СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные проблемы трудоустройства современной молодёжи

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы трудоустройства молодёжи носят социальный характер

Просмотр содержимого документа
«Социальные проблемы трудоустройства современной молодёжи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ









«Социальные проблемы трудоустройства современной молодёжи»









Авторы работы: Лазоренко Полина Дмитриевна, Цыбуленко Елизавета Владимировна
Место выполнения работы: п.г.т Рыздвяный,

МБОУ «СОШ №11» ИМРСК, 10 класс.


Научные руководители:

Учитель высшей квалификационной категории

Молодых Галина Ивановна

Учитель высшей квалификационной категории

Лихолит Елена Григорьевна







2018 год



Содержание

Введение………………………………………………………………………………….............4

Глава 1. Подростки и проблемы их трудовой занятости……………………………………...6

1.1 Подростки, их особенности, различные отклонения в поведении ………………………6

1.2 Основные проблемы трудоустройства подростков ……………………………………...10

Глава 2. Подходы к организации вторичной занятости подростков………………………..12

2.1 Организация трудоустройства несовершеннолетних на Западе………………………...12

2.2 Организация подростковой занятости в России………………………………………….13

2.3 Организация подростковой занятости в Изобильненском районе……………………...18

Заключение……………………………………………………………………………………...23

Список литературы и используемых источников……………………………………………24

Приложения……………………………………………………………………………………..26





Ключевые слова: подростки, занятость, трудоустройство, несовершеннолетние, центр занятости населения.

Объект исследования: вторичная занятость подростка.

Предмет исследования: организация вторичной занятости подростков специалистами КГУ Центра занятости населения

Цель работы заключается в изучении организации вторичной занятости подростков специалистами КГУ Центра занятости населения (на примере КГУ Центра занятости населения Изобильненского района).

В процессе работы проводился социологический опрос подростков общеобразовательных школ Изобильненского района.

В результате исследования были разработаны рекомендации по организации вторичной занятости подростков.





































































Введение

В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении подростков в России. Чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости. Тема моей работы является актуальной, так как в настоящее время занятость подростков играет большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя ребенок в нем, зависит его будущее и будущее других. Очень важно уделять большое внимание подростку и тому чем он занимается, что его интересует, каковы его взгляды, способности, какого отношение ребенка к окружающему миру, что он хочет достичь в своей жизни. Поэтому родителям необходимо заботиться о будущем своего ребенка, заботиться о том, чтобы ребенок получил профессиональное образование и смог реализовать себя в обществе [17].

Количество совершаемых правонарушений зависит от типа занятости подростка. Именно в подростковом возрасте у ребенка складываются жизненные установки, взгляды. В этом возрасте характер у подростков очень уязвим, поэтому в случае возникновения неудач он может прибегнуть к непредсказуемым поступкам [14].

Многие подростки совершают правонарушения (ограбление, воровство) из-за нехватки денежных средств на личные расходы. Поэтому одни идут воровать, другие просить у родителей и родственников, а третьи - зарабатывать.

Последний способ способствует не только самоутверждению подростка, но и отвлечению его от разного рода проявления так называемого «свободного образа жизни».

Данные исследований российских ученых показывают, что при условии трудоустройства в летний период 1-2 процентов несовершеннолетних 14-17 лет преступность в подростковой среде снижается на 0,6 процента [19].

Проблема исследования заключается в рассмотрении организации вторичной занятости подростков в течение учебного года, т.е. возможности наряду с основным видом деятельности - получением образования выполнить различные виды работ за деньги.

Ученые достаточно глубоко занимаются проблемой занятости подростков. Это такие авторы, как Рычкова Н.А., она занимается изучением особенностей дезатаптивного поведения подростков, какими способами можно корректировать такое поведение. Рябов И.И. в своей деятельности говорит о развитии клубных объединений с целью организованной занятости подрастающего поколения. Евладова Е. Б. считает, что подросткам необходимо заниматься дополнительным образованием. Для этого автор предлагает возможности для получения образования.

На сегодняшний день отсутствуют точные данные о реальных объемах подростковой занятости. Официальная статистическая отчетность, как известно, учитывает лишь незначительную часть работающих детей. Поэтому, определяя масштабы занятости подростков нами проведено анкетирование 100 подростков нашей школы. Данные исследования дают основание оценить уровень подростковой занятости приблизительно в 25% от их общей численности, что говорит о масштабности явления для современной России. При этом большая часть детей занимается мелким бизнесом, уличной торговлей, оказывает услуги по строительству, ремонту, уборке, участвуют в сельскохозяйственных работах.

На первое место среди мотивов поиска подростками работы выходит «необходимость оказания помощи родителям из-за тяжелого материального положения семьи». За последнее время доля занятости подростков по этой причине увеличилась почти в 3 раза и достигла 50%. В то же время существенно снизилась роль таких причин занятости подростков, как «работа для удовлетворения личных потребностей» (желания «иметь карманные деньги и покупать дорогие вещи») с 55,6% до 38,4%; «стремление самоутвердиться» с 19,5% до 11,6%.

Получило распространение в последние годы и использование труда детей младше 14 лет. Сегодня около 10% учащихся 6-7 классов подрабатывают.

Минздравсоцразвития РФ 28.06.2007 г. приказом № 449 утвердил «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время». В регионах, муниципалитетах этот регламент исполняют центры занятости населения. В Изобильненском районе трудоустройством несовершеннолетних занимается КГУ Центра занятости населения. Специалисты центра оказываю помощь в трудоустройстве подростков в летний период, ведут переговоры с работодателями, оформляют документы в соответствии с нормативными локальными актами [22].







































































Цель работы заключается в изучении организации вторичной занятости подростков специалистами КГУ Центра занятости населения.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Рассмотреть проблемы занятости и трудоустройства молодежи на современном рынке труда;
2. Изучить особенности молодёжного рынка труда;
3. Выявить спрос и предложения на молодежном рынке труда

4. Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования;

5. Выявить личностные особенности подростков.

6. Проанализировать основные подходы к решению проблемы трудоустройства подростков.

7. Описать организацию вторичной занятости подростков в России и на Западе.

8. Разработать практические рекомендации по организации вторичной занятости подростков.

Объект исследования: вторичная занятость подростка.

Предмет исследования: организация вторичной занятости подростков специалистами КГУ Центра занятости населения

Гипотеза исследования: организация вторичной занятости подростков будет эффективнее если:

  • учитывать возрастные особенности подростков;

  • использовать систему мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних граждан.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовалась следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме; изучение опыта работы центров занятости населения; диагностические методы: анкетирование, беседы со школьниками и педагогами, специалистами.

Научная новизна и практическая значимость исследования.

В работе представлен систематизированный материал по организации вторичной занятости подростков на нормативной основе.





Глава I. Подростки и проблемы их трудовой занятости

1.1 Подростки, их особенности, различные отклонения в поведении

Мальчика или девочку в возрасте от 12 до 16-17 лет [32] мы называем подростками. Это время перехода развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.

Физическое развитие характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями, развитием мозга и нервной системы. Это, конечно, перегрузка для организма; к этому добавляется еще и половое созревание, что ведет к половому влечению[14].

В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением.

Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками [13].

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых [13].

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис «Идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации [14].

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды [14].

Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое «чувство взрослости» главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты [38].

Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях (колледже, техникуме) [34].

Таким образом, большая группа детей находится как бы в состоянии «социального покоя»: взрослые по отношению к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим. Появилось понятие «трудные подростки» [13].

Трудные подростки - это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение [32].

Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме. Пропаганда секса - к подростковой беременности, так как часто очень рано они вступают в половые связи. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству[13].

Новые экономические отношения (приватизация, аренда, кооперация) привели к незащищенности подростков на производстве. Многие подростки, получив при старой системе образование, не хотят переучиваться или просто учиться дальше, обновлять свои знания.

В условиях демократических свобод (многопартийность, самоуправление, свобода слова) подростки не могут сделать правильный выбор, если им не привиты правила культурного поведения, если у них отсутствуют нравственные ориентиры [5].

Практика отчисления их из школы и сокращение приема в колледжи, закрытие вечерних школ привела к тому, что в 14 лет подросток оказался не у дел, так как по ТКРФ принимают на работу только с 16 лет, а при определенных условиях - 15 лет [12].

Часть 6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» [6] гласит, что по согласию родителей (законных представителей), Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования.

За совершенные неоднократно грубые нарушения устава школы по решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение из нее обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание этого ученика в образовательном учреждении отрицательно влияет на других школьников. Кроме того, нахождение в школе подобного нарушителя затрагивает права работников образовательного учреждения, а также мешает его нормальному функционированию.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие его трудоустройство и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения [6].

Трудные подростки склонны к совершению преступлений.

Отклонения в поведении подростка - это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат - реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя [14].

Интересны результаты исследования Н.Вайзмана[4] об особенностях поведения трудных подростов. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена работоспособность, неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5-7 классов, совершенно не могут трудиться, в колледжах заниматься тоже не могут, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли организовать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникумах.

Постараемся обобщить, к чему приводят отклонения в поведении подростка. Отклонения, опасные для жизни, выплескиваются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не задумываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в поведении.

Подросткам характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своей личности понятие смерти, они покушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающими. Они становятся объектом осуждения, угроз, что приводит к побегам из дома [4].

Основная причина ухода из дома - плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60--70%), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и социальными: тяжелым экономическим положением семьи, безработицей, неполным составом семьи, слишком юным или наоборот преклонным возрастом родителей и т.п. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который побуждает плохое обращение.

Часть подростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стремления к свободе, независимости. Подростки быстро утомляются, они раздражительны, склонны к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.

Некоторые подростки не любят захваливания, другим необходимо увлечься творчеством или трудом. У замкнутых, эмоционально-холодных ребят нужно развивать культуру общения [4].

Все эти особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать при общении с ними взрослым.

1.2 Проблемы трудоустройства подростков

Подростковый возраст - самый «трудный» как для самих подростков, так и их родителей. Один из способов уберечь подростков от совершения отрицательных поступков - это привлечение их к труду [31].

В проблеме трудоустройства несовершеннолетних можно выделить 3 составляющих: сами подростки, работодатели и специалисты, которые работают с молодежью.

Многие подростки по тем или иным причинам стремятся самостоятельно подработать, иметь собственный заработок, особенно в период летних каникул. Подростковая группа представляет собой в основном учащихся средних школ, которые обычно вовлечены в трудовую деятельность. И сегодня вряд ли кто станет спорить с полезностью организованного труда подростков в свободное от учёбы время. Во-первых, для ребят из малообеспеченных семей - это неплохая добавка к бюджету родителей. Недостаточный материальный уровень большей части населения изменил жизненную позицию подростков. Многие из них стремятся заработать деньги. Во-вторых, работа отвлекает подростков от компаний, склонных к хулиганству, воровству, употреблению алкоголя или наркотиков. Наконец, в процессе работы они получают полезные навыки к труду. Работа позволяет подросткам получить необходимый опыт трудовых и деловых отношений, уметь лучше ориентироваться в условиях современного рынка труда[31].

Сегодня подростков очень трудно привлечь к труду, так как в статье 50 Закона «Об образовании»: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» [6]. При этом школа должна учитывать, что даже если ребенок трудится на благо школы по своему собственному желанию, родители могут быть с этим не согласны.

Трудоустройство молодых людей - это проблема не только самих подростков, но и общества в целом. Так, если в советский период аспекту трудового воспитания придавалось большое значение, формировались специальные трудовые лагеря, то сегодня эта система полностью разрушена.

Разрушение системы трудового воспитания напрямую связано с нивелированием базовых моральных ценностей, которые закладываются в процессе воспитания подростков. Следствием этого является проявление девиантных форм их поведения. Особенно остро, стоят проблемы воровства и пьянства среди подрастающего поколения [33].

С каждым годом увеличивается число подростков состоящих на учете в органах внутренних дел, это следствие неправильного воспитания в семье, а также отсутствия патриотического воспитания молодежи. Семья оказывает мощнейшее воздействие на процесс воспитания ребенка: она является важнейшим социальным институтом. Именно в семье могут заложиться основы трудового воспитания, однако эти меры должны поддерживаться и органами государственной власти.

Подростков нужно учить зарабатывать деньги, так как они научатся ценить деньги своих родителей и поймут, каким трудом достаются финансовые блага [33].

Следующую проблему занятости подростков озвучил Д.А. Медведев, в Послании Федеральному Собранию: «нужен новый взгляд на профессиональную ориентацию молодежи. Наиболее остро в данном отношении стоит проблема подготовки инженеров и представителей рабочих профессий» [26].

Благотворительным фондом «Утешение» реализовывался проект «Работающий подросток». Его основной целью стало улучшение условий для реализации несовершеннолетними гражданами конституционного права на труд в свободное от учебы время [23].

Одним из итогов проекта стало проведение социологического исследования, направленного на изучение положения несовершеннолетних граждан на рынке труда. Так, 54 % подростков знают про свои трудовые права. Каждый второй опрошенный респондент не работает, но хотел бы. Была выявлена интересная тенденция - дети, чьи родители не работают, также не хотят работать. В качестве основных мотивов трудоустройства выступают заработная плата и возможность найти новые знакомства.

Подростки адекватно оценивают свои возможности и в качестве ожидаемого уровня оплаты труда представляют сумму в 2 - 5 тысяч рублей. Забавно, что 36, 8 % опрошенных респондентов хотели бы работать в офисе, на втором и третьем месте в ранге наиболее предпочтительных сфер работы - сфера туристических услуг и рекламы.

Исследование показало, что велик процент неофициального трудоустройства, что говорит о низком уровне правовой защищенности подростков.

Что же касается работодателей, то они не желают трудоустраивать подростков, так как они вынуждены создавать новые рабочие места за свой счет. Те же деньги, которые выделяются центрами занятости, ничтожно малы. Отсюда сама собой вытекает следующая проблема - низкая материальная заинтересованность самих подростков в получении работы. У работодателей возникают еще и дополнительные организационные трудности: необходимость предоставлять льготный рабочий день, обеспечивать специальные условия труда, повышаются требования к технике безопасности. Плюс постоянный контроль со стороны подразделений по делам несовершеннолетних на предмет соблюдения трудовых прав подростков. Опять же следует учитывать и психологические особенности несовершеннолетних: частую смену настроений, низкий мотивационный уровень…

Но больше всего проблем возникает с трудоустройством подростков группы риска. Работодатели не желают с ними связываться. Из-за особых условий, о которых мы говорили, работодатель не всегда идет на заключение договора, поскольку не хочет привязывать подростка к своей фирме. Бывает, когда подросток работает без договора, ему платят не ту сумму, которая была оговорена при устройстве, а то и вовсе не платят.

Что касается специалистов центров занятости, то они стараются сделать все возможное для трудоустройства подростков, которые к ним обратились. Но все ли подростки согласны на условия, которые им предлагаются [15].

Таким образом, для решения проблемы трудоустройства подростков необходимо внедрение целого комплекса мер, касающихся отношений органов государственной власти, работодателей и самих ребят.

Школьники стремятся найти работу на время каникул по разным причинам. Кто-то мечтает заиметь карманные деньги или помочь своей семье поправить материальное положение. Кто-то желает самоутвердиться, почувствовать себя взрослым, самостоятельным и независимым, а кому-то просто хочется расширить круг общения, разнообразить свой досуг, получить новые впечатления. Но, к сожалению, зачастую надежды несовершеннолетних не оправдываются. Нередки случаи, когда детей просто обманывают и не выплачивают обещанной зарплаты. Такой «первый трудовой опыт» сыграет отрицательную роль в дальнейшей судьбе подростка, и даже может закрепить в его сознании мысль о том, что честным путём заработать нельзя. Именно поэтому вопросы организации труда несовершеннолетних должны прорабатываться более тщательно. И с работодателями, и с несовершеннолетними должна проводиться предварительная беседа для того, чтобы избежать дальнейшие недоразумения [5].

Подростками называют мальчиков или девочек в возрасте от 12 до 17 лет. Это время перехода личности от детства к зрелости, к юношеству.

В этом возрасте подростки считают себя взрослыми, но момент самоопределения у них еще не наступил; они сами не могут сделать дальнейший выбор - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться на поступление в ВУЗ, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях (колледже, техникуме).

Так же они борятся как с личными, так и социальными проблемами (отсутствие внимания со стороны родителей, нехватка денег и т.п.). Поэтому появляются «трудные подростки». Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, нарушают в школе дисциплину и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме.

Один из способов уберечь подростков от совершения отрицательных поступков - это привлечение их к труду. Но при трудоустройстве несовершеннолетних возникают разные проблемы: сами подростки, работодатели и специалисты, которые работают с молодежью.

Для их решения необходимо внедрение целого комплекса мер, касающихся отношений органов государственной власти, работодателей и самих ребят.



Глава 2. Подходы к организации вторичной занятости подростков

2.1 Организация трудоустройства несовершеннолетних на Западе

Если вспомнить американские фильмы и сериалы, то почти в каждой киноленте появляется подросток на велосипеде, раскидывающий газеты. И это не удивительно, так как работа с самого раннего возраста -обычная западная практика.

Кстати, в Великобритании, Австралии, США и Канаде работодатель, нанявший несовершеннолетнего на работу, обязан соблюдать следующие правила [8]:

1) подросток не должен работать во время школьных уроков;

2) дневная занятость не может превышать 3 часов в обычный учебный день, и 18 часов в неделю;

3) в дни, когда в школе нет занятий (например, по выходным), подросток может работать не больше 8 часов;

4) во время каникул - не больше 40 часов в неделю;

5) смена начинается не раньше 7 часов утра, а кончается не позже 19 часов.

В Германии несовершеннолетние могут работать с 13 лет (с согласия родителей), правда не больше 3 часов в день помогать в уборке урожая и не больше 2 часов, если разносит газеты или собирает мячи на теннисном корте. В 15 лет можно работать 4 недели подряд при условии каникул. Кстати, в Германии молодые мамы доверяют несовершеннолетним помогать ухаживать за своим ребенком. Также подростки могут работать на стройке. Правда, отпуск у них короче, чем у российских подростков по закону. Так, в 15 лет можно рассчитывать на 30 дней, в 16 - на 27, в 17 -на 25 дней. Что касается медосмотра, то его оплачивает государство.

Нарушение закона работодателям грозит суровыми штрафами. Любопытно, что работодатель, которого трижды приговорили к уплате штрафа за нарушения данного закона, лишается права принимать на работу подростков.

В США в каждом штате свои законы относительно работы несовершеннолетних. Подростки до 13 лет могут разносить газеты, присматривать за детьми, также могут работать в бизнесе, при условии, что там заняты его родители. В 14 лет подростки уже могут работать на телефоне, доставлять некоторые продукты на заказ, выполнять черновую работу в магазине и в общепитах, также им разрешено продавать билеты в кинотеатрах [33].

В Великобритании подростки могут работать с 12 лет. Чаще всего несовершеннолетние англичане устраиваются работать в магазины и небольшие кафе.

Со стороны все выглядит идеально. Однако есть в этом всем большой минус: подростки не всегда могут распоряжаться заработанными деньгами: родители могут либо забирать себе эти деньги, либо класть их на особый накопительный счет до достижения ребенком совершеннолетия.



2.2 Организация подростковой занятости в России

Организация занятости подростков - сложная и многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур - службы занятости, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления, предприятий, общественных организаций [35].

Несовершеннолетние - лица, интересы которых представляют родители, опекуны, попечители, законные представители. Это лица, не достигшие возраста, с которым Закон связывает наступление дееспособности. По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние - это лица, не достигшие 18 лет [2].

Проблема занятости несовершеннолетних в большей мере носит социальный характер. Речь идёт не просто о том, чтобы дети могли заработать деньги на карманные расходы, а о формировании у них положительного отношения к труду. От того, каким будет первый опыт трудовой деятельности у подростков, зависит их дальнейшая мотивация к трудовой деятельности и к повышению уровня своего образования. Всё это и обуславливает необходимость особого подхода к организации занятости несовершеннолетних. Безусловно, речь идёт о временной занятости (на время каникул), так как несовершеннолетние подростки являются учащимися общеобразовательных школ или иных учебных заведений и постоянно работать они не могут [31].

Государственная услуга по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время направлена на обеспечение права граждан на труд и вознаграждение за труд, удовлетворение потребностей несовершеннолетних в работе и заработке, приобретение опыта и навыков работы.

Из числа несовершеннолетних следует выделить отдельную группу - это подростки, оставшиеся без попечения родителей. Данная группа детей испытывает дополнительные материальные потребности, и их трудоустройство является первоочередной задачей государства.

Предоставление государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время осуществляется службами занятости России на основании Административного регламента, утверждённого приказом Минздравсоцразвития от 28.06.2007 г. № 449 [27].

На основании выше указанного регламента государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований:

1) личного обращения получателя государственной услуги с заявлением - анкетой о предоставлении государственной услуги по организации временного трудоустройства;

2) предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги по организации временного трудоустройства, согласованного с получателем государственной услуги.

В период временного трудоустройства несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка. Предоставление государственной услуги может сопровождаться оказанием следующих государственных услуг по:

1) содействию гражданам в поиске подходящей работы;

2) организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

3) организации проведения оплачиваемых общественных работ;

4) информированию о положении на рынке труда.

Проведение временного трудоустройства организуется центром занятости населения в соответствии с договорами о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, заключенными с работодателями [9].

Государственная услуга по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время предоставляется специалистами отдела сотрудничества с предприятиями КГУ Центра занятости населения [27].

Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой, которая предоставляется бесплатно.

Приоритетным правом при временном трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане[31]:

1) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, их заменяющих;

2) из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей;

3) семей беженцев и вынужденных переселенцев;

4) состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних;

5) освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.

Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» занятость несовершеннолетних рассматривается как одна из профилактических мер. В этом законе чётко определяются государственные органы и учреждения, которые занимаются вопросами занятости несовершеннолетних. К ним относятся [33]:

1) комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции обеспечивают оказание помощи в трудовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;

2) органы управления образованием и образовательные учреждения, которые в пределах своей компетенции участвуют в организации занятости несовершеннолетних;

3) органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи) в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них, которые принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их занятости;

5) органы службы занятости - участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

6) другие органы и учреждения, деятельность которых связана по работе с несовершеннолетними.

В регионах России сложился следующий алгоритм трудоустройства подростков [28].

Работодатели, пожелавшие организовать временные рабочие места для трудоустройства подростков в свободное от учебы время, заключают с ГУ ЦЗН договор о совместной деятельности, в котором стороны оговаривают виды трудовой деятельности, условия совместного финансирования создаваемого рабочего места для подростка, сроки действия договора и иные условия в строгом соответствии с ТК РФ.

В свою очередь ГУ ЦЗН дополнительно обязуется выплачивать подросткам, участвующих во временных работах в свободное от учебы время, материальную поддержку в размере до полуторократного размера минимального пособия по безработице.

Для получения государственной услуги по трудоустройству на временное рабочее место подросток предоставляет удостоверение личности (паспорт), заполняет в ГУ ЦЗН бланк заявления-анкеты и после процедуры подбора вариантов трудоустройства получает направление на работу [20].

Период работы несовершеннолетнего гражданина подтверждается справкой с указанием выполненной работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой предприятием-организатором работ.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу может осуществляться в организации, независимо от их форм собственности.

Проблема трудоустройства несовершеннолетних усложняется дополнительными организационными и правовыми барьерами, которые должен преодолеть работодатель, который изъявит желание трудоустроить подростка.

При организации трудоустройства подростков на временную работу работодатель обязан соблюдать соответствующие требования трудового законодательства.

Существует следующий алгоритм прием на работу [12]:

1) перед приемом на работу подросток должен пройти медосмотр;

2) заключается трудовой договор с работодателем (в 14-15 лет только с письменного согласия родителей);

3) оформляется трудовая книжка;

4) издается приказ о приеме на работу несовершеннолетнего.

Рассмотрим каждый пункт алгоритма подробнее.

1) Согласно статьи 266 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после обязательного предварительного медицинского осмотра. Его цель - выяснить, соответствует ли состояние здоровья несовершеннолетнего предлагаемой работе. Результат пройденной медицинской комиссии является заверенная медицинским учреждением справка о возможности приступить к трудовой деятельности.

Отказ несовершеннолетнего пройти обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме на работу служит правомерным основанием для отказа в заключении с ним трудового договора.

2) По общему правилу, установленному статьей 63 ТК РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В виде исключения трудовой договор может быть заключен при достижении несовершеннолетним гражданином пятнадцатилетнего возраста, но только в том случае, если он уже получил основное общее образование либо оставил общеобразовательное учреждение, не получив этого образования.

На основании части 3 статьи 63 ТК РФ допускается заключение трудового договора с учащимся, достигшим четырнадцатилетнего возраста для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Заключение договора с данной категорией граждан возможно только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. Поскольку Трудовой кодекс не устанавливает форму такого согласия, то оно может быть как письменным, так и устным. Письменная форма представляется более предпочтительной, так как позволяет предотвратить возникновение возможных споров о правомерности приема подростков на работу.

3) В статье 66 ТК РФ говорится, что трудовая книжка на сегодняшний день остается основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже. Поэтому работодатель обязан вести трудовые книжки на всех тех работников, которые трудились в организации свыше 5 дней и для которых работа в данной организации является основной.

4) Статья 68 ТК РФ гласит, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Его содержание должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

На основании статьи 70 Трудового кодекса РФ испытательный срок при приеме на работу несовершеннолетних не устанавливается [12].

Не допускается прием лиц в возрасте до 18 лет на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземные работы. Постановлением Правительства РФ от 25.02.00 № 163 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет.ПХГ,ЛПУМГ.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).

В соответствии с ТКРФ [12], гражданам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, разрешается выполнять любые работы, кроме работ с вредными и (или) опасными условиями труда, подземных работ и работ, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.

В целях обеспечения нравственного развития несовершеннолетних граждан трудовое законодательство устанавливает запрет на применение труда подростков на работах, которые могут причинить вред их нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Помимо этого подросткам запрещено выполнять работу, требующую от них поднятия и переноса тяжестей выше оговоренной нормы.

Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 года утверждены «Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц, моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», которые учитывают характер работы, показатели тяжести труда, предельно допустимую массу груза в килограммах для юношей и девушек [25].

Подростки не могут привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время и в праздники. Несовершеннолетним запрещено совершать командировки, за исключением тех, кто трудится в СМИ, теле- и радиожурналистике, театре и киноиндустрии [16].

Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее 3 лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие 18 - летнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда [29].

Все рабочие места, на которые принимаются подростки, должны отвечать безопасным условиям труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда (СанПиН 2.4.6.2553-09) [30].

Для подростков устанавливается сокращенная продолжительность рабочего дня:

1. Для работников в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю.

2. Для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего дня (ст. 94 ТК РФ) [12].

1) во время каникул:

от 15 до 16 лет - не более 5 часов в день;

от 16 до 18 лет - не более 7 часов в день.

2) в течение учебного года:

от 14 до 15 лет - не более 2,5 часов;

от 16 до 18 лет - не более 3,5 часов.

Нормы выработки для работников в возрасте до 18 лет устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

При трудоустройстве несовершеннолетним предоставляются дополнительные гарантии. Работодатель может расторгнуть трудовой договор только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем). Помимо этого работодатель обязан предоставить молодому работнику ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день в удобное для несовершеннолетнего время.

Заработная плата несовершеннолетним начисляется с учетом сокращенной продолжительности дня и количества выработки. При повременной оплате труда заработная плата подросткам, в том числе работающим в свободное от учебы время, выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы (ст. 271 ТК РФ) [12].

Работодатель за счет собственных средств может производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

При сдельной оплате труда по установленным сдельным расценкам. Работодатель за счет собственных средств может производить им доплаты до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.

Чаще всего школьники на каникулах заняты благоустройством и озеленением территорий.

Иногда трудятся подсобными рабочими на стройках города, продавцами розницы или оказывают помощь престарелым людям. Есть и такая вакансия, как уход за лабораторными животными. Приходят заявки также на расклейщиков афиш, почтальонов, курьеров или промоутеров.

2.3 Организация подростковой занятости
в Изобильненском районе
, поселке городского типа Рыздвяный

Организация занятости подростков- это профилактика правонарушений и безнадзорности, а также возможность получения подростками профессиональных навыков, что способствует формированию трудовых ресурсов области, района, посёлка.

Одним из приоритетных направлений отдела молодёжной политики и спорта Администрации муниципального Изобильненского района является содействие занятости несовершеннолетних. Отдел молодёжной политики и спорта совместно с государственным казенным учреждение Центром занятости населения Изобильненского района реализуют муниципальную среднесрочную целевую программу содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда подростков и молодёжи «Строим будущее вместе», рассчитанную на 2015-2018гг. [22].

При организации занятости в рамках данной программы особую роль приобретает реальное социальное партнерство. Центром, координирующим всю совместную деятельность, является государственное казенное учреждение Центр занятости населения Изобильненского района, объединяющий деятельность всех структур района по организации занятости и социально - трудовой адаптации подростков. Воедино здесь сведена деятельность администрации муниципального Изобильненского района, управление образования администрации Изобильненского района, Комиссии по делам несовершеннолетних, управления социальной защиты населения, приюта, Управления внутренних дел, военного комиссариата, медицинских учреждений, общеобразовательных учреждений, газеты «Наше время», работодателей, общественных организаций.

  • главная

  • рубрики

  • по алфавиту

В рамках этой программы приоритетным правом в трудоустройстве пользуются те подростки, у которых материальное положение в семье нестабильное, или семья попала в трудную жизненную ситуацию, чтобы ребята смогли купить себе самые необходимые вещи для школы (учебники, одежду, обувь и пр.).

В 2014г. на эти цели освоено из различных источников 1966,0 тыс. рублей, 2015г.- 2071,1 тыс. рублей, 2016г - 2156,7 тыс. рублей, 2017г.-2300 тыс. рублей [12].

Систематическая работа по содействию занятости подростков с применением разнообразных форм и методов четкое распределение обязанностей между различными структурами, широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций позволили отработать механизмы социального партнерства по обеспечению занятости подростков. Это помогло привлечь работодателей к созданию большого количества рабочих мест для подростков.

В настоящее время в разных регионах России для обеспечения занятости подростков применяются специфические технологии, как правило, базирующиеся на субсидированных формах занятости.

К основным технологиям организации занятости подростков, действующих в рамках субсидируемых форм занятости, можно отнести подростковые производственные места, специализированные подростковые производства, создаваемые на базе образовательных учреждений трудовые лагеря; трудовые группы (бригады, отряды); подготовку подростков к предпринимательской деятельности [1].

Подростковые производства и места - одна из наиболее сложных технологий занятости подростков, так как необходимо устранить, или минимизировать негативные последствия совмещения учебы с работой, обеспечить реальную защиту трудовых прав подростков, создать условия для проведения целенаправленной профориентационной работы и профессиональной подготовки.

Поэтому Центр занятости и отдел молодежной политики и спорта Администрациип. Рыздвяного, создали собственное подростковое производство. Оно напоминает службу милосердия, которая оказывает помощь на дому одиноким больным, престарелым и инвалидам. Работники - подростки службы оказывают услуги 50 одиноким рыздвяненцам. Они выполняю функции ушедших в отпуск социальных работников: убирают квартиры, закупают продукты, следят за приусадебным хозяйством.

Так же подростки изучаю курс предпринимательства на уроках финансовой грамотности, они имеют шанс открыть свое дело.

Важнейшая роль в процессе социализации подростков принадлежит технологиям оказания услуг в сфере профориентации, которые должны обеспечить согласованный, с точки зрения личности и общества, выбор профессии и места работы. Избранная в соответствии с природными склонностями и одновременно с учетом потребностей рынка труда профессия, когда это касается всей совокупности вступающих в трудовую жизнь молодых людей, способна превратиться в фактор существенного роста эффективности труда, дать молодежи чувство удовлетворенности своей трудовой деятельностью, способствовать предотвращению безработицы [34].

В условиях рыночных отношений акценты в профориентационной работе должны быть смещены, поскольку необходим учет не только способностей и склонностей молодых людей, их реальных возможностей, но и трудовой конъюнктуры. Необходимо сформировать у молодых убеждение в том, что обоснованный выбор профессии облегчит трудоустройство, позволит достичь необходимого заработка и общественного престижа, даст возможность сохранить свое рабочее место. В то же время необоснованно избранная профессия повышает шансы молодых людей попасть в число безработных. Большое количество молодых людей выбирает профессию под влиянием случайных обстоятельств [34].

Поэтому перед тем как выйти на рабочее место подростки проходят занятия специальных курсов, на которых знакомится с должностными обязанностями, техникой безопасности, правилами поведения. Эти курсы проводят специалисты Центра занятости населения и отдела молодежной политики и спорта Администрации Изобильненского района.

С июня по сентябрь 2017 года Центр занятости населения Изобильненского района временно трудоустроил 329 несовершеннолетних подростков [22].

Таким образом, из выше изложенного следует, что в Изобильненском районе отработана система трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Для выявления проблем у подростков, мы провели социологический опрос, в котором приняло участие 100 подростков нашей школы. Результаты опроса приведены в таблице (приложение 1).

№1. Анкета приведена в приложении 1





Таблица №1. Результаты опроса подростков нашей школы

Вопросы

Ответы учащихся

чел

%

Вопрос 1. К какой социальной категории Вы относитесь?



полная семья

60

60

многодетная семья

28

28

неполная семья

40

40

относитесь к категории инвалид

10

10

состоите на учете в КДН

12

12

Вопрос 2. Хотели бы Вы временно трудоустроиться (да/нет)?



в свободное от учебы время

39

39

в период каникул

38

38

в течение всего года

23

23

Вопрос 3. Куда необходимо обращаться, чтобы Вас трудоустроили ?



служба занятости

60

60

родители и знакомые

15

15

Интернет

5

5

классный руководитель

16

16

газета, радио

3

3

предприятие (организация)

6

6

Вопрос 4. В какой сфере деятельности Вы бы хотели работать?



культура, наука, образование

26

26

строительство

16

16

здравоохранение

4

4

транспорт и услуги связи, СМИ

37

37

молодежная политика

17

17

Вопрос 5. Работали ли Вы ранее?



да

58

58

нет

42

42

Вопрос 6. Как Вы нашли предыдущее место работы?



помогли родители

5

5

в службе занятости

47

47

газета, радио

3

3

самостоятельно

3

3

Из данных таблицы №1 следует, что у 100 % подростков есть желание временно трудоустроиться, независимо от социальной категории. Причем 39% в свободное от учебы время, 38% в период каникул и 23% в течение всего года. 46% подростков владеют информацией, куда необходимо обратится, чтобы трудоустроится: из них 60% в центр занятости населения, а 16% к классному руководителю. Но 24% подростков пройдут, большой путь пока найдут себе работу.

42% желают трудоустроиться, хотя ранее не работали, 58% - имеют опыт вторичной занятости. И место своей работы 47% нашли через центр занятости населения, 5% -помогли родители, 3%- через газету, радио, а 3% - самостоятельно.



Выводы и рекомендации

Вывод:

Подростки хотят трудоустроиться в разных сферах деятельности, не зависимо от своего социально статуса.
- Мы изучили организацию вторичной занятости подростков специалистами КГУ Центра занятости населения.
-Рассмотрели проблемы занятости и трудоустройства молодежи на современном рынке труда;
-Изучили особенности молодёжного рынка труда;
-Выявили спрос и предложения на молодежном рынке труда
-Изучили литературу и другие источники информации по проблеме исследования;
-Выявили личностные особенности подростков.
-Проанализировали основные подходы к решению проблемы трудоустройства подростков.
-Описали организацию вторичной занятости подростков в России и на Западе.
-Разработали практические рекомендации по организации вторичной занятости подростков.


Рекомендации: В качестве одного из наиболее эффективных механизмов решения проблемы трудоустройства несовершеннолетних граждан можно предложить внедрение системы квотирования рабочих мест для подростков, особенно для «трудных».



Заключение

Из всего вышеизложенного следует, что проблема занятости подростков в большей мере носит социальный характер. Речь идёт не просто о том, чтобы дети могли заработать деньги на карманные расходы, а о формировании у них положительного отношения к труду. От того, каким будет первый опыт трудовой деятельности у несовершеннолетних, зависит их дальнейшая мотивация к трудовой деятельности и к повышению уровня своего образования. Всё это и обуславливает необходимость особого подхода к организации занятости несовершеннолетних. Большую роль играет вторичная (временная) занятость подростков (на время каникул), так как несовершеннолетние являются учащимися общеобразовательных школ или иных учебных заведений и постоянно работать они не могут. Этот вопрос интересует как зарубежных граждан так и россиян.

В России организация временной занятости несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет - одно из наиболее востребованных направлений активной политики центра занятости. Труд подростков, организуемый в свободное от учебы время, во-первых, помогает в решении материальной проблемы семьи. Во-вторых, молодому работнику оформляется трудовая книжка, а это начало рабочего стажа, первые отчисления в Пенсионный фонд.

В третьих, подростки получают первые уроки работы в коллективе (соблюдение трудовой дисциплины, режима, выполнение установленных норм) и знания о разных профессиях. В четвертых, организация занятости подростков - это профилактика правонарушений.

Общих подходов к организации вторичной занятости подростков в регионах нет, каждый регион организует её по своему. В Изобильненском районе создана система трудоустройства несовершеннолетних. Каждое образовательное учреждение в лице социального педагога взаимодействует с подростком, его родителями и Центром занятости населения. Отдел молодежной политики и спорта Изобильненского района координирует работу подростков в отрядах разных направлений деятельности. Каждый подростков в зависимости от своих возможностей, интересов может найти занятие. Для этого в Изобильненском районе созданы все условия.

Проведенный социологический опрос 100 подростков общеобразовательных школ Изобильненского района позволил сделать вывод, что подростки хотят работать в разных сферах деятельности, не зависимо от своего социально статуса.

Но у подростков низкая компетентность в области знания технологий поиска работы. К сожалению, услуги Центра занятости населения в силу разных причин доступны не всем подросткам. Но благодаря системе мероприятий, по трудоустройству несовершеннолетних граждан созданной Центром занятости населения Изобильненского района большая часть подростков имеет возможность найти работу с его помощью. Что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.







Список литературы и используемых источников

1. Агабекян Р.Л., Авагян Г.Л. Современные теории занятости: Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: ЮНИТИ (UNITY), 2009. - 189 с.

2. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 407 с.

3. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2008. - 269 с.

4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. - М.: Аграф, 2003. с.140-141.

5. Ершова Е.А. Трудоустройство несовершеннолетних в РФ // Трудовое право.- 2006. -№5. -С 28.

6. Закон РФ «Об образовании»//[Электронный ресурс]. - Консультант плюс: http://www.consultant.ru.

7. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 17. - ст. 1915.

8. Занятость и безработица: 100 вопросов и ответов / Под ред. С.В. Дудникова. - М.: Изд-во «Ж.-д. дело» , 2009. - 446 с.

9. Калмыкова Ю.Н. Особенности регулирования труда несовершеннолетних //Отдел кадров.- 2008. - № 6.

10. Кашепов А.В. Экономика и занятость: Монография. - М.: ИМЭИ, 1999. - 233 с.

11. Киселева Е.А. Макроэкономика. Конспект лекций: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.

12. Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под. Ред. Ю.П. Орловского. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2002.-959с.

13. Кулагина Н.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Педагогика, 2003. - 256 с.

14. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.-- М.: Просвещение, 2003.--352 с

15. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятости населения. Служба занятости (правовой аспект). - М.: Перспектива, 2008. - 368с.

16. Михайлов А.В. Работы, на которых запрещается труд несовершеннолетних // Трудовое право.- 2006. - №1.-С.15.

17. Мудрик А.В. Социальная педагогика /Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 2002.- 200с.

18. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. - М.: Междунар. отношения, 2008. - 180 с.

19. Обзор занятости в России // Фонд «Бюро экономического анализа». - М.: ТЕИС, 2002. - С.12-18.

20. Обращение ГУ Центра занятости населения г.Кемерово к работодателям г. Кемерово и Кемеровской области // [электронный ресурс].- Служба занятости населения г. Кемерова.- http://www.kemozn.ru/.

21. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва / Р.И. Капелюшников. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 446 с.

22. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан // [электронный ресурс]. - Официальный сайт Администрации муниципального Тяжинского района.- http:// www.tyazhin.ru.

23. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. - М.: Изд-во Московского университета, 2009. - 368с.

24. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 381 с.

25. Постановление Минтруда Российской Федерации от 7 апреля 1999 года N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // [электронный ресурс]. - Правовая система нового поколения. - http://www.referent.ru/1/33400/

26. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации Российская газета Федеральный выпуск № 5350 от 1 декабря 2010 г. // [электронный ресурс].- Российская газета.- http://www.rg.ru.

27. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» от 28.06.2007 г. № 449 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 35.

28. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 686 с.

29. Рынок труда и доходы населения: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. специальностям / Бреев Б.Д. и др. Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Филинъ, 2009. - 277 с.

30. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста СанПиН 2.4.6.2553-09 Утверждены Постановлением Главного государственного Cанитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58// [электронный ресурс].- Государственная инспекция труда. - http://git54.rostrud.ru.

31. Силаев Д. Е. Трудоустройство несовершеннолетних в РФ // Трудовое право. -2006. -№7. - С. 53.

32. Словарь - справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.

33. Смирнов С. М. Труд несовершеннолетних. - С-Петербург, юрид. ин-та, 2007.- С. 65-67.

34. Ступина Е. Воспитание предпринимательских качеств у молодежи / Е. Ступина // Народное образование. - 2003. - № 10. - С. 179-186.

35. Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: издательский центр «Академия», 2004.- 224с.

36. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 384с.

37. Четвертакова Е.Г. Справочник для предприятий и социальных работников. Занятость и безработица. - М.: Книга сервис, Приор. -2008. - 380с.

38. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.

39. Шульгина Л.В., Тамошина Г.И., Щевелева Т.А. Занятость населения и человеческий капитал (монография). - Белгород: Тип. БГУ, 2009. - 346 с.

40. Яковлева Е.Б. Структурная перестройка экономики и рынок труда России. - СПб.: Поиск, 2009. - 457 с.









Приложение 1.

Историческая справка КГУ Центра занятости населения Изобильненского района

Первое бюро по трудоустройству населения в Изобильненском районе в 1989 году возглавила Ермолаева Раиса Павловна. Тогда о безработице узнавали только из передач зарубежных стран.

С 1991 года бюро по трудоустройству населения переименовывается в Центр занятости населения. В эти годы растет штат работников, приобретается офис, закупается мебель, оборудование.

В 1997 году начальником Центра становится Татьяна Петровна Дикало. По её инициативе были сделаны первые шаги по автоматизации и компьютеризации. Планомерно проводилась учеба кадров: тренинги, семинары, открылась своя школа психологической разгрузки.

В 2004-2009 годах Центр занятости населения возглавлял Виктор Викторович Немчинов. В этот период большое внимание уделялось профессиональному обучению.

С 2009 года Центром занятости руководит Акимова Нина Ивановна. Она с коллективом уверенно и профессионально продолжает развивать Службу занятости, улучшает качество предоставляемых услуг населению. В настоящее время в штате 16 специалистов, из них 15 имеют высшее образование.

С начала существования в службу занятости района обратилось более 83 тысяч человек, поставлены на учет 46 тысяч человек, направлены на обучение более 3 тысяч человек, почти 27 тысяч человек воспользовались помощью в трудоустройстве, отправлено на досрочную пенсию 250 человек, трудоустроено 7500 несовершеннолетних ребят в летний период, в общественных работах приняли участие более 5 тысяч человек.

Проведено более 80 ярмарок вакансий, которые посетили не менее 7000 человек. Это позволяет безработным гражданам общаться с работодателем напрямую.

При обращении в центр занятости населения по месту жительства за помощью в трудоустройстве подросток должен иметь при себе следующие документы:

  • паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

  • личное заявление с письменным согласием одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства;

  • справку о состоянии здоровья;

  • справку из учебного заведения о режиме обучения;

  • заявление-анкета или согласие с предложением о предоставлении государственной услуги по организации временного трудоустройства;

  • индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке, - для граждан, относящихся к категории инвалидов.

























Приложение 2.

Анкета «Об изучении вопроса трудоустройства подростков»

Службой занятости с 14 марта по 1 мая 2017 годана базе нашей школы проводится социологическое исследование, результаты которого помогут более эффективно организовать работу по трудоустройству подростков.

В этой связи просим Вас ответить на вопросы анкеты, выбрав один верный ответ.

1. Количество полных лет ______.

2.Место учебы:

школа ________________________ № класс .

3. К какой социальной категории Вы относитесь:

а) полная семья;

б) неполная семья;

в) многодетная семья;

г) состоите на учете в КДН;

д) относитесь к категории инвалид.

4.Хотели бы Вы временно трудоустроиться (да/нет)? , если да, то когда (в нужной строке поставить «да»)

а) в свободное от учебы время;

б) в период каникул;

в) в течение всего года.

5.Знаете ли Вы, куда необходимо обращаться, чтобы Вас трудоустроили (да/нет) , если да, то куда (в нужной строке поставить «да»):

а) служба занятости;

б) родители и знакомые ;

в) газета, радио;

г) классному руководителю;

д) Интернет.

6. В какой сфере деятельности Вы бы хотели работать:

а) культура, наука, образование;

б) здравоохранение;

в) транспорт и услуги связи, СМИ;

г) молодежная политика;

д) строительство.

7.Каким должен быть Ваш режим работы?

а) полный день

б) несколько часов в день

в) несколько дней в неделю

г) свободный график работы,

8. Работали ли Вы ранее (да/нет) если да, то кем (указать профессию /специальность)?

9. Как Вы нашли предыдущее место работы?

а) помогли родители

б) в службе занятости

в) газета, радио

г) самостоятельно.

10. Знаете ли Вы, что служба занятости временно трудоустраивает подростков в течение всего года (да/нет) __________.если да, то откуда (телевидение, радио, газета, служба занятости, ярмарки вакансий, листовки/плакаты) __________.

11. Участвовали ли Вы во временном трудоустройстве с помощью службы занятости (да/нет) ____________.



Определения

В работе использованы следующие основные понятия:

Вторичная занятость - дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Несовершеннолетние - это лица, не достигшие 18 лет.

Подросток - это мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16-17 лет.

Трудоустройство - система мероприятий, проводимая государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. В соответствии с законодательством РФ обязанность обеспечивать трудоустройство граждан возложена на территориальные органы Государственной службы занятости.

подросток занятость трудоустройство население

Основные сокращения

В работе были использованы следующие сокращения:

ВУЗ - высшее учебное заведение;

ГУ ЦЗН- государственное учреждение Центр занятости населения;

КДН - комиссия по делам несовершеннолетних;

НПО - неправительственные организации;

ПТУ - профессиональное техническое училище;

РФ - Российская Федерация;

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации.





Приложение 3.

Вопросы для детей:


1. сколько денег у тебя в кармане сейчас

а. более 10 рублей

б. более 50 рублей

в более 100 рублей

2. сколько тратишь денег в день

а. более 10 рублей

б. более 50 рублей

в более 100 рублей

3. хватает ли выдаваемой родителями суммы

1) нет

2) да

4. сколько денег хотел бы иметь на расходы

а. более 10 рублей

б. более 50 рублей

в более 100 рублей

5. сколько реально можешь потратить в день

а. более 10 рублей

б. более 50 рублей

в. более 100 рублей





















Приложение 4.

Основные расходы подростка


















Приложение 5.

Анкета


1. имеете ли вы карманные деньги

1) да

2) нет

3) не всегда

2. нужны ли вам карманные деньги

1) да

2) нет

3) не всегда

3. как часто вы получаете карманные деньги

1) каждый день

2) раз в неделю

3) раз в месяц

4. какую сумму обычно вам дают родители, вы имеете в наличии

1) менее 50 рублей

2) более 50 рублей

3) более 100 рублей

5. как вы тратите их

1) на проезд и питание

2) коплю на стоящую вещь

3) трачу на пустяки

6. хватает ли вам карманных денег

1) да

2) нет

3) не всегда

7. сколько денег вы хотели бы иметь в наличии

1) менее 50 рублей

2) более 50 рублей

3) более 100 рублей

4) своя сумма (реальная)

8. если бы вы получали большое количество карманных денег на что бы вы их потратили (свой ответ )

9. кроме родителей, какие источники дохода вы имеете (свой ответ)

10. готовы ли вы сами зарабатывать

1)да 2)нет

11. какой вид работы вы могли бы реально выполнять

12. предложите свой, наиболее эффективный способ увеличения доходов

13. как вы считаете, реально ли современному подростку обеспечивать свои потребности самому

1) да 2) нет

14. знаете ли вы законы, дающие право на трудовую деятельность

1) да 2) нет

15. можешь ли ты организовать свое «дело»

1) да 2)нет


Приложение 6.

Расходы и доходы подростков





















Промежуток времени для трудоустройства у подростков







Трудоустройство подростков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!