СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные технологии.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальные технологии. Социологические исследования. Методы социологических исследований. Социометрия. Анализ, обработка данных. Профессии и производство. Технологии опроса. Анкетирование. Интервью. 

Просмотр содержимого документа
«Социальные технологии.»

Социальные технологии.  7 класс. Технология. Выполнила: Капустенко Л.Е.,  учитель технологии МБОУ «Средняя школа № 10» Петропавловск-Камчатского городского округа

Социальные технологии. 7 класс. Технология.

Выполнила: Капустенко Л.Е.,

учитель технологии

МБОУ «Средняя школа № 10»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Назначение социологических исследований. Социологическое исследование – одно из направлений научных исследований. Оно позволяет получить информацию об объекте (человек, группа людей или сообщество). С помощью такого исследования можно узнать мнение большинства людей. Социологическое исследование – это система логически последовательных методических и организационных действий, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении, процессе. Например, данные о успеваемости учащихся, об увлечении школьников и т.п. Социологическое исследование включает: Определение цели, задач, объекта и предмета исследования; описание методов сбора информации; Выбор методики анализа и объяснения данных.

Назначение социологических исследований.

  • Социологическое исследование – одно из направлений научных исследований. Оно позволяет получить информацию об объекте (человек, группа людей или сообщество). С помощью такого исследования можно узнать мнение большинства людей.
  • Социологическое исследование – это система логически последовательных методических и организационных действий, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении, процессе. Например, данные о успеваемости учащихся, об увлечении школьников и т.п.

Социологическое исследование включает:

  • Определение цели, задач, объекта и предмета исследования;
  • описание методов сбора информации;
  • Выбор методики анализа и объяснения данных.
Цели, задачи исследования. Целью исследования является его направленность и конечный результат, который желательно получить. Задачи исследован ия – это то, что нужно сделать для достижения желаемого результата. Объекты исследования – отдельные субъекты или какая либо общность людей, которые должны быть изучены. Предмет исследования – это те характеристики объекта исследования, которые будут изучаться. Метод исследования определяет то, каким образом собирается необходимая информация.

Цели, задачи исследования.

  • Целью исследования является его направленность и конечный результат, который желательно получить.
  • Задачи исследован ия – это то, что нужно сделать для достижения желаемого результата.
  • Объекты исследования – отдельные субъекты или какая либо общность людей, которые должны быть изучены.
  • Предмет исследования – это те характеристики объекта исследования, которые будут изучаться.
  • Метод исследования определяет то, каким образом собирается необходимая информация.
Методы социологических исследований. При проведении исследований анализируются официальные и неофициальные документы, относящиеся к объекту исследования: правила, нормы, положения, уставы, личные документы (дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера). Например, исследование о писателе предполагает изучение его книг, дневников, писем, записок. Исследования проводятся специалистами. Самой распространенной технологией является ОПРОС. Опрос проводится в виде анкеты, интервью. Тестирование – это вариант опроса. При нем изучается система высказываний, согласий, несогласий. Это помогает оценить взаимоотношения между людьми.

Методы социологических исследований.

  • При проведении исследований анализируются официальные и неофициальные документы, относящиеся к объекту исследования: правила, нормы, положения, уставы, личные документы (дневники, мемуары, личная переписка, записки профессионального характера). Например, исследование о писателе предполагает изучение его книг, дневников, писем, записок.
  • Исследования проводятся специалистами. Самой распространенной технологией является ОПРОС. Опрос проводится в виде анкеты, интервью.
  • Тестирование – это вариант опроса. При нем изучается система высказываний, согласий, несогласий. Это помогает оценить взаимоотношения между людьми.
Социометрия. Социометрия – это технология оценки межличностных отношений между конкретными людьми в группе, между группой и личностью, между группами или даже целыми сообществами. Социальный эксперимент подобен эксперименту в области науки и техники. Он заключается в изучении социальных объектов, явлений и процессов, которые предполагают воздействие на них специально выбранных факторов, изменяющих и направляющих из развитие. Он включает в себя внесение изменений в сложившиеся отношения, контроль за влиянием изменений в поведении личностей или социальной группы, анализ и оценку результатов этого влияния. Пример социального эксперимента: начало введения ЕГЭ. Такую форму сдачи экзаменов проверяли в условиях социального эксперимента. Он был начат в 2001 году в пяти регионах по 8 учебным предметам. В 2002 году он прошел уже в 16 регионах. В 2003 году в 47 республиках и регионах, 2004 год – 65 регионов. Исследователи определяли наиболее успешные формы организации и проведения ЕГЭ.

Социометрия.

  • Социометрия – это технология оценки межличностных отношений между конкретными людьми в группе, между группой и личностью, между группами или даже целыми сообществами.
  • Социальный эксперимент подобен эксперименту в области науки и техники. Он заключается в изучении социальных объектов, явлений и процессов, которые предполагают воздействие на них специально выбранных факторов, изменяющих и направляющих из развитие. Он включает в себя внесение изменений в сложившиеся отношения, контроль за влиянием изменений в поведении личностей или социальной группы, анализ и оценку результатов этого влияния.
  • Пример социального эксперимента: начало введения ЕГЭ. Такую форму сдачи экзаменов проверяли в условиях социального эксперимента. Он был начат в 2001 году в пяти регионах по 8 учебным предметам. В 2002 году он прошел уже в 16 регионах. В 2003 году в 47 республиках и регионах, 2004 год – 65 регионов. Исследователи определяли наиболее успешные формы организации и проведения ЕГЭ.
Анализ, обработка данных. Для сбора данных практически не применяется какой-либо технический инвентарь. Исключением является только средства связи – почта, телефон, компьютер. Это средства коммуникации. Они применяются в отсутствии контакта между исследователем и изучаемым объектом.

Анализ, обработка данных.

  • Для сбора данных практически не применяется какой-либо технический инвентарь. Исключением является только средства связи – почта, телефон, компьютер. Это средства коммуникации. Они применяются в отсутствии контакта между исследователем и изучаемым объектом.
Профессии и производство. Социологические исследования проводят СОЦИОЛОГИ. Социолога можно назвать учёным, который используя математические методы обработки полученной при опросе информации, составляет картину развития всего общества, ищет пагубные явления и создаёт план по стабилизации и улучшению сложившейся ситуации. Своё развитие данная специальность получила благодаря французскому ученому Эмилю Дюркгейму. Уникальность социолога – умение раскрыть причину социальных проблем, проанализировать информацию и быстро среагировать на изменения в обществе. Эта профессия подходит любознательным, способным критически воспринимать любую информацию. Социолог должен знать такие науки как математика, теория вероятностей. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ, ЛОГИКИ, ИСТОРИИ. Хотя бы один иностранный язык! Социологи – это образованные и интересные люди. Карьера – рост в науке и бизнесе.

Профессии и производство.

  • Социологические исследования проводят СОЦИОЛОГИ.
  • Социолога можно назвать учёным, который используя математические методы обработки полученной при опросе информации, составляет картину развития всего общества, ищет пагубные явления и создаёт план по стабилизации и улучшению сложившейся ситуации.
  • Своё развитие данная специальность получила благодаря французскому ученому Эмилю Дюркгейму.
  • Уникальность социолога – умение раскрыть причину социальных проблем, проанализировать информацию и быстро среагировать на изменения в обществе. Эта профессия подходит любознательным, способным критически воспринимать любую информацию. Социолог должен знать такие науки как математика, теория вероятностей. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ, ЛОГИКИ, ИСТОРИИ. Хотя бы один иностранный язык!
  • Социологи – это образованные и интересные люди.
  • Карьера – рост в науке и бизнесе.
Технологии опроса: анкетирование. Опрос – это технология сбора информации, основанная на ответах и высказываниях на определенные вопросы. Анкетирование основано на сборе информации с помощью списка заранее подготовленных вопросов. Этот список называется анкетой. Тот, кто отвечает на вопросы называется РЕСПОНДЕНТОМ, а кто задаёт вопросы – КОРРЕСПОНДЕНТ. Плюсы анкетирования: возможность включения в анкету тщательно подобранных вопросов; получение продуманных ответов на вопросы; небольшие затраты; возможность опросить большое количество людей. Минусы анкетирования: невозможность контролировать опрос и правильность заполнения анкет; невозвращение анкет из-за нежелания давать ответы. Формирование анкет . Анкеты должны составляться профессиональными социологами. Перед проведением анкету нужно проверить на небольшой группе людей, исправить и внести изменения, если что то не получилось.

Технологии опроса: анкетирование.

  • Опрос – это технология сбора информации, основанная на ответах и высказываниях на определенные вопросы.
  • Анкетирование основано на сборе информации с помощью списка заранее подготовленных вопросов. Этот список называется анкетой. Тот, кто отвечает на вопросы называется РЕСПОНДЕНТОМ, а кто задаёт вопросы – КОРРЕСПОНДЕНТ.
  • Плюсы анкетирования: возможность включения в анкету тщательно подобранных вопросов; получение продуманных ответов на вопросы; небольшие затраты; возможность опросить большое количество людей.
  • Минусы анкетирования: невозможность контролировать опрос и правильность заполнения анкет; невозвращение анкет из-за нежелания давать ответы.
  • Формирование анкет . Анкеты должны составляться профессиональными социологами. Перед проведением анкету нужно проверить на небольшой группе людей, исправить и внести изменения, если что то не получилось.
Требования к анкетам. Целенаправленность – все вопросы должны быть нацелены на заданную тему. Простота содержания – чёткость и понятность вопросов, краткость вопросов, на которые можно ответить ДА или НЕТ. Однозначность понимания вопросов (однозначность ответов на них). Рациональность вопросов и объёма (1-3 страницы). Морально-психологическая нейтральность вопросов (респондент должен быть уверен, что его ответы не будут использованы против нег0. Логическая последовательность вопросов.

Требования к анкетам.

  • Целенаправленность – все вопросы должны быть нацелены на заданную тему.
  • Простота содержания – чёткость и понятность вопросов, краткость вопросов, на которые можно ответить ДА или НЕТ.
  • Однозначность понимания вопросов (однозначность ответов на них).
  • Рациональность вопросов и объёма (1-3 страницы).
  • Морально-психологическая нейтральность вопросов (респондент должен быть уверен, что его ответы не будут использованы против нег0.
  • Логическая последовательность вопросов.
Формы вопросов и ответов. Оптимально в анкете должно быть 30-50 вопросов. Вопросы должны быть понятны по смыслу, содержать как можно меньше слов (примерно 15-20 слов, включая предлоги). Форма ответов может быть разной : отвечает своими словами (вписывает ответ). Такая анкета называется анкетой с открытыми вопросами. Выполняет тест. Выбирает ответ из нескольких вариант (самый распространенный метод). ДА, НЕТ, ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ. Дистанционное анкетирование. Анкеты рассылаются по почте, предлагаются в прессе, передаются с помощью курьера, отправляются по Интернету и по факсу. Правда возврат этих анкет низкий 1-3% от всех анкет.

Формы вопросов и ответов.

  • Оптимально в анкете должно быть 30-50 вопросов. Вопросы должны быть понятны по смыслу, содержать как можно меньше слов (примерно 15-20 слов, включая предлоги).
  • Форма ответов может быть разной :
  • отвечает своими словами (вписывает ответ). Такая анкета называется анкетой с открытыми вопросами.
  • Выполняет тест. Выбирает ответ из нескольких вариант (самый распространенный метод). ДА, НЕТ, ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ.
  • Дистанционное анкетирование. Анкеты рассылаются по почте, предлагаются в прессе, передаются с помощью курьера, отправляются по Интернету и по факсу. Правда возврат этих анкет низкий 1-3% от всех анкет.
Пример анкеты: Фамилия, имя, отчество_______________________________ (не всегда) Род занятий ___________________________________________ Сколько раз посетили городской краеведческий музей?___________ Нравится ли Вам наш музей? _____________________________ Бывали ли Вы на открытиях выставок, на презентациях? ______________

Пример анкеты:

  • Фамилия, имя, отчество_______________________________ (не всегда)
  • Род занятий ___________________________________________
  • Сколько раз посетили городской краеведческий музей?___________
  • Нравится ли Вам наш музей? _____________________________
  • Бывали ли Вы на открытиях выставок, на презентациях? ______________
Технологии опроса: интервью. Получение интервью или интервьюирование – это один из распространенных способов опроса для сбора необходимой информации. В нём участвуют ИНТЕРВЬЮЕР ( человек, который задает вопросы) и ИНТЕРВЬЮИРУЕМЫЙ ( тот, кто отвечает на вопросы). Своеобразным интервью является беседа между нанимателем на работу и работником. Интервью – самый универсальный способ поиска и сбора информации. Вопросы более подготовлены, во время интервью можно менять вопросы, форму вопросов по ходу развития беседы. Интервьюирование может быть письменным, устным, телефонным и с использованием других технических средств. Интервью записывается письменно, аудио- и видео-.

Технологии опроса: интервью.

  • Получение интервью или интервьюирование – это один из распространенных способов опроса для сбора необходимой информации. В нём участвуют ИНТЕРВЬЮЕР ( человек, который задает вопросы) и ИНТЕРВЬЮИРУЕМЫЙ ( тот, кто отвечает на вопросы).
  • Своеобразным интервью является беседа между нанимателем на работу и работником.
  • Интервью – самый универсальный способ поиска и сбора информации. Вопросы более подготовлены, во время интервью можно менять вопросы, форму вопросов по ходу развития беседы.
  • Интервьюирование может быть письменным, устным, телефонным и с использованием других технических средств. Интервью записывается письменно, аудио- и видео-.
Формы интервью. Интервью с закрытыми вопросами для опроса большой группы людей. Оно похоже на анкетирование. Вопросы задаются устно, а ответы записываются самим исследователем. Интервью с открытыми вопросами . Респондент сам формулирует ответы и получает подробные и точные вопросы. Фокусированное интервью . Планируются вопросы, а последовательность и порядок вопросов могут меняться в зависимости от ситуации. Свободное интервью . Готовят примерные вопросы. Формулировка вопросов и их последовательность складываются во время беседы, исходя из индивидуальных особенностей интервьюированного. Главное!!!!! Атмосфера общения должна быть откровенная, тогда получим более достоверную информацию

Формы интервью.

  • Интервью с закрытыми вопросами для опроса большой группы людей. Оно похоже на анкетирование. Вопросы задаются устно, а ответы записываются самим исследователем.
  • Интервью с открытыми вопросами . Респондент сам формулирует ответы и получает подробные и точные вопросы.
  • Фокусированное интервью . Планируются вопросы, а последовательность и порядок вопросов могут меняться в зависимости от ситуации.
  • Свободное интервью . Готовят примерные вопросы. Формулировка вопросов и их последовательность складываются во время беседы, исходя из индивидуальных особенностей интервьюированного.
  • Главное!!!!! Атмосфера общения должна быть откровенная, тогда получим более достоверную информацию
Правила интервью. План интервью составляется заранее. Устраняются все помехи, чтобы создать непринужденную, доверительную обстановку. Продолжительность по времени – не более 1-2 часов. Ведутся записи (письменно, аудио-, видео-). Нельзя спорить с интервьюируемым, делать ему замечания. Нельзя записывать интервью без согласия интервьюироваемого. Большое интервью лучше разделить на несколько этапов (не за один раз). Интервью можно проводить по месту работы, учебы, по месту жительства. Интервью можно проводить дистанционно – например по Skype (но не более 30-40 минут).

Правила интервью.

  • План интервью составляется заранее.
  • Устраняются все помехи, чтобы создать непринужденную, доверительную обстановку.
  • Продолжительность по времени – не более 1-2 часов.
  • Ведутся записи (письменно, аудио-, видео-).
  • Нельзя спорить с интервьюируемым, делать ему замечания.
  • Нельзя записывать интервью без согласия интервьюироваемого.
  • Большое интервью лучше разделить на несколько этапов (не за один раз).
  • Интервью можно проводить по месту работы, учебы, по месту жительства.
  • Интервью можно проводить дистанционно – например по Skype (но не более 30-40 минут).
Письменно ответь на вопросы: Какие методы применяются при социологическом исследовании? Чем интервью отличается от опроса?

Письменно ответь на вопросы:

  • Какие методы применяются при социологическом исследовании?
  • Чем интервью отличается от опроса?
Практическая работа. Разработайте анкету для изучения успеваемости вашего класса. Анкета должна содержать 15-25 вопросов. ИЛИ Определите тему, составьте план интервью и подготовьте вопросы для интервьюирования учителя, родственников.

Практическая работа.

  • Разработайте анкету для изучения успеваемости вашего класса. Анкета должна содержать 15-25 вопросов.
  • ИЛИ
  • Определите тему, составьте план интервью и подготовьте вопросы для интервьюирования учителя, родственников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!