Паспорт школьного социального проекта «Говорим и пишем по-русски»
Название | «Говорим и пишем по-русски» |
Полное название образовательной организации | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Джогинская средняя общеобразовательная школа |
Автор социального проекта | учитель русского языка и литературы |
Руководитель социального проекта | Сергеева Елена Александровна |
Сроки реализации проекта | 2021-2022 год |
Участники проекта | Обучающиеся 9 класса, руководитель проекта Сергеева Елена Александровна |
Основные целевые группы, на которых направлен проект | Учащиеся, педагоги, родители, библиотекари |
Основные этапы реализации социального проекта | Подготовительный: 1. Оценка готовности родителей и учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности в рамках социального Проекта. 2. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта. 3. Работа с литературой. 4. Подготовка раздаточного материала. 5. Создание презентаций. 6. Составление плана работы совместно с библиотекой. Основной: Поисково-исследовательский этап: Исследование уровня грамотности учащихся, родителей класса. Практический этап: 1. Повышение интереса к русскому языку. 2. Повышение речевой, коммуникативной культуры учащихся, родителей. Заключительный: 1. Подведение итогов деятельности, выработка перспектив его дальнейшего развития, информационное освещение. 2. Отчёт о проделанной работе. 3. Рефлексия. |
Краткая аннотация проекта | Проект направлен на решение проблемы языковой безграмотности населения. Понижение речевой культуры общества уже несколько лет выражается в падении орфоэпической, орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности не только представителей современной интеллигенции, людей рабочих специальностей, но в первую очередь школьников. Лексический запас молодого поколения россиян стремительно уменьшается, а образовавшиеся пустоты заполняются словами-паразитами, словесным мусором. Многие, особенно молодежь, с трудом находят слова, чтобы выразить свои мысли. Помолодел контингент школьников, употребляющих в своей речи нецензурную брань. |
Описание проблемы решению (снижению) остроты которой посвящен проект | В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер ничем не сдерживаемой речевой стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения. Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется? Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая с одноклассниками, слыша речь односельчан, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг. |
Цель проекта | Формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности, повышение языковой культуры обучающихся через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них. |
Задачи проекта | Задачи проекта: Выявление проблем современного русского языка, анализ причины нарушения экологии современного русского языка учениками и учителями школы; исследование влияния иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений, языка интернет-общения, sms-общения на состояние родного языка и духовной культуры учащихся и учителей. Определение путей, методов, способов формирования речевой культуры учащихся и педагогов, решений проблем русского языка; определение критериев оценки результативности деятельности в рамках проекта. Создание условий для реализации программы проекта «Говорим и пишем по-русски», разработка методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы школьного проекта. Проведение мероприятий, акций и др. с целью повышения интереса к русскому языку; популяризация правильной, грамотной речи, «борьба с неграмотностью. |
Ожидаемые результаты проекта | Ожидаемые результаты: вовлечение учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры; создание среды для повышения уровня речевой культуры учащихся, родителей; осознание значимости русского языка как части духовной культуры нации, тем самым, сохранить русский язык. создание условий для творческого и культурного общения среди учащихся. |
План реализации проекта
№ п\п | Название мероприятия | Вид деятельности | Сроки реализации |
1 | Сбор информации, изучение подобного опыта | Беседа с классными руководителями, педагогами школы, учащимися школы | сентябрь |
2 | Разработка целей и задач социального проекта «Говорим и пишем по-русски» | Составление основных направлений и плана работы по реализации проекта | сентябрь |
3 | Проведение социологического исследования по проблеме снижения культуры речи | Составление анкеты для социологического исследования, проведение социологического исследования | в течение года |
4 | Организация странички «Чисто по-русски» в школьной газете | Написание письма | в течение года |
5 | SMS родным и близким. Соблюдение в них норм речевого этикета. | Пишем SMS | В течение года |
6 | «Цитаты из жизни» | «Цитаты из жизни» Разработка и создание рекламы | ноябрь |
7 | «Давайте говорить друг другу комплименты». | Сбор в «Почтовый ящик проекта» с пожеланиями друг другу | По праздничным датам |
8 | Просторечие. Вредные словесные привычки. Молодежный жаргон. «Палитра русского языка» | Составление словаря молодежного сленга. | февраль |
9 | Акция «Начнем с себя!», Акция «А как это сказать по-русски?» | Проведение акции | Март,апрель |
10 | Проведение тематических информационных пятиминуток «Чисто по-русски» | Проведение тематических информационных пятиминуток | В течение года |
11 | «Несем красоту русского языка людям» | Волонтерская работа (публичные выступления) | В течение года |
| Круглый стол | Организация «круглого стола» по вопросу формирования обшей культуры молодежи | май |
Руководитель проекта учитель русского языка и литературы___________/Сергеева Е.А../
Директор МКОУ Джогинская СОШ_____________/Елтратов М. П./
Отчет руководителя о реализации социального проекта
«Говорим и пишем правильно»
В течение 2021 -2022 учебного года в МКОУ Джогинской СОШ был реализован школьный социальный проект «Говорим и пишем правильно»
Тема социального проекта является значимой, так как затрагивает вопросы знания культуры русского языка. Отступление от норм расценивается лингвистами как признак недостаточной речевой и общей культуры. Речевая культура испытывает значительные изменения, поэтому необходимо формировать позитивную речевую культуру в молодежной среде, обратить внимание на лингвистические ошибки вокруг нас и на их исправление.
На подготовительном этапе вместе с участниками мы составили план работы, подготовили раздаточный материал, изучили литературу, разработали цели и задачи социального проекта «Говорим и пишем по-русски». Вследствие чего был составлен график и виды работ.
На втором этапе провели социологическое исследование по проблеме снижения культуры речи.
В анкете приняло участие 34 человека.
Вопрос | Варианты ответов | Кол-во ответов | % |
1. Используете ли вы в своей речи просторечные слова? | Да Нет | 32 2 | 94,1 5,8 |
2. Пользуетесь ли ненормативной лексикой? | Да Нет | 18 16 | 52,9 47 |
3. Почему же сквернословие стало на столько “модным”? | - Негативное влияние социальной среды. - Безответственность отдельных СМИ. - Недостатки семейного воспитания. - Психологические особенности подросткового возраста. - Непонимание отрицательной стороны сквернословия. - Стрессогенность современной жизни. | 10 10 5 2 3 4 | 29 29 14,7 5,8 8,8 11,7 |
4. Нужны ли русскому языку иностранные слова-сорняки? | Да Нет | 30 4 | 88,2 11,7 |
5. Нужно ли искоренять сквернословие? | Да Нет | 32 2 | 94,1 5,8 |
6. Какие способы повышения культуры речи вы предлагаете | Более глубоко изучать русский язык в школе. Больше читать русской классической литературы. Ввести строгое наказание за использование ненормативной лексики в общественных местах. | 4 29 1 | 11,7 85,2 29,4 |
Результаты анкеты показали, что, действительно, сегодня редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие “мелочи”. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.
В течение всего года нами были реализованы акции: «Начнем с себя!», «А как это сказать по-русски?». Учащиеся и родители приняли активное участие. Ребята поздравляли с праздниками родных и близких, пенсионеров и учителей (писали SMS, строго соблюдая в них нормы речевого этикета). Организовали работу в школьной газете. Интересно прошло мероприятие «Цитаты из жизни». Ребята не только создали рекламу, но и показали театрализованное представление. С пожеланиями друг другу организовали сбор в «Почтовый ящик проекта».
Третий этап заключал в себе подведение итогов проекта и анализ результатов работы.
Вместе с участниками проекта организовали «Круглый стола» по вопросу формирования обшей культуры молодежи. Пригласили родителей, преподавателей,
библиотекарей, администрацию. Беседа получилась насыщенной и интересной.
В процессе оценки достижения планируемых результатов использовались такие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности: проекты, акции, творческие работы, самоанализ и самооценка. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Реализация данного проекта способствует вовлечению школьников в социально – значимую деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.
.
Руководитель проекта
учитель русского языка и литературы_______________/Сергеева Е.А../
Директор МКОУ Джогинской СОШ_________________/Елтратов М П./