СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в детской школе искусств»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в детской школе искусств»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ДУХОВЩИНСКОГО РАЙОНА

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

Социальный проект

«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в детской школе искусств»

 

 

 

 

 

 















 

                                                                Составитель:

Морозова Марина Николаевна,

Преподаватель

2020г.



Содержание:

1.     Пояснительная записка

2.     Цели и задачи проекта

3.     Основное содержание проекта

4.     Ресурсы

5.     Целевая аудитория

6.     Рабочий план реализации

7.     Ожидаемые результаты и социальный эффект

8.     Оценка результативности реализации проекта

9.     Порядок контроля, формы подведения итогов реализации проекта

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

11. Литература

 

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация  общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность принятия мер по усилению гражданско-патриотического воспитания учащихся как важнейшего компонента воспитательной программы МБУ ДО Озерненская ДШИ.

Концепция программы базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного  воспитания как социально-значимой  духовно-практической деятельности, приоритетного направления  работы  ДШИ. Духовно-нравственное воспитание понимается  нами как  воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека.  Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является  гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами  гражданина-патриота, что подразумевает  уважение к своей Родине, ее истории и культуре.

Озерненская детская школа искусств ведет обширную культурно-просветительскую работу. Сегодня в основе воспитательной работы школы лежат концептуальные решения с учетом целей и задач воспитательного процесса. Результатом такого подхода стала стройная система тематических творческих проектов, объединяющих мероприятия одной целью, имеющих внутреннюю динамику и сквозное развитие.

В основу предлагаемого гражданско-патриотического проекта, как части воспитательной программы МБУ ДО Озерненская ДШИ, положены следующие принципы:

 

Содержательные:

-гуманизм;

-патриотизм;

-гражданственность;

-нравственность и духовность;

-свобода развития.

 

Организационные:

-целостность и непрерывность;

-целенаправленность;

-развитие;

-сотрудничество всех субъектов образовательного и воспитательного процессов;

-дифференцированность.

Расширение гражданско-патриотического воспитания обучающихся необходимо для решения полного комплекса задач эстетического и нравственного воспитания обучающихся. В детской школе она охватывает весь педагогический процесс, который интегрируется в учебные занятия, концертно-просветительскую деятельность, общение и, главное, составляет органическое единство с учебным процессом.

 

Проблемы гражданско-патриотического воспитания населения в последние годы привлекают все большее внимание как общественных, так и официальных кругов. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

       В работе над проектом «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейший компонент воспитательной программы школы искусств» (далее – Проект) авторы руководствовались следующими нормативными документами:

  Конституцией РФ;

  Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»

  Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  Конвенцией о правах ребенка.

 

2.     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач.

Задачи проекта:

1.     Разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность.

2.     Развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.

3.     Формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней.

4.     Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

5.     Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

 

3.     ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

          Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся ДШИ в новых социально-экономических условиях - сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Концептуальный подход предлагаемого проекта гражданско-патриотического воспитания обучающихся как важнейшего компонента воспитательной программы школы базируется на принципах, адекватных современным требованиям обучения и воспитания.

Можно выделить следующие направления предлагаемой работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в нашей школе:

героико-историческое, героико-патриотическое, историко-краеведческое, культурно-историческое, социально-патриотическое.

 

Направление  «Связь поколений».

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

4.Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.

Формы:

тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.


Направление «Мой край родной».

Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой родине.

Задачи:

1.Организация деятельности по изучению национальных традиций, истории, этнических культур, истории родного края, страны.

2.Ознакомление обучающихся с искусством родной страны, эпохами, стилями; расширение эрудиции обучающихся посредством углублённого познания культурного наследия.

3.Воспитывать у обучающихся позицию «Я- гражданин Смоленщины».

4.Формировать экологическое поведение.

Формы:

Тематические беседы, коллективные творческие дела, выставки творческих работ по истории родного края, посещение краеведческих музеев города Духовщины, тематические вечера о творчестве поэтов п. Озерный, писателей и музыкантов Смоленщины, обмен концертными программами и выставками с ДШИ г. Духовщины, мероприятия по обустройству территории школы.

 


 

Направление «Растим патриота и гражданина России».

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2.Формировать культуру проявления гражданской позиции.

3.Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

4. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям другой национальности, к своей национальности.

Формы:

Тематические беседы, коллективные творческие дела, лекции-концерты, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, Дня Конституции, Дня согласия и примирения, Дня России, устные журналы, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, выставки.


Направление «Я и семья».

Цель: осознание  обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1.Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся.

2.Позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей.

3.Преодолевать негативные тенденции в воспитании обучающихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации.

4.Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье.

5.Создавать условия для духовного общения детей и родителей.

Формы:

Беседы, родительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, индивидуальное посещение семей, привлечение родителей к организации каникул, поощрение семей, активно участвующих в жизни школы. 

 

Направление «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних».

Цель: формирование способности к самореализации в пространстве российского государства, активной жизненной позиции, знания и соблюдения норм правового государства.

Задачи:

1.Изучить и ознакомить обучающихся с нормативной базой, подзаконными актами о правах и обязанностях детей.

2.Улучшить качество отношения детей к реалиям жизни учреждения, родного края, страны.

3.Предотвратить появление обучающихся с девиантным поведением.

4.Предупреждение чрезвычайных происшествий с детьми в период нахождения без контроля со стороны родителей.

Формы.

Мониторинг уровня воспитанности, выявление неблагополучных и социально-незащищенных семей, тематические классные часы, конкурс плакатов «Останови зло», выпуск газеты «Ты и закон», участие в поселковых мероприятиях, конкурсах.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс проектных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1.     Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего возраста.

2.     Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

3.     Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

4.     Участие в тематических конкурсах, выставках.

5.     Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.


Огромную помощь в данной работе могут осуществлять творческие коллективы нашей школы:

 

1.     Хореографический коллектив  «Карусель»  - рук. Андреева Е.В.

2.     Хореографический коллектив «Горошинки» - рук. Андреева Е.В.

3.     Фортепианный дуэт «Синкопа» - рук. Филимоненкова С.Н.

4.     Младший хор  –  рук. Ильющенкова О.В.

5.     Старший хор  – рук. Васетченкова Е.М.

6.     Вокальный дует  «Мальчишки» -  рук. Морозова М.Н..

7.     Инструментальный  дуэт  «Подружки» - рук. Морозова М.Н.

8.     Вокальный ансамбль «Звонкие голоса» - рук. Морозова М.Н.

9.     Художественные коллективы:

- «Волшебная кисточка» (младшая группа) -  рук. Корнева Т.В.

- «Вдохновение» (старшая группа) -  рук. Корнеева Т.В.

- «Фантазия» - рук. Гулакова Т.П.

- «Сувенирная лавка» - рук. Гулакова Т.П.

- «Веселый пластилин» - рук. Гулакова Т.П.

 

 

4.     РЕСУРСЫ

1.Кадровые: в реализации Проекта принимают участие руководство, преподаватели, обучающиеся и родители обучающихся ДШИ.

2.Материально-техническиематериально-техническая база ДШИ, включающая: современные технические средства обучения (музыкальный  центр, DVD-центр, ноутбук, фотокамера, видеопроектор, Аудио-пособия  в компакт-дисках, школьный нотный и библиотечный фонд. В качестве дополнительных познавательных ресурсов используется Интернет.

3.Информационные: изучение исследовательских работ по истории родного края, России, гражданско-патриотическому воспитанию детей, дополнительной педагогической литературы, программно-методических материалов, разработка и реализация различных проектов общественно-политической, патриотической направленности, дидактического материала с использованием  Интернет-ресурсов.

4.Организационные: направленность воспитательной программы школы на усиление гражданско-патриотического компонента.

5.Программное обеспечение: Конституция РФ, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Конвенция о правах ребенка, воспитательный план школы.

6.Информационно-методическая среда:   участие авторов Проекта в мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

В распоряжении участников программы все кабинеты Школы, концертный зал с на 100 зрительских мест, отвечающий современным техническим требованиям (видеопроектор, экран, высококачественное звуковое оборудование), оснащенный музыкальными инструментами (2 фортепиано), что позволяет успешно проводить концерты, лекции и встречи с детскими коллективами и профессиональными музыкантами.

Вышеперечисленные ресурсы являются достаточными для реализации проекта «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейший компонент воспитательной программы школы искусств».

 

5.     ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ.

  • обучающиеся, преподаватели и родители обучающихся муниципального бюджетного  учреждения дополнительного образования Озерненская  детская  школа искусств;

  •  дети и подростки от 5 до 18 лет, проживающие в поселке Озерный, обучающиеся средней школы, дети-инвалиды, пожилые люди, пенсионеры и др.

  

6.     РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

6.1. Этапы и сроки реализации Проекта:



Цель проекта:

Сроки

выполнения

Ответственный

1. Проектно-организационный этап-подготовка условий создания блока гражданско-патриотического воспитания в школе искусств.

Осуществление общего контроля и руководства, проведение организационных, методических, кадровых, и др. мероприятий по организации гражданско-патриотического воспитания, изучение нормативной базы, анализ материально-технических, педагогических условий реализации Проекта.

1 месяц

Директор ДШИ, зам.директора по УР, преподаватели.

2. Основной этап-практический.

Проведение Проектных мероприятий:

 - «Посвящение в первоклассники»;

 - «Нам жить и помнить», -выставка художественного отделения.

-День защитника Отечества;

-День пожилого человека.

- Поздравление ветеранов войны, концерты для ветеранов, шефская помощь.

-День матери;

-Концерты  для воспитанников детских садов;

-«Олимпиада искусств»- конкурсно-познавательное мероприятие

-Концертные выступления, выставки, классные часы, посвященные  Великой Победе;

- Общешкольный классный час  с выступлением обучающихся «Эту дату забывать нельзя», посвященный освобождению Духовщинского района  от немецко-фашистских захватчиков

- Совместное мероприятие с  поселковой библиотекой «Защитникам родины славу поем!..», посвященное Дню защитника Отечества 

-День России.

-«Весенняя капель»

-«В кругу друзей». Цикл концертов для детей-инвалидов.

- Занятия музыкально-литературного клуба «Теремок» цикл лекций-концертов.

-Творческие выставки и конкурсы гражданско-патриотической направленности.

-Профилактические антинаркотические мероприятия.

Проведение мониторинга и корректировка деятельности по Проекту.

10 месяцев

Преп. Морозова М.Н.,

Заведующие отделениями

3. Заключительный (аналитический) этап

Подведение результатов, обобщение результатов работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Оценка эффективности внедрения Проекта.

Информационно-методическое сопровождение Проекта.

Планирование работы на следующий период.

1 месяц

Директор, заместитель директора по учебной работе, преподаватели



6.2. Формы и методы работы в рамках Проекта:

        методы стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся;

        методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности;

        методы организации взаимодействия обучающихся между собой и накопления социального опыта (создание ситуаций совместных переживаний, работа в малых группах, выполнение совместной работы);

        игровые методы (создание ситуаций успеха, ситуаций творческого поиска);

        методы развития психических функций, творческих способностей и  личностных качеств (творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации и ее решение);

        методы анализа и самоанализа, направленные на развитие самооценки личности учащимся и приобретение  опыта  анализа ситуации и межличностного общения.  

При планировании работы учитывались традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, положения  о проведении муниципальных, региональных, федеральных конкурсов и фестивалей.

7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

В результате реализации Проекта ожидается:

1.В учреждении, как в образовательной системе:

- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.    

Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

  • умение принимать и защищать свои решения;

  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свобода человека и гражданина;

  • символика Российской Федерации;

  • национальное самосознание;

  • уважение чести и достоинства других граждан;  

  • толерантность.

Количественные параметры: 

  • включенность каждого подростка в воспитательные ситуации;

  • качество отношений (отношение молодежи к реалиям жизни муниципального образования, мероприятиям образовательного  учреждения, совместным делам);

  • отсутствие детей с девиантным поведением;

  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

  • проведение развивающих, организационных, познавательных, развлекательных мероприятий.

 

9.ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ, ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных представителей молодежи Почетными грамотами, Благодарственными письмами и призами, формирование лидерской группы из инициативных и активных участников проекта. Кроме того, подводятся результаты мониторинга по основным направлениям проекта в свете ранее указанных параметров с целью корректировки мероприятий проекта, изучения результативности и постановки перспективных задач.

 

10.ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА.

Авторы проекта считают, что целенаправленная, тщательно спланированная и подготовленная  работа по гражданско-патриотическому воспитанию, включенная в воспитательный план школы ежегодно, принесет положительный эффект. Знаменательным является тот факт, что в нашей школе гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся особое внимание предполагается уделить именно в этом, 2020 году - ведь это год празднования 75-летия великой Победы русского народа в Великой Отечественной войне.

Данный проект может стать основой для научного осмысления и выработки программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков  не только в нашей школе, но и в учреждениях дополнительного образования Духовщинского  района. Системная работа по предлагаемым направлениям поможет формировать положительный имидж школы.

 Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства. Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи является данный проект гражданско-патриотической направленности, сориентированный на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, уважение к истории  и культурных ценностей малой родины и в целом родной страны.

11.ЛИТЕРАТУРА

1.Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы.- М.: Топикал, 1994. – 608с.

2.Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс.канд.пед.наук.Тамбов,2004.-204 л.

3. Вильсон Г. Психология артистической деятельности – М.: издательство «Когито-Центр». 2001. 383 с.

4.Вырщиков А.Н., Кусмарцев Б.М.Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе.-Волгоград,2006-http://www/vounb.volgograd.ru/CLNVR/library/Kusmarzev/Patrioticheskoe_vospitanie.pdf

5.Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук. СПб,2005.-177 л.