СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект : «Эколята-дошколята» (экологическое просвещение дошкольников).

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Эколята-дошколята» – способ  привлечения внимания общественности к актуальной для района  проблеме, поиск возможностей для  её разрешения.

Реализация проекта «Эколята-дошколята» – это замечательный пример сотрудничества детей, учителей, воспитателей, родителей, властных и общественных структур и конкретного  результата их деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект : «Эколята-дошколята» (экологическое просвещение дошкольников).»

Муниципальный конкурс

проектных и исследовательских работ

«На крыльях Буревестника»





Социальный проект

«Эколята-дошколята»

(экологическое просвещение дошкольников)

Номинация: «Мы – дети России»



Авторы проекта:

Учащиеся класса

МБОУ «СОШ имени А.М. Горького»

Лазутина Екатерина Сергеевна,

Максимова Екатерина Сергеевна

Плюгин Даниил Николаевич

Руководитель:

Карпилло Ираида Юрьевна

Должность: учитель математики

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»

г. Карачева Брянской области

8-48-335-2-47-21







2020 – 2021 учебный год





Оглавление

1. Введение:

1.1. Аннотация проекта………………………………………………………………..3

1.2. Актуальность проекта....…………………………………………………………..3-4

1.3. Цель и задачи проекта…………………………………………………………….4

2. Основная часть:

2.1. Исследование проблемы…………………….……………………………………4-8

2.2. Разработка собственного варианта решения проблемы……………………….6-8

2.3. Экономическая смета и финансовое обеспечение……………………………...8-9

2.4. Реализация программы действия…………………………………………………10-12

3. Заключение:

3.1 Анализ результатов, рефлексия……………………………………………………...12

4. Источники…………………………………………………………………………...…13

5. Приложение…………………………………………………………………………….14-18




Аннотация проекта:

Проект «Эколята-дошколята» – способ привлечения внимания общественности к актуальной для района проблеме, поиск возможностей для её разрешения.

Реализация проекта «Эколята-дошколята» – это замечательный пример сотрудничества детей, учителей, воспитателей, родителей, властных и общественных структур и конкретного результата их деятельности.

Актуальность проекта:

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой. Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Сформированные у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству станут основой для его мировоззрения и поведения во взрослой жизни.

Экологическое просвещение дошкольников приобретает особую важность в год 75-летия Великой Победы. Семьдесят пять лет назад наши прадеды отстояли нашу родную землю, а наша задача – сохранить нашу Родину для потомков. В школе мы получаем экологическое образование при изучении многих предметов и хотим поделиться этими знаниями и опытом природоохранной деятельности с дошкольниками. И это очень важно, ведь нам предстоит жить в мире, который через каких-то двадцать лет создадут для нас сегодняшние дошколята.

Таким образом, актуальность проекта определяется:

1) необходимостью начинать экологическое просвещение с самого раннего возраста;

2) воспитанием у ребёнка культуры «природолюбия»;

3) развитием понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы;

4) формированием социальных ценностей экологического образа жизни:

- экологическая культура;

- понимание целостности окружающего мира;

- потребность в природоохранной деятельности;

- положительные эмоции от участия в экологических акциях.

Цель проекта: Экологическое просвещение дошкольников.

Задачи проекта:

• Обучение группы учащихся технологии создания социального проекта;

• Выявление и систематизация знаний об экологии;

• Обучение правилам экологического поведения;

• Привлечение подростков к волонтерской деятельности через участие в реализации социального проекта;

• Развитие коммуникативных навыков;

• Воспитание активной жизненной позиции.

Ожидаемый результат:

-повышение социальной активности школьников, их готовность принять личное участие в реализации проекта;

- создание настольной игры «Красная книга растений Карачевского района»;

- размещение информации в Интернете;

-постоянное взаимодействие с членами местного сообщества.


Первый этап работы над проектом.

Выбор проблемы проекта

Цель: обсудить наиболее важные для учащихся, микрорайона школы, города проблемы, выбрать наиболее актуальную

В этом году, выбирая тему проекта, мы решили создать «ящик предложений», познакомиться с различными публикациями в СМИ, совершить экскурсию с фотоаппаратом по школе, провести интервью с администрацией МБОУ «СОШ имени А.М. Горького».

Мы принялись за дело:

1. провели социологический опрос в форме «ящика предложений»:

2. совершили экскурсию с фотоаппаратом по школе;

3. познакомились с публикациями в СМИ по проблеме экологического просвещения;

4. провели интервью с администрацией школы.

Наиболее актуальные, посильные и значимые проблемы из выявленных были проработаны во время «взвешенного диалога» в классе:

  • Отсутствие бассейна в школе;

  • Экологическое просвещение дошкольников;

  • Обновление экспозиций школьного музея;

  • Создание игровой комнаты.

Следующим шагом стало рейтинговое голосование. 3 члена творческой группы проекта получили по три клейких пунктика. Каждый голосовал либо за 3 идеи, либо отдал 2 голоса за одну идею и один голос за вторую, либо все 3 голоса за одну идею.


Проведенный подсчёт голосов выявил:

Место проблемы по итогам рейтингового голосования


Проблема

Кол-во голосов

1 место

Экологическое просвещение дошкольников

5

2 место

Обновление экспозиций школьного музея

2

3 место

Отсутствие бассейна в школе

1

4 место

Создание игровой комнаты

1


Таким образом, явный лидер данного рейтинга выявленных проблем – Экологическое просвещение дошкольников.


Подведение итогов работы на первом этапе

На первом этапе работы над проектом мы провели социологический опрос учителей школы, учащихся и их родителей, совершили экскурсию с фотоаппаратом по школе и городу, изучили материалы СМИ, взяли интервью у администрации школы, провели рейтинговое голосование и установили, что проблема экологического просвещения дошкольников является актуальной и волнует большинство опрошенных.

Для того чтобы приступить к реализации проекта, нам необходимо было собрать и проанализировать информацию.


Второй этап работы над проектом.

Сбор информации

Цель: собрать и проанализировать информацию по проблеме.


Направления работы:

  1. Анкетирование учащихся, их родителей, работников школы, членов местного сообщества.

  2. Анализ материалов СМИ по проблеме экологического просвещения.

Поиск информации в литературе и Интернете.

  1. Встречи, интервью, беседы.

Мы провели социологические исследования среди различных групп населения. Для этого была составлена анкета, проведено анкетирование среди респондентов: учащихся школы, родителей, педагогов, жителей города (Приложение 1).


Результаты опроса респондентов по вопросу:

« Как вы считаете, актуальна ли проблема экологического просвещения дошкольников?»

Как показывает приведённая диаграмма, 100% респондентов считают актуальной проблему экологического просвещения дошкольников.















Мы изучили, как освещаются в прессе и на различных сайтах материалы по проблеме экологического просвещения и природоохранной деятельности. Также мы прочитали о различных экологических акциях, которые проводятся в Карачевском районе и Брянской области. Наша группа узнала о деятельности Детского экологического движения «Зелёная планета», Карачевского лесничества, Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, отдела ГОЧП и экологической безопасности администрации Карачевского района. Мы посетили читальный зал библиотеки, перелистали страницы газет «Заря» и «Брянской учительской газеты».

Также мы обратились к компетентным специалистам для получения взвешенной, аналитической информации.

С кем встречались

Полученная информация

Глава администрации Карачевского района

Лужецкая Л.В.

поддерживает нас в решении данной проблемы, отметил, что проблема действительно существует и является актуальной.

Директор школы Иванова С.А.,

заведующая детским садом №1

«Аленький цветочек»

Терехова О.В.

поддерживают нас в решении данной проблемы, этот вопрос на уровне школы и детского сада не рассматривался.

Заместитель директора по ВР

Седакова Т.В.

поддерживает нас в решении данной проблемы и считает её актуальной.

Председатель общешкольного родительского комитета

Никольский С.А.

поддержал нашу инициативу, предложил содействие в реализации проекта.

Директор ГКУ БО «Карачевское лесничество» Полшков А.Е.

поддержал нашу инициативу, предложил содействие в реализации проекта.

Директор

«Печатной мастерской»

Мельников Р.Б.

предоставил возможность разработать макет настольной игры «Красная книга растений Карачевского района».

Заведующая библиотекой

Демьянова Г.В.

предоставила материалы и информацию, нормативные документы, печатные издания.

Старший воспитатель детского сада № 1 «Аленький цветочек»

Кашуба С.В.

с радостью восприняла нашу идею, рассказала о проблемах экологического просвещения дошкольников, о необходимости вовлечения детей в природоохранную деятельность.

Встреча с главой администрации Карачевского района Лужецкой Л.В.

Подведение итогов работы на 2 этапе

В результате бесед с компетентными специалистами, проведения социологического опроса, изучения законодательных материалов, материалов СМИ, компьютерной сети интернет мы выяснили, что определённая нами на первом этапе работы проблема «экологического просвещения дошкольников» актуальна. Для её разрешения необходимо привлечь общественность, силы самих учащихся, администрации школы, детского сада и средства массовой информации. Так как ранее мероприятий по проблеме не проводилось, необходимо продумать собственные пути её разрешения.

Третий этап работы над проектом

Разработка собственного варианта решения проблемы.

Цель: разработать собственный план действий по реализации проекта.

Направления работы:

1. Создание образа того результата, который хотели бы получить по итогам своей деятельности.

2. Формулирование цели проекта и конкретных задач.

3. Составление плана самостоятельных действий.

В классе мы обсуждали образ того результата, который хотели бы получить. Мы все согласны, что для дошкольников необходима настольная игра «Красная книга растений Карачевского района».

Был проведён мозговой штурм по вопросу:

«Что мы можем сделать для экологического просвещения дошкольников?».

Были предложены варианты разрешения проблемы:

  • Для сбора средств провести ярмарку-продажу сувениров, сделанных своими руками.

  • Совместно с директором «Печатной мастерской» Мельниковым Р.Б. разработать макет настольной игры «Красная книга растений Карачевского района».

  • Совместно со старшим воспитателем детского сада №1 «Аленький цветочек» Кашуба С.В. разработать сценарий праздника «Посвящение в эколята».

План действий по реализации проекта «Эколята-дошколята».

1. Составляем смету расходов.

2. Проводим ярмарку-продажу для сбора средств на реализацию проекта.

3. Создаём макет настольной игры «Красная книга растений Карачевского района».

4. Разрабатываем сценарий проведения праздника «Посвящение в эколята».

Смета проекта

Наименование

Цена за 1 шт.

Количество

Сумма

руб. коп.

Пленка самоклеющаяся 45 см

38

13,7 м

520.00

Игровое поле (цветная печать)

125

3

375.00

Набор игровых карточек

125

3

375.00

Медали

7

30

210

ИТОГО

1480.00

Смета проекта получилась не очень маленькой! Но как обойтись без затрат на самое необходимое? Решение найдено - проводим ярмарку-продажу сувениров ко Дню святого Валентина.

Мы обратились к старшему воспитателю Кашуба С.В. и с её помощью разработали сценарий праздника «Посвящение в эколята». (Приложение 2)

Подведение итогов работы на 3 этапе

Нами был составлен план действий по реализации проекта, выполнен макет игры «Красная книга растений Карачевского района» и разработан сценарий праздника «Посвящение в эколята».


Четвёртый этап.

Реализация проекта

Цель: Реализовать проект «Эколята-дошколята»

Направления работы:

1. Провести ярмарку ко Дню Святого Валентина с целью сбора средств изготовления игры.

2. Изготовить настольную игру «Красная книга растений Карачевского района».

3. Провести экологический праздник Посвящение в эколята» для воспитанников подготовительных групп детского сада №1 «Аленький цветочек».

Поступление средств для реализации проекта

Источник поступления средств

Сумма

1.

Ярмарка ко Дню святого Валентина. День 1.

880 рублей 00 копеек

2.

Ярмарка ко Дню святого Валентина. День 2.

600 рублей 00 копеек

Итого 1480 рублей 00 копеек

Ярмарка ко Дню святого Валентина

Мастерим настольную игру

«Красная книга растений Карачевского района» (Приложение 3)


Проводим праздник «Посвящение в эколята» для воспитанников подготовительных групп детского сада №1 «Аленький цветочек


Яркие моменты праздника


Посвящениев эколята

Анализ результатов, рефлексия

В ходе реализации проекта «Эколята-дошколята» были в полной мере достигнуты поставленные цель и задачи. У нас появилась возможность поделиться с дошкольниками знаниями, полученными на уроках биологии и применить их на практике. Кроме того, к этому процессу приобщилась значительная часть взрослого населения – воспитатели, родители, учителя, что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Работа над проектом дала нам возможность на практике, на более высоком, чем прежде уровне, освоить технологию проектной деятельности и реализовать свою гражданскую позицию. Мы приобрели навыки общения с представителями власти, а также уверенность, что к нам относятся серьёзно. Мы поняли, что только совместными усилиями ребят, родителей и учителей, членов местного сообщества, представителей власти можно решать социально значимые проблемы. Итогом нашего проекта стала популяризация экологического образа жизни и природоохранной деятельности. А у дошкольников появилась уникальная настольная игра «Красная книга растений Карачевского района».

Источники

  1. Районная газета «Заря»

  2. «Брянская учительская газета».

  3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ

  4. Проект Федерального закона об экологической культуре

  5. https://210fz.ru/zakon-ob-ekologii/

  6. http://libryansk.ru/gaudo-bryanskij-oblastnoj-ekologo-biologicheskij-centr/

  7. http://www.greenplaneta.ru./

  8. https://fzrf.su/zakon/o-sanitarno-ehpidemiologicheskom-blagopoluchii-52-fz/st-8.php




Приложения

Приложение 1

АНКЕТА №1

Выявление актуальности выбранной проблемы

  1. Как вы считаете, актуальна ли проблема экологического просвещения дошкольников?

____________________________________________________________________

  1. Что Вы знаете о природоохранной деятельности?

____________________________________________________________________

  1. Считаете ли Вы решение данной проблемы важной для подрастающего поколения?

____________________________________________________________________

Приложение 2

Сценарий праздника «Посвящение в эколята»

Цель: формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.

Задачи:

1.Развивать познавательный интерес к миру природы.

2.Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе.

3.Воспитывать у детей желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Оборудование:

Костюмы эколят (Ёлочка, Шалун, Тихоня, Умница), аудиозапись «Гимн эколят», «Встречный марш», муляжи овощей и фруктов, предметные картинки с изображением деревьев и их листьев, птиц, магнитно-маркерные доски, бытовые отходы, корзинки, медали «Эколята-дошколята»..

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем детском саду праздник – «Посвящение в эколята».

Маленькие дошколята!

Вы еще не эколята!

Эколёнком чтобы стать,

Нужно правил много знать!

К нам на праздник пришли наши друзья эколята – защитники природы, (под музыку «Встречный марш» входят сказочные герои) поприветствуем их.

Умница:

Я - Умница-красавица,

Отличница лесная.

Я много интересного

Про всё на свете знаю.

Шалун:

Я - Шалун озорной,

Любознательный такой,

Игр много, дети, знаю,

С вами в них я поиграю.

Ёлочка:

Я - Ёлочка весёлая

Люблю играть с друзьями,

И с вами непременно

Я тоже поиграю.

Тихоня:

Я - Тихоня - младший брат.

Всех вас видеть очень рад!

Очень рад я встрече с вами,

Встрече с добрыми друзьями!

Ведущий:

Сегодня они пришли на наш праздник, и проверят, достойны ли вы вступить в ряды эколят – юных защитников природы.

Умница:

Нас в любое время года,

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Шалун:

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде,

Учит нас правдивости.

Ёлочка:

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

Тихоня:

У природы круглый год

Обучаться нужно.


Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе. 

Ведущий:

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рождения в нем живем.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Ты будешь окружён.

Ведущий: Чтобы стать настоящим эколёнком, нужно хорошо

знать названия растений и быть внимательным. Давайте проверим,

кто более внимателен – девочки или мальчики!

Разминка: Игра на внимание «Сколько названий?»

Мы сейчас проверим, насколько внимательны девочки, и сколько названий цветов они услышат в стихотворении «Цветы».

На лугу растут цветы

Небывалой красоты:

одуванчики, ромашки,

незабудки, васильки,

ландыш, маки, колокольчик

И весёлые вьюнки.

Мы цветы в саду сажаем,

Их из лейки поливаем.

Розы, лилии, тюльпаны -

Пусть растут для нашей мамы! (11)

Ведущий: А сейчас проверим, сколько названий деревьев услышат в стихотворении «Деревья» мальчики.

Детки по лесу гуляли,

И деревья все считали.

Берёзка тонкая и нежная

Надела платье белоснежное.

На опушке кедр могучий

задевает кроной тучи.

Рядом с ним растет сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Над рекой поднялся клён,

Он в рябинку был влюблён.

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной.

На холме стоит осина,

Рядом липа, туя, ива. (11)

Ведущий:

- Молодцы, ребята! Вы все очень внимательны! А знаете ли вы, какие листья на тех деревьях, которые вы только что назвали? Давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?» (Дети должны собрать пару из картинки

с изображением дерева с картинкой с изображением листа).

Ведущий: А сейчас Ёлочка, Шалун, Тихоня и Умница проведут с вами игру «Земля, вода, воздух, огонь». Давайте все встанем в круг. Елочка

будет бросать вам мяч и называть слова, если она скажет «земля» - вы называете какого-нибудь зверя, «вода» – рыбу, воздух – птицу. А если Ёлочка скажет «огонь» - мы все присаживаемся на корточки.

Ведущий: А теперь, ребята, я приглашаю вас на лесную полянку.

Посмотрите, нравится вам тут? (Нет, на полянке очень много мусора.)

Давайте поможем лесу и наведём порядок на поляне.

Игра «Собери мусор».

Ведущий: Какие вы молодцы! Весь мусор собрали! Посмотрите, на нашу полянку тут же стали слетаться птицы. Давайте проверим, умеете ли вы различать перелётных и зимующих птиц.

Игра «Улетают или нет».

Ведущий: А теперь поиграем в игру «Угости друга»

(Ведущий даёт ребёнку, который держит руки за спиной, муляж фрукта

или овоща. Ребёнок на ощупь должен угадать, что это и «угостить» своего друга, который угадывает следующий фрукт или овощ).

Ведущий: Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете фрукты и овощи!

Но мне сейчас сказала Ёлочка, что вы ещё знаете много стихотворений о природе. Наши друзья Шалун, Тихоня и Умница очень хотят их послушать.

Дети:

1. Чтоб цвели сады и скверы,

Чтобы всем нам лучше стать,

Мы хорошие манеры

Будем младшим прививать.

2. Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать,

И относиться с нежностью, как к чуду!

Ведущий:

Дорогие ребята, вы выполнили все задания и доказали, что достойны звания «эколят». Мы увидели, что вы хорошо знаете мир природы и будете

о нем заботиться и защищать.

А сейчас вы дадите клятву эколят.

Клятва 

«Эколят – юных защитников природы»

1. Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.

2. Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!

3. Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.

4. Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.

5. Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.

6. Вступая в ряды эколят – юных защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.

7. Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.

Все: - Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Ёлочка, Умница, Шалун и Тихоня вручают детям медали «Эколята-дошколята».

Ведущий:

Дорогие друзья, теперь вы стали юными эколятами – защитниками природы, не забывайте, что значит это звание!

Как прекрасен мир вокруг,

Станем мы в огромный круг.

Песня пусть летит по свету,

Сбережем свою планету!

Все участники исполняют флешмоб под гимн «Эколят – юных защитников природы».

Приложение 3

Развивающая настольная игра-бродилка

«Красная книга растений Карачевского района»

Цель развивающей игры – экологическое просвещение дошкольников.

Настольная игра позволяет решить следующие задачи:

  • дает детям возможность совершенствовать на практике знания о редких растениях Карачевского района, об экологических правилах поведения;

  • развивает личностные качества честности и справедливости, позволяет испытать чувства победы и поражения;

  • развивает познавательную сферу: память, словесно-логическое и образное мышление, внимание, воображение;

  • совершенствует умения определять эмоции другого человека и выражать  их с помощью мимики, определять их причины;

  • тренируют мелкую моторику рук.

Особенности игры

Игра разработана для детей старшей и подготовительной группы дошкольного учреждения.В игру можно играть как индивидуально (от двух и более игроков), так и небольшими командами.

Описание хода игры

Участники игры выбирают для себя фишки и  устанавливают их на старте и разыгрывают с помощью игрального кубика очередность ходов. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются по дорожке на выпавшее количество ходов. Если игрок останавливается на синем, красном или зелёном поле он должен взять карточку с заданием. На карточках может быть изображение редкого растения, о котором ребёнок должен рассказать, или изображение, иллюстрирующее какое-либо экологическое правило. Если ребёнок справился с заданием. Он может сделать 3 дополнительных шага вперёд. Также на поле присутствуют поля со следами. В зависимости от направления следов игрок движется вперёд или назад по заданному следами маршруту. Выигрывает тот участник, который первым доберется до финиша.