной психологии ;

трансакционный анализ личности (Э. Берн);

акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);

стратегию жизни личности К. Абульхановой-Славской;

социально-психологические концепции личности.

Психоанализ, как известно, начал австрийский психиатр 3. Фрейд (1856-1939 гг.). Эта теория является одним из глубочайших учений о человеческой индивидуальности.

Она основана на двух доктринах: во-первых, на доктрине психического детерминизма (любое психическое явление имеет под собой определенную причину), во-вторых, на утверждении 3. Фрейда о том, что бессознательные процессы играют значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные.

По 3. Фрейду, именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты.

Швейцарский ученый К. Юнг (1875-1961 гг.) предусматривал изучение личности как сложного структурного явления, которое основывается на идее о наличии наряду с индивидуальным несознательными коллективного бессознательного.

Содержанием этого коллективного бессознательного являются архетипы, то есть определенные общие формы представлений, в ходе индивидуальной жизни наполняются личным эмоциональным и образным содержанием.

Другая известная идея К. Юнга - учение о интроверсии и экстраверсии. Он предложил типологию характеров согласно преимущества функций (мышление, чувства, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир, а также ввел понятие экстраверсия - интроверсия (от лат. extra - вне, intro - внутрь, versio - поворачивать) для определения двух противоположных типов личности.

При этом экстравертивный тип характеризуется обращенностью личности на все, что окружает, а для интровертивного типа свойственна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира.

Выделение интроверсии и экстраверсии позволило различить две большие группы психологических индивидуумов. Вместе с тем в дальнейшем исследовании было выявлено, что имеются значительные различия между индивидуумами, которые входили в одну и ту же группу.

Собственный опыт подсказал Юнгу, индивидуумов можно различать не только по универсальным признаком экстраверсии-интроверсии, но и за основными психическими функциями: мышление, эмоции, ощущения и интуиция. Если обычно преобладает одна из этих функций, то, соответственно, появляется умственный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. При этом каждый из них может быть интровертивным или экстравертивным в зависимости от поведения типа отношений объекта.

Итак, исходя из этого, К. Юнг отличал восемь типологических групп: две личностные установки - интроверсия и экстраверсия - и четыре функции или типы ориентации - мышление, эмоции, ощущения и интуицию, каждая из которых может действовать интровертивным или экстравертивным образом.

Благодаря дальнейшим исследованиям К. Юнг пришел к выводу, что наряду с наиболее дифференцированной функцией в сознании индивида всегда есть и менее дифференцированная, второстепенная функция, значение которой заключается в том, что она в каждом конкретном случае не является единственной и абсолютно решающей, как основная психическая функция, а принимается во внимание как вспомогательная и дополнительная.

Например, мышление как главная функция легко может сочетаться с интуицией как второстепенной функцией или так же хорошо с чувством, но никогда - с чутьем, поскольку его сущность находится в слишком сильной противоположности к мышлению.

При таких обстоятельствах возникают хорошо известные картины:

к примеру, практический интеллект, соединенный с чувством;

художественная интуиция, связанная с эмоциональностью;

философская интуиция, которая базируется на интеллекте и т.д.

Согласно сознательного содержания психических функций образуется также бессознательное группирование функций: сознательному практическому интеллекту (сенсорно-умственная установка) соответствует бессознательная интуитивно-эмоциональная установка, при этом функция ощущения подлежит сильнее торможению, чем интуиция.

Кроме того, специальные психологические функции или формы психической деятельности К. Юнг разделил на две группы: рациональные (мышление и эмоции) и иррациональные (ощущение и интуицию).

Итак, в психологической типологии Юнга используются три основные составляющие или переменные: экстраверсия - интроверсия, сознательное - бессознательное, рационализм - иррационализм.

В целом модель психологических типов К. Юнга имеет все преимущества и недостатки любой научной концепции, ее трудно опровергнуть еще и потому, что она согласуется с действительностью. Как в свое время замечал сам К. Юнг, классификация не объясняет индивидуальной психики, однако представление о психологических типах открывает путь к лучшему пониманию человеческой психологии вообще.

Следовательно, важным для социальной психологии вопросом в модели ученого являются скорее не то, кто - интроверт, а кто - экстраверт, или какая функция является ведущей, а какая второстепенной.

Анализ его концепции дает возможность поставить более прагматичные вопросы:

Как действовать в определенной ситуации или с этим человеком?

С каким результатом для себя и общего дела?

Действительно ли мои действия и тот способ, которым я выразил себя, отразили мои суждения (мышления и эмоции), восприятие (ощущение и интуиция) и воссоздали реальность?

А если нет, то почему?

Какие комплексы есть у меня?

Как и почему я испортил дело?

Как это свидетельствует о моей психологии?

Какие выводы я могу сделать по этому поводу?

Что я хочу и могу сделать, чтобы исправить ситуацию?

Бихевиоризм представлен прежде теоретическими взглядами американских психологов Д. Б. Уотсоном и Б. Ф. Скиннером. Д. Б. Уотсон (1878-1958 гг.) считается основателем бихевиоризма. Ученым была предложена программа построения новой психологии, предметом которой автор считал не сознание, а поведение. В своих взглядах он утверждал, что все поведение человека можно описать двумя терминами - стимул и реакция, стимул - это изменение внешней среды, а реакция - ответ организма на стимул.

Б. Ф. Скиннер значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, выделив их разнообразие «операционные» (от «операция») реакции, вырабатываемые организмом самопроизвольно. Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения.

Б. Скиннер обращает также внимание на асимметрии между положительным и отрицательным «подкреплением» стимулов, считая, что негативное усиление воздействия вызывает часто непредсказуемые, странные, нежелательные последствия; позитивное же подкрепление стимула тоже вызывает изменения в поведении, но обычно в желаемом направлении, оно формирует поведение индивида, повышает самооценку человека.



8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!