Тема: Социальный статус и социальная роль.
Цели урока:
1. Сформировать у учащихся представление о социальном статусе и социальной роли.
2. Развивать умение учащихся извлекать социально значимую информацию из фактов повседневной жизни (развивать информационную и коммуникативную компетенции).
3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к представителям различных социальных статусов, выбирать оптимальную стратегию поведения в ролевом конфликте.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с различными видами социальных статусов и социальных ролей, встречающихся в повседневной жизни.
2. Научить учащихся определять свои социальные статусы и роли и социальные статусы и роли окружающих.
3. Дать учащимся представление о различных видах социального конфликта.
Основные понятия: социальный статус, престиж, авторитет, социальная роль, ролевой конфликт.
План:
Психологический тест «Групповые роли» 80 мин. 1 урок
Организационный момент 5 мин. 2 Урок
Проверка домашнего задания 10 мин.
Объяснение нового материала 40 мин
Практическая работа 10 мин.
Д.З. 3 мин.
Ход урока:
Проверка Д.З. – 10 мин.
С.Р. №1. – 3 мин. Выбрать любой фильм с героем статус которого в течение фильма меняется
Характеристика исходного социального статуса героя
Вид социальной мобильности, совершенной в сказке
Характеристика измененного социального статуса
Личностные черты и качества; социальные «лифты», способствующие данной мобильности
Объяснение нового материала 10 мин
Статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями
Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, обучающегося: помимо того, что он обучающийся, он является молодым человеком, сыном, внуком, братом и т.д. Поэтому здесь мы говорим о статусном наборе.


Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида.
При этом всегда можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Для человека это и будет главный статус.
- Какой главный статус для вас сейчас?

Т.о. в определенный период времени разные статусы будут главными.
Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Социологи различают :
Предписанный (приписанный) статус - это статус, в котором человек рожден (или будет обязательно признан обществом)
Достигаемый статус - это статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желаниям и свободному выбору




Социальная роль - модель поведения, ориентированная на конкретный статус.
От человека, занимающего определенное положение, ждут соответствующего поведения
Социальных ролей, как и статусов, у каждого человека достаточно много Пример: отличник – это человек, у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что социальная роль – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.

Практическая работа 10 мин.
1. Определите свой статусный набор, поделив статусы на предписанные и достигаемые
2. Приведите примеры социальных ролей, с которыми мы сталкиваетесь в жизни, и ожидаемого, в зависимости от роли, поведения.
3