«Социальные статусы и роли»
Цель занятия:
- познакомить учащихся с понятиями «социальный статус» и «социальная роль», определить какие факторы влияют на социальный статус личности и социальную роль.
Предполагаемые образовательные результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Предметные: владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.
Метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.
Задачи занятия:
- познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;
- сформировать представление о социальной роли личности в условиях современного общества; подвести учащихся к выводу о необходимости приобретения достойного социального статуса;
-развивать обществоведческое мышление учащихся на базе материала, представленного в презентации.
Тип занятия: урок усвоения нового знания
Используемые педагогические технологии:
- ИКТ;
- технология группового обучения;
- технология проблемного обучения;
- элементы здоровьесберегающей технологии.
Материально-техническое обеспечение занятия:
- раздаточный материал для работы в группах.
Аппаратное и программное обеспечение:
- персональный компьютер, презентация.
Ход урока:
-
Организационный момент. (2 мин)
Добрый день, ребята!
Здравствуйте, уважаемые гости!
И так, урок обществознания - урок жизни.
И начнем мы с вами общение, может быть с необычных, но очень важных слов
Уходит жизнь …
Ты этому не верь,
Она, как океан не убывает.
Однажды слава постучится в дверь,
Любовь вернется –
Это все бывает,
Но никогда, ты слышишь, никогда,
Свершив свои извечные маршруты,
Назад не возвращаются года,
Назад не возвращаются минуты …
Перед вами лежат листочки в которых вы будете оценивать себя по этапам урока. К концу урока вы по набранным баллам поставите оценку себе.
II. Актуализация знаний по теме «Социальная структура общества»
Тест «да-нет» (технология отработки заданий ОГЭ по обществознанию «Задания на установление истинности двух суждений»)
Утверждения:
-
Социальная структура общества представляет собой совокупность социальных общностей и систему взаимосвязей и отношений между ними.(да)
-
Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по профессии, месту жительства. (да)
-
Социальная структура становится сложнее по мере развития общества (да)
-
Стремление сторон любой ценой защитить свои интересы – одна из причин социальных конфликтов (да)
-
Социальные конфликты всегда приводят к негативным социальным последствиям (нет)
-
Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по полу, возрасту, национальности. (да)
-
Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы. (да)
-
Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той и той же страты. (нет)
-
В больших социальных группах личные контакты между всеми членами группы невозможны (да)
-
Каждый человек может входить в несколько социальных групп (да)
III. Мотивационный этап. Постановка целей урока.
Работа в группах. Учитель раздаёт учащимся задания – разыграть определённую ситуацию. Остальные учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.
Группа №1. Врач на приёме. К нему пришла бабушка, жалуется на различные недомогания (боли в спине, ломота в суставах, давление высокое). Врач её полностью игнорирует, слушает музыку в наушниках, пританцовывает.
Реквизит: Белый халат, шапочка, телефон с наушниками.
Группа №2. Учитель на уроке объясняет ученикам материал, используя блатной жаргон. Слова: типа, короче, в натуре, вы врубились или нет? И другие… Ученики обращаются к учителю по имени, отчеству.
Реквизит: журнал, указка.
Группа №3. Сын пришёл домой из школы, а мама, вместо того, чтобы сварить еду, прибрать в квартире, целый день играет в компьютерную игру (стрелялки какие-нибудь). На просьбы сына покормить его, отмахивается, предлагает самому что-нибудь приготовить.
Реквизит: ноутбук.
Группа №4. Девушка подбегает к полицейскому в слезах, просит его задержать грабителей, которые отобрали у неё сумочку. Полицейский отвечает, что он их сам боится, и вообще пусть попросит кого-нибудь из прохожих.
Обсуждение:
- Что Вам показалось странным в разыгранных ситуациях? (люди вели себя не так как положено);
- А кто определил, как положено вести себя данным людям? (их положение в обществе, т.е. статус)
Учитель на доске записывает слово «статус».
- Какое задание было у каждой группы? (разыграть ситуацию, то есть сыграть роль)
Учитель на доске пишет слово «роль».
- Согласны ли вы, что роли героев сценок не соответствовали их статусу? (да)
- О чём мы будем сегодня говорить? (постановка целей урока).
Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: «Твой статус не позволяет тебе себя так вести» или «Ты выбрал не ту роль».
Запишите тему урока «Социальные статусы и роли»
Проблемный вопрос, на который вы должны дать ответ к концу урока: «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?»
Учитель: А что вы хотели бы узнать на этом уроке?
Ученики с помощью учителя определяет цели урока:
-
Что такое социальный статус и роль?
-
Виды статусов?
-
Что такое авторитет и престиж?
-
Что такое гендерные стереотипы?
На уроке мы познакомимся с понятиями…социальный статус, социальная роль, главный статус, статусный набор, престиж, авторитет, гендер
Изучение нового материала ( 20 мин)
1. Социальная позиция человека в обществе брат, хирург, сын, итальянец, режиссер, президент компании, бродяга.
Работа с учебником: Вы должны самостоятельно изучить п. 1, стр. 114-115, и найти определение социальный статус, социальная роль, определите виды статусов и выполнить задание. (Индивидуальная работа) 5-6 мин.
Виды статусов
(Проверка выполнения задания.)
-
Статусный набор, главный статус.
В учебнике нет объяснения этим понятиям, поэтому я предлагаю сделать следующее. Раздать по три, работа в парах. Прочитайте и сделайте вывод.
-
Физминутка (слайд презентации). ( 1 минута)
Учитель. Я буду вам называть статусы и если назову достигаемый статус, то вы встаете с места, а если назову приписанный статус, то сидите.
Мама, Принцесса, Дедушка, Монголоид, Президент, Депутат, Король, Шут, Директор, Мальчик, Парень, Папа, Ученик, Студент, Врач, Профессор, Француз, Спортсмен , Чемпион, Футболист, Менеджер, Учитель, Адвокат, Судья, Стюардесса, Женщина, Бизнесмен, Начальник, Малыш, Преступник, Учитель, Врач, Строитель, Президент, Художник.
-
Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:
1) престиж (влияние, уважение) — оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;
2) авторитет - степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств определенного человека.
— Какие обязательства накладывает на человека высокий статус?
Задание «Престижно или авторитетно?»
а) быть студентом известного столичного ВУЗа?
б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?
в) стать лидером футбольной команды?
г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?
д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой области знаний?
е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?
ж) иметь влияние на принятие важных политических решений?
Всем хорошо известны знаменитые строки Шекспира
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Действительно, каждый человек играет несколько социальных ролей. Общество выдвигает определенные требования к личности, имеющей тот или иной статус, и ожидает от нее соответствующего поведения.
Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Екатерина Великая»
Представьте себе что вы опоздали к началу сеанса и видите данный фрагмент , вы сможете по фрагменту определить кто перед вами? Ответы учеников.
-Конечно, это императрица, это видно по одежде и по ее поведению и по тому, как к ней относятся присутствующие.
Какие у вас есть роли? И что будет, если вы перепутаете свои роли?
4. По признаку пола
В обществе действуют и гендерные различия (от гендер — социальный пол), стр.119 120. Прочитайте и дайте определение понятию гендер.
Рабочий материал
В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».
Вопросы к тексту
— Скажите, кто из них — девочка, а кто — мальчик? Ответ аргументируйте.
— Как вы определили пол наших героев? (Ответы учеников.)
Задание ни у кого не вызвало особых трудностей. Ваши ответы основаны на мнении, что мальчики не боятся мороза, а девочки беспокоятся о своей внешности. Но почему вы так думаете? Неужели вы знаете всех в мире мальчиков и всех в мире девочек? Конечно же, нет, тогда на основании чего вы сформулировали свой ответ? Наверное, на основании того, что в обществе существуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Это так называемые гендерные стереотипы. Исследователи утверждают, что они возникают на почве различных статусов и ролей женщин и мужчин в обществе. До начала XX в. в обществе преобладало мнение, что женщина создана только для воспитания и рождения детей и поддержания домашнего очага. И даже в наше время часть людей считает, что женщина должна быть домохозяйкой, а не личностью, которая может успешно решать различные социальные проблемы.
— Чем опасны гендерные стереотипы? Какие еще гендерные стереотипы вы можете назвать? (Ответы учеников.)
Закрепление изученного материала. (3 мин)
Итоговый тест
Подведение итогов. (5 минут)
А сейчас вспомним наш проблемный вопрос «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?». Вы можете дать ответ? Предполагаемые ответы учеников: Ограничивать нас могут наш статус, мнение общества и роли, которые мы должны выполнять соответственно нашему статусу, и если перепутаем роли, то столкнемся с осуждением окружающих.
Подведение итогов, разъяснение результатов. Оценивание работы обучающихся.
VIII. Домашнее задание.(2 минуты)
Выполнение творческих заданий
Задание 1
Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?
Задание 2
Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?
XIX. Рефлексия.(2 минуты)
Как сейчас вы понимаете стихи, которые вы слышали в начале урока.