Людмила Владимировна Карпова
Учитель английского языка
Марина Леонидовна Куклина
Учитель английского языка
Социальные ролики как культурологической компетенции на уроках английского языка.
Аннотация: В статье рассматривается проблема подготовки молодежи к жизни в контексте диалога культур. С помощью роликов социальной рекламы студенты могут погрузиться в культуру стран изучаемого языка. Это может заинтересовать и мотивировать студентов к дальнейшей самостоятельной работе.
На данном этапе развития нашей страны происходят многочисленные преобразования, которые связаны с формированием обновленной образовательной парадигмой. В качестве основных принципов сейчас четко прослеживаются культурологические и гуманистические ценности, где на смену политической и другой идеологии, рационализму приходит культурологическое просвещение. В действительности наиболее главным и ценным для современного мира является формирование культуры личности.
В настоящее время, время высоких технологий, разнообразных видов коммуникации, технического прогресса и просто во время скоростей ставиться сложная задача для педагогов –подготовить молодое поколение к жизни в полимодальном мире в условиях постоянного диалога культур.
И в плане формирования социокультурной компетенции, которая является одной из основных коммуникативных компетенций, открываются уникальные возможности для учителя и обучающихся в виде видеофрагментов при изучении иностранного языка. Достаточное количество в наше время есть образовательных сайтов и программ с видеороликами, которые несомненно являются огромной помощью в изучении любого иностранного языка. Но вот использование такого вида рекламы как социальная, довольно редко используется в обучении иностранным языкам.
Изучая историю появления социальной рекламы как вид рекламы, мы обнаружили дату 1906 год, страна происхождения- США. Принято считать, что это некоммерческий продукт, который призван обращать внимание людей на острые и злободневные проблемы общества. А их, нужно отметить, огромное количество. Это и соблюдение правил дорожного движения, проблема пьянства, насилие в семье, вредные привычки, различные заболевания, проблемы одиночества и многое другое. Этот вид рекламы обычно финансируют либо государство, либо благотворительные фонды. Всё чаще стали делать социальную рекламу сами рекламные агентства. И надо отметить, что это очень повышает их статус на рынке рекламы.
Интересные факты были обнаружены нами. Есть страны, в которых правительство выделяет специальную квоту на бесплатное размещение социальной рекламы как на телевидении, так и на радио. То есть само правительство оплачивает данное на эфир время. Существуют также фестивали социальной рекламы. В 2008 году был организован Международной рекламной ассоциацией (International Advertising Association) -Международный фестиваль социальной рекламы (Responsibility Awards). Данный фестиваль проводиться каждый год. Кстати, термин «социальная реклама» на английском языке будет звучать не «social advertising», как мы подумали первоначально, а данный термин правильно следует называть Public Service Announcement или PSA. Известно, что во многих развитых странах выделяют миллиарды на PSA.
По своей сути социальная реклама первоначально была направлена на изменение общественного мнения и поведения, привлечения внимания к той или иной проблеме. Что же касается отношений молодежи и социальной рекламы, так это на наш взгляд одно из самых продуктивных и взаимообогащающих явлений в современном коммуникационном пространстве.
Такие ролики очень эмоционально наполнены. Зачастую они наполнены не только глубоким смыслом, но и ярким видеорядом событий, глубоким музыкальным сопровождением, а также помогают погрузиться молодому человеку в культуру той или иной страны. И надо сказать, что социальная реклама действительно способствует эмоциональному развитию любой личности, развивает представления о нравах и нормах поведения в современном поликультурном мире. А использование социальной рекламы на уроках помогает заинтересовать и мотивировать обучающихся к дальнейшей продуктивной работе.
В своей практической деятельности мы используем термин «chaser» -амер.; разг. напиток, которым запивают алкогольный напиток, «толкач». В нашем случае, чейсером является ролик социальной рекламы, привлекающий внимание к определенной нравственной проблеме, с помощью которого мы и «проталкиваем» - формируем необходимую модель поведения в социуме. «Запиваем» увлекательным видеорядом «горькие» и надоевшие подросткам поучения о морали, нравственности и культуре поведения в цивилизованном поликультурном обществе. Для иллюстрации использования чейсера в формирование культурологической компетенции на уроках английского языка в старших Х-ХI классах представим фрагмент, содержащий все этапы работы над видеороликом. Это предрождественский ролик, выпущенный немецкой сетью продовольственных магазинов EDEKA. (https://youtu.be/5bJeyFLCNhU)
Мы кратко расскажем, как работаем с социальны роликом на уроках. Он может быть использован на разных этапах урока. Например, на этапе целеполагания или при работе с лексикой. Это также может быть полноценный урок по той или иной проблеме.
I. Преддемонстрационный этап. Вступление учителя. Он задает вопрос ученикам о праздновании Рождества в Европе и предлагает заполнить ассоциограмму, чтобы обобщить знания учащихся по данной теме.
II. Демонстрационный этап.
Просмотр ролика социальной рекламы.
Обучающиеся просматривают видеофрагмент в первый раз. Перед учениками ставится коммуникативная задача: внимательно просмотреть ролик социальной рекламы и постараться понять, о чем идет речь в этом видео. При работе с чейсером будет очень уместно использовать приём «внутренний монолог»- отрывок, в котором ярко выражаются чувства или отношения между людьми. Просмотр останавливается на моменте, когда женщина увидела отца ( зрители этого пока не видят, а видят только ее реакцию - у женщины от неожиданности перехватило дыхание). Необходимо выразить чувства словами.
III. Последемонстрационный этап.
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, заполняют ассоциограмму о причинах возникновения проблемы одиноких пожилых людей в мире. Происходит совместное обсуждение проблемы, обмен мнениями. Например, им предлагается предположить о чём идёт речь в начале ролика и восстановить конечную фразу. В данном виде работы иностранный язык чейсера ( например, немецкий на уроке английского языка) является плюсом, так как мотивирует учащихся воспользоваться языковой догадкой, основанной на собственном опыте и эмоциях. Это позволяет значительно расширить возможности выбора чейсера в зависимости от выбранной нравственной проблемы, не завися от языка самого чейсера.
IV. - Повторный просмотр ролика социальной рекламы.
Здесь возможно огромное количество вариантов работы.
-Обсуждение ситуации «брошенных стариков» в России, сравнение немецкой и русской жизни, отношение каждой страны к проблеме, сопоставление культуры и менталитета. Обучение монологической речи на основе просмотренного ролика социальной рекламы (выход в экстралингвистическую ситуацию).
-Развитие устной речи, например, описание членов семьи (самому предположить профессию, возраст, где живёт, чем занимается);
- Использование приёма «Freeze-frame» - описание фрагмента ( видео в режиме стоп- формат ВПР, ЕГЭ), например, описать праздничный стол;
-Заполнение W-таблицы (ответить на вопросы: кто, где произошло, когда произошло, почему, зачем).
- Предложить обучающимся объяснить выражение в конце чейсера, предложить свои способы решения этой проблемы.
Как правило, ролики социальной рекламы не подразумевают наличие большого объёма текста, но зато особую смысловую и эмоциональную нагрузку несёт песня, сопровождающая видео ролик. Работая с песней, мы используем следующий приём:
-обучающимся выдаются карточки со словами, часть из которых есть в тексте песни, а часть- нет. Во время прослушивания песни учащиеся выбирают услышанные в тексте слова. Затем текст выводится на экран и учащиеся осуществляют само или взаимо проверку. За каждое правильное слово даётся 1 балл, за каждое неправильное отнимается 2 балла. Это лишает учащихся соблазна отобрать все карточки без исключения и получить максимальный балл.
V. Подведение итогов.
Каждому обучающемуся предлагается создать индивидуальный проект - изучить ситуацию в нашей стране и выявить положительные стороны данной проблемы (чем мы можем поделиться со своими немецкими коллегами) и может быть выявить отрицательные моменты.
Подводя итог, можно смело сказать, что ролики социальной рекламы являются средством, помогающим транслировать приоритетные общечеловеческие ценности и критерии свободного развития личности, что конечно является необходимой составляющей любой личности в современном мировом пространстве для эффективного взаимодействия на межкультурном уровне.
Библиографический список
1. Верисокин Ю.И. Учебное кино на уроках английского языка//Иностр. языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 32-35.
2. Грушевицкая Т.Г., Попков ВД, Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов/Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Исенко И.А. Использование испанских аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компе-тенции//Иностр. языки в школе. - 2009. - №1. - С. 78-82.
4. Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному в средней школе // Иностр. языки в школе. - 2006. - № 4. - С. 31-39.
5. Ролики социальной рекламы. URL: [www.wikipedia.org.ru]
Е.П. Глумова, Е.Д. Клюева