СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Старая Шентала

муниципального района Шенталинский Самарской области









Социальный проект на тему:

«Спортивная площадка»

«Олимп»



Участники проекта:

учащиеся 10-го класса

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала

муниципального района Шенталинский

Самарсой области.



Авторы проекта:

1.Ютуков Константин

2.Кудашев Вячеслав

3.Долгов Владислав

4.Камаева Виктория

5. Казаева Рубина

6. Казаева Кристина.



Учитель – консультант:

 Котлярова Ольга Андреевна.











Старая Шентала, 2016



ДЕВИЗ ПРОЕКТА: «ЗДОРОВОМУ – ВСЁ ЗДОРОВО»

Социальный проект

«Спортивная площадка»

«Олимп»



Участники проекта: творческая группа педагогов, учащиеся 10-го класса ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарсой области.



Авторы проекта:

1.  Ютуков Константин

2.  Кудашев Вячеслав

3.  Долгов Владислав

4.  Камаева Виктория

5. Казаева Рубина

6. Казаева Кристина.



Учителя – консультанты: Котлярова Ольга Андреевна, Ивакаев Евгений Витальевич, директор школы – Степанова Зоя Александровна.



Пояснительная записка.

С 2010 года ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала работает по программе «Оздоровительная модель образовательного учреждения». Данная программа рассчитана на взаимодействие школы с социумом сельского поселения Старая Шентала. По данной программе намечено строение спортивной площадки с футбольным полем «Олимп» и игровой площадки для детей дошкольного возраста на территории села Старая Шентала.

Идея проекта родилась совместно с администрацией школы и администрацией поселения села. На сегодняшний день у учащихся школы нет открытой спортивной площадки, а для детей дошкольного возраста нет соответствующей игровой площадки. На территории села проживают семьи с малым достатком и посещать специализированные спортивные оздоровительные комплексы и клубы нет возможности. Для организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо создать условия не только в зале, но и на свежем воздухе, с точки зрения здоровьесберегающего воспитания.

Мы надеемся, что реализация нашего проекта создаст безопасные и комфортные условия для организации учебно-воспитательного процесса школьников, детей дошкольного возраста, а так же молодежи села Старая Шентала.







Цель проекта:

Создание безопасных и комфортных условий для организации учебно-воспитательного процесса обучающихся. Активизация деятельности школы по формированию у учащихся эстетического вкуса, бережного отношения к школе и школьному имуществу, к результатам работы других людей, привитие школьникам различных трудовых умений и навыков в рамках реализации программы школы «Оздоровительная модель образовательного учреждения». В процессе деятельности воспитание у школьников чувств сопереживания и соучастия по отношению к слабым и нуждающимся в дополнительной заботе людям.





Задачи проекта:

1. Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, общественности, направленных на строительство и благоустройство спортивной и игровой площадки с футбольным полем.

2. Вовлечение детей в спортивную жизнь, решение проблемы "пагубного влияния улиц" посредством привлечения детей к массовому спорту

3. Пропаганда идеи здорового образа жизни и безопасности.

4.  Организация трудовой деятельности обучающихся.

5. Развитие у подрастающего поколения лидерских качеств, нравственных и культурных ценностей.

6.Развитие у школьников навыков проектной работы, а также привлечение их к проведению волонтерских благотворительных акций и проектов, привитие навыков трудового воспитания школьников.

7. Привлечение спонсоров для реализации проекта .

Выбор и постановка проблемы.

В настоящее время на территории села Старая Шентала проживает около 537 человек, из них 120 детей и подростков, молодежи -126 человек.

Многие родители не могут создать благоприятные условия для полноценного физического развития и оздоровления своих детей и часть детей и подростков остаются незанятыми во внеурочное время, что может стать причиной совершения ими противоправных поступков, административных и уголовных правонарушений.

Спортивные и игровые площадки - одна из эффективных и востребованных форм организации свободного времени населения. И они становятся популярнее с каждым годом.

Организация спортивных площадок способствует созданию полноценных условий для занятий физической культурой и спортом детей и подростков. Вовлекает их в массовый спорт, способствует пропаганде здорового образа жизни и является действенной формой профилактики безнадзорности, вредных привычек в молодежной среде.

В связи с этим необходимо задействовать наибольшее число детей и подростков на спортивных площадках, где они смогут заниматься бесплатно, в любое время любимым видом спорта, а также принимать участие в разного рода спортивных соревнованиях, акциях, мероприятиях под руководством инструктора по спорту, волонтеров-помощников из числа педагогов, родителей.

Будет получен уникальный опыт привлечения добровольцев из числа жителей села, педагогов и учащихся и их родителей по организации занятости подростков во внеурочное время.

Обсудив все имеющиеся идеи проектов, мы посчитали, что на сегодняшний день более актуальной для нас задачей является создание безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся. На территории школы, да и в селе нет места, где можно было бы провести спортивный кросс, спортивные мероприятия, где дети могли бы просто поиграть в футбол. Выбор был сделан в пользу создания и благоустройства спортивной площадки с футбольным полем. Тем более и место есть.

Почему выбран именно этот проект?

Во – первых: в настоящее время состояние здоровья и физической подготовленности российских школьников находится на критически низком уровне. Две трети школьников имеют хронические заболевания. Высоким остается уровень табакокурения, таксикомании и алкоголизма.

Одной из основных причин этого является чрезвычайно низкая двигательная активность школьников. Уроки физической культуры покрывают этот дефицит лишь на 10-18%. Не все обучающиеся посещают спортивные секции, большинство предпочитает сидеть дома за компьютером или перед телевизором.

Во – вторых: необходимость разработки Проекта возникла с отсутствием  хорошо оборудованного стадиона и игровой площадки.

Таким образом: социальный проект «Спортивная площадка «Олимп» создан для продвижения среди детей здорового, активного трудового образа жизни и занятости детей во внеурочное время и развитие навыков трудового обучения в коллективе.

Спортивная площадка будет создана на привлечение внимания к физическому и нравственному и трудовому воспитанию детей школьного и дошкольного возраста, молодежи; развитию детей, через активное участие в спортивных мероприятиях, соревнованиях и творческих конкурсах.



В результате опроса, сбора информации, анализа, возможностей и намерений был выбран и обсужден следующий вариант решения задачи:

А) Место расположения:

Самарская область, Шенталинский район, село Старая Шентала.

Площадь – 8190 кв. м.

Б) Согласие администрации образовательного учреждения и администрации села на создание и реализацию социального проекта;

В) Возможность решения данного проекта:

· Благоустройство.

· Эстетическое оформление.



Этапы работы над проектом:

Ø Согласование проекта с администрацией школы и села;

Ø Проведение расчетов необходимого количества материалов;

Ø Уборка территории, очистка от мусора и стекол и т.д.;

Ø Благоустройство территории.



Результаты опроса детей нашей школы их родителей:

1. Вся спортивная площадка должна располагаться либо на резиновом покрытии, пропускающем воду, чтобы не образовывались лужи после дождя, либо должен использоваться газон.

2. Детали спортивных конструкций должны быть выполнены из прочного, но мягкого пластика, не травмирующего школьника.

3. Вся площадка должна быть яркой, в сочных цветах.

4. Площадка должна быть окружена скамейками для того , чтобы можно было отдохнуть.

5. Вокруг стадиона необходимо оборудовать беговые дорожки для весёлых соревнований.

6.Освещение и возможность музыкального сопровождения спортивных мероприятий помогут сделать площадку интересной и современной.













Планируем

Сделать поле для футбола;

поставить скамейки;

сделать беговую дорожку вокруг футбольного поля.





В реализации планов мы надеемся на собственные силы (педагогов школы, обучающихся), на родителей, а также на поиски спонсоров.

Изучение нормативно-правовой базы

Прежде чем начать работать, мы изучили нормативно-правовую базу, чтобы выяснить, имеем ли мы право работать над нашим проектом.

Конвенция о правах ребенка

(принята резолюцией 44 /25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.)

Статья 12

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Статья 14

Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15

Государства – участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Статья 27

1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Конституция Российской Федерации

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

Целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 44

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года от 7 августа 2009 года N 1101-р

4.1. Увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения.

4.7. Повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями.

6.2. Поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации.

7.1. Модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
(утв. 
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)

1.2. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.
3.6. … привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.
4.4. Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.

Анализ изучения нормативно - правовой базы

Нами выявлены правовые акты, имеющие отношение к проекту и проведен их анализ, в результате которого мы убедились, что имеем право:

- на обучение в условиях гарантирующих охрану и укрепление здоровья, на добровольное участие в труде, не предусмотренном образовательной программой;

- иметь доступ к информации и материалам из различных источников, особенно к таким, которые направлены на содействие социальному, здоровому физическому и психическому развитию, а также духовному и моральному благополучию;

- свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию в устной, письменной или печатной форме;

- искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

- на свободу мирных собраний (т.е. создавать проектную группу и собираться ее составом);

- подавать обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, к должностным лицам.

Вывод: наши действия по разработке проекта «Спортивной площадке быть!» являются правомерными, так как опираются на нормативно-правовые документы международного, федерального, муниципального значения.





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

Ожидаемые результаты:

1. Выполнение целей и задач привлечет к повышению мотивации и регулярным занятиям физической культурой и спортом учащихся, молодежи и жителей села; а также улучшит состояние здоровья школьников, молодежи и населения за счет повышения доступности и качества занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности.

2. Повысит роль физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма.

3. Привлечет учащихся, молодежь и жителей села к активному участию в спортивно оздоровительных мероприятиях.

4. Повысит педагогический опыт, волонтеров, педагогов, учеников.

Оценка деятельности по реализации проекта будет осуществляться поэтапно в соответствии с календарным планом.

Оценка качественных результатов будет отслеживаться по результатам анкетирования детей, подростков и жителей.

Не менее 15-20 добровольцев будут привлечены для работы на спортивной площадке.





СМЕТА РАСХОДОВ.

  1. Доска обрезная 50 мм = 6300 руб.

  2. Доска обрезная 25 мм = 6300 руб.

  3. Планировка грейдером спортивной площадки = 18000 руб.

  4. Труба металлическая = 840 руб.

  5. Краска эмаль - 140 руб. х 5 кг = 700 руб.

  6. Колер - 30 руб. х 4 шт. = 120 руб.

  7. Болт, гайка, шайба - 6 руб. х 10 шт. = 60 руб.

  8. Саморезы - 221 руб. х 1 уп. = 221 руб.

  9. Цемент - 4 упаковки =1000 руб.

  10. Бревно 20 мм = 1080 руб.

  11. Брус= 1260 руб.

  12. Диск обрезной - 27 руб. х 1 шт. = 27 руб.

  13. Электрод - 120 руб. х 0,15 кг = 18 руб.

  14. Уголок 50/50 - 250 руб. х 1 м = 250 руб.

  15. Песок 50 тонн = 40 000 тыс.

  16. Газонная трава на большое фут. поле 50 кг=4000 руб.

  17. Газонная трава на маленькое фут. поле 25 кг=2000 руб.

  18. Футбольные ворота большие 2 шт.=20000 руб.

  19. Футбольные ворота маленькие 2 шт. = 14000 руб.

  20. Детская игровая площадка – 30000 руб.

  21. Банер=5000 руб.

  22. Стелла=2000 руб.

  23. Готовые скамейки 8 штук=32000 руб.

  24. Печать фотографий - 9 руб. х 20 шт. = 180 руб.

  25. Бумага ксероксная - 250 руб. х 1 уп. = 250 руб.

  26. Диск RW - 27 руб. х 1 шт. = 27 руб.

  27. Файл - 1 руб. х 20 шт. = 20 руб.

  28. Папка - 35 руб. х 1 шт. = 35 руб

. _______________________________________________________

185628 руб.







Заключение



Мы за здоровый образ жизни. За трудовое и спортивное воспитание. Не каждая семья способна возить своего ребенка на спортивные секции, а у нас в селе есть место, где могла бы разместиться спортивная площадка. В детях будущее России, и они будут здоровыми, лишь занимаясь спортом.





Приложение 1



Габариты и ориентация футбольных полей.

В соответствии с действующими правилами соревнований футбольные поля для игр международного и всесоюзного значения должны быть длиной от 100 до 110 м и шириной от 64 до 75 м. Типовым проектом спортивного ядра (в СССР) предусмотрено поле размером 69 х 104 м. Такие поля и являются самыми распространенными (...)(рис. 13).

рис. 13 Футбольное поле.

В связи с тем, что Федерацией футбола (...) предусмотрена возможность проведения игры по упрощенным правилам, можно строить футбольные поля уменьшенных размеров (табл. 1). При строительстве учитываются так называемые строительные размеры полей, которые больше игровых на величину зон безопасности.

Таблица 9

Назначение поля

Размеры

Игровые

Строительные

Для игр взрослых квалифицированных футболистов: а) по правилам б) по типовому проекту спортядра

64 х 75 100х110 69 х 104

Длиннее игровых размеров на 8 м и шире на 4 м 73 х 112

Для игр взрослых и юношей старшего возраста по упрощенным правилам а) при строительстве на свободном участке б) при строительстве на стесненном участке

60 х 90 50 х 75

63 х 96 52 х 79

Для игр детей старшего школьного возраста по упрощенным правилам

50 х 75

52 х 79

Для игр детей среднего школьного возраста по упрощенным правилам

40 х 60

42 х 64

Для игр дворовых команд по упрощенным правилам

20 х 40 40 х 60

Длиннее игровых размеров на 4 м и шире на 2 м

Ориентировать футбольные поля следует по возможности меридионально. Игровое поле размечается видимыми линиями шириной 12 см (малые поля— линиями шириной 6—8 см). Ширина разметочных линий входит в размеры ограниченных ими площадей.

Конструкции футбольных полей.

Футбольные поля могут быть газонными, безгазонными (грунтовыми) или с покрытием из искусственных специальных материалов.

Газонные поля. Конструкция такого поля бывает однослойной или многослойной, в зависимости от почвенных, климатических и гидрологических условий строительства (рис. 14).

Однослойные поля сооружаются при наименьших затратах. Они строятся в тех районах, где количество годовых осадков не превышает 300— 500 мм, уровень грунтовых вод находится в 0,8 м от поверхности, качество почвенных грунтов удовлетворительно.

Улучшить водонепроницаемый грунт (суглинистый, глинистый) можно с помощью добавок крупнозернистого песка, гравия, гранулированного шлака и пр.

рис. 14. Конструкции газонных футбольных полей.

а — засевного на суглинистом основании; б — засевного на песчаном основании; в — засевного на глинистом основании; г— дернового на глинистом основании; д — дернового или засевного на глинистом или  суглинистом основании с устройством подпочвенного дренажа (1 — верхний почвенный слой, 2 — подпочвенный слой, 2а — компостная прослойка, 3 — промежуточный слой из щебня, 4 — промежуточный слой из песка, 5 — грунт основания).

При строительстве поля на песчаных грунтах в районах с повышенным количеством выпадающих осадков достаточно уложить на основание подпочвенный, а на него верхний почвенный слой толщиной около 30 см. Если количество осадков в районе строительства недостаточное, то необходимо подумать о задержании в толще растительного слоя влаги, необходимой для нормального роста газонных трав. Для этого на основание укладывают сплошной влагоемкий слой или применяют материалы, снижающие фильтрацию основания. Такими материалами являются глина, торф, вводимые в количестве 10—20% по расчету. Для устройства влагоемкого слоя применяют также опилки деревьев хвойных пород, мох, лигнин и др.

Если основанием служат тяжелые грунты (суглинки, глины, лёссовидные грунты, солончаки и т. п.), то конструкция футбольного поля может быть трех- или пятислойной. Трехслойная конструкция при сооружении футбольного поля применяется в районах с нормальным или избыточным количеством осадков. Пятислойная — в районах с пониженным количеством осадков. На заболоченных участках проводятся предварительные мелиоративные работы.

Для нормальной эксплуатации футбольного поля большое значение имеет система отвода ливневых и талых вод. В связи с этим при сооружении поля необходимо провести вертикальную планировку (рис. 15). Желательно, чтобы разница отметок края поверхности поля и окружающей территории была не менее 10 см. Система поверхностного водоотвода в сочетании с конструктивными слоями футбольного поля должна обеспечивать не только достаточный водоотвод, но и нужный водный и воздушный режим почвенным слоям.

рис. 15 Вертикальная планировка газонного футбольного поля.

При сооружении газонных полей необходимо:

подготовить грунт основания;

провести работы по устройству дренирующей или влагоемкой прослойки и дренажной (при необходимости) системы;

уложить почвенные слои;

создать газон.

Так как футбольные поля чаще всего строятся в комплексе спортивного ядра, то общие вопросы строительства плоскостных спортивных сооружений (профилирование грунта основания, устройство дренирующей прослойки и т. п.) подробнее изложены в гл. VI.

Почвенный слой футбольного поля служит прежде всего для обеспечения условий нормальной жизнедеятельности травостоя. Существенное влияние на плодородие почвы оказывает ее механический состав (табл. 10).

Таблица 10.

Примерный механический состав почвенных слоев футбольного поля (в % к объему).

Группы частиц* (по крупности в мм)

Верхний почвенный слой

Подпочвенный слой

Глинистые (менее 0,005)

10—20

10—15

Пылеватые (0,005—0,25)

10—20

10—15

Песчаные (0,25—2)

60—70

40—50

Гравийные (2 — 4)

20—30

* Здесь использована классификация частиц по крупности, применяемая в почвоведении. В дорожном строительстве используется иная классификация грунтов.

Приведенный в таблице примерный механический состав почвенных слоев футбольного поля создает наилучший режим содержания воды, воздуха и тепла в почве.

Важнейшее качество почвы — плодородие, и оно также зависит от ее агротехнических свойств. При агрохимическом анализе определяется содержание в почве гумуса (перегноя), ее кислотность и степень засоления. Оптимальное количество гумуса в почве 3—6%. При повышенном количестве гумуса в почву вносят песок, при пониженном — торф, компост.

Кислотность почвы (рН) должна быть в пределах 6—7. При рН меньше 6 производят ее известкование, при рН выше 7 в почву вводят торф, сульфат аммония и др. Засоленность почвы водорастворимыми солями не должна превышать 0,1—0,2% веса почвы. При большом содержании солей необходимо провести гипсование почвы. Повысить плодородие почвы можно с помощью удобрений, которые вносят как при закладке газона, так и в процессе его эксплуатации. Органические и минеральные удобрения рекомендуется вносить одновременно.

К органическим удобрениям относятся навоз, перегной, птичий помет, компост.

К минеральным удобрениям, используемым при строительстве и эксплуатации футбольных полей, относятся аммиачная селитра, сульфат аммония, натриевая селитра, кальциевая селитра, мочевина, суперфосфат, фосфоритная и костная мука. Применяются также микроудобрения, способствующие лучшему усвоению растениями питательных веществ (борная кислота, пиритовые огарки, медный купорос, марганцевые удобрения).

Норма внесения удобрений зависит от потребностей растений в питательных веществах и от обеспеченности ими почв. Потребность травостоя в питательных веществах определяется в лабораториях с помощью специальных расчетов (почвенный анализ).

Порядок выполнения работ при устройстве подпочвенного и почвенного слоев одинаков. Почвенная смесь завозится на поле и насыпается слоем по заданным отметкам с учетом коэффициента уплотнения (около 1,25) в период усадки. Затем этот слой прикатывают деревянным катком весом 50— 100 кг и для ускорения усадки поливают. Перед укладкой верхнего почвенного слоя полезно произвести заправку подпочвы фосфорными и калийными удобрениями в количестве  примерно 110 кг суперфосфата и 100 кг хлористого калия на (футбольное) поле. После укладки верхнего почвенного слоя по всей площади поле выдерживается под паром. Это необходимо для проведения борьбы с сорняками и выравнивания поверхности поля до создания газона. Сорняки можно удалять применяя гербициды (химические вещества) или вручную (прополкой). Чтобы создать газон, футбольное поле можно засеять семенами специальных трав, одерновать его или засадить вегетативным материалом (побеги трав). 

Засеваемые газонные поля.Качество газонов зависит во многом от правильного выбора ассортимента трав. Лучшими для футбольных полей считаются многолетние злаковые травы, которые обладают способностью образовывать обильные побеги в нижней части материнского стебля в начале сезона в течение многих лет.

Злаки, применяемые при строительстве футбольных полей, разделяют на:

корневищные (полевица белая, лисохвост луговой, костер безостный и др.);

рыхлокустовые (овсяница луговая, райграс пастбищный, житняк и др.);

корневищно-рыхлокустовые (мятлик луговой, овсяница красная);

плотнокустовые (овсяница овечья, овсяница бороздчатая).

Для футбольных полей северной и центральной полосы (…), как правило, применяют смеси различных трав (табл. 11).

Таблица 11.

Примерные соотношения биологических групп трав в смесях для газонов

Биологические группы трав

Районы нормального и избыточного увлажнения

Засушливые районы

с тяжелыми почвами

с легкими почвами

Корневищные

25-35

50-60

20-30

Рыхлокустовые

55-65

30-45

60-70

Корневищно-рыхлокустовые и плотнокустовые

до 10

до 10

до 10

На южных стадионах часто культивируют одновидовые посевы, применяя свинорой, паспалюм или другие корневищные травы. Единых рекомендаций по нормам высева семян не существует. Нормальное количество семян должно образовать травостой с максимальной площадью листьев. Редкие посевы на газонах в расчете на сильное кущение трав на практике себя не оправдали. Вместе с тем чрезмерно густое размещение растений ухудшает освещенность, трава вытягивается, растения ослабевают, и часть из них погибает, создавая условия для развития сорняков.

Количество семян, высеваемых на поле, колеблется от 150 до 200 кг в зависимости от класса семян, процента их всхожести, погодных, климатических, почвенных и гидрологических условий строительства. Перед посевом производится рыхление (металлическими граблями) поверхности поля на глубину 1—1,5 см. После рыхления поле разбивают на продольные полосы шириной 2 м, каждую из которых засевают сначала крупными семенами, заделывая их граблеванием поперек поля. После этого поле разбивают поперечными полосами и высевают более мелкие семена на глубину 0,5 см, заделывая их деревянными граблями вдоль поля. Следует помнить, что при заделке семян на большую глубину может оказаться, что всходы не пробьются к дневному свету и погибнут, а семена, оказавшиеся на поверхности, не укоренятся и не взойдут.

Лучшее время для посева — ранняя весна (предпосевные работы в этом случае должны быть проведены осенью). Однако посев может производиться в течение всего вегетационного периода, не позднее срока высева озимых культур в данном районе. При посеве верхний слой почвы должен быть влажным. Если почва сухая, то необходимо после заделки семян ее полить.

В первые дни после посева по полю нельзя ходить. Всходы семян появляются на 7—20-й день после посева. Когда травостой достигнет высоты 10— 12 см, его необходимо скосить на 5— 6 см газонокосилкой с неподвижно укрепленными ножами. За день до скашивания почву следует прикатать ручным катком весом 100—150 кг. Первая стрижка газона проводится только в сухую погоду. Скошенная трава, как правило, не убирается. Прополку молодого газона ведут только механическим способом (применять химическую обработку опасно, так как можно погубить молодой травостой).

Футбольное поле с вновь созданным газоном можно вводить в эксплуатацию через 1,5—2 года после посева семян. Готовность поля определяется не только густотой трав, но и развитием корневой системы. Густая трава при недостаточно развитой корневой системе легко повреждается при прыжках, подкатах, резких остановках футболистов. 

Одернованные газонные поля (эта часть перепечатана для истории; сегодня не возникает вопроса, где взять материал для «одернования поля», хотя способ довольно любопытный ).Одерновка поля позволяет сократить сроки ввода его в эксплуатацию. Способом дернования можно создать футбольный газон в течение месяца. При одерновке почвенный слой поля уменьшается на толщину укладываемой дернины (6— 8 см). Работы по одерновке поля чрезвычайно сложны. Во-первых, трудно создать ровную поверхность почвенного слоя под одерновку; во-вторых, почти невозможно найти в естественных условиях дерн подходящего видового состава. Сложен также процесс заготовки, транспортировки и укладки дерна. Поэтому рекомендуется создать питомник по выращиванию дерна определенного видового состава. На крупных стадионах питомник необходим, так как дернование широко применяется и для ремонта отдельных участков поля, независимо от того, каким способом создавался его газон.

Дерн нарезается дернорезкой или вручную. Ширина дернины 20—30 см, длина 30—40 см, толщина б—8 см. На месте укладки привезенные дернины калибруются по толщине (рис. 16).

рис. 16

Бо­ковые стенки дернин должны быть вертикальными, чтобы они примыкали друг к другу при укладке. Уложенные дернины слегка притрамбовывают ручной трамбовкой. Одерновку(укладку дерна) обычно начинают с центра поля. Одернованный участок поля обильно поливают водой.

Газонные поля, созданные с помощью вегетативного материала. Газоны из вегетативных частей трав закладывают обычно в южных районах, где выращивать газоны из семян довольно трудно из-за жаркого климата. Применяются травы, образующие множество корневищ. Наиболее пригодными для размножения вегетативными частями считаются такие травы, как свинорой и паспалюм пальчатый. От материнского растения отрезают отдельные побеги длиной 10—15 см с несколькими глазками, которые затем высаживают в почву на расстоянии 5—10 см друг от друга на глубину 1—2 см или разбрасывают по поверхности, присыпая землей. После того как посадка закончена, все поле необходимо обильно полить. Важно, чтобы побеги не оголялись, иначе не произойдет их укоренение.

Для получения посадочного (вегетативного) материала следует заранее заложить питомник вегетативных побегов. Для питомника отводится площадь размером 0,1 га.

Безгазонные (грунтовые) футбольные поля. Эти поля более просты в строительстве и эксплуатации, чем газонные. Безгазонные поля используются для игр в межсезонье, а также для метаний, мотобола. Зимой на них сооружаются ледяные поля и площадки. В зависимости от гидрологических условий разработаны и используются на практике 3 варианта конструкций футбольного поля с грунтовым покрытием (рис. 17).

рис. 17

Вариант 1. Этот вариант применяется при сооружении поля, расположенного на плохо фильтрующих глинистых и суглинистых грунтах (рис. 17, а). Помимо устройства щебеночного дренирующего слоя (основания) применяется и трубчатый дренаж, при котором трубы располагают «елочкой» на глубине 20—40 см и на расстоянии друг от друга с уклоном к главной дренажной канаве поля или спортивного ядра.

Вариант 2. При строительстве поля на скальных грунтах устройство щебеночного основания, выполняющего функции дренирующего слоя, не обязательно. В качестве дренирующего слоя можно использовать шлак (рис. 17, б).

Вариант 3. При сооружении поля на хорошо дренирующих (песчаных и легких супесчаных) грунтах применяют двухслойную конструкцию (рис. 17, в). Для устройства упруговлагоемкого слоя можно использовать смесь, состоящую из песчаного природного грунта и небольшого количества глины. Безгазонные грунтовые футбольные поля сооружаются теми же способами, что и водопроницаемые спортивные площадки или беговые дорожки.

Футбольные поля с покрытием из искусственных специальных материалов. В настоящее время в практике спортивного строительства все шире используются искусственные покрытия футбольных полей, имитирующих травяной покров. Такие настилы обладают стабильными свойствами, отличными эксплуатационными качествами и высокими амортизационными свойствами. Травяной покров искусственных настилов имеет хорошее сцепление с подошвой бутс футболистов, усиливает эффект отталкивания и тем самым повышает скорость бега (особенно рывка) игроков.

Футбольные поля оборудуются воротами (7,32 х 2,44 м) и угловыми флагами. Для игр по упрощенным правилам ворота могут иметь иные размеры 6,60 х 2,20 м, 6,00 х 2,00 м, 5,00 х 1,70 м, 4,50 х 1,50 м.

К тренировочному оборудованию футбольного поля относятся: гладкая тренировочная стенка, щит-забор, переносные ворота, стенка с неровной поверхностью, стенка-мишень, батут вертикальный, переносные щиты, стойки для отводки, кольца-мишени, переносные подвесные мячи, сетка-ограждение высотой 4—5 м. Расстановка оборудования на поле или тренировочной площадке зависит от плана проведения занятий. 

Уход за травостоем футбольного поля складывается из ряда работ, направленных на поддержание равномерно сомкнутого плотного травяного покрова и упругого прочного дерна.

Выравнивание поверхности осуществляется заделкой поврежденных участков дерна и выравниванием понижений.

Полив футбольного поля производится по мере высыхания почвы, так, чтобы она промокла на глубину 10—15 см. Перед игрой почва должна быть сухой. Поливать футбольное поле рекомендуется за 1—2 дня до начала игры. Поливать целесообразнее в вечернее или ночное время, когда испарение минимальное.

Скашивание травы проводится е целью создания ровного травостоя и способствует усилению кущения. После стрижки травы газон рекомендуется полить и внести минеральные удобрения. В весеннее время интервал между стрижками 7—10 дней, в летние месяц