Сампурский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сатинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательский проект
«Социальные сети: вред или польза?»
Выполнила:
ученица 10 «ж» класса
Логванова Ирина
Руководитель:
учитель технологии
Кормышова Надежда Ивановна
Сампур-2019
2 слайд: Актуальность: Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и теперь мы уже не можем представить свое существование без посещения своих страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в неделю. Социальные сети появились относительно недавно и открыли перед пользователями много возможностей, уже сложно представить жизнь без них. Современное поколение всё больше и больше времени проводит в социальных сетях, чем в реальном общении друг с другом. Для подростков социальная сеть стала инструментом безграничного общения и самовыражения. Но вопрос, насколько это хорошо или плохо, со временем становится всё популярнее.
3 слайд: Цель проекта:
Выявить, как социальные сети влияют на жизнь человека.
Задачи:
изучить историю появления социальных сетей;
рассмотреть классификацию социальных сетей и их особенности;
оценить положительное и отрицательное влияние социальных сетей на подростков;
узнать мнение друзей и знакомых о социальных сетях.
4 слайд: Из истории появления социальных сетей
Сам термин «социальная сеть» появился задолго до Интернета – в 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс, подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Понятие сети как системы человеческих взаимоотношений быстро набрало популярность, и во второй половине ХХ века активно использовалось для обозначения любых отношений («партнерские сети», «сеть знакомств» и т.п.).
Поддержание и создание различных социальных связей в Интернете началось вместе с рождением самой Сети – электронная почта, телеконференции, возможности для интерактивного общения, различные чаты. Основной задачей всех этих коммуникаций было не столько общение, сколько решение деловых вопросов и рабочих задач. Но со временем социально-развлекательная функция Интернета быстро стала главной.
5 слайд: Можно говорить о том, что социальные сети в Интернете возникли уже в 80-х годах ХХ века. Несмотря на то, что первые социальные сети были несколько далеки от сегодняшнего понимания, главные принципы были те же. Первая сеть, объединившая пользователей большей части мира – это, FidoNet сеть, благодаря которой появилась возможность передавать текстовые сообщения и прочие файлы из единого места хранения на различные сайты не зависимо от их местоположения.
В 1994 году была запущена сеть Geocities – прообраз современных социальных сетей. Пользователи данной сети могли создавать собственные сайты по шести категориям-городам.
Разные исследователи считают самым первым социально-сетевым ресурсом сеть Classmates.com, которая переводится, как одноклассники. Сеть действует по сей день и насчитывает больше 50 млн. пользователей в США, Канаде, Швеции, Германии, Австрии и Франции.
Далее в 1999 году был открыт сервис Livejournal.com, который стал первым массовым хостингом электронных дневников и первым иностранным сервисом, ставшим популярным в России. Сейчас он известен многим как «Живой журнал» или «ЖЖ».
В 2003 году была создана сеть MySpace, основными пользователями которой стали рок-коллективы. Для независимых музыкантов портал стал площадкой для самопрезентации. Кроме того, у поклонников рок-музыки появилась возможность общаться со своими кумирами и даже добавлять их в друзья.
6 слайд: Виды социальных сетей
Кроме социальных сетей существует еще несколько типов схожих ресурсов социальной направленности:
Социальные каталоги – сайты, позволяющие пользоваться базами данных научных статей и цитат. Позволяют «делиться» своими находками с другими пользователями и предназначены на использование в образовательной и академической сфере. В качестве примера можно привести каталоги Academic Search Premier, Academic University, CiteULike, Connotea, и др.
Социальные закладки – сайты, с помощью которых можно составить список закладок или популярных ресурсов, и предоставить его в распоряжение других пользователей, объединяя, таким образом, пользователей со схожими интересами. Примером социальных закладок может служить ресурс Delicious.
Социальные библиотеки – специальные приложения, которые позволяют пользователям предоставлять ссылки ни личные библиотеки, коллекции аудио- или видеозаписей и т.д. Примером такой социальной библиотеки может служить discogs.com.
Социальные сети веб-мастеров – узкоспециализированные социальные сети, которые используются для распространения полезных материалов и ссылок.
Игровые социальные сети – игры, имитирующие различные миры, предназначенные для большого количества пользователей. Одна из наиболее популярных игровых социальных сетей – это Word of Warcraft.
Многоязычные сети – сервисы для общения людей, говорящих на различных языках. Для общения используются различные программы, которые позволяют переводить слова, предложения и фразы в режиме реального времени.
Профессиональные социальные сети – объединения людей по профессиональному принципу для общения на специализированные темы, обмена опытом и предоставления профессиональной информации.
Гендерные и возрастные сети – ресурсы, созданные для общения пользователей определенного возраста или пола. Например, детские социальные сети, сети для девушек и т.д.
7 слайд: Популярные социальные сети в России.
Современные дети нередко получают навыки работы с персональным компьютером еще до того, как поступают в школу. Сначала дети осваивают игры, но, как только у них появляются навыки чтения и письма, ничего не может им помешать завести свою страничку в любой социальной сети. Чаще всего регистрация бесплатная, либо легко может быть оплачена через СМС с мобильного телефона, поэтому помощь старших для этого действия требуется очень редко. В пятёрку часто используемых соцсетей входят:
Вконтакте http://vkontakte.ru
Одноклассники http://odnoklassniki.ru
FaceBook http://facebook.com
Мой мир http://my.mail.ru
Twitter http://twitter.ru
Instagram https://www.instagram.com
Подросток, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.
8 слайд: Положительное влияние социальных сетей на современных подростков.
Социальные сети дают возможность подросткам общаться со сверстниками в режиме онлайн, независимо от места жительства, времени суток и погоды за окном. Найдя себе друга, они начинают общаться и делиться своими радостями или же переживаниями, проблемами, неудачами. Это безопасно, т.к. виртуальный друг не пойдет и не расскажет твоим знакомым, что у тебя на душе. Кроме того, большинство ребят заходят в социальные сети лишь для того чтобы послушать музыку, посмотреть фильм или видео.
Также, подростки могут образовать группы по интересам, обсуждать в них наиболее важные вопросы, обмениваться опытом, делиться впечатлениями и своими достижениями. Функция самовыражения в социальных сетях, которая воплощается в заметках о себе (статусах), комментариях и выкладывании фото, школьниками сейчас почти не используется. Новой формой выражения своего мнения стало использование «лайков» – отметки «нравится». Косвенно выразить свое мнение позволяет и функция репоста, т.к. «поделиться записью». Подростки, просматривая информацию, отбирают наиболее интересную, с их точки зрения, и делятся ею с друзьями.
9 слайд: Отрицательное воздействие социальных сетей.
В силу возраста многие подростки отдают предпочтение играм и просмотру бессмысленных видеозаписей, что негативно сказывается на их здоровье. Обилие информации раздражает психику детей, сон становится более беспокойным, страдает зрение и осанка, а в редких случаях и слух.
Реальное общение часто вытесняется виртуальным, у подростков утрачивается способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. При общении в виртуальном режиме происходит несоблюдение правил грамматики и пунктуации, используются максимально простые предложения, бедный словарный запас, замена эмоций смайликами. Некоторые подростки тратят деньги в соцсетях на игры, платные услуги и т.п.
Некоторая часть информации в социальных сетях не предназначена и вредна для подростков, например материалы для взрослых. А свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями соцсетей формируют у подростков подсознательное убеждение, что такая манера общения является нормой.
Кроме того, подросток словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самопрезентации в реальном мире. Так, в сети Интернет любой подросток, может выдавать себя за героя, уверенного в себе человека, а в действительности являться закомплексованным ребёнком. Имея такой образ в социальных сетях, ему будет сложно общаться и знакомиться с людьми в настоящей жизни, переживать процесс социализации в современной обществе.
Активное использование соцсетей влияет на занижение самооценки у подростков, т.к. им просто физически не хватает времени на общение с реальными друзьями, учебу и хобби. Портятся отношения с родителями и учителями, и, следовательно, успехи в учебе и личной жизни оставляют желать лучшего.
Взрослые имеют меньше опыта виртуальной жизни и не могут как следует контролировать эту сторону развития ребенка: установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес подростков в нужное русло, а иногда и дает обратный эффект: ограничения увеличивают любопытство и заставляет искать пути обхода запретов.
В худшем случае из-за социальных сетей у подростков может появиться интернет-зависимость.
10 слайд: Признаки зависимости от социальных сетей.
1. Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен написать.
2. Подросток слишком много времени тратит на социальную сеть, обещает себе, что пробудет там лишь пару минут, а в итоге с ужасом обнаруживает, что прошло полдня.
3. Всё общение с друзьями происходит в основном через социальную сеть, некоторые подростки уже забывают, когда видели их «вживую» в последний раз.
4. Игра в различные приложения является хорошей альтернативой другим повседневным делам, этот процесс затягивает и заставляет пройти больше уровней и повысить рейтинг среди виртуальных друзей.
5. Подросток испытывает жуткое раздражение, если по какой-либо причине не может попасть на свою страничку в социальной сети. Он становится будто оторванным от внешнего мира.
11 слайд: Чтобы выявить, какое влияние оказывают социальные сети на человек, я провела социальный опрос среди своих друзей, знакомых и родных. Участникам было предложено ответить на ряд вопросов:
1. Пользуешься ли ты социальными сетями?
2. Если да, то чем в них занимаешься?
3. Сколько времени в день ты проводишь в социальных сетях?
4. Возникают ли у тебя конфликты в семье из-за того, что ты много времени проводишь в социальных сетях?
Результаты социального опроса показали, что социальными сетями пользуются 92% моих друзей и знакомых. 45% из них обмениваются сообщениями и участвуют в обсуждениях в группах по интересам, 33% из них слушают музыку и просматривают видео, 17% – обмениваются фотографиями, следят за обновлениями информации у друзей, 5% – читают новости о событиях, происходящих в мире.
Более половины опрошенных прибывают в соцсетях более 6 часов в день, и у 15% – возникают конфликты в семье по этому поводу.
12 слайд: Рекомендации при работе в социальных сетях.
В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:
ограничение времени пребывания в сети;
поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, чтение книг и т.д.);
оказание бОльшего внимания своей реальной жизни (событиям в школе, в семье, общении с друзьями);
время пребывания в соцсетях использовать более рационально, тратя его на саморазвитие и обучение, а не на просмотр бессмысленных видеороликов и игры.
13 слайд: Вывод:
Возможность посещать Интернет безгранична: можно общаться с друзьями, играть, слушать музыку, смотреть видео, посетить группы по интересам. Однако не стоит забывать про опасности социальных сетей: ухудшение здоровья, понижение самооценки, потеря навыков живого общения, конфликты с семьей и проблемы с учебой.
Мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться – главное не упустить эту возможность.
Важно помнить, что виртуальное общение в соцсетях не может заменить контакт с живыми людьми. Виртуальный мир – это лишь частичка реального.
14 слайд: Информационные источники:
http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111
https://womanadvice.ru/internet-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет
https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть
https://wiki.rookee.ru/socialnaya-set/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/60759
http://fb.ru/article/184984/sotsialnyi