СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Говорим и пишем по-русски"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на решение проблемы языковой безграмотности населения

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Говорим и пишем по-русски"»

Паспорт школьного социального проекта «Говорим и пишем по-русски»

Название

«Говорим и пишем по-русски»

Полное название образовательной организации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Джогинская средняя общеобразовательная школа

Автор социального проекта

учитель русского языка и литературы


Руководитель социального проекта

Сергеева Елена Александровна


Сроки реализации проекта

2021-2022 год

Участники проекта

Обучающиеся 9 класса, руководитель проекта Сергеева Елена Александровна

Основные целевые группы, на которых направлен проект

Учащиеся, педагоги, родители, библиотекари

Основные этапы реализации социального проекта

Подготовительный:

1. Оценка готовности родителей и учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности в рамках социального Проекта.

2. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта.

3. Работа с литературой.

4. Подготовка раздаточного материала.

5. Создание презентаций.

6. Составление плана работы совместно с библиотекой.

Основной:

Поисково-исследовательский этап:

Исследование уровня грамотности учащихся, родителей класса.

Практический этап:

1. Повышение интереса к русскому языку.

2. Повышение речевой, коммуникативной культуры учащихся, родителей.

Заключительный:

1. Подведение итогов деятельности, выработка перспектив его дальнейшего развития, информационное освещение.

2. Отчёт о проделанной работе.

3. Рефлексия.




Краткая аннотация проекта

Проект направлен на решение проблемы языковой безграмотности населения. Понижение речевой культуры общества уже несколько лет выражается в падении
орфоэпической, орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности не только представителей современной интеллигенции, людей рабочих специальностей, но в первую очередь школьников. Лексический запас молодого поколения россиян стремительно уменьшается, а образовавшиеся пустоты заполняются словами-паразитами, словесным мусором. Многие, особенно молодежь, с трудом находят слова, чтобы выразить свои мысли. Помолодел контингент школьников, употребляющих в своей речи нецензурную брань.

Описание проблемы решению (снижению) остроты которой посвящен проект

В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер ничем не сдерживаемой речевой стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.

Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется?

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая с одноклассниками, слыша речь односельчан, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг.

Цель проекта

Формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности, повышение языковой культуры обучающихся  через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.


Задачи проекта

Задачи проекта:

  • Выявление проблем современного русского языка, анализ причины нарушения экологии современного русского языка учениками и учителями школы; исследование влияния иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений, языка интернет-общения, sms-общения на состояние родного языка и духовной культуры учащихся и учителей.

  • Определение путей, методов, способов формирования речевой культуры учащихся и педагогов, решений проблем русского языка; определение критериев оценки результативности  деятельности в рамках проекта.



  • Создание условий для реализации программы проекта «Говорим и пишем по-русски»,  разработка методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы школьного проекта.



  • Проведение мероприятий, акций и др. с целью повышения интереса к русскому языку; популяризация правильной, грамотной речи, «борьба с неграмотностью.


Ожидаемые результаты проекта

Ожидаемые результаты:


  • вовлечение учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры;

  • создание среды для повышения уровня речевой культуры учащихся, родителей;

  • осознание значимости русского языка как части духовной культуры нации, тем самым, сохранить русский язык.

  • создание условий для творческого и культурного общения среди учащихся.































План реализации проекта

п\п

Название мероприятия

Вид деятельности

Сроки реализации

1

Сбор информации, изучение подобного опыта

Беседа с классными руководителями, педагогами школы, учащимися школы

сентябрь

2

Разработка целей и задач социального проекта «Говорим и пишем по-русски»

Составление основных направлений и плана работы по реализации проекта

сентябрь

3

Проведение социологического исследования по проблеме снижения культуры речи

Составление анкеты для социологического исследования, проведение социологического исследования

в течение года

4

Организация странички «Чисто по-русски» в школьной газете

Написание письма

в течение года

5

SMS  родным и близким. Соблюдение в них норм речевого этикета.

Пишем SMS

В течение года

6

«Цитаты из жизни»

«Цитаты из жизни» Разработка и создание рекламы  

ноябрь

7

«Давайте говорить друг другу комплименты».

Сбор в  «Почтовый ящик проекта» с пожеланиями друг другу

По праздничным датам

8

Просторечие. Вредные словесные привычки. Молодежный жаргон.

 «Палитра русского языка»

Составление словаря молодежного сленга.

февраль

9

Акция  «Начнем с себя!», Акция «А как это сказать по-русски?»

Проведение акции

Март,апрель

10

Проведение тематических информационных пятиминуток  «Чисто по-русски»

Проведение тематических информационных пятиминуток  

В течение года

11

 «Несем красоту русского языка людям»

Волонтерская работа  (публичные выступления)

В течение года


Круглый стол

Организация  «круглого стола»   по вопросу формирования обшей культуры молодежи

май



Руководитель проекта учитель русского языка и литературы___________/Сергеева Е.А../



Директор МКОУ Джогинская СОШ_____________/Елтратов М. П./



Отчет руководителя о реализации социального проекта

«Говорим и пишем правильно»


В течение 2021 -2022 учебного года в МКОУ Джогинской СОШ был реализован школьный социальный проект «Говорим и пишем правильно»


Тема социального проекта является значимой, так как затрагивает вопросы знания культуры русского языка. Отступление от норм расценивается лингвистами как признак недостаточной речевой и общей культуры. Речевая культура испытывает значительные изменения, поэтому необходимо формировать позитивную речевую культуру в молодежной среде, обратить внимание на лингвистические ошибки вокруг нас и на их исправление.

На подготовительном этапе вместе с участниками мы составили план работы, подготовили раздаточный материал, изучили литературу, разработали цели и задачи социального проекта «Говорим и пишем по-русски». Вследствие чего был составлен график и виды работ.

На втором этапе провели социологическое исследование по проблеме снижения культуры речи.

В анкете приняло участие 34 человека.

Вопрос

Варианты ответов

Кол-во ответов

%

1. Используете ли вы в своей речи просторечные слова?

Да
Нет

32

2

 94,1

5,8

2. Пользуетесь ли ненормативной лексикой?

Да
Нет

18

16


52,9

47

3. Почему же сквернословие стало на столько “модным”?

- Негативное влияние социальной среды.

- Безответственность отдельных СМИ.

- Недостатки семейного воспитания.

- Психологические особенности подросткового возраста.

- Непонимание отрицательной стороны сквернословия.

- Стрессогенность современной жизни.

10

10

5


2



3


4

29

29

14,7


5,8



8,8


11,7

4. Нужны ли русскому языку иностранные слова-сорняки?

Да
Нет

30

4

88,2

11,7

5. Нужно ли искоренять сквернословие?

Да
Нет

32

2

94,1

5,8

6. Какие способы повышения культуры речи вы предлагаете

Более глубоко изучать русский язык в школе.

Больше читать русской классической литературы.

Ввести строгое наказание за использование ненормативной лексики в общественных местах.

 4


29


1

11,7


85,2


29,4



Результаты анкеты показали, что, действительно, сегодня редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие “мелочи”. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.

В течение всего года нами были реализованы акции: «Начнем с себя!», «А как это сказать по-русски?». Учащиеся и родители приняли активное участие. Ребята поздравляли с праздниками  родных и близких, пенсионеров и учителей (писали SMS, строго соблюдая в них нормы речевого этикета). Организовали работу в школьной газете. Интересно прошло мероприятие «Цитаты из жизни». Ребята не только создали рекламу, но и показали театрализованное представление. С пожеланиями друг другу организовали сбор в  «Почтовый ящик проекта».

Третий этап заключал в себе подведение итогов проекта и анализ результатов работы.

Вместе с участниками проекта организовали  «Круглый стола»   по вопросу формирования обшей культуры молодежи. Пригласили родителей, преподавателей,

библиотекарей, администрацию. Беседа получилась насыщенной и интересной.

В процессе оценки достижения планируемых результатов использовались такие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности: проекты, акции, творческие работы, самоанализ и самооценка.  Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

Реализация данного проекта способствует вовлечению школьников  в  социально – значимую  деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.





.


Руководитель проекта

учитель русского языка и литературы_______________/Сергеева Е.А../



Директор МКОУ Джогинской СОШ_________________/Елтратов М П./