Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Бутурлинский сельскохозяйственный тезникум»
социальный Проект
«Мы за здоровый образ жизни!»
Руководитель проекта: преподаватель физической культуры
Алексей Валерьевич Куличенков
Исполнители проекта: студенты группы 20
Тип проекта: Долгосрочный, групповой, исследовательский,
творческий, межпредметный.
Сроки проекта: 2017-2018, 2018-2019 учебный год.
2017
Проблема, на решение которой направлен проект
Наше будущее зависит от сегодняшней молодежи, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих студентов. Вовлечение обучающихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
Программа проекта должна сориентировать студента на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Цель проекта: пропаганда здорового образа жизни, воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека.
Задачи проекта:
Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
Пропагандировать здоровый образ жизни на примере лучших студентов техникума и их достижений в различных областях учёбы, творчества и спорта.
Формировать у обучающихся устойчиво-негативное отношение к табаку, алкоголю, наркотическим веществам.
Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой учащихся и условия для организации двигательной активности.
Воспитывать культуру обмена мнениями, развивать навыки упорядоченного, структурированного мышления.
Воспитывать потребность студентов в ежедневном выполнении правил личной гигиены.
Формировать представления о красоте природного мира, о положительном и отрицательном влиянии воздействия человека на атмосферу земли.
Воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
• Гипотеза:
Процесс приобщения студентов к здоровому образу жизни будет более эффективным и продуктивным, если реализация идеи и замысла проекта будет производиться с помощью средств ТСО; художественно-иллюстративного материала; бесед; наблюдений; экскурсий; продуктивной деятельности.
Актуальность темы.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных.
В юношеском возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.
Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма. Наш многолетний опыт педагогической работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у студентов новый «пласт» знаний по валеологии и способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни средствами инновационных технологий.
Проблема охраны здоровья студентов в техникуме стоит очень остро. Анализ состояния здоровья наших обучающихся показал, что в группе залогом хорошего самочувствия детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний.
Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.
Формирование здоровья ребенка в юношеском возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в учебном заведении ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к. здоровье студентов во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в техникуме. Правильно организованная развивающая среда дает студенту возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими людьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Учитывая все вышеизложенное, перед нами появилась необходимость разработки и реализации проекта о пропаганде здорового образа жизни, используя современные образовательные технологии.
• Степень разработанности проблемы:
Учебные пособия, существующие на сегодняшний день, недостаточно широко развивают знания учащихся о здоровом образе жизни. Поэтому я решил раскрыть ее более полно с помощью созданного проекта.
• Объект проектной деятельности:
Процесс приобщения студентов к здоровому образу жизни.
• Предмет проектной деятельности:
Инновационные технологии; проектный метод; условия, созданные для проведения проекта.
Важным условием распространения ведения здорового образа жизни является, увеличение числа подростков, стремящихся к сохранению и улучшению своего собственного здоровья, имеющих активную социальную позицию.
При этом важно обеспечить способы социальной активности, позволяющие перейти обучающимся к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой студенты сами провели исследование, обработали результаты и представили их в виде диаграмм, рисунков, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. Данный проект разработан с целью приобщения студентов к здоровому образу жизни. Проект способствует формированию негативного отношения к алкоголю, курению, наркотикам, даёт возможность получить знания о правильном питании, информирует о сердечно-сосудистых заболеваниях и их предупреждениях, закаливание организма и охране здоровья человека в Российской Федерации. Проект учит студентов оказывать первую помощь при несчастном случае.
Совместная работа в группе способствует сплочению коллектива, растёт взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Проект стимулирует участников к активной деятельности для выполнения задания, развивает интерес к проблеме, самостоятельность.
Пропаганду здорового образа жизни, спорта мы будем вести под девизом:
Разумный выбор – правильное решение.
При создании проекта мы опирались на следующие принципы:
Здоровье-это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье - в твоих руках.
Здоровье не все – но все без здоровья ни что.
Осознанно вредить своему здоровью - глупо. Объяви войну вредным привычкам.
Без вредных привычек от жизни можно получить гораздо больше.
Физическое и психологическое здоровье неразделимы. Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, учёбе. Не будь равнодушным! Помоги тем, кто попал в беду.
Бери пример с лучших.
Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
Учитывая актуальность направления, данный проект может быть продолжен и расширен. Данный проект может быть использован или взят за основу классными руководителями любой группы для организации внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты
Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья студентов.
Улучшение состояния здоровья студентов, уменьшение пропусков занятий, повышение качества их знаний.
Занятость детей во внеурочное время (кружки, секции и т.д.)
Осознание студентами необходимости разумного проведения досуга.
Повышение внимания студентов и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Формирование у обучающихся представления об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни.
реализация проекта
Проведение анкетирования среди студентов групп 20 и 6
АНКЕТА «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»
Дорогой друг!
Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы, подчеркнув выбранный Вами ответ прямой линией.
Если Вы не уверены в своих знаниях по тому или иному вопросу, то ответ подчеркните волнистой чертой или допишите свой ответ.
Можно подчеркнуть два и более ответов.
Ваш пол: мужской, женский
Ваш возраст? …………………….лет
1. Интересно ли Вы живете?
-Да -Нет
-Посредственно - Другое…
2. Ваши увлечения в свободное от учебы время?
-Спорт -Литература
-Музыка -Техника
-Компьютер -Другое…
3. Влияют ли положительные эмоции на укрепление Вашего здоровья?
-Да -Нет -Затрудняюсь ответить
4. Удовлетворяет ли Вас социально-психологический климат в Вашем учреждении образования?
-Да -Нет -Скорее да, чем нет
5. На сколько активно Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
-Постоянно
-От случая к случаю
-Не занимаюсь
6. В работе каких спортивных секций и клубов Вы принимали участие?
__________________________________________________________________
7. Созданы ли в Вашем учреждении образования условия для занятий физкультурой и спортом?
-Да -Нет
8. Влияют ли занятия физкультурой и спортом на состояние Вашего здоровья?
-Да -Нет -Затрудняюсь ответить
9. Занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма?
-Да -Нет -Не считаю нужным
10. Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?
-Очень важно -Скорее важно
-Скорее не важно -Совсем не важно
11. Курите ли Вы?
-Да -Нет -Изредка
-До 10 сигарет в день -Более 10 сигарет в день
12. Почему вы курите?
-От нечего делать
-Казаться более взрослым, независимым
13. Знаете ли Вы, как влияет курение на состояние здоровья?
-Вредно для здоровья
-Полезно для здоровья
-Затрудняюсь ответить
14. Вредно ли курение для окружающих некурящих – «пассивное курение»
-Вредно
-Не вредно
-Затрудняюсь ответить
15. Стоит ли отказаться от курения, чтобы быть здоровым?
-Да -Нет Не знаю
16. Пробовали ли Вы спиртные напитки?
-Да -Нет
17. Употребляете ли Вы спиртные напитки?
-Да -Нет
18.Если «да», то сколько раз (примерно) Вы выпиваете?
В неделю: один, два, три или ……….раз
В месяц: один, два, три или …………раз
19. Опасно ли употребление спиртных напитков для Вашего здоровья?
-Да -Нет -Не знаю
20. Употребляли ли Вы и Ваши друзья какие-нибудь таблетки или химические вещества одурманивающего действия?
-Да -Нет
21. Слышали ли Вы что-нибудь об опасности для здоровья при употреблении таблеток и других химических веществ?
-Да -Нет
22. В какой мере Вы знакомы с проблемой наркомании среди молодежи?
-В полной мере
-В некоторой степени
-Почти знаком или совсем не знаком
-Никогда не интересовался этими вопросами
23. Сталкивались ли Вы с проблемой употребления наркотиков?
-Да, неоднократно пробовал
-Да, 1-2 раза
-Да, у меня был друг-наркоман
-Да, в собственной семье
-Да, в семье друзей или знакомых
-К счастью, никогда не сталкивался
24. По Вашему мнению, является ли составной частью здорового образа жизни рациональное питание?
-Да -Нет -Не знаю
25. Согласны ли Вы, что рациональное питание – это:
- равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, иначе говоря, баланс энергии
- удовлетворение потребностей организма в определенном количестве и соотношении пищевых веществ
- соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме)
26. Придерживаетесь ли Вы какой-то особой диеты?
-Отказ от мясопродуктов
-Раздельное питание
-Отказ от хлебобулочных изделий
-Лечебное голодание
-Другое ……………………………..
27. Питаетесь ли Вы в столовой ?
-Да -Нет
28. Удовлетворены ли Вы организацией питания в учреждении образования?
-Да -Не совсем -Нет
29. Чтобы Вы хотели изменить в организации питания учреждения образования ?
-Ежедневное меню
-График питания
-Технологию приготовления пищи
-Ассортимент продуктов
-Обслуживание
-Другое ……………………………
30. По-вашему мнению, здоровый образ жизни – это…?
-Отказ от вредных привычек
-Личная гигиена
-Оптимальный двигательный режим
-Рациональное питание
-Закаливание
-Положительные эмоции
-Занятия физической культурой
и спортом
-Владение навыками безопасного
поведения
31. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?
-чтобы не беспокоили болезни;
-чтобы жить долго;
-чтобы выглядеть красиво;
-чтобы всего добиться в жизни.
32. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?
-пример родителей;
-пример уважаемых мной людей;
-болезни;
-наглядная информация в фактах и цифрах;
33. Какой образ жизни, на Ваш взгляд, является привлекательным, престижным?
___________________________________________________________
Сравнительный анализ анкет.
Правильное питание
Всего опрошенных: 21
Проведение анкетирования среди родителей.
Анкета для родителей
«Здоровый образ жизни в семье»
1. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете?
Правильное питание
Соблюдение режима дня
Благоприятные условия окружающей среды
Гармоничные отношения в семье
Занятия физической культурой
Другое _________________________
2. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья вашего ребенка?
Экологические загрязнения
Наследственные заболевания
Недостаточный уровень двигательной активности
Неправильное питание
Вредные привычки
Другое _____________________________
3. Оцените состояние здоровья вашего ребенка?
Хорошее
Плохое
Затрудняюсь ответить
4. Часто ли болел Ваш ребенок в течение года?
Да , (_______) раз?
Нет
В чем Вы видите причины заболеваний? ___________________________
5. Как вы проводите выходные с ребенком?
• ____________________________________________
6. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?
-Да
-Нет
7. Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома (Будние дни, (вечер),выходные дни)
Занятия у компьютера
Подвижные игры
Пешие прогулки вместе с родителями
Просмотр телевизионных передач
Занятия физическими упражнениями
Другое____________________________
8. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?
Посещение врачей
Занятия физическими упражнениями
Закаливание
Дыхательная гимнастика
Массаж
Прогулки на свежем воздухе
Правильное питание
• Другое ________________________________________
9. Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?
Регулярно
От случая к случаю
Не уделяю
Другое ________________________________________
10. Когда в последний раз Вы проверяли состояние здоровья Вашего ребенка?
а) в этом месяце б) в этом полугодии
в) в этом году г) не помню
11. Кто из членов Вашей семьи занимается спортом?
а) постоянно (кто?)
б) часто
в) редко
г) не занимаются вообще
12. Ваша семья ведет здоровый образ жизни?
а) да
б) отчасти
в) затрудняюсь ответить
13. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств массовой информации
в) из бесед с …. (кем?)
14. Используете ли Вы закаливание в семье, и какие виды?
а) регулярно…… (что?)
б) не всегда …….(что?)
в) от случая к случаю
г) слишком занят, нет времени
15. Каким образом Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно
г) затрудняюсь ответить
16.Как вы относитесь к употреблению спиртных напитков?
а) считаю недопустимым
б)возможно умеренное употребление во время праздников
в)это недопустимо в присутствии ребенка
г) не считаю это проблемой
17. Как вы относитесь к курению?
а) это вредная привычка
б) это недопустимо в присутствии ребенка
г) не считаю это проблемой
18. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?
Да,
нет
19. Считаете ли свое питание рациональным?
а) да
б) нет
в) отчасти
г) затрудняюсь ответить
20. Какие оздоравливающие мероприятия Вы проводите с детьми дома?
а) посещаете спортивные секции
б) катаетесь на лыжах, коньках, велосипеде, роликах ит.д.
в) другие мероприятия
21. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома (для взрослых и детей)
________________________________________________________________________________________
22.Какие трудности Вы испытываете в организации оздоровления ребенка?
а) не владеете знаниями
б) нет средств для оздоравливания
в) нет времени
23. Как Вы считаете, кто в большей степени должен оздоравливать детей?
а) техникум
б) родители
24. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?
Да
нет
иногда
Обработка анкет родителей.
Итоги работы над проектом
«Мы за здоровый образ жизни!»
В Работа проводилась во внеурочное время, в часы проведения кружковой работы.
После завершения проекта учащиеся смогли:
назвать полезные продукты питания;
показать, как правильно сидеть за рабочим местом;
измерить самостоятельно артериальное давление;
назвать заповеди здоровья;
назвать врачей-специалистов лечащие те или иные заболевания;
назвать пословицы, загадки, сказки и стихи о ЗОЖ;
приобрели навыки группового взаимодействия, умение работать в коллективе;
приобрели способности, знания и умения, позволяющие осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий;
«Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»
Режим дня
Ежедневная утренняя зарядка
Здоровое питание
Прогулки на свежем воздухе
Полноценный сон
Занятия спортом
Одежда по сезону
Меньше стрессов, больше юмора
Жить в мире и согласии со своей семьей
Долой вредные привычки
Учитывая актуальность направления, данный проект мы будем продолжать и расширять